На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов
рабочая программа по химии (5 класс) на тему

Майорова Анастасия Леонидовна

программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы 1 год, 35 часов. Данный курс определяет деятельностный компонент в личностно-деятельностном подходе к обучению. Диалогический подход в деятельности формирует познавательную активность школьника, что, несомненно, отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным государственным стандартом основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_puti_k_otkrytiyu.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 города Белово»

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №14

города Белово

___________________________Л.Р.Зубер

Приказ №______ от ___________2016г.

На пути к открытию

рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

на 2016 – 2017 учебный год

Составитель:

 А.Л. Майорова, учитель химии

Обсуждено

на заседании методического объединения

Протокол №_______

от «___»_____________2016г.

Руководитель МО

____________________

Рассмотрено

методическим советом

Протокол №____

от «___»______________2016г.

Председатель МС

_________________Е.А.Чегошева

Белово 2016


Рецензия 

на программу курса внеурочной деятельности «На пути к открытию»  

по общеинтеллектуальному направлению для учащихся 5 класса,

составленную Майоровой А.Л., учителем химии МБОУ СОШ №14 города Белово

Рецензируемая программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы 1 год, 35 часов. Данный курс определяет деятельностный компонент в личностно-деятельностном подходе к обучению. Диалогический подход в деятельности формирует познавательную активность школьника, что, несомненно, отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным государственным стандартом основного общего образования.

 Актуальность данного курса основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей в творчестве, развитии, эмоциональном благополучии детей и взрослых. Новизна программы в том, что она даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии. Содержание программы соответствует возрастным особенностям обучающихся, уровню интеллекта и заданному направлению; интегрируется с учебным планом. Цель и задачи данной программы направлены на предоставлении ребёнку возможности быть исследователем; изучать и находить интересные вопросы; открывать необычное в обычном; рефлексировать процесс познания.

  Рабочая программа соответствует структурным и содержательным компонентам, нормативно-правовой базе, психологическим особенностям учащихся 5-х классов.  Может быть использована в учебном процессе школы.

Рецензент: Майорова И.Н., заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии и географии высшей квалификационной категории МБОУ лицея № 22 города Белово.                                                                                    


Программа курса внеурочной деятельности «На пути к открытию»  по социальному направлению для учащихся 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и основной образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Белово.

Цель курса: формирование основ химического мировоззрения у учащихся  5 классов.  

Задачи курса:

  1. познакомиться с простейшими химическими явлениями
  2. ознакомиться со структурой периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, химическими элементами.
  3. изучить вещества, используемые в быту; использование знаний химии для приготовления изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях.

Программа  «На пути к открытию» для  учащихся 5 класса рассчитана на проведение занятий  во внеурочное время по 1 часу в неделю, 35 часов год.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
  • составлять план и последовательность действий;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

Познавательные УУД:

  • искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные результаты

  • подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе  и сформировать устойчивый познавательный интерес к данному предмету;
  • развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента;
  • формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
  • формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
  • воспитывать элементы экологической культуры.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Наименование раздела

Количество часов

Формы организации

Виды деятельности

Введение

Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Демонстрация:

-взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом;

-химический хамелеон;

-химическая радуга.

Практическая работа № 1 Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени

2 часа

беседы, диспуты, викторины, компьютерные технологии, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы

Получение школьником опыта самостоятельного действия, умения ориентироваться в химических веществах в быту, в повседневной жизни, безопасного использования их.

учиться наблюдать и осознавать происходящие явления, формулировать своё собственное мнение и позицию, учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Осуществлять поиск необходимой информации, учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации, учиться работать в паре и в группе овладевать навыками самоконтроля в общении

Лаборатория юного химика

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.

Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций. 

Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов. Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром.

Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород. Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания.

Демонстрационные опыты

Горение свечи на воздухе

Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе

Получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар.

Практические  работы

 Изменение окраски индикаторов в различных средах

Очистка загрязненной поваренной соли

Выращивание кристаллов поваренной соли

Признак химической реакции – выделение газа и изменение запаха 

Признак химической реакции – изменение цвета

Признак химической реакции – растворение и образование осадка

Растворимые и нерастворимые вещества в воде

Приготовление раствора соли

Получение кислорода из перекиси водорода

Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты

Очистка воды

Лабораторные опыты 

Приготовление лимонада

Гашеная известь и  углекислый газ

Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.

Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета

Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа).

12 часов

практические занятия с элементами игр и игровых элементов.

проблемный подход к изучению отдельных явлений.

наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы

Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы  

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.

Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента

4 часа

практические занятия с элементами игр и игровых элементов.

проблемный подход к изучению отдельных явлений. наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы

Домашняя химия

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. 

Белки, значение и применение.  Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков.

Жиры.  Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.

Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?

Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.

Состав продуктов питания. Пищевые добавки.

Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств. Качественные реакции на функциональные группы.  

Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.) Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

Состав косметических средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.

Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.

Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.

Практические работы

Обнаружение белков в продуктах питания

Обнаружение углеводов и жиров  в продуктах питания

Обнаружение витаминов в продуктах питания

Анализ пищевых продуктов

Содержимое домашней аптечки

Удивительные опыты с лекарственными веществами 

Опыты с бытовыми химикатами

Выводим пятна

Изготовим духи сами

Секретные чернила

Получение акварельных красок

Лабораторные опыты

 Сворачивание белка куриного яйца при нагревании

Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта

Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом

Измерение рН моющих средств

11 часов

практические занятия с элементами игр и игровых элементов.

проблемный подход к изучению отдельных явлений. наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы

Увлекательная химия для экспериментаторов  

Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов.

Практические работы

Получение фараоновых змей

Разноцветный фейерверк

Химические водоросли

Изготовление елок и игрушек

6часов

практические занятия с элементами игр и игровых элементов.

проблемный подход к изучению отдельных явлений. наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы

Тематическое планирование

№ темы

Тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Лаборатория юного химика

12

3

Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы  

4

4

Домашняя химия

11

5

Увлекательная химия для экспериментаторов  

6

Всего

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа   рассчитана   на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 6 – 7 классов «Математика и шахматы»

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и шахматы" позволит во внеурочной деятельности научить ребят игре в шахматы, разработке стратегий, развитию аналитического мышления....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов по социальному направлению «Секреты публичного выступления»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-8 классов «Секреты публичного выступления»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 – 7 классов «Строевая подготовка»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся5 – 7 классов«Строевая подготовка»...