Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Посредством художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» формируется понимание учащимися, что такое Крымская война и кто был истинным героем Севастопольской эпопеи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Региональный институт непрерывного образования
Педагогический факультет
Выпускная работа слушателя
курсов повышения квалификация
( Метапредметная деятельность как условие реализации требований ФГОС на уроках в основной школе )
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Технологическая карта интегрированного урока литературы и МХК
Автор выпускной работы,
учитель литературы
МАОУ «СОШ № 24» г. Перми З.Б.Соломатова
Консультант А.С.Переверзев
Пермь 2014
Технологическая карта урока литературы
Предмет литература
Класс 7
Автор УМК Г.С.Меркин
Тема урока: «Л.Н. Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям».
Тип урока: урок-обобщение
Цель урока: посредством художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» создать условия для понимания учащимися, что такое Крымская война и кто был истинным героем Севастопольской эпопеи.
Задачи:
1. Проанализировать художественное изображение войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце».
2. Развивать навыки работы с художественным текстом, умения вычленять, анализировать и обобщать факты, делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения;
3.Обучать умению выделять главное в описании героев рассказа;
Планируемый результат:
- На примерах мужества и героизма защитников Севастополя вызвать гордость за историю своих предков, чувство любви к Родине.
- Способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия;
Оборудование урока:
- Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”;
- учебник литературы под ред. Г.С. Меркина;
- мультимедийная поддержка;
- Моцарт «Реквием»;
- произведения художественного искусства ( репродукции картин И.Айвазовского, А.В.Кокорина, литографий В.Ф.Тимма, Д.Россова,)
- презентация к уроку.
Межпредметные связи: русский язык, МХК, история, искусство, музыка.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями картин, прослушивание музыки Моцарта «Реквием».
№ | Этап урока | время | Формы работы | содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Постановка целей и задач занятия. Эмоциональная завязка урока | 5 мин. | Мотивация деятельности посредством ассоциаций. | Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Л.Н. Толстого. Вы уже познакомились с произведением великого писателя. Но я предлагаю вам абстрагироваться от уже известного вам и еще раз вслушаться в заглавие: «Севастопольские рассказы», «Севастополь в декабре месяце»… События, происходящие в Севастополе 1853-1855гг. не могли никого оставить равнодушными. Многие поэты и художники обращались к этой теме. И сегодняшний разговор мне хотелось бы начать со стихотворения А.А.Фета «Севастопольское братское кладбище» Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
| Какие ассоциации могут возникнуть у человека, который впервые услышит эти слова? Чтение учителем стихотворения на фоне «Реквиема» Моцарта | Учащиеся высказывают свои предположения: 1)цикл рассказов о городе; 2)каким можно увидеть город в декабре месяце; 3) в чем особенность города в первый зимний месяц. Учащиеся слушают стихотворение | К. –умение слушать другого человека, вступать в диалог. Р.- прогнозирование К. –умение слушать другого человека, вступать в диалог. Л.- система ценностных ориентиров и жизненных представлений |
2 | Актуализация знаний Постановка учебной проблемы. | 5 мин. | Работа с художественными произведениями искусства Работа с фрагментами Панорамы Севастополя. | Показ фрагментов Панорамы Севастополя, | А теперь выскажите свои гипотезы: о чем мы будем говорить сегодня уроке? | Учащиеся высказывают свои предположения | Р.- Целеполагание, планирование, прогнозирование, поиск и выделение необходимой информации. П.- постановка и пути решения учебной задачи. |
5 мин. | сегодня мы говорим о военной теме в творчестве Л.Н.Толстого. Тема сегодняшнего урока «Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям» - Как вы считаете, какой вопрос будет самым главным? (Почему это актуально?) | Сообщение темы учителем. | Учащиеся высказывают свои предположения | П.- поиск и выделение необходимой информации. | |||
