КТП по русскому языку 7 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)

Приезжих Ольга Александровна

Данная папка содержит рабочую программу по русскому языку для 7 кл к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.docx54.79 КБ
Файл 7_klass.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс (102 ч)

Тема урока

Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Дата проведения

2

УНТ. Предания - автобиография народа. Исторические события в преданиях. Предания «Воцарение Ивана Грозного», «Пётр и плотник». Исторические события, связь с реальностью.

3

Былины, признаки былин. Нравственные идеалы русского народа

4

«Вольга и Микула Селянинович», киевский цикл былин.

5

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца.

6

«Садко», новгородский цикл былин. Своеобразие былины. Поэтичность языка.

7

Тестирование  по теме «Былины»

8

Сочинение по теме «Художественные особенности русских былин»

9

Проект «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира»

10

Карело-финский эпос. "Калевала"

11

Композиционная структура "Калевалы"

12

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Мудрость народов.

13

Контрольная работа № 1  по теме «Устное народное творчество»

14

Древнерусская литература. Периоды, художественные особенности.

15

Отрывки из «Повесть временных лет». Формирование уважительного отношения к книге. О пользе книг.

16

«Поучение Владимира Мономаха». Мономах – писатель и государь. Поучение как жанр древнерусской литературы.

17

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.

19

Речь Петра и Февронии. Анализ речевых конструкций.

20

Сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе»

21

Контрольная работа № 2  по теме «Древнерусская литература»

22

Произведения русских писателей 18 века.

М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество «К статуе великого Петра».

23

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» (отрывок)

24

Г. Р. Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина. «Признание», «На птичку», «Река времен в своем течении»

25

Произведения русских писателей 19 века.

Личность и жизнь А.С.Пушкина. Интерес Пушкина к истории России.

26

«Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы.

27

Петр Первый и Карл 12. Сравнительная характеристика.

28

Сочинение по теме «Сравнительная характеристика Петра и Карла»

29

«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине.

30

Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина.

31

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

32

Смысл сопоставления Олега и волхва.

33

А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.

34

А. С. Пушкин «Повести Белкина» . «Станционный смотритель». Образы Самсона Вырина  и Дуни.

35

 Изображение «маленького человека», его положение в обществе.

36

Сочинение по произведению на предложенные темы.

37

Контрольная работа № 3 по творчеству А.С.Пушкина.

38

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про… купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

39

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в произведении.

40

Образ Ивана Грозного в поэме Лермонтова «Песня про… купца Калашникова». Образ гусляров.

41

Сочинение по поэме на предложенные темы. Развитие речи

42

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Проирода в поэзии и живописи.

43

Контрольная работа № 4 по творчеству М.Ю.Лермонтова.

44

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

45

Нравственный образ Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести.

46

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести.

47

Речь Тараса о товариществе. Трагедия Тараса Бульбы

48

Развитие речи. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

49

Контрольное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

50

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

51

Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа.

52

 И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

53

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

54

Н. А. Некрасов «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Анализ эпизода.

55

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль за судьбу народа.

56

А.К.Толстой «Василий Шибанов»,  «Князь Михайло Репнин».

57

М.Е. Салтыков-Щедрин.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

58

Смысл противопоставления генералов и мужика.

59

«Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

60

Контрольная работа № 5 по теме  «Творчество И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина»

61

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

62

Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир.

63

Сочинение по повести по предложенным темам.

64

А.П. Чехов.  Средства создания комического в рассказах «Хамелеон» и «Злоумышленник».

65

«Хамелеон».  Живая картина нравов.

66

Русская природа в стихотворениях поэтов XIX века

67

И.А.Бунин. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.  Рассказ «Цифры».

68

И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

69

Произведения русских писателей 20 века. М. Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

70

Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

71

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни».

72

Сочинение – характеристика литературного героя

73

М. А. Горький. «Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). Романтический характер легенды.

74

Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

75

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение…» мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

76

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

77

А. П. Платонов. Рассказ «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению человека.

78

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

79

Сочинение по теме «Нужны ли в мире сострадание и сочувствие»

80

Б. Пастернак. Лирика. Чтение и анализ стихов."Никого не будет в доме". "Июль"

81

А. Твардовский. «Снега потемнеют синие». Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое.

82

Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества.

83

Контрольная работа № 6 по теме «Литература  XX века»

84

Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

85

Е. Носов «Кукла», «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказов Носова.

86

Ю. П. Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

87

Д. С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

88

Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

89

М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

90

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

91

Песни на слова русских поэтов 20 века.

92

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

93

Зарубежная литература

Роберт Бернс «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.

