курс внеурочной учебной деятельности "Литературное открытие"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной учебной деятельности"Литературное открытие". Срок реализации 5 лет(5-9 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._literaturnoe_otkrytie_1.doc | 407.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Увельская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Литературное открытие»
(направления: духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное)
срок реализации рабочей программы – 5 лет (5-9 класс)
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
Критерии сформированности личностных УУД | Показатели сформированности УУД | |
Обучающихся 5-7 классов | Обучающихся 8-9 классов | |
Л1. Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | Л(5-7) 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; Л(5-7) 1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; Л(5-7) 1.3. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование осознания необходимости сохранять достижения культуры родного края. | Л(8-9) 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; Л(8-9) 1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; Л(8-9) 1.3. Сформированность гуманистических, демократических ценностей и традиционных ценностей многонационального российского общества; Л (8-9) 1.4. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной. Формирование осознания необходимости сохранять достижения культуры родного края. |
Л(5-7) 1.4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Л(8-9) 1.5. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | |
Л(5-7)1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников; – Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | Л(8-9)1.6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; – Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | |
Л(5-7)1.6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Л(8-9)1.7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. | |
(5-7)1.7. Осознание значения семьи в жизни человека и общества. | Л(8-9)1.8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. | |
Л2. Смыслообразование | Л(5-7)2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде. | Л(8-9)2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а так же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. |
Л(5-7)2.2. Сформированность основ современной экологической культуры соответствующей; опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях. | Л(8-9)2.2. Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. | |
Л3. Нравственно-этическая ориентация | Л(5-7)3.1. Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, традициям России и народов мира; Формирование представлений о южноуральской литературе, отражающей особенности многонационального региона. | Л(8-9)3.1. Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; -готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Формирование представлений о южноуральской литературе, отражающей особенности многонационального региона. |
Л(5-7)3.2. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Л(8-9)3.2. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | |
Л(5-7)3.3. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края, народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Л(8-9)3.3. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | |
Л(5-7) 3.4. Сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Л(8-9)3.4. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
Метапредметные результаты:
Критерии сформированности регулятивных УУД | Показатели сформированности УУД | |
Обучающихся 5-7 классов | Обучающихся 8-9 классов | |
Р1. Целеполагание | Р(5-7) 1.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Р(5-7) 1.2. Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Р(5-7) 1.3. Сформированность умения самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | Р(8-9) 1.1. Сформированность умения самостоятельно ставить новые цели и задачи деятельности; Р(8-9) 1.2. Сформированность умения самостоятельно анализировать условия достижения цели и задач на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия; Р(8-9) 1.3. Сформированность умения самостоятельно формулировать познавательную цель и задачи. |
Р2. Планирование | Р(5-7) 2.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач; Р(5-7) 2.2. Сформированность умения самостоятельно составлять планы. | Р(8-9) 2.1. Сформированность умения самостоятельно планировать пути достижения познавательных целей и задач; Р(8-9) 2.2. Сформированность умения самостоятельно составлять планы, в том числе альтернативные. |
Р3. Прогнозирование | Р(5-7) 3. Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий. | Р(8-9) 3. Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. |
Р4. Контроль | Р(5-7) 4. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. | Р(8-9) 4. Сформированность умения самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. |
Р5. Оценка | Р(5-7) 5. Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. | Р(8-9) 5. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать и принимать решения, определяющие дальнейшую деятельность. |
Р6. Коррекция | Р(5-7) 6. Сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. | Р(8-9) 6. Сформированность умения самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Р7. Волевая саморегуляция | Р(5-7) 7. Сформированность умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | Р(8-9)7. Владение основами волевой саморегуляции. |
Коммуникативные УУД
Критерии сформированности коммуникативных УУД | Показатели сформированности УУД | |
Обучающихся 5-7 классов | Обучающихся 8-9 классов | |
К1. Планирование совместной деятельности | К(5-7) 1.1. Сформированность умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; К(5-7) 1.2. Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. | К(8-9) 1.1. Сформированность умения совместно с группой вырабатывать цели и функции участников совместной деятельности под руководством учителя; К(8-9) 1.2. Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). |
К2. Постановка вопросов | К(5-7) 2. Сформированность умений самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнёру, необходимые для организации собственной деятельности. | К(8-9) 2. Сформированность умений задавать вопросы партнёру, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
К3. Разрешение конфликтов | К(5-7) 3. Сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений). | К(8-9) 3.1. Сформированность умений устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; К(8-9) 3.2. Сформированность умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с опорой на социально-приемлемые способы поведения, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
К4. Управление поведением партнёра | К(5-7) 4. Сформированность умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и оказывать необходимую помощь партнёру в процессе сотрудничества. | К(8-9) 4. Сформированность умения управлять поведением партнёра, осуществляя контроль, давать эмоциональную оценку поведения партнёра и осознавать способы коррекции данного поведения. |
К5. Точность выражения мысли (умение выражать свои мысли) | К(5-7) 5. Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. | К(8-9) 5. Сформированность умений аргументировать свою точку зрения, спорит и отстаивать свою позицию социально-приемлемыми способами. |
К6. Владение монологической и диалогической формами речи. | К(5-7) 6.1. Сформированност умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; К(5-7) 6.2. Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи. | К(8-9) 6.1. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей в форме громкой социализированной речи и в форме внутренней речи; К(8-9) 6.2. Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание для осуществления эффективных групповых обсуждений. |