? Что такое война в понимании Толстого? ? Кто же был истинным героем Севастопольской эпопеи ? | Вопросы, сформулированные учителем | Учащиеся предлагают свои варианты проблем, поднимаемых автором рассказа. | П. Р..-составление плана и последовательности действий. К.- построение речевых высказываний. | ||||
Теперь попробуйте сформулировать задачи предстоящей работы на сегодняшнем занятии (для себя лично) | Выслушивает предложенные варианты | Учащиеся называют задачи, которые они определяют для себя: проанализировать художественное изображение войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»;сравнив его с представленными изображениями на полотнах великих мастеров. | К. и Р.-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П.-установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||
3 | Изучение нового материала. | 15 мин. | контроль выполнения Д\З Работа с текстом Дневниковые записи Л.Н.Толстого. Работа с картинами художников. Определение настроения, сравнение Работа с текстом произведения. Работа в парах Работа в парах Работа в парах Работа в группах класс делится на 3 группы по рядам Работа с портретной галереей , авторы: Художник А.В. Кокорин Портреты героев-севастопольцев В госпитале На бастионе художник Василий Федорович Тимм | Одним из домашних заданий было следующее: по материалам на страницах 321 -339 учебника выписать цитаты, которые выражали бы суть прочитанного рассказа. Зачитайте свои записи. (2-3 человека) Я тоже, перечитав рассказ, предлагаю вашему вниманию фразы, которые могут стать эпиграфом к нашему уроку: … Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!», говорил: «Нужно умирать, ребята. Умрете?». И войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!». И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание… Л.Н.Толстой ( Из дневника) ? Так что же представлял собой Севастополь того времени? Давайте обратимся к литографиям В.Ф.Тимма «Обстрел Севастополя 5 октября 1854г» и Д.Россова «Севастополь.Угол 4-го бастиона…» Каким настроением проникнуты эти работы? Какое впечатление они производят? А вот каким показывает Севастополь художник Айвазовский. Его картины «Севастополь» и «Осада Севастополя» были созданы под непосредственным впечатлением от посещения художником осажденного города Л.Н.Толстой тоже был не только свидетелем, но и участником данных событий. Все ужасы, лишения и страдания, выпавшие на долю геройских его защитников, перенес и Толстой. Он долго жил на страшном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасы осады, к которым он скоро привык, как и все прочие эпически-храбрые севастопольцы, Толстой написал в это время первый из трех «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Тотчас же напечатанный, рассказ был с жадностью прочитан всею Россией и произвел потрясающее впечатление картиною ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Какое значение для защитников Севастополя имели строки писателя? За оборону Севастополя Л.Н. Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.» - А каким видит осажденный город Л.Н.Толстой? Мы вновь обращаемся к тексту рассказа.
2).Какие детали помогают писателю показать будничную жизнь сражающегося города (лица людей, звуки, краски и т.д.)? Согласны ли вы с тем, что картина построена на контрасте? Докажите это текстом. Перечитайте описание утра в начала рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале. Какое настроение создает описание природы? Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка «войны в настоящем ее выражение…» Как вы объясните роль использованных Толстым приемов: - он не дает имен своим героям; - обращается к читателю на прямую «Вы подходите к пристани …», «Вы смотрите на полосатые громады кораблей» и т.д.; - ведет повествование рассказчик, сам являющийся участником событий? Подтвердите текстом мысль Толстого о ратном подвиге русского солдата и офицера «…исполняет свое дело, какое бы оно ни было». Для этого перечитайте эпизоды: а) «В госпитале»; б) «На четвертом бастионе». Подготовьте ответ, для этого воспользуйтесь планом: 1 группа- Портрет героя; 2 группа- Участие в обороне Севастополя; 3 группа-Отношение к подвигу автора. 349 дней героически сражался Севастополь. Давайте вглядимся в лица героев-севастопольцевКакие качества присущи каждому герою?
