Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота, мощь, но и учитель.
- Учащиеся будут знать:
- определять тему и главную мысль произведения;
- анализировать текст художественного произведения;
- участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении;
- планировать поступки и оценку их возможных последствий;
Учащиеся будут уметь (демонстрировать):
- задавать вопросы по существу в ходе обсуждаемой темы;
-подбирать в тексте аргументы для оценки прочитанного;
- работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_literature.docx | 352.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Формат описания сценария урока
- Фамилия, имя, отчество автора (ов) Тоцкая Ольга Елисеевна
- Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малокамалинская основная общеобразовательная школа №5»
- Должность учитель
- Класс 5
- Предмет литература
- Используемый УМК (перечислить авторов)__В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин__________________________________
- Тема урока Законы тайги – уроки жизни
- Место урока в теме и в программе по предмету: урок систематизации и обобщения знаний и умений, раздел «Произведения отечественных писателей XIX –XXI веков на тему детства»
Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота, мощь, но и учитель.
- Учащиеся будут знать:
- определять тему и главную мысль произведения;
- анализировать текст художественного произведения;
- участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении;
- планировать поступки и оценку их возможных последствий;
Учащиеся будут уметь (демонстрировать):
- задавать вопросы по существу в ходе обсуждаемой темы;
-подбирать в тексте аргументы для оценки прочитанного;
- работать в группе.
- Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов:
создание письменной памятки при работе в группе, составление текста телеграммы (каждый учащийся индивидуально), устный опрос в форме интервью.
- Описание урока / фрагмента урока
№ | Действия учителя | Действия / предполагаемые ответы обучающихся | Отведенное время |
1.Организационный момент | Создает доброжелательную атмосферу. Напоминает учащимся о том, что они распределены на 2 группы заранее. | Рассаживаются по местам, разделяясь на две группы. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | 1 мин. |
2.Мотивация учебной деятельности, пробуждение интереса к теме | 1. Усиливает мотивы на предстоящую работу, обращается к учащимся: «Послушайте запись, рассмотрите картины». .Включает запись «Звуки леса» и параллельно показывает на экране картины Ап. Васнецова «Тайга на Урале», В. Сурикова «Енисей». 2. Обращается к учащимися: «Поделитесь своими впечатлениями. Что это за звуки? Где вы могли их услышать? Каковы ваши впечатления от увиденного и услышанного?» 3.Учитель проецирует на экране строки: «Сибирь под Енисеем – страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор красоты с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда – нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор…» 4. Учитель обращается к учащимся с целью акцентирования внимания на образе Васютки: «А теперь представьте маленького человека, заблудившегося в такой тайге, оказавшегося один на один с мощью природы. И он спасся». .Обращается к учащимся, подводит детей к самостоятельной постановке познавательной цели. «Кто же этот герой, который спасся в тайге?» «О чем же сегодня мы будем говорить на уроке?» Обобщает ответы учащихся, выводит тему: да, верно, сегодня будем говорить о том, как выжил Васютка в тайге и какие уроки жизни он получил: «Законы тайги – уроки жизни или как спасся Васютка» |
3.Один из учащихся зачитывает строки на экране вслух. 4.Примерные ответы детей: «О том, как Васютка спасся, что помогло ему остаться в живых» и т.д.
| 3 мин. |
3.Актуализация знаний | .Подводит учащихся к работе в группах. Да, Василий Шадрин – герой нашего урока. А что мы о нем знаем? Чтобы нам получше познакомиться с героем, поработаем в группах. Первая группа выступает сегодня в роли Васютки, а вторая группа - в роли интервьюеров. Дома вы подготовили вопросы к Васютке, вот сейчас интервьюеры (2 группа) их и зададут первой группе. Пожалуйста, вопросы не дублируйте, ведь вы берете интервью. Таким образом, мы проверим и знание текста, и выполнение домашнего задания.
