«Семья – первая любовь человека» Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Класс | 4 | Предмет | ОРКСЭ (светская этика) | Учебник | Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики:4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Ф. Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков (Начальная школа XXI века) | Тема урока | Семья – первая любовь человека | Тип урока | Урок открытия новых знаний. | Цель деятельности учителя | Расширение представлений о взаимоотношениях в семье | Задачи: | - Расширить представление детей о семье
- Формировать уважительное отношение к родителям, родственникам старшего поколения
- Воспитывать бережное отношение к своей семье и членам семьи.
- Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения
| Основные термины, понятия | Семья, любовь, дети, взаимоуважение | Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные - ориентация на развороте учебника;
- общеучебные - поиск и выделение необходимой информации;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
| Оборудование урока | Учебник – Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160с.: с ил., презентация по теме урока, раздаточные карточки для индивидуальной работы и работы в парах. карточки для проведения самооценки (рефлексия). | Технологии, методы и приемы, используемые на уроке: | Проблемно-диалогическая, исследовательский метод, беседа с использованием проблемных вопросов, работа с учебником, работа в паре, самостоятельная работа. |
Ход урока Этапы урока. | Действия учителя | Действия обучающихся | Доска и оборудование | Организационный момент | Здоровается с детьми и настраивает их на работу. Начинаем урок основы светской этики. - Проверьте готовность своего рабочего места по критерию «порядок на рабочем месте» (Проверяет готовность обучающихся к уроку) - Садитесь и с усердием учитесь. | Контроль рабочего места при готовности к уроку. Настрой на работу | | Повторение изученного материала. | Скажите, какой раздел мы изучаем? - Вспомните тему нашего предыдущего урока? - Д/з к сегодняшнему уроку было – подготовить по желанию любое стихотворение о Родине. (организует проверку д/з) - Дайте устную оценку выразительному чтению учащихся. | Раздел «Человек и его Родина» Тема предыдущего урока «Любовь к Родине – высшее нравственное чувство» (Дети читают наизусть выбранные стихотворения о Родине) (Учащиеся оценивают выступающих по критериям: выразительность, интонация и т.д.) | |
| Слайд 1 | Определение темы урока | - Что вы уже знаете о СЕМЬЕ? | Дети высказывают свои знания о семье | Слайд 2 | Определение цели урока, задач урока. | Сформулируйте цель нашего урока. -Для того чтобы достигнуть цели, необходимо составить план. Сформулируйте задачи урока при помощи опорных слов. | Цель урока Узнать, какую роль играет семья в жизни человека | Слайд 3. | Формулирование задач урока | 1. Выяснить… 2. Узнать… - Что вам поможет выполнить эти задачи Итак, тема «Семья». Вы дали собственное определение слову «семья». А как даёт лексическое значение этого слова С.И. Ожегов? Где можем найти информацию? -А кто эти близкие родственники? Перечислите. -Действительно, это те люди, которые играют большую роль в нашей с вами жизни. - А как вы думаете, на чём держится семья? - Каковы же семейные ценности? Давайте разберёмся. Откройте Уч. с. 25 и найдите рубрику «Обсудим вместе» -Прочитайте вопросы. Рассмотрите фотографии. Объединившись в группы, запишите на лепестках, каковы семейные ценности. - Прикрепите на доску ваши лепестки. Что получилось? - Ромашка – символ семьи, любви и верности. Именно этот праздник ежегодно празднуют 8 июля, начиная с 2008 года. Вывод: - Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. (Подводит обучающихся к выводу о том, какие семейные ценности необходимы в любой семье) | 1. Выяснить что такое семья 2. Узнать о ценностях семьи - Учебник, словарь, тексты В словаре - Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами. -Мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра. (форма работы «Круглый стол») – обсуждение вопроса «На чём держится семья? Работа в группах. - Ромашка (Серединка ромашки - ценности семьи) Дети работают в группах и прикрепляют лепестки ромашки на доску. Лепестки (любовь, взаимопонимание, согласие, забота, уважение, помощь и т.д.) | Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. | Проблемный вопрос | У.с. 26 -Рассмотрите рисунки. Чем занимаются дети? - А каким полезным хозяйственным трудом могут заниматься младшие школьники? -Сравните в паре отношения школьников (Пети и Олега) в У.с.26 к своей семье. -Какое из них выражает искреннее и действенное чувство любви к её членам? - Объясните почему? -Каким можно назвать Петю (подберите слова признаки – имена прилагательные)? - А Олега? - Сделайте вывод о том, как нужно относиться к членам семьи? - Ответьте на вопрос, какое занятие по дому ваше самое любимое? - Послушайте рассказ М.М. Зощенко и подумайте, можно ли семейный труд разделить на мужской и женский? - Какова главная мысль текста? Сделайте вывод. - А как мы можем проявить внимание к нашим близким людям, людям престарелого возраста? | Помогают взрослым (копают, моют посуду и т.д.) -Помыть посуду, убрать за собой вещи, подмести пол, протереть пыль, вынести мусор. (Высказывают свои предположения в паре) - Олега. (Высказывание мнений детей) - Эгоистичный и т.д. - Внимательный, отзывчивый и т.д. (Дети делают выводы) (Ответы обучающихся) (Обучающиеся анализируют и объясняют свой выбор) Вывод: - Нет ничего постыдного в любом труде, необходимо ценить и уважать всякий труд. | Слайд 7. Слайд 8. | Физкультминутка | | Повторяют за учеником. Поднимает руки класс Поднимает руки класс- Это «раз», (Потягивания под счет учителя.) Повернулась голова — Это «два». (Движения головой.) Руки вниз, вперед смотри — Это «три». (Приседания:) Руки в стороны пошире Развернули на «четыре». (Повороты туловища.) С силой их к плечам прижать — Это «пять». (Движения руками.) Всем ребятам тихо сесть — Это «шесть». (Ходьба на месте.) Руки на пояс поставьте вначале. Влево и вправо качните плечами. Вы дотянитесь мизинцем до пятки. Если сумели — все в полном порядке.. | Слайд 9 | Беседа и работа с иллюстративным материалом (репродукции картин) | Предлагаю в группах рассмотреть на слайдах репродукции картин А.М. Шилова «Вдвоём» и «Зацвёл багульник» -Проанализируем результаты: кто изображён? Какое чувство вызывают герои? Чем они похожи? В чём они нуждаются | Обучающиеся рассматривают на слайдах в группах репродукции, анализируют сюжеты, выделяют главную мысль, составляют небольшой рассказ о персонаже картины. | Слайд 10-13 | Подведение итогов | Что сегодня нового узнали? Задание – составьте синквейн на слово СЕМЬЯ | (Ответы детей) | Слайд 14. | Оценочная деятельность | Вспомните, какую цель вы ставили? - Достигли ли вы её? - Вы решили все задачи, а для того, чтобы выяснить всё ли вы поняли, предлагаю оценить свою работу на уроке в Листе самооценки. Подумайте, всё ли у вас получилось, а над чем ещё нужно поработать. - В конце урока я вас попрошу сдать листы самооценки. А теперь, используя слова, сделайте небольшой самоанализ своей работы. | Ответы детей на лице самооценки. Вопросы: - Я знаю определение слову СЕМЬЯ
- Я знаю из чего состоят семейные ценнсти
- Я умею работать с текстом
- Я умею работать в паре
- Я умею работать в группе
1. Сегодня я узнал… 2. Я могу рассказать… 3. В жизни мне этот урок поможет… 4. Мне захотелось… | | Домашнее задание | Подготовить Презентацию о своей семье | Записывают домашнее задание в дневник. | | | | | | | | |
|