7 класс (102 ч)
| Тема урока Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Дата проведения | 2 | УНТ. Предания - автобиография народа. Исторические события в преданиях. Предания «Воцарение Ивана Грозного», «Пётр и плотник». Исторические события, связь с реальностью. |
| 3 | Былины, признаки былин. Нравственные идеалы русского народа |
| 4 | «Вольга и Микула Селянинович», киевский цикл былин. |
| 5 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. |
| 6 | «Садко», новгородский цикл былин. Своеобразие былины. Поэтичность языка. |
| 7 | Тестирование по теме «Былины» |
| 8 | Сочинение по теме «Художественные особенности русских былин» |
| 9 | Проект «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира» |
| 10 | Карело-финский эпос. "Калевала" |
| 11 | Композиционная структура "Калевалы" |
| 12 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Мудрость народов. |
| 13 | Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество» |
| 14 | Древнерусская литература. Периоды, художественные особенности. |
| 15 | Отрывки из «Повесть временных лет». Формирование уважительного отношения к книге. О пользе книг. |
| 16 | «Поучение Владимира Мономаха». Мономах – писатель и государь. Поучение как жанр древнерусской литературы. |
| 17 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. |
| 19 | Речь Петра и Февронии. Анализ речевых конструкций. |
| 20 | Сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе» |
| 21 | Контрольная работа № 2 по теме «Древнерусская литература» |
| 22 | Произведения русских писателей 18 века. М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество «К статуе великого Петра». |
| 23 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» (отрывок) |
| 24 | Г. Р. Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина. «Признание», «На птичку», «Река времен в своем течении» |
| 25 | Произведения русских писателей 19 века. Личность и жизнь А.С.Пушкина. Интерес Пушкина к истории России. |
| 26 | «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы. |
| 27 | Петр Первый и Карл 12. Сравнительная характеристика. |
| 28 | Сочинение по теме «Сравнительная характеристика Петра и Карла» |
| 29 | «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. |
| 30 | Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина. |
| 31 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. |
| 32 | Смысл сопоставления Олега и волхва. |
| 33 | А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. |
| 34 | А. С. Пушкин «Повести Белкина» . «Станционный смотритель». Образы Самсона Вырина и Дуни. |
| 35 | Изображение «маленького человека», его положение в обществе. |
| 36 | Сочинение по произведению на предложенные темы. |
| 37 | Контрольная работа № 3 по творчеству А.С.Пушкина. |
| 38 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про… купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. |
| 39 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в произведении. |
| 40 | Образ Ивана Грозного в поэме Лермонтова «Песня про… купца Калашникова». Образ гусляров. |
| 41 | Сочинение по поэме на предложенные темы. Развитие речи |
| 42 | М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Проирода в поэзии и живописи. |
| 43 | Контрольная работа № 4 по творчеству М.Ю.Лермонтова. |
| 44 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. |
| 45 | Нравственный образ Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести. |
| 46 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести. |
| 47 | Речь Тараса о товариществе. Трагедия Тараса Бульбы |
| 48 | Развитие речи. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». |
| 49 | Контрольное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» |
| 50 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. |
| 51 | Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа. |
| 52 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. |
| 53 | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. |
| 54 | Н. А. Некрасов «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Анализ эпизода. |
| 55 | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль за судьбу народа. |
| 56 | А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». |
| 57 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. |
| 58 | Смысл противопоставления генералов и мужика. |
| 59 | «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. |
| 60 | Контрольная работа № 5 по теме «Творчество И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина» |
| 61 | Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. |
| 62 | Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир. |
| 63 | Сочинение по повести по предложенным темам. |
| 64 | А.П. Чехов. Средства создания комического в рассказах «Хамелеон» и «Злоумышленник». |
| 65 | «Хамелеон». Живая картина нравов. |
| 66 | Русская природа в стихотворениях поэтов XIX века |
| 67 | И.А.Бунин. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Рассказ «Цифры». |
| 68 | И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. |
| 69 | Произведения русских писателей 20 века. М. Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. |
| 70 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». |
| 71 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». |
| 72 | Сочинение – характеристика литературного героя |
| 73 | М. А. Горький. «Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). Романтический характер легенды. |
| 74 | Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. |
| 75 | В. В. Маяковский. «Необычайное приключение…» мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. |
| 76 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. |
| 77 | А. П. Платонов. Рассказ «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению человека. |
| 78 | А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» |
| 79 | Сочинение по теме «Нужны ли в мире сострадание и сочувствие» |
| 80 | Б. Пастернак. Лирика. Чтение и анализ стихов."Никого не будет в доме". "Июль" |
| 81 | А. Твардовский. «Снега потемнеют синие». Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое. |
