Разработка технологической карты урока по светской этике
материал по литературе

«Семья – первая любовь человека»

Технологическая карта урока ОРКСЭ

(модуль светская этика)

 

 

Класс

 

4

 

Предмет

 

ОРКСЭ (светская этика)

Учебник

Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики:4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Ф.  Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков  (Начальная школа XXI века)

Тема урока

Семья – первая любовь человека

Тип урока

Урок  открытия новых знаний.

Цель деятельности учителя

Расширение представлений о взаимоотношениях в семье

 

Задачи:

 

  • Расширить представление детей о семье
  • Формировать уважительное отношение к родителям, родственникам старшего поколения
  • Воспитывать бережное отношение к своей семье и членам семьи.
  • Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения

 

Основные термины, понятия

Семья, любовь, дети, взаимоуважение

 

Универсальные  учебные действия (метапредметные)

Познавательные

  • ориентация на развороте учебника;
  • общеучебные - поиск и выделение необходимой информации;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

 

Оборудование урока

Учебник – Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. –  М.: Вентана-Граф, 2013. – 160с.: с ил., презентация по теме урока, раздаточные карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

карточки для проведения самооценки (рефлексия).

Технологии, методы и приемы, используемые на уроке:

Проблемно-диалогическая, исследовательский метод, беседа  с использованием проблемных  вопросов, работа с учебником, работа в паре, самостоятельная работа.

Ход урока

Этапы урока.

Действия учителя

Действия обучающихся

Доска и оборудование

Организационный момент

Здоровается с детьми и настраивает их на работу.

Начинаем урок основы светской этики.

- Проверьте готовность своего рабочего места по критерию «порядок на рабочем месте» (Проверяет готовность обучающихся к уроку)

- Садитесь и с усердием учитесь.

Контроль рабочего места при готовности к уроку.

Настрой на работу

 

Повторение изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скажите, какой раздел мы изучаем?

- Вспомните тему нашего предыдущего урока?

- Д/з к сегодняшнему уроку было – подготовить по желанию любое стихотворение о Родине.

(организует проверку д/з)

- Дайте устную оценку выразительному чтению учащихся.

 

 

 

 

 

Раздел «Человек и его Родина»

Тема предыдущего урока

«Любовь к Родине – высшее нравственное чувство»

(Дети читают наизусть выбранные стихотворения о Родине)

(Учащиеся оценивают выступающих по критериям: выразительность, интонация и т.д.)

 

 

Слайд 1

Определение темы урока

- Что вы уже знаете о СЕМЬЕ?

 

Дети высказывают свои знания о семье

Слайд 2

 

Определение цели урока, задач урока.

 

 

 

Сформулируйте цель нашего урока.

-Для того чтобы достигнуть цели, необходимо составить план. Сформулируйте задачи урока при помощи опорных слов.

Цель урока Узнать, какую роль играет семья в жизни человека

 

Слайд 3.

Формулирование задач урока

 

1. Выяснить…

2. Узнать…

 

 

- Что вам поможет выполнить эти задачи

Итак, тема «Семья». Вы дали собственное определение слову «семья». А как даёт лексическое значение этого слова С.И. Ожегов? Где можем найти информацию?

-А кто эти близкие родственники? Перечислите.

-Действительно, это те люди, которые играют большую роль в нашей с вами жизни.

- А как вы думаете, на чём держится семья?

- Каковы же семейные ценности? Давайте разберёмся. Откройте Уч. с. 25 и найдите рубрику «Обсудим вместе»

 

-Прочитайте вопросы. Рассмотрите фотографии. Объединившись в группы, запишите на лепестках, каковы семейные ценности.

- Прикрепите на доску ваши лепестки. Что получилось?

- Ромашка – символ семьи, любви и верности. Именно этот праздник ежегодно празднуют 8 июля, начиная с 2008 года.

Вывод:

- Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. (Подводит обучающихся к выводу о том, какие семейные ценности необходимы в любой семье)

1. Выяснить что такое семья

2. Узнать о ценностях семьи

 

- Учебник, словарь, тексты

В словаре

- Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами.

-Мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра.

(форма работы «Круглый стол») – обсуждение вопроса «На чём держится семья?

 

 

 

 

Работа в группах.

- Ромашка

(Серединка ромашки - ценности семьи)

Дети работают в группах и прикрепляют лепестки ромашки на доску.

Лепестки (любовь, взаимопонимание, согласие, забота, уважение, помощь и т.д.)

Слайд 4.

 

 

 

 

 

Слайд 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6.

Проблемный вопрос

 

У.с. 26 -Рассмотрите рисунки. Чем занимаются дети?

- А каким полезным хозяйственным трудом могут заниматься младшие школьники?

-Сравните в паре отношения школьников (Пети и Олега) в У.с.26 к своей семье.

-Какое из них выражает искреннее и действенное чувство любви к её членам?

- Объясните почему?

-Каким можно назвать Петю (подберите слова признаки – имена прилагательные)?

- А Олега?

- Сделайте вывод о том, как нужно относиться к членам семьи?

- Ответьте на вопрос, какое занятие по дому ваше самое любимое?

- Послушайте рассказ М.М. Зощенко и подумайте, можно ли семейный труд разделить на мужской и женский?

- Какова главная мысль текста? Сделайте вывод.

- А как мы можем проявить внимание к нашим близким людям, людям престарелого возраста?

Помогают взрослым (копают, моют посуду и т.д.)

-Помыть посуду, убрать за собой вещи, подмести пол, протереть пыль, вынести мусор.

(Высказывают свои предположения в паре)

- Олега.

(Высказывание мнений детей)

- Эгоистичный и т.д.

- Внимательный, отзывчивый и т.д.

(Дети делают выводы)

 

(Ответы обучающихся)

(Обучающиеся анализируют и объясняют свой выбор)

Вывод: - Нет ничего постыдного в любом труде, необходимо ценить и уважать всякий труд.

 

 

 

 

 

Слайд 7.

 

 

 

 

 

Слайд 8.

 

 

 

Физкультминутка

 

Повторяют за учеником.

Поднимает руки класс

Поднимает руки класс-

Это «раз»,

(Потягивания под счет учителя.)

Повернулась голова —

Это «два».

(Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри —

Это «три».

(Приседания:)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

(Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать —

Это «пять».

(Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть».

(Ходьба на месте.)

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — все в полном порядке..

Слайд 9

Беседа и работа с иллюстративным материалом (репродукции картин)

 

Предлагаю в группах рассмотреть на слайдах репродукции картин А.М. Шилова «Вдвоём» и «Зацвёл багульник»

-Проанализируем результаты: кто изображён? Какое чувство вызывают герои? Чем они похожи? В чём они нуждаются

Обучающиеся рассматривают на слайдах в группах репродукции, анализируют сюжеты, выделяют главную мысль, составляют небольшой рассказ о персонаже картины.

 

Слайд 10-13

Подведение итогов

 

Что сегодня нового узнали?

Задание – составьте синквейн на слово СЕМЬЯ

(Ответы детей)

 

Слайд 14.

 

 

Оценочная деятельность

Вспомните, какую цель вы ставили?

- Достигли ли вы её?

- Вы решили все задачи, а для того, чтобы выяснить всё ли вы поняли, предлагаю оценить свою работу на уроке в Листе самооценки. Подумайте, всё ли у вас получилось, а над чем ещё нужно поработать.

- В конце урока я вас попрошу сдать листы самооценки.

 

А теперь, используя слова, сделайте небольшой самоанализ своей работы.

 

 

Ответы детей на лице самооценки. Вопросы:

  1. Я знаю определение слову СЕМЬЯ
  2. Я знаю из чего состоят семейные ценнсти
  3. Я умею работать с текстом
  4. Я умею работать в паре
  5. Я умею работать в группе

 

1. Сегодня я узнал…

2. Я могу рассказать…

3. В жизни мне этот урок поможет…

4. Мне захотелось…

 

Домашнее задание

Подготовить Презентацию о своей семье

Записывают домашнее задание в дневник.