Познавательные УУД
Критерии сформированности познавательных УУД | Показатели сформированности УУД | |
Обучающихся 5-7 классов | Обучающихся 8-9 классов | |
П1. Смыслового чтения и работы с информацией | П(5-7) 1.1. Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения; П(5-7) 1.2. Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнения учебных заданий; П(5-7) 1.3. Сформированность умения структурировать тексты. | П(8-9) 1.1. Сформированность умения усваивающего и поискового чтения; П(8-9) 1.2 Сформированность умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников для решения учебных и жизненных задач; П(8-9) 1.3. Сформированность умения самостоятельно создавать структурированные тексты. |
П2. Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций | П(5-7) 2.1. Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач; П(5-7) 2.2. Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач; П(5-7) 2.3. Сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа; П(5-7) 2.4. Сформированность умения строить классификацию на основе дихотомического деления; П(5-7) 2.5. Сформированность умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая критерии; устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; П(5-7) 2.6. Сформированность умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач; П(5-7) 2.7. Сформированность умения осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; строить логическое рассуждение | П(8-9) 2.1. Сформированность умения преобразовывать модели и схемы для решения задач; П(8-9) 2.2. Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий; П(8-9) 2.3. Сформированность умения осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков; П(8-9) 2.4. Сформированность умения самостоятельно давать определения понятиям; П(8-9) 2.5. Сформированность умения самостоятельно осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи; П(8-9) 2.6. Сформированность умения самостоятельно объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования проблемы; П(8-9) 2.7. Сформированность умения обобщать понятия, формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя. |
П3. Умений проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности | П(5-7) 3.1. Сформированность умения планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приёмы адекватные исследуемой проблеме; П(5-7) 3.2. Сформированность умения выполнять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приёмы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями; П(5-7) 3.3. Сформированность умения оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями; П(5-7) 3.4. Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности; П(5-7) 3.5. Сформированность умения при представлении продукта учебного проекта аргументировать свою позицию, используя языковые средства адекватные исследуемой проблеме; П(5-7) 3.6. Сформированность умения самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку результатов выполнения проекта. | П(8-9) 3.1. Сформированность умения самостоятельно планировать учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приёмы адекватные исследуемой проблеме; П(8-9) 3.2. Сформированность умения самостоятельно выполнить учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приёмы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями; П(8-9) 3.3. Сформированность умения самостоятельно оформлять учебный проект (учебное исследование) в соответствии с требованиями; П(8-9) 3.4. Сформированность умения представлять продукт (результат) учебного проекта (учебного исследования) в форме устной презентации с использованием объектов наглядности и аргументированных ответов на вопросы; П(8-9) 3.5. Сформированность умения при представлении продукта (результата) учебного проекта ( учебного исследования) спорить и отстаивать свою позицию; П(8-9) 3.6. Сформированность умения проводить самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта (учебного исследования). |
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Мои сверстники
А. Лингдгрен. «Приключения Кале Блюмквиста».
В. Медведев. «Плюс Восьмое марта».
А. Г. Алексин. «Самый счастливый день».
В. К. Железников. «Чудак из 6 «Б»».
К. М. Макаров. «Лошади», «Джурка», «Ванька Жуков из детдома».
А. И. Дементьев. «Смекалка».
М. С. Гроссман. «Мальчик на дороге».
Формы организации: заочная литературная экскурсия, беседа о семье, игра «Я – детектив», диспут, социальная акция «Подарок сверстнику, оказавшемуся без попечения родителей», акции «Помогаю животным» и «Читаем вместе с собаками», читательская лаборатория.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество.
Фольклорные традиции в литературе Южного Урала
Башкирские, татарские, русские народные сказки (по выбору учителя).
М. Н. Ястребов «Сказка о счастии».
С. К. Власова. «Тютьнярская старина», «Пугачёвский клад», «Увильдинская легенда».
Н. Г. Кондратковская. «Тайсара - желтый жеребёнок», «Камни», сборник «Синий камень».
Л. К. Татьяничева. «Живу я в глубине России», «Урал. Уралу. Об Урале…».
М. С. Гроссман. «Сердце турмана».
Формы организации: концерт, экскурсия в музей камня А.Моторы, дискуссия, экскурсия в краеведческий музей, встреча - беседа с представителями рабочих профессий, викторина, читательская лаборатория.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая.
Невероятный мир приключений
С. Лагерлёф. «Невероятное путешествие Нильса с дикими гусями».
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
Т. Янссон. «Всё о Мумми-троллях».
Формы организации: беседа, игра «В мире приключений», викторина, читательская лаборатория, создание карты - маршрута, создание облака слов, инсценирование, мини-исследование, выполнение совместного проекта «Разработка веб-квеста «Вперёд к литературным открытиям!».
Виды деятельности: игровая, познавательная, туристско-краеведческая.
6 класс
Лирической строкой…
А. С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…».
М. Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь».
А. А. Блок. «Там неба осветлённый край…».
Б. Л. Пастернак. «После дождя».
Формы организации: викторина, диспут, экскурсия в парк, акция «Читаем вместе», выразительное чтение, устное словесное рисование, иллюстрирование, создание творческих работ.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, художественное творчество.
Человек и природа в литературе Южного Урала
А. И. Дементьев. «Летающие цветы».
Б. А. Ручьёв. «Песня о брезентовой палатке».
Ю. Н. Либединский. Глава «Аппассионата» из повести «Недели».
В. А. Богданов. «Дождь отшумел», «Чистые снега», «Отгуляет зима по Уралу…».
Н. И. Година. «Родина», «Малина», «Окликаю по имени рощу…».
Формы организации: экскурсия к памятнику «Первая палатка», экскурсия в музей-квартиру Б. А. Ручьёва, конкурс чтецов, экскурсия в парк, устное словесное рисование, выразительное чтение, создание интерактивной открытки, разработка групповых проектов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, туристско-краеведческая.
Куда уходит детство?
В. К. Железников. «Чучело».
В. П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».
А. Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Очень страшная история».
А. Жвалевский, Е. Пастернак. «Время всегда хорошее».
А. Турусова. Сборник «Пятёрка за фонарь».
Р. А. Дышаленкова. «Девять граней числа девять. Чёрный терьер и белый торт».
Л. Н. Сейфуллина. «Правонарушители» (главы).
А. Лиханов. «Мой генерал».
Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
Н. Воронов. «Побег в Индию».
