Урок – исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Федина Наталья Михайловна

Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.p.astafeva_vasyutkino_ozero_2.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Кашинская ООШ»

Личностно-ориентированный урок с элементами  работы  в группах.

Урок – исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

        

Подготовила: учитель

русского языка

и литературы

Федина Н.М.

2013г.

Тема урока: Человек и природа  в рассказе.

Цель урока: обучение анализу прозаического произведения, развитие навыков устного словесного рисования и комментированного чтения, экологическое воспитание.

План урока:

                     1.Работа с текстом  7 мин.

                     2.Работа в группах 15 мин.

                     3.Комментированное чтение эпизода 8 мин

                     4.Сочинение-миниатюра  10 мин.

                           Ход урока:

1.Работа с текстом.

Беседа. Обсуждение содержания рассказа, чтобы выявить восприятие ребятами произведения.

  • Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
  • Как относился Васютка к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
  • Как автор подчеркивает, что Васютка перенимает привычки взрослых?
  • Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как это можно объяснить?
  • Что помогло Васютке провести первую ночь?
  • Где провёл мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?
  • Чем отличалась третья ночь?
  • Что, по-вашему, помогло выйти Васютке на берег Енисея?
  • Почему озеро назвали по имени мальчика?
  • Чему можно поучиться у Васютки?

2.Работа в группах.

  • Встречи Васютки с миром живой природы (птицы, рыбы). Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне.

Ученики понаблюдают, что Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы накормить других, но в то же время он воспринимал животных как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это и говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.

  • Поведение Васютки в лесу.

Основным в поведении ребят будет то, что послужит ответом на вопрос: что же припомнил Васютка из того, «чему учили его, что знал из рассказов рыбаков и охотников». Они расскажут о том, что пригодились ему навыки, полученные им в общении с взрослыми. Ребята отметят, что смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях.

  • Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Ребята отметят,что мальчик постоянно  размышляет, у него очень пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии.

3.Комментированное чтение эпизода.

         Комментирование  пейзажной зарисовки. Работа с термином «пейзаж».

Слово учителя.

Пейзаж – это картина природы, имеющая различное  художественное значение в зависимости от стиля автора. В реалистической  литературе значение пейзажа таково: он изображает реальную обстановку, в которой разворачивается действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий.

Для работы возьмем пейзаж на стр. 129 «Тайга…Тайга.»

  1. Учащиеся читают  самостоятельно и пытаются сделать самый главный для себя вывод из этого отрывка.
  2. Беседа
  • Почему тайга показалась  мальчику “молчаливой и равнодушной ”?
  • Почему она напомнила Васютке море?
  • Как автор усиливает мрачность пейзажа?
  • Какие слова автор использует для описания тайги?
  • Как и почему почувствовал себя мальчик себя в этот момент?
  • Какое впечатление производит этот пейзаж?
  • Какую, по-вашему, ставил автор при создании этого пейзажа?
  • Почему всё же природа не подвела мальчика, дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям?

4.Сочинение-миниатюра.

Как и почему человек должен относиться к природе?

5.Подведение итогов урока и домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по Васюткиным тропинкам" (урок-игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" (ФГОС). Урок обобщения, систематизации изученного материала, проводится в форме игры-состязания между двумя команд...

Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро")

Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро") в 5 классе...

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Презентация

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Презентация к уроку литературы в 5 классе...

Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...

Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)

Целью данного урока является  выявление способов  выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...

"Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс

quot;Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" с применением технологии «Педагогическая мастерская») 5-й класс...