| Проверка домашнего задания Предлагает работу с литографиями, задает вопросы Предлагает рассмотреть репродукции работ И. Айвазовского «Севастополь», «Осада Севастополя» Беседа с учащимися. Историческая справка Задает вопрос Работа с текстом рассказа Л.Н.толстого Анализ рассказа по вопросам и заданиям: чтение фрагментов рассказа с упором на будничность, обыденность. Работа с текстом рассказа Л.Н.Толстого Анализ текста , учитель задает вопросы Учитель задает вопросы Учитель организует работу учащихся в группах Учитель организует работу с художественным произведением. | Учащиеся зачитывают выписанные цитаты. Слушают товарищей, взаимодейст- вуют с ними и с учителем Учащиеся работают с литографиями, представленными на презентации Определяют настроения, которыми проникнуты данные картины. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подтверждая текстом рассказа: 1) «…где прошла смена часовых, побрякивая ружьями; где доктор уже спешит к госпиталю; где солдатик вылез из землянки, моет оледенелой водой загорелое лицо и, оборотясь на зардевшийся восток, быстро крестясь, молится богу; где высокая тяжелая маджара на верблюдах со скрипом протащилась на кладбище хоронить окровавленных покойников, которыми она чуть не доверху наложена...» 2) «…На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий, и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные козлы; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками…») 1.«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском; с бухты несет холодом и туманом; снега нет - все черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далекий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра. На кораблях глухо бьет восьмая склянка.» 2. Уже вечереет. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам. По воде разносятся звуки какого-то старинного вальса, который играет полковая музыка на бульваре, и звуки выстрелов с бастионов, которые странно вторят им.» )(«…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти...) Предполагаемый ответ: Рассказ «Севастополь в декабре месяце» написан в форме лирического монолога. Писатель выступает в нем от своего имени, но его лирическое «я» предельно обобщено: так он думает, так он видит, так он чувствует; но именно так видят, думают, чувствуют, действуют тысячи участников обороны – солдаты, офицеры, горожане, мужчины и женщины. Толстой изображает войну « в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» и вместе с тем дает читателю почувствовать величие простоты и красоты героического духа севастопольцев. Учащиеся работают в группах со своим заданием Выступления учащихся. Учащиеся отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении | П.-формирование обобщающих выводов по материалу Р.-оценивание выступления товарища К.и П.-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Р.- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью сверстников и учителя Р.- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью сверстников и учителя Р.- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью сверстников и учителя Р.- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью сверстников и учителя Л.- формирование системы ценностных ориентиров. |
4 | Подведение итогов урока с формулированием учащимися собственных выводов | 8 мин. | Какова же основная идея рассказа? О чем говорит нам автор своим произведением? Что такое война в понимании Толстого? Итоговый вопрос: Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? В чем своеобразие русского характера, по Толстому, и кто решает коренные вопросы истории? Итак, Л.Н.Толстой позволил нам увидеть главные черты русского народа . А такой народ не может не иметь будущего. Так будем же верить в Россию и любить ее так, как любят герои рассказа «Севастополь в декабре месяце», как любил поручик артиллерии Л.Н Толстой. И закончить мне хотелось бы словами Л.Н.Толстого: «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа… … И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к родине.» | Учитель подводит итоги деятельности на уроке Задает вопросы Подводит к выводу учащихся. | Предположительный ответ: Автор размышляет о природе подвига; Он убежден в героизме русского народа; Рассуждает о жестокости любой войны. Предположительный ответ: Главный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, правдиво показанный Л.Н. Толстым. Война в настоящем её выражении – «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности По мысли Толстого, в конечном счёте народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир». Делают вывод по уроку. | ||
5 | Рефлексия на уроке | 5 мин. | Рефлексия учебной деятельности | Организует обсуждение совместной деятельности на уроке, организует рефлексию учащихся, оценивает ответы, благодарит за работу на уроке. | Ученики составляют внутреннюю речь, используют клише для рефлексии, оценивают сою работу на уроке. | П.- рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка результатов деятельности Л- самооценка, адекватное понимание причин успеха, самоопределение. | |
6 | Домашнее задание | 2 мин. | Домашнее задание | Домашнее задание по выбору ( письменно):
| Объясняет домашнее задание разного уровня сложности | Записывают задания в дневник | П. и Л дифференцированные задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.
Урок: ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...
Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»
Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....
Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...