Технологическая карта «Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Материал содержит конспект урока по теме «Стихотворения в прозе» Тургенева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_7_kl.doc | 106.94 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Технологическая карта урока.
Предмет: литература
Класс: 7
Тема урока: « Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»
Цели урока:
- продолжение знакомства семиклассников с творчеством И. С. Тургенева;
- раскрытие перед читателями-школьниками художественных особенностей творчества И. С. Тургенева;
- повторение теоретико-литературных и историко-литературных сведений;
- развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;
- воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского народа.
Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя слово учителя, работу с учебником, чтение произведений, беседу о прочитанном, презентацию.
Технологии: здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы познания: наблюдение, анализ, сравнение.
Планируемые результаты обучения (УУД):
1) предметные: умение анализировать художественный текст, владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) познавательные: уметь осмысленно слушать и читать художественный текст и объяснять значение прочитанного; уметь строить устное высказывание; уметь самостоятельно делать выводы;
3) регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа;
4) коммуникативные: строить монологические высказывания; формулировать собственное мнение и свою позицию;
5) личностные: формирование уважения к литературе; формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Здоровье- и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований
Оборудование урока: портрет И. С. Тургенева, презентация «Жизнь и творчество И. С. Тургенева», распечатанные тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева, фонохрестоматия
II. Содержание урока
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный этап (2 мин) | Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наш урок, как и всегда, получится интересным, плодотворным. А для этого вам надо быть внимательными, не отвлекаться. Не выкрикивайте с места ответы, а поднимите руку и подождите, когда учитель вас спросит. Отвечайте полными предложениями. Во время урока вам понадобятся ваши тетради, синие и зелёные ручки, учебники, а также листы с текстами, которые лежат у вас на партах. На одном листе вы видите словарик, в котором записаны определения тех слов, которые прозвучат сегодня на уроке. (Приложение № 1) Если вы не знаете или забыли значение этих слов, то словарик поможет вам понять, о чем идет речь. | Учащиеся настраиваются на работу. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (1 мин) | Сегодня мы с вами вновь встретимся с известным русским писателем XIX века – Иваном Сергеевичем Тургеневым, чей портрет вы видите на доске. Познакомимся с его произведениями – «Стихотворениями в прозе». (Слайд № 1) Запишите в тетради тему урока: «Жизнь и творчество И. С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». (Проблема для учащихся.) В чем особенность стихотворений в прозе? Какие темы и проблемы поднимал в своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев? Именно на эти вопросы мы должны с вами найти ответы на сегодняшнем уроке. | Записывают дату, тему урока |
Этап изучения нового материала (30 мин) | 1. Жизнь и творчество И. С. Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в родовом имении матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии. (Слайд № 2) Взаимоотношения в семье между родителями были сложными, и это, безусловно, отражалось на впечатлительном мальчике. (Слайд № 3) Отец Тургенева – Сергей Николаевич – женился с единственной целью: поправить свое материальное положение, и поэтому делами семьи занимался мало. Мать будущего поэта – Варвара Петровна – была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по Спасскому саду, общаться с людьми из народа. (Слайд № 4) Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет он свободно владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении. (Слайд № 5) В 1837 году И. С. Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета. (Слайд № 6) Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский университет. Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, (Слайд № 7) в 1845 году Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение – первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника». (Слайд № 8) За свою творческую жизнь Тургенев написал большое количество произведений: «Муму», «Записки охотника», «Первая любовь», «Ася», «Отцы и дети» и другие. В последние годы жизни тяжело заболевшего Тургенева все больше начинают посещать размышления о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Писатель переосмысливает свои произведения, и результатом этого переосмысления ведущих мотивов творчества является цикл миниатюр «Стихотворения в прозе». (Слайд № 9) | Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию |
2. «Стихотворения в прозе». Задание для учащихся: в рассказе прозвучат темы «Стихотворений в прозе», их названия. Постарайтесь записать как можно больше названий произведений Тургенева. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева можно назвать заключительным аккордом его творческой жизни. В небольших по объему произведениях нашли отражение почти все темы и мотивы творчества писателя, как бы вновь им пережитые и прочувственные на склоне лет. «Стихотворения в прозе» открываются циклом Senilia («сновидения старца») – поэтическими видениями, воспоминаниями, аллегориями глубоко грустного, порой пессимистического содержания. (Слайд № 10) В этих произведениях Тургенев размышляет то о неотвратимости смерти («Старуха», «Сон», «Собака», «Старик», то вспоминает давно ушедшую любовь («Последнее свидание», «Как хороши, как свежи были розы…», то задумывается о могуществе сил природы и кратковременности человеческого бытия («Разговор», «Мои деревья»). Однако сквозь пессимизм некоторых миниатюр все равно пробивается тургеневский оптимизм (Слайд № 11) – вера в силы жизни, в любовь, побеждающую смерть («Роза», «Воробей»). Другой силой жизни являются, по мнению писателя, красота, поэзия, искусство («Два четверостишия», «Лазурное царство», «Посещение»). (Слайд № 12) Глубоким восхищением проникнуты стихотворения «Порог», «Памяти Ю. И. Вревской», в которых И. С. Тургенев славит героический подвиг самопожертвования во имя счастья людей. (Слайд № 13) Тема социального неравенства затронута в стихотворениях «Щи», «Два богача» – давняя и излюбленная тема писателя: тяжелая доля крестьянина, не имеющего чем щи посолить, на деле оказывающегося нравственно и духовно богаче господ и банкиров. Сатирические «Стихотворения в прозе» (Слайд № 14) высмеивают эгоизм («Эгоист»), пошлость («Дурак»), низость и подлость в поведении людей («Довольный человек», «Житейское правило»). (Слайд № 15) В противовес этому Тургенев изобразил добрых и честных простых людей («Маша», «Повесть его»). (Слайд № 16) Тема Родины торжественно звучит в знаменитом стихотворении «Русский язык», выражая веру писателя в великое будущее русского народа. Проверка задания: ребята, прочитайте названия «Стихотворений в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева, которые вы записали. | Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию. В тетрадь записывают названия «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева. Один ученик читает список произведений, остальные учащиеся дополняют его ответ. | |