| Учащиеся осуществляют взаимоконтроль, используя метод интервью. Примерные вопросы - ответы учащихся от первого лица (Васютки). Интервьюер: Васютка, зачем ты пошел в лес? Ответ: Я снабжал рыбаков кедровыми орехами. Интервьюер: Почему ты не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? Ответ: Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички. Интервьюер: Васютка, как же ты заблудился? Ответ: Я бросился за подбитым глухарем. Птица уходила небольшими перелетами. Они становились все короче. Глухарь слабел. А я припустил сильнее. .Интервьюер: О чем ты забыл, Васютка? Ответ: В пылу охотничьего азарта погнался за глухарем, забыл о затесях. Интервьюер: Как ты добился спасения? Ответ: Я не растерялся: развел костер, начал палить вверх из ружья. Интервьюер: Какие слова отца и деда помогли тебе выбраться? Ответ: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» | 5 мин |
4.Постановка и решение учебной задачи | Подводит детей к диалогу. Обратимся к цитате «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» А каких любит тайга? .Почему родители доверяли Васютке и отпустили одного в тайгу? Подводит детей к проблемной задаче. Вы доказали примерами, что Васютка - хороший ученик. Но он все – таки заблудился, чего – то не учел, где – то ошибся. Что нам предстоит выяснить? Обобщает ответы учащихся: «Задача ясна – определить, как нужно себя вести в лесу, чтобы выжить и выйти победителем в экстремальной ситуации». Дает задания для работы в группах: Задание 1. Ответить на вопросы; ответы подтвердить примерами из текста. Задание 2. Составить «Мудрые советы для идущих в лес». Представить работу группы для общего обсуждения с целью выбора наиболее оптимальных вариантов, соответствующих заданным критериям. Напомнить учащимся о составлении советов на основе текста «Васюткино озеро». | .Примерный ответ учащихся: Наверняка, в тайге надо проявлять смелость, сообразительность, внимательность. Если ты идешь один, то надеяться тебе не на кого, и нужно самому решать возникшие проблемы. .Примерные ответы учащихся с примерами из художественного текста: Васютка многое умеет и знает, и этому его научили родители, дедушка, да и сам он был любопытным и наблюдательным. Ответы учащихся: нам предстоит выяснить, о чем забыл Васютка, какие ошибки чуть не стоили ему жизни; о чем вообще должен помнить человек, отправляясь в лес. Учащиеся работают в группах. Выполнение задания 1. Отвечают на вопросы, обсуждают ответы. Вопросы и примерные ответы при обсуждении: - О чем прежде всего нужно подумать, когда отправляешься в лес? (О своей безопасности, о том, чтобы вернуться живым и здоровым. Не забывать самое необходимое, а Васютка забыл. «Эх, дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу».) - А Васютка хорошо об этом подумал? (Нет, был уверен, что все будет хорошо, как и раньше, забыл взять самое необходимое. Шел легко, беспечно, забыв об осторожности. «Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило»). - Васютка осознал, что заблудился. Как он повел себя в экстремальной ситуации? (вспомнил слова деда, проявил силу духа, решил, что нужно выбираться, «с тайгой дружить надо». «Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь» - Какие ошибки допустил Васютка? (вообще – то он пошел за орехами, но погнался за глухарем, не осмотрелся , куда бежит, не оставил зарубок, забыл о главном. «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка») Выполнение задания 2. Учащиеся составляют советы для идущих в лес. Затем представители от групп зачитывают их, идет обсуждение, выставление баллов и определение наиболее оптимальных вариантов по заданным критериям: -практичность (от 1 до 5 б.); - доходчивость (от 1 до 5 б); - актуальность.(от 1 до 5 б.) Зачитывают черновой вариант, корректируют, представляют продукт. Примерные «Мудрые советы для идущих в лес»: 1. Вы должны точно знать цель своего похода, не отвлекаться от намеченной цели. 2. Собираясь в лес, сообщите об этом родным, знакомым. 3. Сообщите, на какое время планируете свой поход. 4. В незнакомых местах оставляйте ориентиры, которые помогут найти обратный путь. 5. Если заблудились – не паникуйте, успокойтесь, проявите самообладание. 6. Если заблудились, ночью не ищите выхода; ночь нужна для подкрепления сил. 7. Соблюдайте правила безопасности: будьте наблюдательными, внимательными, осторожными. 8. Возьмите с собой необходимы вещи, продукты: спички (фонарик), соль, нож, хлеб, воду. 9. Сигнал о помощи нужно подавать большим костром или выстрелом. 10.Держите соль, спички в сухом месте. | 25 мин |
5. Рефлексия | Применяет прием «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
| Примерные телеграммы детей: «Потерялся в тайге – не падай духом, ищи выход». «Идешь по лесу, оставляй зарубки, они помогут выйти» «Идешь в лес – бери соль, спички, теплую одежду. Будь внимателен и сторожен!» «Учись у Васютки мужеству и силе духа!» | 5 мин |
6. Домашнее задание | Сочинение – миниатюра «Чему я научился у Васютки» | 1 мин |
- Перечень дидактических материалов: портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро», текст произведения, Ап. Васнецова «Тайга на Урале», В. Сурикова «Енисей», аудиозапись «Звуки леса».
- Оснащение урока компьютер, проектор
Приложение 1.
Приложение 2
Иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро»
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Анализ отрывков текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге....
Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...
Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"
данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...
Методическая разработка урока по литературе по теме: " А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества в рассказе" 9 класс
Объяснение нового материала...
Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)
Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...
Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)
Сравнительный анализ рассказов «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева и «Уроки французского» В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...
Конспект урока по литературе на тему:" Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина " Уроки французского"
Разработка урока по литературе на тему: " Уроки доброты в расскказе В.Г.Распутинв " Уроки французского"...