Р. Ш. Валеев. «Не жалею, не зову…»
Формы организации: диспут, совместный праздник «В семейном кругу», литературный КВН, социальная акция «Подарок сверстнику, оказавшемуся без попечения родителей», викторина, встреча - беседа с представителями правоохранительных органов, просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Чучело», создание буктрейлера, дискуссия, оформление отзыва о книге в Padlet.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, художественное творчество, досугово-развлекательная деятельность.
Осколки войны
М. Д. Львов. «Ещё штыками обернутся песни…», «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться…».
Ю. М. Корольков «Партизан Лёня Голиков», В. Смирнов «Зина Портнова», В. Морозов «Марат Казей», Г. Наджафов «Валя Котик», Е. Ильина «Четвёртая высота», Л. Кассиль «Улица младшего сына» (по выбору учителя).
Формы организации: акция «Поздравление ветерана», концерт, акция «Читаем вместе», выразительное чтение, иллюстрирование, инсценирование, выполнение проекта «Моя любимая книга».
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество.
7 класс
Лирической строкой…
М. Д. Львов. «Поэту Урала».
В. А. Богданов. «Всё хорошо…», «Природа».
Б. А. Ручьёв. «Две песни о Магнит - горе».
В. В. Сорокин. «Над Челябинском дождь…», «О край мой горделивый!».
Формы организации: конкурс чтецов, экскурсия в музей - квартиру Б. А. Ручьёва, встреча – беседа с писателями Магнитогорска, викторина, игра «Я- первостроитель», выразительное чтение, устное словесное рисование.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Тема детства в литературе Южного Урала: страницы истории страны в судьбах детей
В. А. Протасов. «Мои школьные годы».
Л. Н. Сейфуллина. «Правонарушители» (главы).
Ю. Н. Либединский. «Воспитание души» (главы).
М. С. Гроссман. «Мальчик на дороге».
Л. К. Татьяничева. «Минные поля».
Формы организации: диспут, встреча - беседа с ветеранами, акция «Подарок своими руками ветерану», посещение библиотеки имени Л.К. Татьяничевой, создание облака слов, выполнение проекта «Литературная экскурсия по Южному Уралу. Учусь работать в Pano2vr», инсценирование.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, художественное творчество, туристско-краеведческая.
«Берегите в себе человека!»
Ульф Старк. «Маленький Асмодей».
М. С. Гроссман. «Пса ударили в грудь ножом».
Анджела Нанетти. «Мой дедушка был вишней».
А. М. Климов. «Самолёт в космосе».
А. Жвалевский, Е. Пастернак. «Смерть мёртвым душам!».
А. Жвалевский, Е. Пастернак. «Я хочу в школу!».
А. Гиваргизов. «Записки выдающегося двоечника».
Е. Шварц. «Дракон».
М. де Сервантес. «Лиценциат Видриера».
Джек Лондон. «Ошибка господа бога».
А. Р. Беляев. «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля».
Формы организации: читательская лаборатория, посещение приюта для животных, акция «Подарок своими руками пожилым людям, проживающим в доме престарелых», совместный праздник «В семейном кругу», диспут, мини - исследование, создание облака слов, иллюстрирование, участие в культурно - образовательной акции картинной галереи «Кошкин дом» (просмотр картин и обсуждение увиденного, участие в мастер-классах), создание буктрейлера, просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Человек-амфибия» и «Завещание профессора Доуэля».
Виды деятельности: игровая, художественное творчество, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество.
8 класс
Человек и история. Свидетели русской истории
Ю.Н.Тюнянов. «Пушкин» (главы).
Р. А. Дышаленкова «Пушкин и Пугачёв», «Пушкинская собеседница».
А. Платонов. «Песчаная учительница».
Ю. Н. Либединский. «Встреча».
М. С. Фонотов. «Маршал».
Л. Улицкая. «Восковая уточка».
В. Каверин. «Два капитана».
А. Рыбаков «Бронзовая птица».
Формы организации: читательская лаборатория, просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Два капитана», дискуссия, иллюстрирование, инсценирование, создание буктрейлера, игра «Что? Где? Когда?».
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
История в мировой литературе. История с вымыслом
Скандинавский эпос.
«Песнь о Роланде».
У. Шекспир. «Ричард III».
В. Скотт. «Айвенго».
Ф. Купер. «Последний из могикан».
Ш. Бронте. «Джейн Эйр».
Формы организации: игра «Брей-ринг», дискуссия, просмотр и обсуждение фильмов «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Последний из могикан», «Джейн Эйр», создание буктрейлера, инсценирование.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Нравственные уроки истории
И. Н. Банников. «Мне мало человечьих слов…».
В. Я. Яковлев. «Багульник».
Г. Л. Занадворов. «Марише», «Была весна».
Г. Садулаев. «День Победы».
Л. Куликова. «Свиделись».
Л. Улицкая. «Капустное чудо».
К. Булычёв. «Можно попросить Нину?».
Формы организации: читательская лаборатория, встреча - беседа с ветеранами, акция «Подарок своими руками ветерану», беседа «Семейные традиции», выразительное чтение, иллюстрирование, создание интерактивной открытки.
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, художественное творчество.
Фантасты или пророки? С верой в будущее…
Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту».
А. Азимов. Рассказы из цикла «3 закона роботехники» (по выбору учителя).
С. Лукьяненко. «Поезд в Тёплый Край».
Формы организации: дискуссия, викторина, встреча - беседа с представителями инженерных профессий, выразительное чтение, инсценирование, защита проектов «Моя история. Наше будущее».
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, художественное творчество.
9 класс
Литературные отзвуки
Л. Татьяничева. «Ярославна»
А. Горская. «Пушкинёнок», «Зажжём в честь Пушкина свечу»
И. Банников. «Сияй, сияй, моя Россия!»