3. Чтение и анализ произведений. А теперь обратимся к Приложению № 2 и познакомимся с некоторыми из стихотворений в прозе, написанными Иваном Сергеевичем Тургеневым. Первое стихотворение – «Близнецы». (Учитель читает стихотворение сам или он может использовать фонохрестоматию.) (Слайд № 17) А теперь давайте обсудим это стихотворение. (Слайд № 18) - О чем это небольшое произведение? - Почему автору стало жутко? Откуда возникло это чувство? - Естественна ли ненависть друг к другу родных братьев, более того, близнецов? Почему? - Как вы полагаете, почему братья-близнецы так ненавидели друг друга? - Каков идейно-нравственный подтекст произведения? Таким образом, в этом стихотворении Тургенев предостерегает людей от злобы по отношению друг к другу, от слепой ярости, направленной на другого человека. Автор призывает нас уважать друг друга. А теперь проанализируем стихотворение «Два богача». (Стихотворение может прочитать учитель, можно использовать фонохрестоматию.) (Слайд № 19) Давайте поразмышляем над прочитанным. (Слайд № 20) - Понравилось ли вам это стихотворение в прозе И. С. Тургенева? Почему? - Почему автор «умиляется» Ротшильдом? За что он хвалит известного богача-банкира? - Почему в стихотворении в прозе «Два богача» дан такой косноязычный диалог простых крестьян? Что автор хотел этим подчеркнуть? - Кто, по мнению Тургенева, настоящий богач? Почему? - Какими словами можно охарактеризовать отношение автора к крестьянину? Есть ли эти слова в тексте? Как вы думаете, почему? - Каков в этом стихотворении подтекст? Таким образом, помощь бедного мужика ценнее, т. к. он беднее Ротшильда: взяв на воспитание сироту-племянницу, бедное семейство должно отказать себе в самом необходимом. Это действие не преподносится мужиком как что-то особенное, а как нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций. Стихотворение показывает истинное милосердие. Стихотворение «Русский язык» написано Тургеневым в 1882 году вдали от России. (Чтение стихотворения «Русский язык» учителем наизусть.) (Слайд № 21) Обсудим стихотворение. (Слайд № 22) - Что для автора является поддержкой и опорой «во дни сомнений, во дни раздумий о судьбах моей родины»? - Какими эпитетами писатель наделяет русский язык? - Каким чувством проникнуто данное стихотворение Тургенева? - Какова идея этого произведения? Таким образом, Тургенев выражает веру в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа, который обладает великим языком. | Учащиеся слушают стихотворение. Примерные ответы учащихся: - Это произведение о ссоре двух братьев-близнецов. - Автору стало жутко от картины, которую он увидел: ругались два брата, похожих друг на друга как две капли воды. Они бранились, выкрикивали ругательства как бы в свое лицо. Родные люди ругаются, потому что ненавидят друг друга непримиримо. - Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью. - Злоба, ненависть разрушают все не только вокруг человека, но и в самом человеке. - Автор хочет сказать: уважайте друг друга, умейте сдерживать себя, свои чувства. Ученики слушают стихотворение. Примерные ответы учеников: - В стихотворении «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика». - Благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. - Бедняки оказываются щедрее, т. к. готовы отдать последнее. - Тургенев сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность и душевное богатство крестьянского семейства. Ученики слушают стихотворение. Примерные ответы учеников: - Родной русский язык является поддержкой и опорой человека в трудные минуты. - Русский язык охарактеризован с помощью эпитетов «великий, могучий, правдивый и свободный». - Тургенев испытывает чувство глубокой любви к своей родной стране и ее языку. - Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой. | |
Этап закрепления нового материала (8 мин) | Мы рассмотрели несколько стихотворений в прозе, вы первый раз читали стихотворения, написанные в этом жанре. Давайте попробуем определить его специфические черты. (Слайд № 23) Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме, для которого характерны: - небольшой объем; - повышенная эмоциональность стиля; - образность; - прозаический ритм. | Учащиеся вспоминают, что такое стихотворение, сравнивают поэзию и прозу, пытаются сформулировать определение понятия «стихотворения в прозе» Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «стихотворение в прозе». |
Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин) | Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Проиллюстрировать любое понравившееся стихотворение в прозе (по желанию) | |
Подведение итогов уроков. Рефлексия (3 мин) | Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного и полезного. - Чему вас научили изученные сегодня произведения? Выставление оценок за урок. | Учащиеся высказывают свое мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.С.Тургенев. "Стихотворение в прозе":"Русский язык", "Два богача", "Воробей"
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь и...
Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.
В 7 классе по литературе изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...
Урок-исследование И.С. Тургенев Стихотворение в прозе "Русский язык"
Урок-исследование посвящен изучению стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык". Он знакомит с новым жанром, учит анализировать стихотворение в прозе, определять лексические, стилистические и...
Технологическая карта теоретического занятия по русскому языку"Слово в лексической системе языка"
Данное занятие по ОУД,01 Русский язык для студентов первого курса отделения "Сестринское дело". Раздел 2 "Лексика", первое теоретическое занятие ....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Технологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»
хнологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»...