94

О. Генри. Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

95

Рэй Брэдбери «Каникулы».  Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

96

Японские трёхстишия. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

97

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

98-99

Итоговая контрольная работа

100

Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

101

Урок-викторина

102

Подведение итогов. Задание для летнего чтения.

8 класс (102 ч)

Тема урока

Кол-во часов

Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы

Устное народное творчество. Исторические народные песни

Исторические песни «Пугачев в  темнице», «Пугачев казнен»

Частушки как малый жанр. Поэтика частушек

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», « О покорении Сибири Ермаком».

Контрольная работа № 1  по теме «Устное народное творчество»

Древнерусская литература. Житие как жанр. «Житие А. Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Невского.

Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Русская литература 18 века 

Д. И. Фонвизин. «Сатиры смелый властелин».

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения

Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.  Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

Проблема воспитания истинного гражданина.

Сочинение по произведению  по предложенным темам.

Русская литература начала 19 века. 

И. А. Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя»  как историческая основа. Мораль басни.

«Обоз». Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

К. Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи  К. Ф.Рылеева.

Контрольная работа № 2  по теме «Русская литература XVIII и XIX в»

А.С.Пушкин. Отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворение «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

А. С. Пушкин «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

Творческая история повести «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Формирование характера Петра Гринева (1-2гл) Нравственная оценка его личности.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести(3-5гл)

Гринев и Швабрин.

Падение Белогорской крепости(6-7гл)

Семья капитана Мироновых. Маша Мироновы – нравственный идеал Пушкина.

 Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. (8-12гл).

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина  в романе.  Историческая правда и вымысел.

Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романеи реалистическом произведении.

Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.

Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

Контрольная работа № 3по творчеству А. С. Пушкина

М. Ю. Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве. Жизнь и судьба.

История создания поэмы «Мцыри». Романтический герой. Воспитание в монастыре.

Романтически-условный историзм поэмы. Особенности композиции поэмы. Роль природы.

Развитие представлений о жанре романтической  поэмы.

Сочинение по поэме. (На выбор ученика)

Творчество Н. В. Гоголя. Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. Его отношение к истории и исторической теме в художественном творчестве.

Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества

Хлестаков и хлестаковщина. Понятие о миражной интриге.

Чиновники на приеме у ревизора. (4 действие)

Финал комедии и его идейно-композиционное значение. Специфика завязки, развитие действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Сочинение на предложенные темы.

«Шинель». Образ маленького человека в литературе. Духовная сила героя и его противостояния бездушию общества.

Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Контрольная работа № 4  по творчеству Н.В. Гоголя «Ревизор», «Шинель»

Внеклассное чтение.

И. С. Тургенев «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя- повествователя.

И. С. Тургенев «Ася». Роль 16 главы. «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

«История одного города» как сатира на  современные писателю порядки.

Сочинение «Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык».

Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Творчество Л. Н. Толстого. социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Идея разделенности двух Россий.

«После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Психологизм рассказа. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Внеклассное чтение.  Нравственные проблемы повести Л. Толстого «Отрочество»

Контрольное сочинение  по творчеству Л.Н. Толстого.

Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Анализ лирического произведения

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

«Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях.  Любовь в рассказе.

Литература 20 века

И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ». Проблема рассказа. Мастерство Бунина-прозаика.

А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

Урок- диспут «Что значит быть счастливым?»

РР сочинение по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

А. А. Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Образ России и ее история

Образ Родины в лирическом цикле «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов.

С. А. Есенин. Отрывок из поэмы «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пугачева и С. А. Есенина.

М. А. Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности.

И. С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Журнал «Сатирикон».  Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник»

М. Зощенко «История болезни». Тест.

Контрольная работа № 4 по теме «Русская литература XX века»

А. Т. Твардовский. А.Т.Твардовский – поэт и гражданин.

История создания поэмы «Василий Теркин»

Василий Теркин-защитник родной страны. Главы «Переправа», «О войне», «Теркин ранен». Новаторский характер образа Василия  Теркина.

Главы «Гармонь», «Кто стрелял?», «Два солдата». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

«Василий Теркин»- лироэпическая поэма. Образ автора. Сюжет и

композиция.

Контрольная работа № 5 по произведению  А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

А. П. Платонов. «Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе.

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Боевые подвиги  и военные будни в творчестве Е. Винокурова «Москвичи», М. Исаковского «Катюша», «Враг сожгли родную хату…», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»

Боевые подвиги  и военные будни в творчестве А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги», О. Бергольц, К. Симонова, А. Суркова, В. Высоцкого

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» отражение военного времени в рассказе.

«Фотография, на которой меня нет». Развитие представлений о герое-повествователе.

РР «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

Русские поэты XX века о Родине, родной природе. 

И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов.

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. 

Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Н. Оцуп, З. Гиппиус, Дон Аминадо, И. Бунин.

Итоговая контрольная работа.

