Урок на тему "Уроки выживания по рассказу "Васюткино озеро"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Нильсен Татьяна Андреевна

Вариант урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_vyzhivaniya_po_rasskazu_vasyutkino_ozero.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Уроки выживания (по рассказу Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро»)

Цель урока: выявление  способов выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Задачи урока:

Предметные: охарактеризовать черты главного героя в условиях выживания в тайге; раскрыть поступки через анализ художественного текста

Метапредметные:

1.      Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения,

2.      Развивать навыки групповой работы.

3.      Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Личностные: 1.Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

2. Воспитывать любовь к природе.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

Запишите в тетради число тему урока: Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

- Маленькой песчинке легко затеряться в океане? Так же легко человеку заблудиться в тайге и погибнуть. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Как вы понимаете это высказывание?

Сформулируйте цель урока: выявить способы выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

- Что же помогло герою рассказа Астафьева выжить, не погибнуть в тайге? Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке.

II. Операционно-содержательный этап.

Проследим, как она раскрывается в тексте.

-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»)

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

- Сколько дней провел Васютка в тайге?

-Пять дней провел Васютка в тайге, как он прожил эти дни и как выжил, мы узнаем проследив за его путешествием.

1.      Исследовательская работа в группах

На прошлом уроке вы поделились на группы и вам было задано домашнее задание: проследить за путешествием Васютки и подготовить сообщения о том, как он провел эти дни в тайге. 1 группа – сообщение о 1 дне в тайге, 2 группа – о 2 дне, 3 группа – о 3 и 4 днях

1 группа. Сообщение о том, как главный герой провел 1 день в тайге, опираясь на вопросы:

- С какой птицей встретился? Что узнали о повадках этой птицы? (Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)

-Какую пользу приносит эта птица? (Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?

-Как обычно проходит охота на глухаря?

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

-В какой момент Васютка понял, что заблудился? («Где же затеси?» )

- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

-Страшно ли было Васютке? Почему? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

- Как Васютка провёл первую ночь в тайге.

- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

- Как мальчик приготовил себе еду?

- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

- Какие черты характера обнаружились в мальчике?

 

2 группа. Сообщение о том, как герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы:

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?

- Как и почему Васютка относится к окружающей его природе? ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Какие слова использованы при описании тайги? Как чувствует себя мальчик в этот момент?

- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

 

3 группа. Сообщение о том, как герой провел 3 и 4 дни в тайге, опираясь на вопросы:

-Чем отличалась 3-я ночь?

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).

- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко?

- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?

- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

 

Физкультминутка

- Представьте, что вы маленький орешек, упавший с кедра и попавший в почву.

( присесть на корточки, сжаться в комочек)

Маленькому орешку холодно, он сжимается, чтоб согреться.

(мышечное напряжение, глаза зажмуреня)

Весной солнечные лучи согрели землю и орешек отогрелся, расправил свои плечи.

( расслабление мышц)

Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти.

У него появились корешки

( встать на ноги, открыть глаза)

и первые стебельки

( поднять полусогнутые в локтях руки над головой).

Солнышко так согрело росток, появившийся из орешка, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими веточками.

(Вытянуться вверх, подняться на цыпочки, помахать кистями рук.)

3.      Работа с таблицей

- Итак, перед вами таблица, которую я назвала «Уроки тайги». Вам нужно заполнить правую часть таблицы, в левой части таблицы подобраны цитаты из текста, а в правой вы должны сформулировать законы, которые должны соблюдать, отправляясь в лес. Заполнять таблицу вы будете устно (писать не надо!).

Уроки тайги.

