"..страшное в жизни часто начинается очень просто" урок по рассказу Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Заключительный урок по рассказу Астафьева " Васюткино озеро" в 5 классе по программе В.Я.Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoe_strashnoe_v_zhizni_nachinaetsya_ochen_prosto.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
«…самое страшное в жизни начинается очень просто…»
( заключительный урок по рассказу в.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Дидактическая цель
создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком;
активизировать познавательные интересы учащихся средствами метода проектной деятельности.
Цели по содержанию:
образовательная:знакомство учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе, формирование литературоведческих понятий:
“средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.
развивающая:создание условий для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение,работа над литературоведческими понятиями.
воспитательная: воспитание у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.
Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы.
Урок проводится в 5-м классе по программе В.Я.Коровиной.
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Оборудование: портрет В.П.Астафьева, иллюстрации учащихся к рассказу, фрагмент фильма Д.Кемерона «Аватар»
Словарная работа: автобиографическая проза, тенета, валежины, ряска, тягун, затеси.
Актуализация знаний об автореВ.П. Астафьева “Васюткино озеро”.
Что вы узнали о писателе Астафьеве?
Какие факты его биографии, детства? (Астафьев рано потерял самого дорогого ему человека – маму; жил и воспитывался в семье бабушки и дедушки Потылицыных;
Где учился ? (побывал в детском доме; учился в железнодорожном училище в Красноярске; его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных)
Был ли участником войны? (он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от голода…)
Когда началась его литературная деятельность?( писать Астафьев начал в 50-е годы. Он создает цикл рассказов о своем детстве, о тех впечатлениях, что были вынесены им из далекой поры. Автор предстает в этих рассказах центральной действующей фигурой, это его глазами мы видим окружающий мир. Героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку мир человеческих отношений, мир природы и взаимосвязь человека и природы.)
Один из таких рассказов – “Васюткино озеро”.
Судьба рассказа (сообщение учащегося)
- К какому жанру можно отнести произведение, учитывая, что писатель рассказал в нем о своих приключениях? (Автобиографическое произведение. Автобиография - описание своей жизни (обращение к словарю)).
- Какое название “Жив” или “Васюткино озеро” вам нравится? Почему?
Блиц-опрос по содержанию рассказа
- А сейчас проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Оценивается скорость ответа и его правильность. За каждый правильный ответ ответивший получает жетончик.
На какой реке происходили события?
Назовите возраст Васютки.
Чем снабжал Васютка рыбаков?
Какую птицу первой увидел Васютка?
Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
Сколько, по мнению Васютки, весил пойманный глухарь?
О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он стрелял в воздух?
Что такое «затесь»?
(Подведение итогов блиц-опроса)
Словарная работа
Запишите в тетради слова, поясните их лексическое значение.
(автобиографическая проза, тенета, валежины, ряска, тягун, затеси)
Работа по тексту
Как связано начало рассказа с его названием? ( В основе сюжета рассказа лежит такое событие: мальчик по имени Васютка заблудился в тайге и провел там несколько дней один.)
Зачем Васютка пошел в лес? (Он снабжал рыбаков кедровыми орехами. Но эта работа была не в тягость).
Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? (Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички).
Расскажите, как Васютка заблудился? (Васютка бросился за подбитым глухарем. Птица уходила небольшими перелетами. Они становились все короче. Глухарь слабел. А Васютка припустил сильнее).
Информация для учащихся
В нашем городе в одной из школ есть музей В.П.Астафьева. Ребята собирают материалы, связанные с его жизнью и творчеством, организуют поездки на родину писателя. Традиционно осенью проводят «Астафьевские чтения» В этом году ученик 7 класс Дима Ч. Стал победителем в своей возрастной группе. Вы тоже сможете принять участие в чтениях в следующем году, а сейчас послушайте отрывок из рассказа.
Выступление Д.Чертилина с отрывком из рассказа.
(эпизод с.125 от слов «В лесу сделалось совсем тихо до «...да ведь он заблудился!»)
Противостояние человека и природы, умение выживать в трудных условиях - очень важны. Часто герои произведений, художественных фильмов оказываются в подобной ситуации.
Предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Аватар» (эпизод «В лесу»» 4 мин.) и ответить на вопрос:
кто помог главному герою выжить?
А кто может помочь выжить Васютке? На кого он может рассчитывать? (только на себя, на свои знания, на то, что говорили ему родные)
Итак, мальчик заблудился?
Проследите по тексту, что делает мальчик, каково его поведение?
А как бы повели себя вы, что стали бы делать? (выслушать и прокомментировать ответы)
А вы когда-нибудь испытывали подобное чувство?
Создание памятки «Как выжить в лесу?»
(выслушать 2-3 варианта, выбрать лучший или составить общий)
В завершение нашего занятия вы проверите свои знания содержания произведения
Тест по содержанию произведения
1.Жанр произведения
А) рассказ;
Б) повесть;
В) сказка-быль.
2. В основе произведения лежит:
А) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
Б) изображение природы Сибири;
В) повествование о приключениях героя.
3. Васютка бродил по лесу:
А) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
Б) выполняя поручение отца;
В) ради удовольствия
4. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» – автор использует:
А) сравнение;
Б) антитезу;
В) метафору.
5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
А) тетерев;
Б) глухарь;
В) кедровка.
6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
А) горько плакал;
Б) запаниковал;
В) решил не сдаваться.
7. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
А) в озере есть водоворот;
Б) озеро проточное;
В) ветер принесёт непогоду.
8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
А) речка;
Б) болото;
В) озеро.
9. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
А) его заметили с бота;
Б) его не заметили с бота;
В) он был очень рад рыбакам.
10. Родные Васютки:
А) были уверены в том, что он сам найдется
Б) потеряли надежду найти его;
В) продолжали искать и надеяться.
11. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
А) богатейшей флоре и фауне;
Б) теплой осенней погоде;
В) умениям и навыкам таежного жителя.
12. Найдя озеро, Васютка:
А) стал известным на всю страну;
Б) зазнался;
В) принес пользу стране.
13. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.
А) «С тайгой надо дружить!»;
Б) «Тайга хлипких не любит!»;
В) «В тайге одному делать нечего!».
Самопроверка
(ответы на доске) и
самооценка
12-13 правильных ответов 5
10-11 правильных ответов 4
8 -9 правильных ответов 3
Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Рефлексия занятия.
Подготовленная ученица читает стихотворение
Зарубки на сердце
Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава –
Васюткиного озера сияние!
Домашнее задание на выбор
1) нарисовать иллюстрацию к рассказу,
2) написать сочинение «Как я однажды…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")
Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро". На уроке предполагается учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...
Тест по теме "Рассказ "Васюткино озеро" В.П. Астафьева"
Проверка знания текста рассказа в форме теста....
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"
Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
В данном материале представлена технологическая карта урока по литературе на тему ""В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу". Целевая аудитория- 5...
Проверочная работа по рассказу "Васюткино озеро"
Тест, задания, проверяющие знание содержания. 5 класс....
Маршрутный лист к уроку "В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».
Урок по творчеству В.П. Астафьева. "Васюткино озеро"....