К. А. Шишов. «Сонет к столетию Пастернака»
Формы организации: читательская лаборатория, занятие - концерт, конкурс чтецов, викторина, аналитическое и синтетическое чтение, создание ментальной карты «Аллюзии и реминисценции в литературе Южного Урала» (по группам)
Виды деятельности: игровая, познавательная, художественное творчество.
Моё литературное открытие
Проект «Моё литературное открытие».
Формы организации: защита группового проекта (самостоятельное аналитическое и синтетическое чтение, создание рецензии на произведение, диалог мнений с другими членами группы, оценка произведения, мозговой штурм).
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.
Нравственность – это разум сердца
Л. Авербах. «Чужая боль»
К. Скворцов. «Матушка пела…»
В. В. Сорокин. «Заря вдалеке отпылала», «Добрым быть»
Л. Татьяничева. «Как много песен у любви», «Гордые»
Формы организации: социально-моделирующая игра «Если бы…», дискуссия, изучающее подготовленное чтение, выразительное чтение, создание видеороликов социальной направленности.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество.
Я выбираю…
Ч. Айтматов. «Первый учитель»
А. Алексин. «Безумная Евдокия»
А. Алексин. «Третий в пятом ряду»
Д. Киз. «Цветы для Элджернона»
А. Куницын. «Фамилии», «Около железа и огня»
А. Г. Туркин. «Мимоходом»
В. Железников. «Космонавт»
Формы организации: встречи - беседы с представителями различных профессий, проблемно-ценностная дискуссия, конференция, оформление читательских отзывов, создание буклетов «Круг чтения подростка 21 века», «Советы будущим читателям».
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, художественное творчество.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения (5 класс) - 35 часов
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Введение – 2 часа | ||
1. | Я читатель? Я читатель! | 1 |
2. | Читательская лаборатория «Работаю с разными источниками информации. Исследую текст» | 1 |
Мои сверстники – 11 часов | ||
3. | Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста» | 2 |
4. | Уроки вежливости в рассказе В. Медведева «Плюс Восьмое марта» | 1 |
5. | Семейные ценности в рассказе А. Г. Алексина «Самый счастливый день» | 1 |
6. | Взаимоотношения детей и взрослых в повести В. К. Железникова «Чудак из 6 «Б»» | 2 |
7. | Философское и нравственное содержание рассказов К. М. Макарова «Лошади», «Джурка» | 1 |
8. | Трагедия детского сиротства в мирное время в рассказе К. М. Макарова «Ванька Жуков из детдома» | 1 |
9. | Взаимоотношения подростка и природы в рассказе А.И. Дементьева «Смекалка» | 1 |
10. | Трагическая судьба ребёнка на войне в стихотворении М.С. Гроссмана «Мальчик на дороге» | 1 |
11. | Читательская лаборатория «Учусь задавать вопросы». | 1 |
Фольклорные традиции в литературе Южного Урала-13 часов | ||
12. | Единство нравственных ценностей в башкирских, татарских и русских сказок | 1 |
13. | Традиции социально-бытовой народной сказки в «Сказке о счастии» М. Н. Ястребова | 1 |
14. | Изображение трагической судьбы крепостных крестьян, их бесправия и зависимости от прихотей хозяев в сказах С. К. Власовой «Тютьнярская старина» и «Пугачёвский клад» | 1 |
15. | Особенности жанровых черт в сказе С. К. Власовой «Увильдинская легенда» | 1 |
16. | Образ автора в сборнике Н. Г. Кондратковской «Синий камень» | 2 |
17. | Одухотворение природы в стихотворении Н. Г. Кондратковской в стихотворении «Тайсара – жёлтый жеребёнок» | 1 |
18. | Поэтическое изображение природы родного края в стихотворениях Н. Г. Кондратковской «Живу я в глубине России», «Урал. Уралу. Об Урале…» | 2 |
19. | Восхищение красотой уральских камней и талантом мастеров - камнерезов, раскрывающих их душу, в стихотворении Н. Г. Кондратковской «Камни» | 1 |
20. | Нравственная проблематика рассказа М. С. Гроссмана «Сердце турмана» | 1 |
21. | Читательская лаборатория «Творю. Мои легенды об Урале. Учусь работать в Wix» | 2 |
Невероятный мир приключений – 9 часов | ||
22. | Нравственная основа сказки С. Лагерлёфа «Невероятное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 |
23. | Путешествие по страницам сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 2 |
24. | Художественная обработка фольклорных образов в сказке Т. Янссона «Всё о Мумми-троллях» | 2 |
25. | Читательская лаборатория «Читаю. Понимаю. Чувствую» | 1 |
26. | Защита совместного проекта «Разработка веб-квеста «Вперёд к литературным открытиям! Учусь работать в Padlet» | 3 |
Второй год обучения (6 класс) - 35 часов
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Введение – 1 час | ||
1. | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции | 1 |
Лирической строкой… – 4 часа | ||
2. | Размышление о жизни и её быстротечности в стихотворении А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» | 1 |
3. | Лирический герой и автор в стихотворении М. Ю. Лермонтова Пленный рыцарь» | 1 |
4. | Человек и природа в стихотворении А. А. Блока «Там неба осветлённый край» | 1 |
5. | Б. Л. Пастернак. «После дождя»: необычность поэтической манеры, особая образность языка | 1 |
Человек и природа в литературе Южного Урала – 7 часов | ||
6. | Единство человека и природы в рассказе А. И. Дементьева «Летающие цветы» | 1 |
7. | Темы труда, единства в достижении цели в «Песне о брезентовой палатке» Б. А. Ручьёва | 1 |
8. | Ю. Н. Либединский. Глава «Аппассионата» из повести «Недели»: образ рассказчика, лирическое начало в прозаическом тексте | 1 |