Зарубежная литература.

 Шекспир и его время Трагедия «Ромео и Джульетта». Образы влюбленных. «Вечные проблемы» в трагедии. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты Уильяма Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…». Сонет как форма лирической поэзии.

Жан – Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Жан – Батист Мольер. Черты классицизма в комедии Мольера.

Жан – Батист Мольер. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». Сатира государственного устройства общества.

Вальтер Скотт «Айвенго». Романтический герой В. Скотта

«Айвенго» как исторический роман.

Урок-викторина

Подведение итогов. Задание для летнего чтения.

Тематическое планирование 9 класс (102 ч)

Тема урока

Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Историческая основа «Слова». Открытие «Слова»

 Художественные особенности «Слова» : самобытность содержания, специфика жанра, образов, композиции, языка.

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. Проблема авторства «Слова».

Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма.

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о божием величестве…» Особенности содержания и формы.

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, жизни и просвещения.

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливой власти в стихотворении «Властителям и судьям».

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство.

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос.

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень»   как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

 «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Развитие речи.  Подготовка к сочинению «Литература XVIIIвека в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове чувстве. Возможности поэтического языка. Обучение анализу стихотворения.

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра Нравственный мир героини. Язык баллады.

А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Анализ I действия комедии «К вам Александр Андреич Чацкий».

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Анализ действия 2.

А.С.Грибоедов.  «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии. Анализ действия 3.

А.С.Грибоедов  «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов комедии.  Анализ действия 4.

Язык комедии «Горе от ума».Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода.

И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Подготовка к сочинению.

Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя

А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».

А.С.Пушкин. Любовная лирика. Любовь как гармония души в интимной лирике поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я васлюбил…».Адресаты любовной лирики.

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. Обучение анализу одного стихотворения. «Пророк», «Памятник». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

Контрольная работа  

. А.С. Пушкин. «Цыгане» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». «Собранье пестрых глав». История создания романа. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и столичное дворянское общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в образах Ленского.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Пушкинская эпоха в романе. Реализм романа. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман Пушкина и опера П.И. Чайковского.

Сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Вн.чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.  Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

М.Ю. Лермонтов. Образ поэта – пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...»,  «Есть речи-значенье..»

М.Ю. Лермонтов. Адресаты любовной лирики и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»,  «Нищий»

Эпоха безвременья в лирике М.Ю Лермонтова. «Дума», «Предсказанье». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя.

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

М.Ю. Лермонтов. Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

 «Журнал Печорина» как средство самораскрытия  характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского.

Контрольная  работа по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

Образ города в поэме «Мертвые души».

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

 «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

 «Мертвые души». Сочинение

А.Н.Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия оповести.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль вн. монолога в раскрытии души

Формирование личности героя повести «Юность», его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль вн. Монолога в раскрытии души

А.П.Чехов. Слово о писателе». «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?» (на примере пр.Островского, Достоевского, Толстого, Чехова).  

Поэзия второй половины ХIХ века(лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета). Многообразие жанров, эмоциональное богатство. Развитие представлений о жанрах лирических пр.)

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. История любви Надежды и Николая Алексеевича.

И.А. Бунина. Мастерство в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце».Сатира на общество шариковых и швондеров.

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа.

Особенности авторского повествования в рассказе судьба человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Контрольная работа  по произведениям  второй половины ХIХ и ХХ века.

Русская поэзия Серебряного века.

А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края..», «О, я хочу безумно жить..». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано..», «Край ты мой заброшенный…»

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…»,«Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики Есенина.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

В.В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной..», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенность поэтики Цветаевой.

М.И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. « Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво..», «Во всем мне хочется дойти до…».

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и природе. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне.

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков

Контрольная работа по русской лирике ХХ века.

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить..». Чувства и разум в любовной лирике поэте. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы ,её универсально- философский характер.

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».( обзор с чтением отдельных глав). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Итоговый урок.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование 7 класс 136 часов

Тема урока

Дата проведения

Примечание

1

Русский язык как развивающееся явление.

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

4

Лексика и фразеология.

5-6

Фонетика и орфография.

Фонетический разбор слова.

7-8

Словообразование и орфография.

Морфемный и словообразовательный разбор.

9-10

Морфология и орфография.

Морфологический разбор слова.

11-12

РР  Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью». Анализ работ.

13-14

Входящая контрольная работа.

Анализ работы

15

Текст

16

Диалог

17

Виды диалога

18

Стили публицистического языка

19

Публицистический стиль

20

Причастие как часть речи.

21-22

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

23

Причастный оборот.

24

Выделение причастного оборота запятыми.

25

РР Описание внешности человека.

26

Действительные и страдательные причастия.

