Уроки выживания(по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Блинова Марина Александровна

Материал к последнему уроку по рассказу В.Астафьва "Васюткино озеро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vasyutka.docx20.18 КБ
Office presentation icon vas.ozero_.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Уроки выживания в тайге ( по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»)

Тип урока: урок-исследование

Цели урока:

  • Обучающие:
  • развивать навык самостоятельной работы с текстом;
  • выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения;
  • учить умению работать с текстом;
  • раскрыть правила безопасного поведения в условиях автономного существования в тайге с помощью изучения произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
  • Развивающие:
  • совершенствовать речевые умения путём чтения по ролям, выразительного чтения, пересказа и т.д.;
  • рзвивать умение составлять схему;
  • развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;
  • работать над развитием творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей;
  • помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.

Формы работы:

  • в группах;
  • общеклассная;
  • индивидуальная.

Предварительная подготовка: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Оборудование: тексты рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»  (Литература. Учеб. хрестоматия для 5 кл. ср. шк. Ч.2 / сост. Т.Ф. Курдюмова.– М.: Просвещение, 1992.); компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, звуки голосов птиц.

Эпиграф: Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.

В.П. Астафьев

ХОД УРОКА

I. Организационный этап. Определение темы, целеполагание, сообщение эпиграфа. Запись темы в тетради. (Слайд 1)

II. Этап изучения нового материала

Учитель литературы: 

1. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро» (стр.119, учебник) 

2.«Васюткино озеро» – попробуем представить, о чём говорит название произведения.

 3. Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном:

– Понравился ли вам рассказ?
– Что больше всего запомнилось?

III. Работа с текстом рассказа

– Что говорит о Енисее и его богатстве дедушка Афанасий?
– В чём он видит причину оскудения его? 
– Чем занимается бригада Шадрина? 
– Почему рыбаки бригады Шадрина приуныли?
– Каким видит Васютка своего отца?
– С какой цель уходил Васютка в лес?

1. Посмотрим, как это было (чтение по ролям «Сборы в тайгу»)

– О каких «таёжных законах» напоминает Васютке мать? 
– Почему, по-вашему, могли появиться такие правила?

2. Словарная работа: затеси, тайга, фарт, пластишины корья, одна тоня.  (по толковым словарям учащиеся ищут лексическое значение слов)

– С чего начались Васюткины приключения в лесу? (Встреча с кедровкой) (фрагмент диафильма).

3. Анализ эпизода «Охота Васютки на глухаря» (стр.123-124):

– Назовите глаголы, которые использует автор в этом эпизоде. 
– С какой целью автор использует многочисленные глаголы? 
– Что вспоминает мальчик во время охоты на глухаря?

 Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

4. Выразительное чтение отрывка «Тайга …Тайга..» (стр. 129) 

– Почему тайга напоминает Васютке море?

IV. Физкультминутка (проводит учащийся).

Раз, два — выше голова, 
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть, 
Семь, восемь — лень отбросим.

V. Работа в парах:

Давайте с вами рассмотрим, как главный герой рассказа смог выжить в тайге.

Вопросы 1-я пара:

– Почему Васютка решил идти на север?
– Как он определил направление на север не имея компаса? 
– Почему Васютка стремился выйти к реке?

2-я пара:
– По каким приметам Васютка выходил к реке? 
– Как он подавал сигналы на берегу реки, чтобы его заметили? 
– Какие умения и навыки помогли Васютке выжить в тайге?

3-я пара: 
– Какие оплошности допустил Васютка и к чему они привели? 

 «Тайга, наша кормилица, и хлипких не любит». Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете? 

 Какие чувства испытывает мальчик при встрече с ботом? Почему?

– Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех мест, где ещё не ступала нога человека. 
– Почему озеро стали называть Васюткиным? 
– Что помогло герою выйти к Енисею, к людям, найти семью?

-Составление кластера

Уроки выживания Васютки

VI. Вывод. (обратить внимание на эпиграф):

Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.

В.П. Астафьев

Васютка воспользовался услугами своей богатой памяти и с её помощью совершил своё открытие: нашёл озеро. Его название стало памятью о Васютке. Он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.

Благодаря чему Васютка смог выжить в тайге? (анализ кластера)

VII. Домашнее задание: (слайд 36)

Написать сочинение на тему: «Если бы я заблудился в лесу»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)

Слайд 2

Уроки выживания (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Слайд 3

Эпиграф Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное. В.П. Астафьев

Слайд 4

Белая рыба

Слайд 6

Словарная работа Тайга –Полоса диких труднопроходимых хвойных лесов на севере Европы, Азии и Америки Затеси –Зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делают, чтобы не потерять дорогу в тайге Фарт – Счастье, удача Одна тоня - Один залов, одна закидка, одна тяга невода.

Слайд 10

Уроки выживания в тайге

Слайд 11

Домашнее задание Сочинение на тему: Если бы я заблудился в лесу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"..страшное в жизни часто начинается очень просто" урок по рассказу Астафьева "Васюткино озеро"

Заключительный урок по рассказу Астафьева " Васюткино озеро" в 5 классе по программе В.Я.Коровиной...

Урок – исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"....

Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...

Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)

Целью данного урока является  выявление способов  выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...

"Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс

quot;Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" с применением технологии «Педагогическая мастерская») 5-й класс...