9. | Художественное своеобразие поэтического мира В. А. Богданова. Образ природы в стихотворениях «Дождь отшумел», «Чистые снега», «Отгуляет зима по Уралу…» | 1 |
10. | Своеобразие художественных образов и поэтического языка в стихотворениях Н. И. Годины «Родина», «Малина», «Окликаю по имени рощу…» | 1 |
11. | Защита проектов «Литературная экскурсия по Южному Уралу. Учусь работать в Pano2vr» | 2 |
Куда уходит детство? – 18 часов | ||
12. | Взаимоотношения подростков в повести В. К. Железникова «Чучело» | 3 |
13. | Тема доброты, справедливости в романе В. П. Крапивина «Мальчик со шпагой» | 1 |
14. | Нравственные уроки рассказа А. Г. Крапивина «Домашнее сочинение» | 1 |
15. | Жизнь и необыкновенные приключения школьников в повести А. Г. Алексина «Очень страшная история» | 2 |
16. | Вечные ценности в повести А. Жвалевского, Евгении Пастернак «Время всегда хорошее» | 1 |
17. | Взаимоотношения взрослых и детей в сборнике А.Турусовой «Пятёрка за фонарь» | 2 |
18. | Приёмы юмористического изображения в рассказе Р. А. Дышаленковой «Девять граней числа девять. Чёрный терьер и белый торт» | 2 |
19. | Тема беспризорничества в повести Л. Н. Сейфуллиной «Правонарушители» (главы) | 2 |
20. | Уроки доброты и нравственности в романе А. Лиханова «Мой генерал» | 1 |
21. | Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»: прощание с детством | 1 |
22. | Тема тяжёлого детства в романе Н. Воронова «Побег в Индию» | 1 |
23. | Тема настоящей дружбы в рассказе Р. Ш. Валеева «Не жалею, не зову…» | 1 |
Осколки войны – 5 часов | ||
24. | Тема исторической памяти в стихотворениях М. Д. Львова «Ещё штыками обернутся песни…», «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться…» | 1 |
25. | Маленькие герои большой войны ( по выбору учителя: Ю. М. Корольков «Партизан Лёня Голиков», В. Смирнов «Зина Портнова», В. Морозов «Марат Казей», Г. Наджафов «Валя Котик», Е. Ильина «Четвёртая высота», Л. Кассиль «Улица младшего сына» | 2 |
26. | Защита проектов «Моя любимая книга» | 2 |
Третий год обучения (7 класс) - 35 часов
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Введение – 1 час | ||
1. | Вечные темы и вечные проблемы. | 1 |
Лирической строкой… – 4 часа | ||
2. | Тема писательского труда в стихотворении М. Д. Львова «Поэту Урала» | 1 |
3. | Тема природы в стихотворениях В. А. Богданова «Как хорошо…», «Природа» | 1 |
4. | Тема малой Родины в стихотворении Б. А. Ручьёва «Две песни о Магнит-горе» | 1 |
5. | Прославление родного края в стихотворениях В. В. Сорокина «Над Челябинском дождь…», «О край мой горделивый!» | 1 |
Тема детства в литературе Южного Урала: страницы истории страны в судьбах детей – 8 часов | ||
6. | Воспоминания о нелёгких годах обучения в архивных материалах В. А. Протасова («Мои школьные годы» – из книги «Записки челябинского старожила») | 1 |
7. | Тема тяжёлого детства в повести Л. Н. Сейфуллиной «Правонарушители» (главы) | 2 |
8. | Описание жизни подростков в книге Ю. Н. Либединского «Воспитание души» | 2 |
9. | Сравнительный анализ стихотворений М. С. Гроссмана «Мальчик на дороге» и Л. К. Татьяничевой «Минные поля» | 1 |
10. | Защита проектов «Литературная экскурсия. Южный Урал: XX век. Учусь работать в Powtoone» | 2 |
«Берегите в себе человека!» – 22 часа | ||
11. | Читательская лаборатория «Учусь понимать смысл художественной детали» | 1 |
12. | Воплощение идеи любви к ближнему в сказке-притче Ульфа Старка «Маленький Асмодей» | 1 |
13. | Осуждение людской жестокости в стихотворении М. С. Гроссмана «Пса ударили в грудь ножом» | 1 |
14. | Этика семейных отношений в повести Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней» | 2 |
15. | Читательская лаборатория «Учусь понимать внутренний мир литературного героя» | 1 |
16. | Проблема подлинного героизма в рассказе А. М. Климова «Самолёт в космосе» | 1 |
17. | Мир людей и мир книг в повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Смерть мёртвым душам!» | 2 |
18. | Уроки дружбы в повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу!» | 2 |
19. | Описание школьной жизни в книге А. Гиваргизова «Записки выдающегося двоечника» | 2 |
20. | Борьба добра и зла в пьесе Е. Шварца «Дракон» | 2 |
21. | Литературный характер чудака в новелле М. де Сервантеса «Лиценциат Видриера» | 1 |
22. | Уроки нравственности в новелле Джека Лондона «Ошибка господа бога» | 1 |
23. | Проблема моральной ответственности учёного за своё открытие в романах А. Р. Беляева «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля» | 3 |
24. | «Важное – в деталях!» Представление исследовательских работ по изученным произведениям | 2 |
Четвёртый год обучения (8 класс) – 35 часов
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Введение – 1 час | ||
1. | Литература и история. Отражение истории России в литературе Южного Урала | 1 |
Человек и история. Свидетели русской истории – 10 часов | ||
2. | Читательская лаборатория «Соотношу художественный вымысел и реальность в художественной литературе. Вижу отражение истории в судьбе героев. Учусь работать в Publisher » | 1 |
3. | Своеобразие пушкинской эпохи в романе Ю.Н. Тынянова «Пушкин» ( главы) | 1 |
4. | Анализ очерка Р. А. Дышаленковой «Пушкин и Пугачёв» | 1 |
5. | Свидетели русской истории в очерке Р. А. Дышаленковой «Пушкинская собеседница» | 1 |
6. | Образ Марии Никифоровны в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница» | 1 |
