Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме
Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_geometriya_7_klass._pryamougolnye_treugolniki_i_nekotorye_ih_svoystva.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 12.04.2016 | Урок № 51 | Класс 7 | Предмет Геометрия | МБОУ Шерекинская СОШ | |||
Тема урока: Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. | УМК Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др. для 7-9 классов | ||||||
Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 13/2 | |||||||
Тип урока: Комбинированный урок | |||||||
Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке | Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке | ||||||
Знать и распознавать прямоугольный треугольник, знать и определять термин «катет», «гипотенуза», знать свойства и признаки прямоугольного треугольника, решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства и признаки, проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. | |||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Умение вычислять углы прямоугольного треугольника и его стороны; умение делать выводы на основе полученных результатов (свойства о сумме острых углов прямоугольного треугольника, катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30 градусов, равен половине гипотенузы); умение применять свойства прямоугольного треугольника к решению задач. | обобщать полученные знания; применять полученные знания к решению задач. | Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления, эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, формированию потребности приобретения новых знаний. | |||||
Технология обучения | Форма обучения | Метод обучения | |||||
Развивающее обучение | практикум | объяснительно-иллюстративный | |||||
Средства обучения | |||||||
Презентация по теме урока. Раздаточный материал. | |||||||
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран | |||||||
Источники информации: | |||||||
для учителя | для обучающихся | ||||||
конспект | Презентация (диск), раздаточный материал | ||||||
Цель урока: (определяется планируемыми результатами и способами их достижения) | Задачи урока: (конкретизация цели) | ||||||
Создать условия для закрепления некоторых свойств прямоугольных треугольников. Совершенствовать навыки применения свойств прямоугольных треугольников при решении задач. Развивающая – развивать самостоятельность и мышление ребенка средствами своего предмета. Воспитывать стремление к познанию окружающего мира, настойчивость в достижении конечных результатов своей деятельности. | научить учащихся самостоятельно работать; высказывать предположения и догадки; уметь делать обобщение изучаемых факторов. |
Характеристики этапов урока | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Этап урока, время | Цель этапа | Формируемые УУД | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт деятельности учащихся | Используемые на этапе СО |
Организационный момент, 2 мин. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Самоопределение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ф | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку | Готовятся к уроку | Тетради, канцелярские принадлежности | |
Актуализация знаний, 3мин | Актуализация опорных знаний и способов деятельности. Проверка домашней работы. | Контроль, оценка, умение слушать | и, ф | Контролирует выполнение работы | Учащийся проверяют домашнее задание | Заметки в тетради | Презентация |
Самостоятельное применение знаний в привычной и новой ситуациях, 15 мин | Озвучивает тему и цель урока. | Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работу. | ф, г | Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу. Предлагает выполнить практическую работу №1 и сделать вывод, затем практическую работу №2 и сделать вывод. Предлагает озвучить вывод желающим. | Выполняют задание, отвечают на вопросы, формулируют выводы | Записанная тема урока, число. Выводы | |
Восприятие образца применения знаний, 7 мин | Способствовать развитию умения вычислять углы прямоугольного треугольника и его стороны; умение делать выводы на основе полученных результатов (свойства о сумме острых углов прямоугольного треугольника, катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30 градусов, равен половине гипотенузы). | Формулирует задачу. Напоминает обучающимся, как оформляются задачи по геометрии. | г, г | Организует работу учащихся по вычислению острых углов прямоугольного треугольника. | Отвечают на вопросы, записывают вычисления в таблицу. Выполняют в группе работу по вычислению длины катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30 градусов. Обосновывают выбор решения. | Заполненная таблица | Презентация |
Самоконтроль, 8 мин | Установить правильность применения некоторых свойств прямоугольного треугольника и убедиться в понимании изучаемого материала | Умение находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно. | и | Предлагает выполнить индивидуальные задания по различным вариантам. Предлагает проверить задания | Выполняют задания Сравнивают свое решение с решением на слайде, подчеркивают ошибки, проговаривают правила | Запись выполненного задания | Презентация |
Информация о домашнем задании, 2 мин | Обеспечить понимание содержания домашнего задания | ф | Поясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Запись о домашнем задании в дневнике | ||
Подведение итогов,3 мин. | Дать оценку работы класса | ф | Подводит итого урока, ставит задачи на следующий урок | Анализируют, выбирают соответствующую своим ощущениям карточку, высказывают своё мнение. Заполняют листы самоконтроля | Лист самоконтроля |
Ход урока
1. Организационный момент (готовность к уроку).
Мотивация.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашней работы (по слайду). Обсуждение задачи.
