Урок – исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Кашинская ООШ»
Личностно-ориентированный урок с элементами работы в группах.
Урок – исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Подготовила: учитель
русского языка
и литературы
Федина Н.М.
2013г.
Тема урока: Человек и природа в рассказе.
Цель урока: обучение анализу прозаического произведения, развитие навыков устного словесного рисования и комментированного чтения, экологическое воспитание.
План урока:
1.Работа с текстом 7 мин.
2.Работа в группах 15 мин.
3.Комментированное чтение эпизода 8 мин
4.Сочинение-миниатюра 10 мин.
Ход урока:
1.Работа с текстом.
Беседа. Обсуждение содержания рассказа, чтобы выявить восприятие ребятами произведения.
- Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
- Как относился Васютка к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
- Как автор подчеркивает, что Васютка перенимает привычки взрослых?
- Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как это можно объяснить?
- Что помогло Васютке провести первую ночь?
- Где провёл мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?
- Чем отличалась третья ночь?
- Что, по-вашему, помогло выйти Васютке на берег Енисея?
- Почему озеро назвали по имени мальчика?
- Чему можно поучиться у Васютки?
2.Работа в группах.
- Встречи Васютки с миром живой природы (птицы, рыбы). Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне.
Ученики понаблюдают, что Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы накормить других, но в то же время он воспринимал животных как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это и говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.
- Поведение Васютки в лесу.
Основным в поведении ребят будет то, что послужит ответом на вопрос: что же припомнил Васютка из того, «чему учили его, что знал из рассказов рыбаков и охотников». Они расскажут о том, что пригодились ему навыки, полученные им в общении с взрослыми. Ребята отметят, что смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях.
- Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.
Ребята отметят,что мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии.
3.Комментированное чтение эпизода.
Комментирование пейзажной зарисовки. Работа с термином «пейзаж».
Слово учителя.
Пейзаж – это картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора. В реалистической литературе значение пейзажа таково: он изображает реальную обстановку, в которой разворачивается действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий.
Для работы возьмем пейзаж на стр. 129 «Тайга…Тайга.»
- Учащиеся читают самостоятельно и пытаются сделать самый главный для себя вывод из этого отрывка.
- Беседа
- Почему тайга показалась мальчику “молчаливой и равнодушной ”?
- Почему она напомнила Васютке море?
- Как автор усиливает мрачность пейзажа?
- Какие слова автор использует для описания тайги?
- Как и почему почувствовал себя мальчик себя в этот момент?
- Какое впечатление производит этот пейзаж?
- Какую, по-вашему, ставил автор при создании этого пейзажа?
- Почему всё же природа не подвела мальчика, дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям?
4.Сочинение-миниатюра.
Как и почему человек должен относиться к природе?
5.Подведение итогов урока и домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по Васюткиным тропинкам" (урок-игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" (ФГОС). Урок обобщения, систематизации изученного материала, проводится в форме игры-состязания между двумя команд...

Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро")
Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро") в 5 классе...

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Презентация
Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Презентация к уроку литературы в 5 классе...

Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...

Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)
Целью данного урока является выявление способов выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...

"Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс
quot;Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" с применением технологии «Педагогическая мастерская») 5-й класс...