Материал для урока литературы в 8 классе по теме "Образ маленького человека в повести н. В. Гоголя "Шинель"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Материал (тех.карта+презентация) для урока литературы по теме "Образ маленького человека в повести н. В. Гоголя "Шинель".
Цель урока: Раскрыть образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тех. карта урока | 31.53 КБ |
презентация к уроку | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литература Класс: 8
Учитель: Сидоркина Анастасия Владимировна
Базовый УМК: Литература. 8 класс. Коровина В.Я., Полухина В.П. Часть 1
Тема урока: «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»
Цель урока: Раскрыть образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель
Задачи урока:
Образовательные: Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выработать навыки определения характера главного героя повести «Шинель».
Развивающие: формировать навык прочтения подтекста произведения, умение цитировать; развивать аналитические способности учащихся, логическое мышление, устную и письменную речь;
Воспитательные: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям.
Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор
Планируемые результаты:
1. Личностные:
1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
2. Формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим.
2. Метапредметные:
-познавательные:
1.Поисковое чтение и структурирование текста.
2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной.
3. Смысловое чтение. с установлением причинно-следственных связей.
4.Анализ, сравнение, синтез образов по выделенным признакам.
- регулятивные:
1.Целеполагание и планирование путей достижения целей.
2.Самостоятельный контроль своего времени.
3.Принятие решений в проблемной ситуации.
4.Развитие навыков самооценки и осуществление взаимоконтроля
- коммуникативные:
1. Формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога.
2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
4. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств
3. Предметные:
1. Навыки анализа текста.
2. Умение понимать и формулировать тему, идею.
3. Умение характеризовать образы героев произведения, владения терминологией
4. Подбор цитат.
Название технологических этапов урока, их содержание. Временной интервал | Ход урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. Мотивационный этап Цель: организовать направленное внимание на начало урока; создание положительного настроя учащихся на урок. | Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучать литературу 19 века и знакомиться с произведением Н. В. Гоголя «Шинель». Посмотрите, пожалуйста, на слайд. О каком герое идёт речь в данном отрывке? «... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». Напомните историю жизни Самсона Вырина. | Слушают, настраиваются на учебную деятельность. - о Самсоне Вырине, герое произведения «Станционный смотритель» А. С. Пушкина - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего. | Личностные УУД: 1. Положительное отношение к уроку. |
2. Актуализация знаний Цель: обобщить изученный материал, необходимый для « открытия нового знания» | Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа? Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «маленький человек»? Обратимся к слайду. Выберите слова, которые подходят к характеристике «маленького человека» Давайте теперь определи, кто же такой «маленький человек»? Маленький человек" в литературе – тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. «Маленький человек» - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. Создавая образ маленького человека, писатели хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. - Замечательно! Молодцы! | - маленький человек
| Познавательные УУД: 1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства. Коммуникативные УУД: 1.Умение выражать свои мысли 2.Умение принимать мнение другого. Предметные УУД: 1.Повторение тематики произведения |
3. Постановка учебной задачи. Формулирование темы и цели урока. Цель: обеспечить восприятие, осмысление новой темы; подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели. | - Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель». Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть? Давайте попробуем, опираясь на содержание повести «Шинель» и подобранную нами характеристику маленького человека, определить тему нашего сегодняшнего урока и поставить цели. Какова будет цель урока? | - ответы учащихся. - Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» - Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; - выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме. | Познавательные УУД: 1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства. Коммуникативные УУД: 1.Умение выражать свои мысли 2.Умение понимать позицию другого. Предметные УУД: 1.Определение проблематики произведения. |
4. Изучение нового материала Цель: изучить новый материал | - Итак, мы определили для себя, что сегодня на уроке нам необходимо будет проанализировать образ нашего главного героя, Акакия Акакиевича Башмачкина, определить, почему он является «маленьким человеком» и как к нему относится автор. Сейчас предлагаю поработать индивидуально. У каждого из вас на столе лежат карточки с кроссвордом. Предлагаю отгадать кроссворд, ответив на вопросы по содержанию повести, и определить, какое слово зашифровано по вертикали. Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово «гуманизм»? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой нашего урока? | По горизонтали:
По вертикали: ГУМАНИЗМ.
| Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе имеющихся знаний. 2.Высказывать цели учебной деятельности Познавательные УУД: 1.Представлять информацию в разных формах (тест). Коммуникативные УУД: 1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. 2.Осваивать культуру общения, умение слушать другого. Предметные УУД: 1. Знакомство с понятиями нравственности. 2.Изучение значения понятий нравственности. Регулятивные УУД: 1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. |
5. Постановка проекта выхода из затруднения. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. | Для того, чтобы рассмотреть черты «маленького» человека в образе главного героя произведения и увидеть, как автор к нему относится, вернёмся к повести и проследим основные этапы жизни Акакия Акакиевича. Поразмышляем, дадим характеристику Башмачкину. Анализ текста произведения. Работа в группах. Каждая группа получает задание. Задание 1 группе. «Знакомство с главным героем» Выразительно прочитайте отрывок В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк…
Вывод учителя после выступления 1 группы - в образе Акакия Акакиевича Гоголь начертал последнюю грань обмеления человека-Божьего создания, когда вещь самая ничтожная становится для «маленького» человека источником беспредельной радости. Задание 2 группы. «Отношение сослуживцев к Башмачкину. Отношение Башмачкина к работе» Прочитайте фрагмент В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения….
Вывод учителя после выступления 2 группы - спокойствие, покорность, смирение помогают выжить в жестоком мире. Гоголь подчёркивает, что люди безжалостны, равнодушны к миру «маленького» человека. Задание 3 группы. «Внешний образ Башмачкина» Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из текста. Он не думал вовсе не думал о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нём был узенький, низенький, так что шея его казалась необыкновенно длинною... И всегда что-нибудь прилипало к его вицмундиру: ли сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; ходя по улице, поспевал под окно в то самое время, когда на него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки…
Прочитайте фрагмент «За обедом» Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться. Испытывать удовольствие, хотя бы от еды.
Выступление 3 группы Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? Вывод учителя после выступления 3 группы - заканчивается повесть грустно – умирает главный герой, так и не дождавшись понимания и поддержки со стороны окружающих, даже смерть «маленького» человека никого не интересует. | Учащиеся по группам выполняют предложенное учителем задание. | Коммуникативные УУД: 1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. 2.Аргументирование своего мнения. 3.Умение слушать другого, принимая его мнение. Познавательные УУД: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий. Предметные УУД: 1.Развитие умений анализа текста 2.Совершенствование умения подбирать цитаты для характеристики героев. Регулятивные УУД: 1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. |
6. Первичное закрепление Цель: закрепить полученные знания. | Замечательно! Мы проанализировали образ нашего главного героя. Теперь предлагаю выполнить задание «Характеристика Акакия Акакиевича». Обобщающие вопросы после выполнения заданий: Каким изобразил Акакия Акакиевича Башмачкина автор? Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж? Вывод: Конечно, нельзя сказать, что «маленький» человек - Башмачкин с богатым внутренним миром, но он способен на любовь, дружбу, способный радоваться и быть счастливым. К сожалению, Акакий Акакиевич не обрёл счастья. Гоголь подчёркивает беззащитность и одиночество «маленького» человека. | Выполняют упражнение Ответы ребят: | Познавательные УУД: 1. Анализировать, классифицировать, сравнивать 2.Владеть приемами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД: 1Умение строить монологическое высказывание. Предметные УУД: 1. Систематизация основных духовных ценностей составляющих образ высоконравственного человека. |
7. Углубление знаний учащихся по теме, используя культурологические сведения. Цель: разделить реальное и фантастическое в повести. | Но давайте подумаем, почему наш герой не смог обрести счастья? Что самое страшное в повести. Сцена ограбления? Финал? А если поставить вопрос по-другому: почему повесть о человеке названа «Шинель»? - Повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича. Давайте вспомним, чем заканчивается повесть? В реалистическую повесть автор вводит фантастический элемент. - Каков смысл подобного финала и зачем автор использует сочетание реального и фантастического? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Вспоминаем финал повести. - Давайте подумаем, из-за чего же на самом деле умирает Башмачкин? - Для чего Гоголь вводит фантастический элемент с призраком? - Какое чувство таким образом пытается вызвать автор у читателя? - Замечательно! Мы видим, что Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию и гуманизму, о котором мы говорили в начале урока. Фантастический финал произведения - осуществление идеи справедливости. | - Потому что вещь заменила человека, стала важнее всего. - Потому что шинель стала для человека смыслом жизни. - Потому что в Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали - за то, какая на нем шинель. - Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. - Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. - Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. | Коммуникативные УУД: 1. Способность слушать партнера, уважать его мнение Познавательные УУД: 1.Формирование логических действий. Предметные УУД: 1. Знакомство с образами героев |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: обобщить изученное на уроке и сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности. | Чему же учит нас произведение Н. Гоголя? К чему призывает автор читателей? Об этом и слова прекрасного писателя А. П. Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека! Закончить наше занятие я предлагаю составлением синквейна по теме урока. | Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Человек мучается, терпит, страдает Человек не должен быть маленьким! Личность | Регулятивные УУД: 1. Соотнощение цели и результатов своей деятельности. 2.Определение степень успешности своей работы. Познавательные УУД: 1. Выделение главного (свертывание информации до ключевых слов). Личностные УУД: Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
8. Домашнее задание |
| Личностные УУД: 1.Умение слушать другого. 2.Самоорганизация. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика» Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа? ?
