Технологическая карта урока литературы «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»
учебно-методический материал по литературе (11 класс)
Технологическая карта урока литературы для 11 класса на тему: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТК по теории литературы Старуха Изергиль | 58.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы на тему:
«Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»
Класс: 11
УМК: Литература. Учебник для 11 класса. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2019. – 289с.
Тема: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»
Место: первый и единственный урок
Тип урока: урок открытия нового знания комбинированного типа
Вид урока: урок-диалог
Теоретико-литературные понятия: актуализация: романтизм, неоромантизм, композиция, легенда, конфликт, мотив, образ, деталь;
Цели:
воспитывающие:
- способствовать нравственному воспитанию обучающихся (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
- создавать условия для приобщения обучающихся к духовному миру литературы (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
- способствовать формированию художественного вкуса и интереса к чтению (посредством рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
- формировать положительную мотивацию обучения;
- способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;
развивающие:
- способствовать осознанию обучающимися цели урока;
- способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;
- способствовать развитию коммуникативных навыков у обучающихся;
- способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста произведения (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
обучающие:
- создавать условия для знакомства обучающихся с творчеством М. Горького (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
- способствовать развитию умения выделять композиционные и жанровые особенности рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»;
- способствовать развитию умения сопоставлять две легенды в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», выявив общие мотивы, детали, события;
Личностные результаты:
- нравственное воспитание обучающихся (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
- приобщение к духовному миру литературы (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
- формирование художественного вкуса и интереса к чтению (посредством рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
- формирование положительной мотивации обучения;
- осознание потребности в образовании и самообразовании;
Метапредметные результаты:
- умение поставить цель и организовать ее достижение;
- владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
- реализация коммуникативных навыков;
- рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ (на основе рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
Предметные результаты:
- обучающиеся познакомились с творчеством М.Горького (на примере рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»);
- умение выделять композиционные и жанровые особенности рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»;
- умение сопоставлять две легенды в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», выявив общие мотивы, детали, события;
Методы: наглядный метод, лекционный метод, метод деятельностного обучения, метод литературной беседы (постановка вопросов), эвристический метод (построение логически четкой системы вопросов), интерпретационный метод, метод эмоционально-образного постижения, методы технологий развития критического мышления; метод самостоятельной работы;
Дидактический материал: учебник, презентационный материал, словарь С.И. Ожегова
План урока:
1.Организационно-мотивационный этап (3 мин);
2.Подготовка к восприятию новой темы (7 мин);
3.Аналитическая работа с текстом произведения (23 мин)
4.Рефлексия, подведение итогов (5 мин);
5.Выставление оценок, задавание домашнего задания (2 мин).
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационно-мотивационный этап Цель этапа:
обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
обучающегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | - Добрый день! Я рада вас видеть. Садитесь. - Чтение стихотворения Л.Мартынова «След»: - Как вы думаете, почему урок, посвящённый рассказу М.Горького «Старуха Изергиль», начался с чтения этого стихотворения? | - Приветствуют учителя, садятся. - Слушают. - В стихотворении поэт размышляет о том, какой след останется после каждого из нас. И зависит это от нашей жизненной позиции, от отношения к людям и миру. В рассказе «Старуха Изергиль» речь идёт о смысле человеческой жизни, о том, для чего приходит человек в мир, для чего живёт и какой след оставляет на земле, уходя… Поэтому мы можем говорить о смысловом созвучии этих произведений. | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к одноклассникам; Регулятивные УУД: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в системе знаний по данному вопросу. |
II. Подготовка к восприятию новой темы Цель этапа: заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию материала и беседе, определить цели. | - Прежде чем мы перейдем к рассказу, давайте повторим два литературных направления: романтизм и неоромантизм. Дайте определения и назовите отличительные черты. – К какому литературному направлению отнесен этот рассказ? - Что нужно сделать, для того, чтобы правильно определить жанр произведения? - Какие возникли вопросы при чтении произведения? - На эти вопросы мы и будем искать ответы. Сформулируйте тему урока, исходя из ваших вопросов. | - Романтизм – одно из крупнейших направлений в литературе конца XVIII – первой половины XIX в.. Отличительные черты романтических произведений:
- Неоромантизм - новое стремление к исключительному, сказочному, яркому – естественная реакция на мрачные, натуралистические тексты, предвещающие распад привычного мира и человеческого микрокосма. Писателей и поэтов снова интересует «я», идущее наперекор правилам (будь то герой или преступник), и соответствующий цветистый антураж – порой чересчур кричащий. Неоромантизм в русской литературе – это одновременно кипящий и нежный источник, один из тех, что будут питать высокую модернистскую традицию. - К неоромантизму. - Чтобы определить литературное направление и жанр, необходимо проанализировать весь рассказ. - Зачем в рассказе появляется старуха Изергиль? - Какова ее функция? -С какой целью она рассказывает свои легенды? - Как она связана с образами Данко и Ларры? Какому образу она ближе? - Почему рассказчик – это молодой человек? Какова его функция в произведении? - Почему один осторожный человек наступил на гордое сердце ногой? Чего он боялся? - Загадки Старухи Изергиль в рассказе «Старуха Изергиль». | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения Познавательные УУД: - развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения Регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания. |
III. Аналитическая работа с текстом произведения Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ. | - С чего необходимо начинать анализ произведения? - Давайте вспомним, что такое композиция? - Какова композиция рассказа? Сколько частей он содержит? Что мы узнаем из каждой части? - Что мы можем сказать о героях? Какое качество их всех объединяет? - Как вы понимаете слово «гордость»? - Найдите в словаре определение слова «гордость» (работа со словарем С.И. Ожегова). - Чем отличается гордость от гордыни? - Тема «гордого человека» – общая тема для самосознания человека начала ХХ века. В каких еще произведениях герои говорят о «гордом человеке»? Что можно сказать о героях рассказа «Старуха Изергиль»? - Что такое легенда? - Рассмотрите две легенды, которые рассказывает Старуха. Что у них общего? - Давайте повторим, что такое конфликт? - Что такое образ, мотив и деталь в литературе? - Найдите образы, события, мотивы и детали, которые повторяются в обеих легендах. - Сделайте вывод, оформив в виде таблицы: в чем сходство и отличие Данко и Ларры? Как изображено общество? - Зачем нам понадобилось заполнять таблицу? Что мы узнали нового из текста? - Удалось ли нам ответить ответить на вопрос: почему композиция выстроена таким образом: легенда – история Старухи Изергиль – легенда? - Для кого рассказывает историю жизни Старуха? - Сопоставьте отношение рассказчика к Старухе (найдите в тексте) а) в самом начале рассказа б) в начале II части в) в конце II части г) в конце всего рассказа (финал) - В чем заключается разница между этими двумя героями? | - Предлагают варианты: - с анализа пространства и времени; - композиции; - роли пейзажа; - системы персонажей; - Соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения. - Выделяют три части: I часть содержит: вступление, легенду о Ларре, заключение; II часть представляет собой: вступление, биографию самой старухи Изергиль, заключение, новое вступление (к легенде о Данко); III часть начинается сразу с легенды, содержит заключение не только легенды о Данко, но и всего рассказа. - Гордость. - Чувство собственного достоинства, самоуважения. - По словарю С.И. Ожегова гордость – это: - чувство собственного достоинства, самоуважения - чувство удовлетворения от чего-либо - высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе. - Сатин: «Человек – это звучит гордо» («На дне» М.Горький), герои «Вишневого сада» (А.Чехов). Наши герои – типично романтические – гордые, мужественные, противопоставленные обществу. Они живут мифами, легендами. По этим легендам они сверяют свою жизнь: для чего они живут? Как надо правильно жить? - Легенда – жанр несказочного прозаического фольклора, который подразумевает повествование о человеческих действиях, по мнению рассказчика и слушателей, имевших место в истории человечества. - общее время действия – языческое; - конфликт (между человеком и обществом). - Конфликт – столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях. - Образ – это отображение жизни человека в художественном произведении. - Мотив – значимый компонент литературного текста, сопутствующий теме или идее. Он может воплощаться в образах, смысловых фрагментах, действии, понятиях или словах, повторяющихся в произведении, выступать в виде эпиграфа или «прятаться» в подтексте. - Деталь – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. - Приложение 1. - Узнали, что герои похожи, их отличия - кажущиеся. Цель повествования – скрытое поучение, притча. - Нет. - Для рассказчика. - Неприязненное; «Видит голый скелет с тусклыми черными глазами»; Рассказчик сам расспрашивает старуху; Сам ложится около нее, греет. - В возрасте, в опыте, в национальности, в образе жизни. | Познавательные УУД: - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; - выделять существенную информацию из текстов разных видов; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. - использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять самоконтроль; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять внимание, желание узнать больше.