«Таков старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички»

Готовиться основательно к походу в тайгу

 «…наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка»

Обозначать особыми приметами дорогу

«Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков от роду»;

«Убирайся, рыжая, стрелять буду!» (говорит белке, просто так зверей не убивает, стреляет в воздух)

Не тратить попусту порох и дробь, бережно относиться к тайге

«Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка»;

«…глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз…» (герой начинает подражать собаке, чтобы поймать глухаря)

Знать повадки зверей и птиц

«Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень»;

«Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега»

Уметь развести костёр, приготовить пищу, устроиться на ночлег

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! – вспомнились ему слова отца и дедушки»;

(Словарная работа: объясняем слово «хлипкий»: безвольный, слабохарактерный)

 «Тишина, Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону тёмного предмета» (когда в темноте он сначала испугался большого корня)

Не терять присутствия духа

«Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг»;

«Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучкам. Васютка заволновался: трава растёт обычно вблизи больших водоёмов»;

«Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными. .. Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, то она в конце концов приведёт его к Енисею»;

«Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближайшем водоёме»

Знать таёжные приметы

 

Итоговый вопрос: что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

(Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя, знание законов и тайн тайги)

-  Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь.(Дети по ходу урока записывают в тетрадь основные выводы)

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Не стреляй попусту, береги драгоценный припас!

4. Возьми с собой в лес собаку!

5. Запомни: удача не всегда приводит к счастью!

6. Не убивай птицу, зверя ради удовольствия!

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Слушай и запоминай народные приметы!

7. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

8. Не терять веры в свои силы.

 

4.        Составить синквейн по образу главного героя

1.    Тема называется одним словом ( обычно существительным), наприме, Васютка

2.    Описание темы в 2 словах, 2 прилагательных

3.    Описание действий в рамках этой темы,3 глагола

4.    Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме ( предложение  из 4 слов)

5.    Синоним  из 1 слова, который повторяет суть темы

 

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

Заблудился, не отчаялся, нашел выход, борется, обрадовался, всплакнул

Васютка – маленький покоритель тайги. Тайга хлипких не любит.

Путешественник, победитель

 

 

III. Рефлексивно-оценочный этап.

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя узнали?

- Пригодится ли вам это в будущем?

🞭  Сегодня я узнал(а)…

🞭  Было интересно…

🞭  Было трудно…

🞭  Урок дал мне для жизни…

🞭   Своей работой на уроке я…

🞭  Мое настроение…

 

Домашнее задание: 

На «5»

Написать сочинение - рассуждение на тему " Как Васютка выжил в тайге".

На «4»

- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

Составьте и запишите "Памятку идущему в лес" и "Если ты заблудился в лесу".

 

Памятка №1. Советы идущему в лес

1.         Продумай тщательно маршрут.

2.         Не забудь взять компас.

3.         Возьми спички для костра.

4.         Захвати с собой теплые вещи.

5.         Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

 

Памятка №2. Если ты заблудился.

1.         Не паникуй, успокойся.

2.         Прекрати бесполезное движение,

3.         Осмотри место, где находишься.

4.         Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

5.         Разожги костер, приготовь пищу.

6.         Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7.         Спокойно ожидай спасателей, родственников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии ЯНАО по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды ЯНАО»

Разработка урока географии Ямало-Ненецкого автономного округа окажется полезной учителям географии ЯНАО. В ходе данного урока учащиеся получают знания о внутренних водах ЯНАО, о размещении крупных рек...

Урок географии 6 класс по теме "Озера"

Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....

мультимедийная презентация к уроку "Рассказ В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Человек и природа"

данная презентация содержит иллюстративный материал к рассказу Астафьева, документальный фильм "Тайга", аудиоматериал "Звуки тайги", творческие задания...

урок по географии , 9 класс. Тема" Озеро Байкал"

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ГЕОГРАФИИ, 9 КЛАСС...

Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".

Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".6 класс....

Урок по краеведению Создание рукописного журнала «Озеро Байкал».

Урок по краеведению предназначен для учащихся 3-4 классов. Цели урока: воспитание интереса к родному краю, расширить знания об озере Байкал....

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."Данный материал представляет собой подробный план-конспект урока. по курсу "География России"к учебнику по...