 

       

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семья – первая любовь человека»

Технологическая карта урока ОРКСЭ

(модуль светская этика)

Класс

4

Предмет

ОРКСЭ (светская этика)

Учебник

Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики:4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Ф.  Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков  (Начальная школа XXI века)

Тема урока

Семья – первая любовь человека

Тип урока

Урок  открытия новых знаний.

Цель деятельности учителя

Расширение представлений о взаимоотношениях в семье

 

Задачи:

  • Расширить представление детей о семье
  • Формировать уважительное отношение к родителям, родственникам старшего поколения
  • Воспитывать бережное отношение к своей семье и членам семьи.
  • Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения

Основные термины, понятия

Семья, любовь, дети, взаимоуважение

Универсальные  учебные действия (метапредметные)

Познавательные

  • ориентация на развороте учебника;
  • общеучебные - поиск и выделение необходимой информации;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Оборудование урока

Учебник – Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. –  М.: Вентана-Граф, 2013. – 160с.: с ил., презентация по теме урока, раздаточные карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

карточки для проведения самооценки (рефлексия).

Технологии, методы и приемы, используемые на уроке:

Проблемно-диалогическая, исследовательский метод, беседа  с использованием проблемных  вопросов, работа с учебником, работа в паре, самостоятельная работа.

Ход урока

Этапы урока.

Действия учителя

Действия обучающихся

Доска и оборудование

Организационный момент

Здоровается с детьми и настраивает их на работу.

Начинаем урок основы светской этики.

- Проверьте готовность своего рабочего места по критерию «порядок на рабочем месте» (Проверяет готовность обучающихся к уроку)

- Садитесь и с усердием учитесь.

Контроль рабочего места при готовности к уроку.

Настрой на работу 

Повторение изученного материала.

Скажите, какой раздел мы изучаем?

- Вспомните тему нашего предыдущего урока?

- Д/з к сегодняшнему уроку было – подготовить по желанию любое стихотворение о Родине.

(организует проверку д/з)

- Дайте устную оценку выразительному чтению учащихся. 

Раздел «Человек и его Родина»

Тема предыдущего урока

«Любовь к Родине – высшее нравственное чувство»

(Дети читают наизусть выбранные стихотворения о Родине)

(Учащиеся оценивают выступающих по критериям: выразительность, интонация и т.д.)

 

Слайд 1

Определение темы урока

- Что вы уже знаете о СЕМЬЕ?

Дети высказывают свои знания о семье

Слайд 2

Определение цели урока, задач урока.

Сформулируйте цель нашего урока.

-Для того чтобы достигнуть цели, необходимо составить план. Сформулируйте задачи урока при помощи опорных слов. 

Цель урока Узнать, какую роль играет семья в жизни человека

Слайд 3.

Формулирование задач урока

1. Выяснить…

2. Узнать…

- Что вам поможет выполнить эти задачи 

Итак, тема «Семья». Вы дали собственное определение слову «семья». А как даёт лексическое значение этого слова С.И. Ожегов? Где можем найти информацию?

-А кто эти близкие родственники? Перечислите.

-Действительно, это те люди, которые играют большую роль в нашей с вами жизни.

- А как вы думаете, на чём держится семья?

- Каковы же семейные ценности? Давайте разберёмся. Откройте Уч. с. 25 и найдите рубрику «Обсудим вместе» 

-Прочитайте вопросы. Рассмотрите фотографии. Объединившись в группы, запишите на лепестках, каковы семейные ценности.

- Прикрепите на доску ваши лепестки. Что получилось?

- Ромашка – символ семьи, любви и верности. Именно этот праздник ежегодно празднуют 8 июля, начиная с 2008 года.

Вывод:

- Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. (Подводит обучающихся к выводу о том, какие семейные ценности необходимы в любой семье) 

1. Выяснить что такое семья

2. Узнать о ценностях семьи

- Учебник, словарь, тексты

В словаре

- Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами.

-Мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра.

(форма работы «Круглый стол») – обсуждение вопроса «На чём держится семья? 

Работа в группах.

- Ромашка

(Серединка ромашки - ценности семьи)

Дети работают в группах и прикрепляют лепестки ромашки на доску.

Лепестки (любовь, взаимопонимание, согласие, забота, уважение, помощь и т.д.) 

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Проблемный вопрос

У.с. 26 -Рассмотрите рисунки. Чем занимаются дети?

- А каким полезным хозяйственным трудом могут заниматься младшие школьники?

-Сравните в паре отношения школьников (Пети и Олега) в У.с.26 к своей семье.

-Какое из них выражает искреннее и действенное чувство любви к её членам?

- Объясните почему?

-Каким можно назвать Петю (подберите слова признаки – имена прилагательные)?

- А Олега?

- Сделайте вывод о том, как нужно относиться к членам семьи?

- Ответьте на вопрос, какое занятие по дому ваше самое любимое?

- Послушайте рассказ М.М. Зощенко и подумайте, можно ли семейный труд разделить на мужской и женский?

- Какова главная мысль текста? Сделайте вывод.

- А как мы можем проявить внимание к нашим близким людям, людям престарелого возраста? 

Помогают взрослым (копают, моют посуду и т.д.)

-Помыть посуду, убрать за собой вещи, подмести пол, протереть пыль, вынести мусор.

(Высказывают свои предположения в паре)

- Олега.

(Высказывание мнений детей)

- Эгоистичный и т.д.

- Внимательный, отзывчивый и т.д.

(Дети делают выводы)

(Ответы обучающихся)

(Обучающиеся анализируют и объясняют свой выбор)

Вывод: - Нет ничего постыдного в любом труде, необходимо ценить и уважать всякий труд. 

Слайд 7.

Слайд 8.

Физкультминутка

Повторяют за учеником.

Поднимает руки класс

Поднимает руки класс-

Это «раз»,

(Потягивания под счет учителя.)

Повернулась голова —

Это «два».

(Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри —

Это «три».

(Приседания:)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

(Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать —

Это «пять».

(Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть».

(Ходьба на месте.)

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — все в полном порядке..

Слайд 9

Беседа и работа с иллюстративным материалом (репродукции картин)

Предлагаю в группах рассмотреть на слайдах репродукции картин А.М. Шилова «Вдвоём» и «Зацвёл багульник»

-Проанализируем результаты: кто изображён? Какое чувство вызывают герои? Чем они похожи? В чём они нуждаются 

Обучающиеся рассматривают на слайдах в группах репродукции, анализируют сюжеты, выделяют главную мысль, составляют небольшой рассказ о персонаже картины.

Слайд 10-13

Подведение итогов

Что сегодня нового узнали?

Задание – составьте синквейн на слово СЕМЬЯ

(Ответы детей)

Слайд 14.

Оценочная деятельность

Вспомните, какую цель вы ставили?

- Достигли ли вы её?

- Вы решили все задачи, а для того, чтобы выяснить всё ли вы поняли, предлагаю оценить свою работу на уроке в Листе самооценки. Подумайте, всё ли у вас получилось, а над чем ещё нужно поработать.

- В конце урока я вас попрошу сдать листы самооценки. 

А теперь, используя слова, сделайте небольшой самоанализ своей работы.

Ответы детей на лице самооценки. Вопросы:

  1. Я знаю определение слову СЕМЬЯ
  2. Я знаю из чего состоят семейные ценнсти
  3. Я умею работать с текстом
  4. Я умею работать в паре
  5. Я умею работать в группе

1. Сегодня я узнал…

2. Я могу рассказать…

3. В жизни мне этот урок поможет…

4. Мне захотелось…

Домашнее задание

Подготовить Презентацию о своей семье

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Тема урока: Басни И.А. Крылова (5 класс).

Цели урока:образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством И.А. Крылова, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг чи...