Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Колычева Яна Александровна

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы , позволяет глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе

Х1Х-ХХ веков

(на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

Тип урока- комбинированный;
Вид урока -    практикум

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы , позволяет глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы .

    Изучение «сквозных» тем предполагает заинтересованность учащихся в глубоком знакомстве с русской классикой, а также рассчитано на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах, поэтому такой урок можно предложить для слушателей элективного курса «Современный отечественный литературный процесс».

На протяжении  урока учащиеся структурируют отобранный материал в форме таблицы, графы которой будут заполнены окончательно в ходе урока.

Планируемые результаты:

предметные: обогащение нравственно- эстетического сознания учащихся художественными открытиями А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Т.Н.Толстой в разработке темы «маленького» человека; сопоставление характеров, образа жизни, внутреннего мира героев нескольких произведений; понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к анализируемым произведениям; создание устного и письменного монологического высказывания на предложенную тему.

метапредметные: самостоятельная организация работы с различными источниками информации: ее отбор, оценка, систематизация , анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала формулирование обобщенных выводов по ключевым вопросам урока;

личностные: побудить учащихся быть внимательными , терпимыми и гуманными в отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе нежность к простому человеку» (В.Шукшин).

Виды учебной деятельности:

         репродуктивная: осмысление сюжетов произведений, изображенных в них событий и характеров;

         продуктивная творческая: характеристика героев, основного конфликта произведений, выбранных для анализа, выявление характерных авторских приемов в изображении жизни и человека; устный развернутый монологический ответ на проблемный вопрос по тексту произведения с цитированием;

        поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

        исследовательская:  сопоставительный анализ произведений писателей 19-20 веков, в которых нашел воплощение образ «маленького человека».

Оборудование: раздаточный материал, текст рассказа Т.Толстой, проектор, экран, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока(слайд)

Иногда даже самый маленький человек способен отбрасывать большую тень

?Как вы понимаете это высказывание Конфуция?

? Какое литературное понятие мы можем в нем найти?

? Какого литературного героя мы называем «маленьким» человеком?

Давайте проверим, насколько вы правы, обратимся к Литературному энциклопедическому словарю(слайд).

?Героев каких произведений русской литературы вы можете отнести к этому типу?(слайд)

?Но ведь, наверно, интересней знакомиться с исключительными личностями, способными противостоять миру, бороться с жизненными невзгодами, создавать собственные миры? Предположите, чем «маленький человек» так интересен классикам.

3. Давайте вспомним, какие они- «маленькие » люди.

 Работа с маршрутными листами и дидактическим материалом-отрывками из произведений. Работа по рядам, заполнение таблицы( Пушкин, Гоголь, Достоевский)

А.С.Пушкин, поэма «Медный всадник»

(Евгений)

Н.В.Гоголь, повесть «Шинель»

(Акакий Акакиевич Башмачников)

Ф.М.Достоевский,

Роман «Преступление и наказание»

(Семён Захарович Мармеладов)

Т.Н.Толстая, рассказ «Соня»

(Соня)

Характер,

внутреннего мира героя

Отношение окружающих, социальный статус

Мечта (представление о счастье)

Финал судьбы героя в произведении

Какие чувства вызывает у читателя?

Итак, 19 век, открывший читателю этого героя, изображает его как слабого, безобидного, часто вызывающего жалость человека.

4. Насколько изменилось отношение к нему авторов-наших современников, давайте разберёмся, познакомившись с рассказом Толстой «Соня».

Знакомство с писателем(слайд)

Родилась в семье, отмеченной литературными дарованиями. «Куда ни посмотри, у меня одни литераторы в роду- Алексей Николаевич Толстой – дед по отцовской линии. Бабушка Наталия Васильевна Крандиевская-Толстая – поэтесса. Их матери тоже были писательницами. Дед по материнской линии Михаил Леонидович Лозинский – переводчик.» Первый сборник рассказов “На золотом крыльце сидели…” появился в 1987 году, затем появились еще 3 сборника, рассказ “Соня” входит в книгу “Река Оккервиль”. В 2000 и 2002 году вышли книги “День” и “Ночь”, за роман “Кысь” в 2001 году писательница получила премию “Триумф”. В настоящее время Толстая одна из самых читаемых русских писательниц, публицист, медийная персона. Ее произведения обозначаются критиками как постмодернистские.

Слайд постмодернизм.

Посмотрим же, как  и во что играет с читателем писательница в рассказе «Соня».

Анализ рассказа.

В центре его - две женские судьбы, не эпизоды из жизни, а именно судьбы. И Толстая  умудряется рассказать о них на 4 страницах своего произведения.

Расскажите о них( событийный план)

  • Соня ровесница века (“в 41году ей должно было исполниться 40”),
  • в 1930-е годы работает хранительницей в музее, знакомится с Адой и ее приятелями, которые долгие годы будут “перебрасывать” ее из семьи в семью, где нужна помощь,
  • в 33 году возникает ее эпистолярный роман с выдуманным Адой Николаем,
  • в 41 году остается в блокадном Ленинграде, отдав Николаю-Аде баночку томатного сока, гибнет, может, от голода, может, от бомбежки.

А вот судьба Ады:

  • видимо, чуть моложе Сони,
  • в 33 году она “в своей лучшей форме” – теннис, байдарки, поклонники, тут-то и придуман “адский планчик”,
  • в 41 она тоже в блокадном Ленинграде, сын эвакуирован с детским садом,
  • баночка томатного сока спасает ей жизнь,
  • в 90-е годы Ада Адольфовна – парализованная старуха под девяносто.

Какие чувства у окружающих вызывает Ада? Ада была в своей лучшей форме,
хотя уже и не девочка, -- фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым
румянцем, в теннис она первая, на байдарке первая, все ей смотрели в рот.
Аде было даже неудобно, что у нее столько поклонников, а у Сони -- ни
одного.

Соня? Заполняем последнюю колонку таблицы вместе

Ясно одно -- Соня была дура. Это ее качество никто никогда не
оспаривал, да теперь уж и некому……А как она сама одевалась? Безобразно, друзья
мои, безобразно! Что-то синее, полосатое, до такой степени к ней не идущее!
Ну вообразите себе: голова как у лошади Пржевальского (подметил Лев
Адольфович), под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых
створок костюма, и рукава всегда слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие
толстые -- будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни.
Обувь набок снашивала. Ну, грудь, ноги -- это не одежда... Тоже одежда,
милая моя, это тоже считается как одежда! При таких данных надо особенно
соображать, что можно носить, чего нельзя!.. Брошка у нее была -- эмалевый
голубок. Носила его на лацкане жакета, не расставалась. И когда
переодевалась в другое платье -- тоже обязательно прицепляла этого голубка.
Соня хорошо готовила.  

В чём суть розыгрыша, устроенного Адиной компанией( кстати, как он был назван Львом Адольфовичем)?

«АДСКИЙ планчик»

Обратим внимание на детали, которые сопровождают наших героинь( камея, голубок, томатный сок).

Литература защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так сказке милее всех Иванушка-дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – “дура”.

В чем же проявляется ее “идиотизм”? Медленно перестраивается, может зазеваться, наивна до непредсказуемости, сентиментальные стихи не вовремя, безобразно одевается. А внутренние качества? “Любила детей”, “романтическое существо”, “должна же у нее быть совесть”, “любящее сердце”. И это “идиотизм”? Нет, скорее, расхождение между внутренними качествами и реакцией на них окружающих: мечтательность и романтичность Сони позволяют смеяться над ней, незащищенность дает возможность обманывать, бескорыстие позволяет эгоистически “использовать” ее как няньку, например.

Соня всего лишь кажется “дурой”, потому что она неадекватна в своем социальном поведении, не приспособлена к жизни, непрактична.

Почему же тогда этот рассказ не об Аде? Ведь в названии рассказа –имя нелепой Сони?

Тостая, играя с читателем, не случайно выбирает ТАКИЕ имена( слайд).+ с какими героинями русской литературы это имя ассоциируется и почему?

Почему Толстая дает своей героине такое имя? В чем мудрость Сони?

О_____

В одном интервью Татьяна Толстая говорит о себе: “Мне интересны люди «с отшиба», то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало чего поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил”.

Как вы понимаете эти слова писателя?

5. Можно ли сказать, что есть преемственность между героиней Толстой и “маленьким человеком” русской литературы?

Интересно, что сама Толстая заявляла, что “маленький человек – это человек нормальный”.

Известный современный русский писатель, эссеист, литературовед, критик, радиоведущий Александр Генис говорил о героях Толстой так: «В ее рассказах помещаются только маленькие люди – не Башмачкины, а Стойкие Оловянные солдатики».

Что нового внесла Толстая в такой привычный  для нас образ «маленького» человека?

6. Домашнее задание: Попытайтесь выразить свое отношение к «маленькому» человеку.

Вот несколько афористичных высказываний на эту тему:

«Я воинственно берегу свою нежность к простому человеку». (В.Шукшин)

«Даже самый маленький человек способен изменить ход будущего». (Джон Рональд Руэл Толкин)

«Не страшно без оружия - зубастой барракуде,

Большой и без оружия - большой, нам в утешенье,-

А маленькие люди - без оружия не люди:

Все маленькие люди без оружия – мишени».( В.С.Высоцкий)

Какое из них вам ближе?

Напишите мини-сочинение, опираясь на одно из высказываний.

Список литературы

Русская проза конца XX века, под ред. Колядич Т.М. – М.: “Академия”, 2005

 Вайль П. и Генис А. Городок в табакерке: Проза Толстой. – “Звезда”, 1990, №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»

Блочно- модульная система в изучении темы  «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...

Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века

Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....

Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

         Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....

А. П. Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему

Название предмета:  Литература.Класс: 9.УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.Уровень обучения: базо...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

Образ маленького человека в русской литературе 8 класс

В презентации  произведения, связанные с зарождением образа "маленького"человека в русской литературе....

Реализм и образ «маленького человека» в русской литературе

В презентации представлен теоретический материал, необходимый при работе с повестью А.С. Пушкина "Станционный смотритель".Рассматриваются понятия:-реализм-критический реализм-"маленький...