| 82 | Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества. |
| 83 | Контрольная работа № 6 по теме «Литература XX века» |
| 84 | Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. |
| 85 | Е. Носов «Кукла», «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказов Носова. |
| 86 | Ю. П. Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. |
| 87 | Д. С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. |
| 88 | Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. |
| 89 | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказе. |
| 90 | С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. |
| 91 | Песни на слова русских поэтов 20 века. |
| 92 | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. |
| 93 | Зарубежная литература Роберт Бернс «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. |
| 94 | О. Генри. Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. |
| 95 | Рэй Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. |
| 96 | Японские трёхстишия. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. |
| 97 | Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). |
| 98-99 | Итоговая контрольная работа |
| 100 | Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. |
| 101 | Урок-викторина |
| 102 | Подведение итогов. Задание для летнего чтения. |
|
|
№ | 8 класс (102 ч) Тема урока | Кол-во часов |
| Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы |
|
| Устное народное творчество. Исторические народные песни |
|
| Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» |
|
| Частушки как малый жанр. Поэтика частушек |
|
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», « О покорении Сибири Ермаком». |
|
| Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество»
|
|
| Древнерусская литература. Житие как жанр. «Житие А. Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Невского. |
|
| Особенности содержания и формы воинской повести и жития. |
|
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. |
|
| Особенности поэтики бытовой сатирической повести |
|
| Русская литература 18 века Д. И. Фонвизин. «Сатиры смелый властелин». Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения |
|
| Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического |
|
| Проблема воспитания истинного гражданина. |
|
| Сочинение по произведению по предложенным темам. |
|
| Русская литература начала 19 века. И. А. Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя» как историческая основа. Мораль басни. |
|
| «Обоз». Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. |
|
| К. Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. |
|
| Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф.Рылеева. |
|
| Контрольная работа № 2 по теме «Русская литература XVIII и XIX в»
|
|
| А.С.Пушкин. Отношение к истории и исторической теме в литературе. |
|
| Стихотворение «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. |
|
| Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. |
|
| А. С. Пушкин «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. |
|
| Творческая история повести «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. |
|
| Формирование характера Петра Гринева (1-2гл) Нравственная оценка его личности. |
|
| Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести(3-5гл) Гринев и Швабрин. |
|
| Падение Белогорской крепости(6-7гл) |
|
| Семья капитана Мироновых. Маша Мироновы – нравственный идеал Пушкина. |
|
| Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. (8-12гл). |
|
| Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе. Историческая правда и вымысел. |
|
| Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романеи реалистическом произведении. |
|
| Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
|
| А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. |
|
| Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. |
|
| Контрольная работа № 3по творчеству А. С. Пушкина |
|
| М. Ю. Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве. Жизнь и судьба. |
|
| История создания поэмы «Мцыри». Романтический герой. Воспитание в монастыре. |
|
| Романтически-условный историзм поэмы. Особенности композиции поэмы. Роль природы. |
|
| Развитие представлений о жанре романтической поэмы. |
|
| Сочинение по поэме. (На выбор ученика) |
|
| Творчество Н. В. Гоголя. Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. Его отношение к истории и исторической теме в художественном творчестве. |
|
| Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» |
|
| Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества |
|
| Хлестаков и хлестаковщина. Понятие о миражной интриге. |
|
| Чиновники на приеме у ревизора. (4 действие) |
|
| Финал комедии и его идейно-композиционное значение. Специфика завязки, развитие действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. |
|
| Сочинение на предложенные темы. |
|
| «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Духовная сила героя и его противостояния бездушию общества. |
|
| Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. |
|
| Контрольная работа № 4 по творчеству Н.В. Гоголя «Ревизор», «Шинель» |
|
| Внеклассное чтение. И. С. Тургенев «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя- повествователя. |
|
| И. С. Тургенев «Ася». Роль 16 главы. «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя. |
|
| М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. Художественно-политическая сатира на общественные порядки. |
|
| «История одного города» как сатира на современные писателю порядки. |
|
| Сочинение «Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык». |
|
| Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» |
|
| Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. |
|
| Творчество Л. Н. Толстого. социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Идея разделенности двух Россий. |
|
| «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Психологизм рассказа. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. |
|
| Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л. Толстого «Отрочество» |
|
| Контрольное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.
|
|
| Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Анализ лирического произведения |
|
| А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. |
|
| «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе. |
|
| Литература 20 века И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ». Проблема рассказа. Мастерство Бунина-прозаика. |
|
| А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. |
|
| Урок- диспут «Что значит быть счастливым?» |
|
| РР сочинение по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. |
|
| А. А. Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Образ России и ее история |
|
| Образ Родины в лирическом цикле «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. |
|
| С. А. Есенин. Отрывок из поэмы «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. |
|
| Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пугачева и С. А. Есенина. |
|
| М. А. Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности. |
|
| И. С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. |
|
| Журнал «Сатирикон». Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник» |
|
| М. Зощенко «История болезни». Тест. |
|
| Контрольная работа № 4 по теме «Русская литература XX века»
|
|
| А. Т. Твардовский. А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин» |
|
| Василий Теркин-защитник родной страны. Главы «Переправа», «О войне», «Теркин ранен». Новаторский характер образа Василия Теркина. |
|
| Главы «Гармонь», «Кто стрелял?», «Два солдата». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. |
|
| «Василий Теркин»- лироэпическая поэма. Образ автора. Сюжет и композиция. |
|
| Контрольная работа № 5 по произведению А.Т.Твардовского «Василий Теркин» |
|
| А. П. Платонов. «Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. |
|
| Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. |
|
| Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова «Москвичи», М. Исаковского «Катюша», «Враг сожгли родную хату…», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…» |
|
| Боевые подвиги и военные будни в творчестве А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги», О. Бергольц, К. Симонова, А. Суркова, В. Высоцкого |
|
| В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» отражение военного времени в рассказе. |
|
| «Фотография, на которой меня нет». Развитие представлений о герое-повествователе. |
|
| РР «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века» |
|
| Русские поэты XX века о Родине, родной природе. И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. |
|
| Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Н. Оцуп, З. Гиппиус, Дон Аминадо, И. Бунин. |
|
| Итоговая контрольная работа. |
|
| Зарубежная литература. Шекспир и его время Трагедия «Ромео и Джульетта». Образы влюбленных. «Вечные проблемы» в трагедии. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. |
|
| Сонеты Уильяма Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…». Сонет как форма лирической поэзии. |
|
| Жан – Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. |
|
| Жан – Батист Мольер. Черты классицизма в комедии Мольера. |
|
| Жан – Батист Мольер. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. |
|
| Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». Сатира государственного устройства общества. |
|
| Вальтер Скотт «Айвенго». Романтический герой В. Скотта |
|
| «Айвенго» как исторический роман. |
|
| Урок-викторина |
|
| Подведение итогов. Задание для летнего чтения. |
|
|
Тематическое планирование 9 класс (102 ч)
|
|
| Тема урока Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. |
|
| Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Историческая основа «Слова». Открытие «Слова» |
|
| Художественные особенности «Слова» : самобытность содержания, специфика жанра, образов, композиции, языка. |
|
| Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. Проблема авторства «Слова». |
|
| Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма. |
|
| М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о божием величестве…» Особенности содержания и формы. |
|
| М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, жизни и просвещения. |
|
| Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливой власти в стихотворении «Властителям и судьям». |
|
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство. |
|
| А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос. |
|
| А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
|
| Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. |
|
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. |
|
| Развитие речи. Подготовка к сочинению «Литература XVIIIвека в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений |
|
| Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. |
|
| В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове чувстве. Возможности поэтического языка. Обучение анализу стихотворения. |
|
| В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра Нравственный мир героини. Язык баллады. |
|
| А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга |
|
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Анализ I действия комедии «К вам Александр Андреич Чацкий». |
|
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Анализ действия 2. |
|
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии. Анализ действия 3. |
|
| А.С.Грибоедов «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов комедии. Анализ действия 4. |
|
| Язык комедии «Горе от ума».Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода. |
|
| И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Подготовка к сочинению. |
|
| Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» |
|
| А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя |
|
| А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар». |
|
| А.С.Пушкин. Любовная лирика. Любовь как гармония души в интимной лирике поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я васлюбил…».Адресаты любовной лирики. |
|
| А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. Обучение анализу одного стихотворения. «Пророк», «Памятник». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». |
|
| Контрольная работа |
|
| . А.С. Пушкин. «Цыгане» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. |
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». «Собранье пестрых глав». История создания романа. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. |
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и столичное дворянское общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина. |
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в образах Ленского. |
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. |
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем |
|
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина |
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Пушкинская эпоха в романе. Реализм романа. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман Пушкина и опера П.И. Чайковского. |
|
| Сочинение по творчеству А.С. Пушкина |
|
| Вн.чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. |
|
| М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» |
|
| М.Ю. Лермонтов. Образ поэта – пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Есть речи-значенье..» |
|
| М.Ю. Лермонтов. Адресаты любовной лирики и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» |
|
| Эпоха безвременья в лирике М.Ю Лермонтова. «Дума», «Предсказанье». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя. |
|
| М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. |
|
| М.Ю. Лермонтов. Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» |
|
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» |
|
| М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. |
|
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. |
|
| Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. |
|
| Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова. |
|
| Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». |
|
| Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия |
|
| Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. |
|
| Образ города в поэме «Мертвые души». |
|
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. |
|
| «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению. |
|
| «Мертвые души». Сочинение |
|
| А.Н.Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. |
|
| Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. |
|
| Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. |
|
| Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия оповести. |
|
| Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль вн. монолога в раскрытии души |
|
| Формирование личности героя повести «Юность», его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль вн. Монолога в раскрытии души |
|
| А.П.Чехов. Слово о писателе». «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. |
|
| А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. |
|
| Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?» (на примере пр.Островского, Достоевского, Толстого, Чехова). |
|
| Поэзия второй половины ХIХ века(лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета). Многообразие жанров, эмоциональное богатство. Развитие представлений о жанрах лирических пр.) |
|
| Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. |
|
| И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. История любви Надежды и Николая Алексеевича. |
|
| И.А. Бунина. Мастерство в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. |
|
| М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце».Сатира на общество шариковых и швондеров. |
|
| Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести |
|
| М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа. |
|
| Особенности авторского повествования в рассказе судьба человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. |
|
| А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. |
|
| Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. |
|
| Контрольная работа по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века. |
|
| Русская поэзия Серебряного века. |
|
| А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края..», «О, я хочу безумно жить..». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. |
|
| С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано..», «Край ты мой заброшенный…» |
|
| Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…»,«Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики Есенина. |
|
| В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. |
|
| В.В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. |
|
| М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной..», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенность поэтики Цветаевой. |
|
| М.И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. |
|
| Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. « Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». |
|
| А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. |
|
| А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. |
|
| Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво..», «Во всем мне хочется дойти до…». |
|
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». |
|
| А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и природе. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне. |
|
| Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков |
|
| Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков |
|
| Контрольная работа по русской лирике ХХ века. |
|
| Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить..». Чувства и разум в любовной лирике поэте. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. |
|
| Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы ,её универсально- философский характер. |
|
| У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».( обзор с чтением отдельных глав). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» |
|
| Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. |
|
| И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. |
|
| Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. |
|
| Итоговый урок. |
|