7. | Страстная преданность великой идее в очерке Ю. Н. Либединского «Встреча» | 1 |
8. | Образ Блюхера в рассказе М. С. Фонотова «Маршал» | 1 |
9. | Художественная деталь как средство выявления авторского замысла в рассказе Л. Улицкой «Восковая уточка» | 1 |
10. | Переплетение судеб в романе В. Каверина «Два капитана» (обзор) | 1 |
11. | Секреты графского наследства в повести А. Рыбакова «Бронзовая птица» | 1 |
История в мировой литературе. История с вымыслом – 9 часов | ||
12. | Мифологическая история. Скандинавский эпос. От Одина до Тора | 1 |
13. | Историческая правда и выдумка в «Песне о Роланде» | 1 |
14. | Загадки истории в пьесе У. Шекспира «Ричард III» | 1 |
15. | История доблестного рыцаря в романе В. Скотта «Айвенго» | 2 |
16. | Тема освоения континента в романе Ф. Купера «Последний из могикан» | 2 |
17. | Тема социального неравенства в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр» | 2 |
Нравственные уроки истории – 9 часов | ||
18. | Читательская лаборатория «Как остаться личностью в жерновах истории?» | 1 |
19. | Философское звучание стихотворения И. Н. Банникова «Мне мало человечьих слов…» | 1 |
20. | Нравственное звучание рассказа Ю. Я. Яковлева «Багульник» | 1 |
21. | Проблема солдатского подвига в стихотворении М. Д. Львова «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться…» | 1 |
22. | «Война – жесточе нету слова…». Анализ рассказа Г. Л. Занадворова «Была весна» и стихотворения «Марише» | 1 |
23. | Размышляя над прочитанным… Проблематика рассказа Г. Садулаева «День Победы» | 1 |
24. | Нравственные проблемы рассказа Л. Куликовой «Свиделись» | 1 |
25. | Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо» | 1 |
26. | Животрепещущая тема войны и послевоенного благоденствия в рассказе К. Булычёва «Можно попросить Нину?» | 1 |
Фантасты или пророки? С верой в будущее – 6 часов | ||
27. | Предупреждение о крахе цивилизации в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» | 2 |
28. | Предсказания будущего в цикле рассказов А. Азимова «3 закона роботехники» | 1 |
29. | История без начала и конца в рассказе С. Лукьяненко «Поезд в Тёплый Край» | 1 |
30. | Защита проектов «Моя история. Наше будущее» | 2 |
Пятый год обучения (9 класс) – 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Введение – 1 час | ||
1. | Мой жизненный путь – мой выбор. Роль литературы в жизни человека. | 1 |
Литературные отзвуки – 6 часов | ||
2. | Характер русской женщины в стихотворении Л. Татьяничевой «Ярославна» | 1 |
3. | Нерукотворный памятник: образ А.С. Пушкина в стихах А. Горской «Пушкинёнок», «Зажжём в честь Пушкина свечу» | 1 |
4. | Реминисцентный фон в стихотворении И. Банникова «Сияй, сияй, моя Россия!» | 1 |
5. | Образ Поэта в стихотворении К.А. Шишова «Сонет к столетию Пастернака» | 1 |
6. | Читательская лаборатория «Ментальная карта «Аллюзии и реминисценции в литературе Южного Урала» | 2 |
Моё литературное открытие – 13 часов | ||
7. | Подготовка группового проекта «Моё литературное открытие» (участие в жюри всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества на сайте kniguru.info) и его защита. | 10 |
8. | Подготовка индивидуального мини-проекта по книге -лауреату литературного конкурса «Книгуру» (на выбор) и его защита | 3 |
Нравственность – это разум сердца – 4 часа | ||
9. | Неприятие равнодушия как мотив в стихотворении Леры Авербах «Чужая боль» | 1 |
10. | К. Скворцов «Матушка пела…»: образ матери, материнской любви. | 1 |
11. | Нравственные ценности в лирике В.В. Сорокина «Заря вдалеке отпылала», «Добрым быть» | 1 |
12. | Л. Татьяничева «Как много песен у любви», «Гордые»: бескомпромиссность жизненных убеждений лирической героини | 1 |
Я выбираю… – 10 часов | ||
13. | «Вдруг открылся ... невиданный прежде мир»: Ч. Айтматов «Первый учитель» | 1 |
14. | Кем быть? – Человеком! А. Алексин «Безумная Евдокия». | 1 |
15. | Влияние учителя на детские характеры. А. Алексин «Третий в пятом ряду» | 1 |
16. | Д. Киз «Цветы для Элджернона»: моральные принципы медицины | 1 |
17. | А. Куницын «Фамилии», «Около железа и огня»: восхищение человеком труда | 1 |
18. | А.Г. Туркин «Мимоходом»: переплетения характеров. | 1 |
19. | В. Железников «Космонавт». Главное – мотивация! | 2 |
20. | Интерактивная конференция «Мой круг чтения» на платформе Linoit.com | 2 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Разделы, кол-во часов | дата | № п/п | Темы учебных занятий |
Введение (2 часа) | 1 | Я читатель? Я читатель! | |
2 | Читательская лаборатория «Работаю с разными источниками информации. Исследую текст» | ||
Мои сверстники – (11 часов) | 3-4 | Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста» | |
5 | Уроки вежливости в рассказе В. Медведева «Плюс Восьмое марта» | ||
6 | Семейные ценности в рассказе А. Г. Алексина «Самый счастливый день» | ||
7-8 | Взаимоотношения детей и взрослых в повести В. К. Железникова «Чудак из 6 «Б»» | ||
9 | Взаимоотношения детей и взрослых в повести В. К. Железникова «Чудак из 6 «Б»» | ||
10 | Трагедия детского сиротства в мирное время в рассказе К. М. Макарова «Ванька Жуков из детдома» | ||
11 | Взаимоотношения подростка и природы в рассказе А.И. Дементьева «Смекалка» | ||
12 | Трагическая судьба ребёнка на войне в стихотворении М.С. Гроссмана «Мальчик на дороге» | ||
13 | Читательская лаборатория «Учусь задавать вопросы». | ||