|
IV. Рефлексия, подведение итогов Цель этапа:
| - Смогли ли мы разгадать все загадки Изергиль? Удалось ли ответить на ваши вопросы? - Для оценки своей деятельности предлагаю технику «Рефлексивная мишень». | - Да. - Рефлексируют. | Познавательные УУД: -систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; Регулятивные УУД: - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить. |
V. Выставление оценок, задавание домашнего задания Цель этапа:
знакомство с творчеством М. Горького, обобщение материала | Выставление оценок. | - Записывают домашнее задание. | Познавательные УУД: - умение структурировать знания; - оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные УУД: - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Герои Мотив | Ларра | Данко |
а) Внешность и характер | красивый свободный гордый, эгоист ловок, хищен силен, жесток | смелый гордый молодой красавец альтруист |
б) Глаза | «глаза холодные и гордые» | «в очах много силы и живого огня» |
в) Происхождение | человек-орел | «один из тех людей» |
г) Отношение к герою | «ничем не лучше их» (людей) | «он лучший их всех» |
Общие мотивы 1. Поиск сердца | Сердце – камень («все искал что-то на своей груди, хватаясь за нее руками»; «ударил им /ножом/ себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им») | Сердце – солнце («оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…») |
2. Тоска | «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира» | «…их дума родила в нем тоску» |
3. Смерть | «Он не может умереть!» «…ожидая смерти» | «…упал и – умер» |
4. Страх | «всех… сковал страх» «страшное наказание» | «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки…» «из тьмы смотрело … что-то страшное» |
5. Свобода | «Остался он один, свободный» Свобода – это его наказание | кинул он взор «на свободную землю» |
6. Отравление | «можно было бы отравить ею /тоской/ всех людей» | «в ядовитом смраде болота» |
7. Смех | «Он засмеялся» | «Засмеялся гордо» |
8. Гордость | «Ты, гордый, слушай!» «Глаза его были холодны и горды» | «засмеялся гордо» «гордое сердце» |
9. Забвение | «И забыли о ней, как забывают обо всем на свете» | «Люди … не заметили смерти его» «Один осторожный человек наступил на гордое сердце ногой» |
10. Втаптывание | «Встал ногой на ее грудь так, что из ее уст кровь брызнула к небу | «наступил на гордое сердце ногой… и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло» |
11. Камень (мотив камня) | «он бросился на людей, подняв камень» «сломался нож – точно в камень ударили им» | «люди … стали как камни» |
События а) суд | «хотели разорвать его лошадьми» «предлагали сжечь его» | «усталые и злые стали судить Данко» «Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они» |
б) гроза | «И тут произошло великое. Грянул гром с небес…. Это силы небесные…» | «гроза грянула над лесом» – это злые силы, что-то страшное, темное и холодное» |
Изображение людей | «могучее племя людей» жестокие нет памяти не умеют прощать | «сильные и смелые люди»; «пали духом»; «усталые и злые» «как стадо овец» «они – как звери» «как волки» жестокие нет памяти не умеют прощать |
Отношение героя к людям | «говорил с ними, как с равными себе» «спросил так, точно они были рабы» | « в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей»». |
Благодарю за просмотр!
Технологическую карту подготовила Ксения Михайловна Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса или 1 курса учреждений СПО и НПО. Урок построен по технологии критического мышления. Для разработки урока были использованы уроки учителей ...
«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...
Презентация к серии уроков по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"
Презентация помогает учащимся полнее рассмостреть и проанализировать данное произведение.Рассматриваемые вопросы:1.Романтизм как направление в литературе.2.Романтический герой.3.Почему Горький выбирае...
"Какой оставишь в жизни след..." (Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль")
В данном материале даются возможные пути анализа рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"...
Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".
Урок по литературе "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1. Выя...
Технологическая карта урока литературы:"Славный он был мужик..."(По рассказу И.С. Тургенева "Муму")
урок...
Конспект урока литературы "Размышления о предназначении человека" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")
Цель урока - формирование представлений учащихся о предназначении человека, о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях....