А.А.Башмачкин - образ "маленького человека" (по повести Н.Гоголя "Шинель")
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Урок построен с требования ФГОС. Ученики заполняют таблицу, работая с текстом художестенного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.А. Башмачкин – «маленький человек» (по повести Н.Гоголя «Шинель»)
Класс: 8
Предмет: литература
Цели урока:
образовательная: познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Шинель», проследить раскрытие темы «маленького человека»;
развивающая: сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, развивать навыки монологической речи;
воспитательная: воспитание любви и уважения к личности человека.
Ход урока
- Организационный момент
- Постановка задачи урока
Задача: доказать, что А.А.Башмачкин – «маленький человек»
- Актуализация знаний
Дать определение литературному типу «маленького человека», основываясь на прочитанной в 7 класс поэме Пушкина «Медный всадник».
Социально-литературный тип «маленького человека» обладает целым рядом общих черт — невысокое социальное положение, существование на грани бедности, утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость, непременно вызывающие чувство жалости при виде оскорбления человека. До тех пор, пока «маленький человек» смиренно погружен в свой внутренний мир, он кое-как еще держится на поверхности жизни. Но как только вынуждают его показать свое лицо миру или выйти за пределы очерченного ему круга вследствие каких-либо обстоятельств, он неотвратимо гибнет.
- Работа по теме урока
Задание: выделить в данном определении основные признаки «маленького» человека, которые нам нужно будет найти в повести «Шинель».
- Заполнение таблицы
(работа с текстом художественного произведения)
Признак «маленького человека» | Доказательство из текста «Шинели» |
Невысокое социальное положение | «в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас, прежде всего, нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник» |
Существование на грани бедности | 400 рублей заработка в год. «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Все спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замерзнувшие на дороге способности и дарованья к должностным отправлениям. Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то что он старался перебежать как можно скорее законное пространство». «При слове "новую" у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и все, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться. Он видел ясно одного только генерала с заклеенным бумажкой лицом, находившегося на крышке Петровичевой табакерки. -- Как же новую? -- сказал он, все еще как будто находясь во сне, -- ведь у меня и денег на это нет» |
Человеческая приниженность, робость | «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?"» |
«Маленький человек» смиренно погружен в свой внутренний мир. | «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, -- нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его». |
Выход за пределы очерченного ему круга вследствие каких-либо обстоятельств. Неминуемо гибнет. | Своровали шинель, необходимость идти к «значительному лицу». «-- Что вы, милостивый государь, -- продолжал он отрывисто, -- не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне... -- Но, ваше превосходительство, -- сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом, -- я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того... ненадежный народ... -- Что, что, что? -- сказал значительное лицо.- Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших! Значительное лицо, кажется, не заметил, что Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет. Стало быть, если бы он и мог назваться молодым человеком, то разве только относительно, то есть в отношении к тому, кому уже было за семьдесят лет. -- Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю. Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения. А значительное лицо, довольный тем, что эффект превзошел даже ожидание, и совершенно упоенный мыслью, что слово его может лишить даже чувств человека, искоса взглянул на приятеля, чтобы узнать, как он на это смотрит, и не без удовольствия увидел, что приятель его находился в самом неопределенном состоянии и начинал даже с своей стороны сам чувствовать страх. Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич». «На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. Благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать, и когда явился доктор, то он, пощупавши пульс, ничего не нашелся сделать, как только прописать припарку, единственно уже для того, чтобы больной не остался без благодетельной помощи медицины; а впрочем, тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут. После чего обратился к хозяйке и сказал: "А вы, матушка, и времени даром не теряйте, закажите ему теперь же сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог». |
- Итог урока
- Удалось ли нам доказать, что А.А. Башмачкина можно отнести к такому литературному типу, как «маленький человек»?
- Назовите основные черты «маленького человека».
7. Домашнее задание
Образ Петербурга в повести
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: "В чем сила и слабость человека?" (по повести Е. В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») предназначена для учителей русского языка и литера...
Урок литературы в 8 классе на тему: «А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
В копилку учителю литературы!...
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...
Технологическая карта урока по теме: "Будить в человеке Человека" (по повести Ф. Абрамова Поездка в прошлое)
Урок-исследование с использованием технологии развития критического мышления «Пирамида»....
А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
Конспект урока литературы по творчеству А.С.Пушкина....
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...