Фольклорные традиции в литературе Южного Урала-(13 часов) | 14 | Единство нравственных ценностей в башкирских, татарских и русских сказок | |
15 | Традиции социально-бытовой народной сказки в «Сказке о счастии» М. Н. Ястребова | ||
16 | Изображение трагической судьбы крепостных крестьян, их бесправия и зависимости от прихотей хозяев в сказах С. К. Власовой «Тютьнярская старина» и «Пугачёвский клад» | ||
17 | Особенности жанровых черт в сказе С. К. Власовой «Увильдинская легенда» | ||
18-19 | Образ автора в сборнике Н. Г. Кондратковской «Синий камень» | ||
20 | Одухотворение природы в стихотворении Н. Г. Кондратковской в стихотворении «Тайсара – жёлтый жеребёнок» | ||
21-22 | Поэтическое изображение природы родного края в стихотворениях Н. Г. Кондратковской «Живу я в глубине России», «Урал. Уралу. Об Урале…» | ||
23 | Восхищение красотой уральских камней и талантом мастеров - камнерезов, раскрывающих их душу, в стихотворении Н. Г. Кондратковской «Камни» | ||
24 | Нравственная проблематика рассказа М. С. Гроссмана «Сердце турмана» | ||
25-26 | Читательская лаборатория «Творю. Мои легенды об Урале. Учусь работать в Wix» | ||
Невероятный мир приключений ( 9 часов) | 27 | Нравственная основа сказки С. Лагерлёфа «Невероятное путешествие Нильса с дикими гусями» | |
28-29 | Путешествие по страницам сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | ||
30-31 | Художественная обработка фольклорных образов в сказке Т. Янссона «Всё о Мумми-троллях» | ||
32 | Читательская лаборатория «Читаю. Понимаю. Чувствую» | ||
33-35 | Защита совместного проекта «Разработка веб-квеста «Вперёд к литературным открытиям! Учусь работать в Padlet» |
6 класс
Разделы, кол-во часов | дата | № | Темы учебных занятий |
I . Введение – 1 час | 1 | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. | |
2. Лирической строкой… – 4 часа | 1 | Размышление о жизни и её быстротечности в стихотворении А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» | |
1 | Лирический герой и автор в стихотворении М. Ю. Лермонтова Пленный рыцарь» | ||
1 | Человек и природа в стихотворении А. А. Блока «Там неба осветлённый край» | ||
1 | Б. Л. Пастернак. «После дождя»: необычность поэтической манеры, особая образность языка | ||
3. Человек и природа в литературе Южного Урала – 7 часов | 1 | Единство человека и природы в рассказе А. И. Дементьева «Летающие цветы» | |
1 | Темы труда, единства в достижении цели в «Песне о брезентовой палатке» Б. А. Ручьёва | ||
1 | Ю. Н. Либединский. Глава «Аппассионата» из повести «Недели»: образ рассказчика, лирическое начало в прозаическом тексте | ||
1 | Художественное своеобразие поэтического мира В. А. Богданова. Образ природы в стихотворениях «Дождь отшумел», «Чистые снега», «Отгуляет зима по Уралу…» | ||
1 | Своеобразие художественных образов и поэтического языка в стихотворениях Н. И. Годины «Родина», «Малина», «Окликаю по имени рощу…» | ||
1 | Защита проектов «Литературная экскурсия по Южному Уралу. Учусь работать в Pano2vr» | ||
4.Куда уходит детство? – 18 часов | 3 | Взаимоотношения подростков в повести В. К. Железникова «Чучело» | |
1 | Тема доброты, справедливости в романе В. П. Крапивина «Мальчик со шпагой» | ||
1 | Нравственные уроки рассказа А. Г. Крапивина «Домашнее сочинение» | ||
2 | Жизнь и необыкновенные приключения школьников в повести А. Г. Алексина «Очень страшная история» | ||
1 | Вечные ценности в повести А. Жвалевского, Евгении Пастернак «Время всегда хорошее» | ||
2 | Взаимоотношения взрослых и детей в сборнике А.Турусовой «Пятёрка за фонарь» | ||
2 | Приёмы юмористического изображения в рассказе Р. А. Дышаленковой «Девять граней числа девять. Чёрный терьер и белый торт» | ||
2 | Тема беспризорничества в повести Л. Н. Сейфуллиной «Правонарушители» (главы) | ||
1 | Уроки доброты и нравственности в романе А. Лиханова «Мой генерал» | ||
1 | Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»: прощание с детством | ||
1 | Тема тяжёлого детства в романе Н. Воронова «Побег в Индию» | ||
1 | Тема настоящей дружбы в рассказе Р. Ш. Валеева «Не жалею, не зову…» | ||
Осколки войны – 5 часов | |||
1 | Тема исторической памяти в стихотворениях М. Д. Львова «Ещё штыками обернутся песни…», «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться…» | ||
2 | Маленькие герои большой войны ( по выбору учителя: Ю. М. Корольков «Партизан Лёня Голиков», В. Смирнов «Зина Портнова», В. Морозов «Марат Казей», Г. Наджафов «Валя Котик», Е. Ильина «Четвёртая высота», Л. Кассиль «Улица младшего сына» | ||
2 | Защита проектов «Моя любимая книга» |
8 класс
Разделы, кол-во часов | дата | № п/п | Темы учебных занятий |
Введение (1 час) | 1 | Литература и история. Отражение истории России в литературе Южного Урала | |
Человек и история. Свидетели русской истории (10 часов) | 2 | Читательская лаборатория «Соотношу художественный вымысел и реальность в художественной литературе. Вижу отражение истории в судьбе героев. Учусь работать в Publisher » | |
3 | Своеобразие пушкинской эпохи в романе Ю.Н. Тынянова «Пушкин» ( главы) | ||
4 | Анализ очерка Р. А. Дышаленковой «Пушкин и Пугачёв» | ||
5 | Свидетели русской истории в очерке Р. А. Дышаленковой «Пушкинская собеседница» | ||
6 | Образ Марии Никифоровны в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница» | ||
7 | Страстная преданность великой идее в очерке Ю. Н. Либединского «Встреча» | ||
8 | Образ Блюхера в рассказе М. С. Фонотова «Маршал» | ||