27

Краткие и полные причастия.

28

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

29

Действительные причастия прошедшего времени.

30

РР Изложение по тексту публицистического стиля.

31

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

32

Страдательные причастия прошедшего времени.

33

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

34

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

35

Н/нн в отглагольных прилагательных.

36

Н/нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

37

Обобщение: н/нн в суффиксах прилагательных и причастий.

38-39

РР Подготовка к выборочному изложению по тексту упр.151.

РР Написание изложения. Анализ работ.

40

Морфологический разбор причастия.

41

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

42

РР Сочинение-описание внешности «Любимая фотография».

43

РР Написание сочинения «Любимая фотография».

44

Буквы е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

45

Повторение и обобщение материала, изученного в разделе «Причастие».

46

Контрольная работа  по теме «Причастие».

47

Анализ работ.

48

Деепричастие как часть речи.

49

Деепричастный оборот.

Запятые при деепричастном обороте.

50

Обособление причастных и деепричастных оборотов: обобщение материала.

51

Раздельное написание не с деепричастиями.

52

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи: обобщение.

53-54

РР Изложение «Робинзон строит лодку». Анализ работ.

55

Деепричастия несовершенного вида.

56

Деепричастия совершенного вида.

57

Морфологический разбор деепричастия.

58-59

РР Сочинение по картине И.Попова «Первый снег». Анализ работ.

60

Повторение материала, изученного в разделе «Деепричастие».

61-62

Контрольная работа по теме «Деепричастие». Анализ работ.

63

Наречие как часть речи.

64

Смысловые группы наречий.

65

Способы различения наречий и омонимичных частей речи.

66

Степени сравнения наречий.

67

Морфологический разбор наречия.

68

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е.

69

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.

70

Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях: обобщение.

71

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Обобщение: выбор н/нн в суффиксах различных частей речи;

72

РР Описание действий.

73

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

74

Буквы о и а после шипящих на конце наречий.

75

РР Контрольное сочинение на тему «Поэзия мастерства». Анализ работ.

76

Дефис между частями слова в наречиях

77

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

78

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

79

РР Учебно-научная речь. Отзыв.

80

Контрольный диктант № 3

по теме «Наречие»

81

Категория состояния как часть речи.

82

Морфологический разбор слов категории состояния.

83

РР Сжатое изложение «Мещёрский край». Анализ работ.

84

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

85

Производные и непроизводные предлоги.

86

Простые и составные предлоги.

87

Правописание предлогов «вследствие», «в течение», «в продолжение» и др.

88

Правописание предлогов «ввиду», «несмотря на», «насчет» и др.

89

Особенности употребления предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки».

90

Морфологический разбор предлога.

91

РР Сочинение-повествование с элементами описания «Как наступает весна?».

92

Повторение материала, изученного в разделе «Предлог».

93

Союз как часть речи.

94

Простые и составные союзы.

95

Союзы сочинительные.

96

Запятая перед союзом и в простом и сложносочиненном предложении.

97

Союзы подчинительные.

98

Понятие о союзных словах.

99

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

100

РР Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению о роли книги в жизни человека.

101

РР  Контрольное сочинение-рассуждение о роли книги в жизни человека.

Анализ работ.

102

Морфологический разбор союза.

103

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

104

Правописание союзов несмотря на то что, зато, причём, итак.

105

Обобщение: правописание союзов и предлогов.

106

РР Сочинение-сравнительная характеристика произведения живописи и литературного текста на один сюжет.

107

Повторение сведений о предлогах и союзах.

108

Контрольный диктант № 4

по теме «Предлог. Союз».

109

Анализ работ.

110

Частица как часть речи.

111

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

112

Формообразующие частицы и их роль в образовании наклонения глагола.

113

Смысловые частицы.

114

Сфера употребления смысловых частиц.

115-116

РР Контрольное сжатое изложение. Анализ работ.

117

Раздельное и дефисное написание частиц.

118

Систематизация материала по теме «Дефис в различных частях речи».

119

Морфологический разбор частицы.

120

Отрицательные частицы не и ни.

121

Различение частицы не и приставки не.

122

РР  Сочинение-рассказ по данному сюжету.

123

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни.

124

Повторение понятий, изученных в разделе «Частица».

125

Междометие как часть речи.

126-127

Дефис в междометиях.

Знаки препинания при междометии.

128

Обобщение материала, изученного в разделе «Междометие». Письмо по памяти (В. Набоков «О ночь, я твой!»)

129

Разделы науки о русском языке.

130-131

Итоговая контрольная работа. Анализ работы

132

Текст и стили речи.

133

Фонетика. Графика.

134

Лексика и фразеология.

135

Морфемика. Словообразование. Морфология.

136

Орфография.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...