Давайте вспомним, что нам известно о треугольниках и о прямоугольных треугольниках, в частности.
Какая фигура называется треугольником?
Ответ: Треугольник – это геометрическая фигура, которая состоит из 3 точек, не лежащих на одной прямой, и соединенных тремя последовательными отрезками.
Какие виды треугольников вы знаете?
Ответ: Равнобедренный, равносторонний, прямоугольный.
Дать определение равнобедренного треугольника.
Ответ: Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным.
Каким свойством обладает равнобедренный треугольник?
Ответ: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Каков признак равнобедренного треугольника?
Ответ: Если в треугольнике два угла равны, то такой треугольник – равнобедренный.
Дать определение равностороннего треугольника.
Ответ: Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним.
Каким свойством обладают углы равностороннего треугольника?
Ответ: В равностороннем треугольнике все углы равны (по 60°).
Дать определение прямоугольного треугольника.
Ответ: Треугольник называется прямоугольным, если у него один угол прямой.
Какова градусная мера прямого угла?
Ответ: Прямой угол равен 90°.
3. Самостоятельное применение знаний в привычной и новой ситуациях.
Практическая работа 1.
Возьмите лист с Практической работой №1. Измерьте острые углы этих треугольников и вычислите сумму их градусных мер. Сделайте вывод.
Вывод: сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.
А кто может объяснить, почему?
Доказательство:
По теореме о сумме углов треугольника: А+В+С=180°. Так как С = 90°, то А+В = =180°- 90°= 90° - доказательство выполняет учитель на доске.
В этом состоит одно из свойств прямоугольных треугольников.
Практическая работа 2.
Возьмите лист с практической работой №2, измерьте длины гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30°. Сделайте вывод.
Вывод: катет, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.
Если мы посмотрим на наши треугольники, то сможем сделать вывод о том, что и этот результат получен не случайно.
Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.
4. Восприятие образца применения знаний.
Дано: АВС, С = 900,
А = 300.
Доказать: ВС = ½АВ.
Доказательство:
Приложим к треугольнику АВС равный ему треугольник АСD так, как показано на чертеже. Получим треугольник АВD, в котором А = В =D =60°, то есть АВD – равносторонний, поэтому ВD = АВ. Но ВС = ½ВD. Следовательно, ВС = ½АВ.
Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 300.
Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы научиться применять изученные свойства при решении задач.
А как вы думаете, для чего изучаются свойства? Молодцы! Для облегчения вычислительной работы.
Для закрепления свойств решим задачи.
5. Самостоятельная работа на отработку первичного закрепления знаний.
Работа по слайдам.
Заканчивая наш урок, давайте подведем итог:
Какими свойствами обладают острые углы прямоугольного треугольника?
Каким свойством обладает катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300?
6. Домашнее задание: п.34, 254, 256, р.т №143
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке:
Перед каждым из вас лежат треугольники разного цвета. Склейте из двух треугольников прямоугольник:
-зеленого цвета, если вам было интересно на уроке, вы активно работали и считаете, что усвоили новый материал
-желтого цвета: если вам было интересно, но вы недостаточно хорошо поняли новый материал;
-красного цвета: если вам было скучно, вы ничего не поняли из новой темы.
Поднимите свои прямоугольники.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока 7 класс алгебра Учебник Макарычев Ю.Н. Тема "Одночлен и его стандартный вид" ФГОС
Технологическая карта урока по алгебре 7 класс. Учебник Макарычев Ю.Я по теме "Одночлен и его стандартный вид"...
Методическая разработка: технологическая карта урока по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме "Петербургские сфинксы - младшие "братья" и "сёстры" сфинксов египетских"
Урок для 5 класса. Разработан с учётом ФГОС....
Технологическая карта урока по алгебре и началам математического анализа по теме « Функция y = sinx и ее свойства» для 11 класса социально – гуманитарного профиля.
Технологическая карта урока по алгебре и началам математического анализа по теме « Функция y = sinx и ее свойства» для 11 класса социально – гуманитарного профиля. Это итоговый...
Методическая разработка. Технологическая карта урока геометрии "Свойства прямоугольного треугольника. Решение задач"-7класс.
Формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний по теме Свойства прямоугольных треугольников»....
Технологическая карта урока геометрии с применением технологии веб-квеста по теме Теорема Пифагора
Технологическая карта урока геометрии с применением технологии веб-квеста по теме Теорема Пифагора...
Презентация на тему: "Прямоугольный треугольник и некоторые его свойства"
Прямоугольный треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех сторон, одна из которых образует прямой угол, а две другие стороны – катеты – взаимно перпендикулярны и примы...