Уроки выживания(по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Материал к последнему уроку по рассказу В.Астафьва "Васюткино озеро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vasyutka.docx | 20.18 КБ |
vas.ozero_.ppt | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Уроки выживания в тайге ( по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»)
Тип урока: урок-исследование
Цели урока:
- Обучающие:
- развивать навык самостоятельной работы с текстом;
- выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения;
- учить умению работать с текстом;
- раскрыть правила безопасного поведения в условиях автономного существования в тайге с помощью изучения произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
- Развивающие:
- совершенствовать речевые умения путём чтения по ролям, выразительного чтения, пересказа и т.д.;
- рзвивать умение составлять схему;
- развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;
- работать над развитием творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей;
- помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.
Формы работы:
- в группах;
- общеклассная;
- индивидуальная.
Предварительная подготовка: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Оборудование: тексты рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (Литература. Учеб. хрестоматия для 5 кл. ср. шк. Ч.2 / сост. Т.Ф. Курдюмова.– М.: Просвещение, 1992.); компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, звуки голосов птиц.
Эпиграф: Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.
В.П. Астафьев
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Определение темы, целеполагание, сообщение эпиграфа. Запись темы в тетради. (Слайд 1)
II. Этап изучения нового материала
Учитель литературы:
1. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро» (стр.119, учебник)
2.«Васюткино озеро» – попробуем представить, о чём говорит название произведения.
3. Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном:
– Понравился ли вам рассказ?
– Что больше всего запомнилось?
III. Работа с текстом рассказа
– Что говорит о Енисее и его богатстве дедушка Афанасий?
– В чём он видит причину оскудения его?
– Чем занимается бригада Шадрина?
– Почему рыбаки бригады Шадрина приуныли?
– Каким видит Васютка своего отца?
– С какой цель уходил Васютка в лес?
1. Посмотрим, как это было (чтение по ролям «Сборы в тайгу»)
– О каких «таёжных законах» напоминает Васютке мать?
– Почему, по-вашему, могли появиться такие правила?
2. Словарная работа: затеси, тайга, фарт, пластишины корья, одна тоня. (по толковым словарям учащиеся ищут лексическое значение слов)
– С чего начались Васюткины приключения в лесу? (Встреча с кедровкой) (фрагмент диафильма).
3. Анализ эпизода «Охота Васютки на глухаря» (стр.123-124):
– Назовите глаголы, которые использует автор в этом эпизоде.
– С какой целью автор использует многочисленные глаголы?
– Что вспоминает мальчик во время охоты на глухаря?
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
4. Выразительное чтение отрывка «Тайга …Тайга..» (стр. 129)
– Почему тайга напоминает Васютке море?
IV. Физкультминутка (проводит учащийся).
Раз, два — выше голова,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
V. Работа в парах:
Давайте с вами рассмотрим, как главный герой рассказа смог выжить в тайге.
Вопросы 1-я пара:
– Почему Васютка решил идти на север?
– Как он определил направление на север не имея компаса?
– Почему Васютка стремился выйти к реке?
2-я пара:
– По каким приметам Васютка выходил к реке?
– Как он подавал сигналы на берегу реки, чтобы его заметили?
– Какие умения и навыки помогли Васютке выжить в тайге?
3-я пара:
– Какие оплошности допустил Васютка и к чему они привели?
«Тайга, наша кормилица, и хлипких не любит». Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?
Какие чувства испытывает мальчик при встрече с ботом? Почему?
– Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех мест, где ещё не ступала нога человека.
– Почему озеро стали называть Васюткиным?
– Что помогло герою выйти к Енисею, к людям, найти семью?
-Составление кластера
Уроки выживания Васютки
VI. Вывод. (обратить внимание на эпиграф):
Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.
В.П. Астафьев
Васютка воспользовался услугами своей богатой памяти и с её помощью совершил своё открытие: нашёл озеро. Его название стало памятью о Васютке. Он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.
Благодаря чему Васютка смог выжить в тайге? (анализ кластера)
VII. Домашнее задание: (слайд 36)
Написать сочинение на тему: «Если бы я заблудился в лесу»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уроки выживания (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Эпиграф Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное. В.П. Астафьев
Белая рыба
Словарная работа Тайга –Полоса диких труднопроходимых хвойных лесов на севере Европы, Азии и Америки Затеси –Зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делают, чтобы не потерять дорогу в тайге Фарт – Счастье, удача Одна тоня - Один залов, одна закидка, одна тяга невода.
Уроки выживания в тайге
Домашнее задание Сочинение на тему: Если бы я заблудился в лесу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"..страшное в жизни часто начинается очень просто" урок по рассказу Астафьева "Васюткино озеро"
Заключительный урок по рассказу Астафьева " Васюткино озеро" в 5 классе по программе В.Я.Коровиной...
"Азбука выживания в рассказеВ. Дёгтева "Выбор". Урок литературы в 11 классе.
Анализ рассказа. Групповая работа....
Урок – исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"....
Урок на тему "Уроки выживания по рассказу "Васюткино озеро"
Вариант урока по литературе...
Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...
Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)
Целью данного урока является выявление способов выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...
"Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс
quot;Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" с применением технологии «Педагогическая мастерская») 5-й класс...