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК бедность наивность упрямство ненависть скромность обречённость несчастье унижение бесхарактерность низкий ранг по службе доброта злость глупость робость жадность терпение
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК - это человек невысокого социального положения и происхождения , не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера , но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный .
«Образ маленького человека в повести Н.В . Гоголя " Шинель"» п оказать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина ; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
Что могло бы помочь попасть Башмачкину в «статские советники»? Место действия повести. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой. Какой мех выбран был на воротник шинели? Мечта всей жизни Башмачкина . Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? Н А Г Р А Д Ы П Е Т Е Р Б У Р Г М У Х А К О Ш К А Ш И Н Е Л Ь Б Е Д С Т В И Я М О Р О З О Д Н О М 1 2 3 4 5 6 7 8
ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ Задание 1 группе «Знакомство с главным героем» Задание 2 группы. « Отношение сослуживцев к Башмачкину . Отношение Башмачкина к работе Задание 3 группы. « Внешний образ Башмачкина »
«Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет .» «Знакомство с главным героем» «Имя его было Акакий Акакиевич» «Фамилия чиновника была Башмачкин . Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака;» «вечный титулярный советник» «вероятно , в день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича, когда Петрович принес наконец шинель» «с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием» «…чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал .»
«Знакомство с главным героем» В образе Акакия Акакиевича Гоголь начертал последнюю грань обмеления человека-Божьего создания, когда вещь самая ничтожная становится для «маленького» человека источником беспредельной радости .
«Отношение сослуживцев к Башмачкину . Отношение Башмачкина к работе» «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения .» «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним» «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью .» «Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники ;»
«Отношение сослуживцев к Башмачкину . Отношение Башмачкина к работе» Спокойствие , покорность, смирение помогают выжить в жестоком мире. Гоголь подчёркивает, что люди безжалостны, равнодушны к миру «маленького» человека .
«Внешний образ Башмачкина » «Он не думал вовсе о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нём был узенький, низенький, так что шея его казалась необыкновенно длинною... И всегда что-нибудь прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; ходя по улице, поспевал под окно в то самое время, когда на него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки …» «Хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору»
https:// learningapps.org/watch?v=pruwxku9t24
Заканчивается ли повесть смертью Акакия Акакиевича? Почему Башмачкин все-таки не обрел счастье? ? Лишившись своей главное мечты, он затосковал, незаметно скончался ?
Каков смысл подобного финала и зачем автор использует сочетание реального и фантастического? ? Башмачкин умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира; Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь; Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.
Одно существительное, определяющее тему синквейна Два прилагательных, отражающих главную мысль Три глагола, которые описывают действия по данной теме Фраза, в которой заключена данная мысль Одно существительное, которое связано с первым словом ЧЕЛОВЕК МАЛЕНЬКИ, НЕСЧАСТНЫЙ МУЧАЕТСЯ, ТЕРПИТ, СТРАДАЕТ ЧЕЛОВЕК НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ МАЛЕНЬКИМ ЛИЧНОСТЬ
Напишите мини-сочинение « Письмо к Акакию Акакиевичу» ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"
Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...
Урок литературы в 8 классе на тему: «А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
В копилку учителю литературы!...
Дидактический материал к урокам литературы. 10 класс.
Схемы, таблицы, алгоритмы, разноуровневые задания, тесты....
Материал к уроку литературы 5 класса П.П.Бажов .Медной горы Хозяйка
Даны иллюстрации к сказам П.П.Бажова (презентация)...
Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Образ "маленького человека" в повести Пушкина "Станционный смотритель"
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Образ "маленького человека" в повести Пушкина "Станционный смотритель"...