Технологическая карта урока литературы:"Славный он был мужик..."(По рассказу И.С. Тургенева "Муму")
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Славный он был мужик…» (По рассказу И.С. Тургенева «Муму»)
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-знакомство
Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Задачи:
- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
- освоение теоретико-литературных понятий;
- совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Оборудование урока:
- кластер «Средства создания литературного героя»,
- памятки-инструкции
Технологическая карта
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
1. Организация начала урока (1мин) | Готовность класса. Приветствие | Проверяют необходимые предметы на рабочем столе | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | |
2. Мотивация (3мин) | Дает установку: «Сегодня у нас урок-знакомство» (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»); «Что такое знакомство?» | Предполагаемые ответы: «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности» | Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность «Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться» «Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?» Работа с кластером «Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?» «Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?» | |
3. Целеполагание (5 мин) | Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?» | Необходима тема для общения | Определение темы урока | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Актуализация знаний (5 мин) | Проверка д/з Давайте попробуем сформулировать тему урока. А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь». | Герасим – главный герой рассказа Запись темы в тетради | Фронтальный опрос Какие чувства у вас возникали во время чтения? Кто вызывал у вас эти чувства? Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску) Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)?Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться? Почему именно с ним? Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом? | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
4. Планирование деятельности (3 мин) | Сформулируйте УЗ, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться… и (доказать мнение Тургенева о своем герое)…». (Учитель фиксирует УЗ на доске) | Составление плана работы и постановка УЗ Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов. | Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
5.Этап реализации (10 мин) | Составление портрета литературного героя по схеме | Обрааз Герасима | Работа по памятке-инструкции по группам | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - умение работать в группе, находить общее решение; -формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
6.Итоги работы в группах (7 мин) | Портрет Герасима Можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»? | «Славный он был мужик..» Ответы учащихся | Выступление учащихся от группы - Сумел ли автор доказать, что герой его славный? - А вы могли бы назвать Герасима славным? - Какие качества героя вам близки, ценны для вас?» | 1)Личностные: -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; 3)Коммуникативные: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
7.Рефлексия (4 мин) | Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке? - Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте. - Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки. - Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши». «Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно». | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | ||
Домашнее задание (2 мин) | С.224, в.10 инструктаж |
Памятка-инструкция №1
(для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Каким вы представляете Герасима?
- Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
- Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
- Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
- Почему автор сравнивает героя с гусаком?
- Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №2
(для групповой работы)
Обязанности Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Чем занимался Герасим в деревне?
- Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?
- Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
- Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
- Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Найдите описание каморки Герасима.
- Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
- На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
- Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
- Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №4
(для групповой работы)
Поведение Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
- Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?
- В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
- Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
- О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №5
(для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
- Как Герасим относится к другим героям? Почему?
- Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце"
Посредством художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» формируется понимание учащимися, что такое Крымская война и кто был истинным геро...
Технологическая карта урока литературы по рассказу А.П.Чехова "Хирургия".
Технологическая карта урока литературы по рассказу А. П. Чехова "Хирургия" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока литературы по рассказу Андреева "Кусака"
Технологическая карта урока литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака". Нравственные проблемы рассказа "Кусака"...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...
Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).
И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....
Технологическая карта урока литературы «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»
Технологическая карта урока литературы для 11 класса на тему: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»...