9 | Художественная деталь как средство выявления авторского замысла в рассказе Л. Улицкой «Восковая уточка» | ||
10 | Переплетение судеб в романе В. Каверина «Два капитана» (обзор) | ||
11 | Секреты графского наследства в повести А. Рыбакова «Бронзовая птица» | ||
История в мировой литературе. История с вымыслом (9 часов) | 12 | Мифологическая история. Скандинавский эпос. От Одина до Тора | |
13 | Историческая правда и выдумка в «Песне о Роланде» | ||
14 | Загадки истории в пьесе У. Шекспира «Ричард III» | ||
15-16 | История доблестного рыцаря в романе В. Скотта «Айвенго» | ||
17-18 | Тема освоения континента в романе Ф. Купера «Последний из могикан» | ||
19-20 | Тема социального неравенства в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр» | ||
Нравственные уроки истории (9 часов) | 21 | Читательская лаборатория «Как остаться личностью в жерновах истории?» | |
22 | Философское звучание стихотворения И. Н. Банникова «Мне мало человечьих слов…» | ||
23 | Нравственное звучание рассказа Ю. Я. Яковлева «Багульник» | ||
24 | Проблема солдатского подвига в стихотворении М. Д. Львова «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться…» | ||
25 | «Война – жесточе нету слова…». Анализ рассказа Г. Л. Занадворова «Была весна» и стихотворения «Марише» | ||
26 | Размышляя над прочитанным… Проблематика рассказа Г. Садулаева «День Победы» | ||
27 | Нравственные проблемы рассказа Л. Куликовой «Свиделись» | ||
28 | Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо» | ||
29 | Животрепещущая тема войны и послевоенного благоденствия в рассказе К. Булычёва «Можно попросить Нину?» | ||
Фантасты или пророки? С верой в будущее (6 часов) | 30-31 | Предупреждение о крахе цивилизации в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» | |
32 | Предсказания будущего в цикле рассказов А. Азимова «3 закона роботехники» | ||
33 | История без начала и конца в рассказе С. Лукьяненко «Поезд в Тёплый Край» | ||
34-35 | Защита проектов «Моя история. Наше будущее» |
9 класс
Разделы, кол-во часов | дата | № п/п | Темы учебных занятий |
Введение (1 час) | 1 | Мой жизненный путь – мой выбор. Роль литературы в жизни человека. | |
Литературные отзвуки (6 часов) | 2 | Характер русской женщины в стихотворении Л. Татьяничевой «Ярославна» | |
3 | Нерукотворный памятник: образ А.С. Пушкина в стихах А. Горской «Пушкинёнок», «Зажжём в честь Пушкина свечу» | ||
4 | Реминисцентный фон в стихотворении И. Банникова «Сияй, сияй, моя Россия!» | ||
5 | Образ Поэта в стихотворении К.А. Шишова «Сонет к столетию Пастернака» | ||
6-7 | Читательская лаборатория «Ментальная карта «Аллюзии и реминисценции в литературе Южного Урала» | ||
Моё литературное открытие (13 часов) | 8 | Подготовка группового проекта «Моё литературное открытие» | |
9 | Планирование группового проекта «Моё литературное открытие» | ||
10-11 | Работа над групповым проектом «Моё литературное открытие» | ||
12-13 | Оформление группового проекта «Моё литературное открытие» | ||
14-15 | Защита группового проекта «Моё литературное открытие» | ||
16-17 | Анализ и самоанализ представленных групповых проектов | ||
18 | Подготовка индивидуального мини-проекта по книге -лауреату литературного конкурса «Книгуру» (на выбор). | ||
19-20 | Защита индивидуального мини-проекта по книге -лауреату литературного конкурса «Книгуру» | ||
Нравственность – это разум сердца (4 часа) | 21 | Неприятие равнодушия как мотив в стихотворении Леры Авербах «Чужая боль» | |
22 | К. Скворцов «Матушка пела…»: образ матери, материнской любви. | ||
23 | Нравственные ценности в лирике В.В. Сорокина «Заря вдалеке отпылала», «Добрым быть» | ||
24 | Л. Татьяничева «Как много песен у любви», «Гордые»: бескомпромиссность жизненных убеждений лирической героини | ||
Я выбираю… (10 часов) | 25 | «Вдруг открылся ... невиданный прежде мир»: Ч. Айтматов «Первый учитель» | |
26 | Кем быть? – Человеком! А. Алексин «Безумная Евдокия». | ||
27 | Влияние учителя на детские характеры. А. Алексин «Третий в пятом ряду» | ||
28 | Д. Киз «Цветы для Элджернона»: моральные принципы медицины | ||
29 | А. Куницын «Фамилии», «Около железа и огня»: восхищение человеком труда | ||
30 | А.Г. Туркин «Мимоходом»: переплетения характеров. | ||
31-32 | В. Железников «Космонавт». Главное – мотивация! | ||
33-34 | Конференция «Мой круг чтения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Страна творчества» на 2014-2015 учебный год
Рrogramma_vnd_6_kl_Vorobyeva_strana_tvorchestva_2014-2015...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествуем по городам Канады» на 2014-2015 учебный год . 9 класс
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разны...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествуем по городам Великобритании» на 2013-2014 учебный год
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разны...
Логическая таблица для составления программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Логическая таблица для составления программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности...
На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов
программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...
Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»
Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...
Открытый урок по курсу внеурочной деятельности «Шахматы»
Открытый урок по курсу внеурочной деятельности «Шахматы»...