Уроки нравственности в творчестве К.Г. Паустовского. Сказка «Теплый хлеб»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Рипп Лариса Васильевна

Закрепление знаний учащихся о творчестве К. Г.Паустовского, формулирование собственного толкования определения «нравственность» через организацию учебно-познавательной деятельности на основе лингвистического анализа  текста художественной литературы.Урок литературы в рамках ФГОС.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Л.В. Рипп

Тема урока:  Уроки нравственности в творчестве К.Г.Паустовского. Сказка «Теплый хлеб»

Класс: 5Б

Предмет: литература

  Тип урока: урок рефлексии

Цели урока: закрепление знаний учащихся о творчестве К. Г.Паустовского, формулирование собственного толкования определения «нравственность» через организацию учебно-познавательной деятельности на основе лингвистического анализа  текста художественной литературы.

Этапы урока

 

       Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Методический прием. Разговор с ребенком об опережающем домашнем задании (по желанию и на выбор)

Развитие «Я – концепции»

Произведения писателей 20 века (В.Г.Короленко, К.Г.Паустовского, В. П. Астафьева) читали ваши родители, родные, чита ем мы  с вами и в школе, и дома, в  нашей стране и за ее пределами.

-Поговори  с членами своей семьи -что помнят они о вышеперечисленных писателях , какие произведения читали…

Запиши их воспоминания на диктофон…

В тетрадь записать свой собственный вывод под заголовком «Нравственные уроки в произведениях русских писателей 20 века»

Вспомни, какие произведения этих русских писателей вы читали самостоятельно или на уроках. О чем эти произведения? Над чем задумывались Вы после чтения? (можно принести в кабинет на урок эти тексты).

Познакомься с биографией К. Г.Паустовского или обратись к статье «Слово о писателе» (интернет-ресурс)

Выполняем опережающее задание, структурируем, предложенные учителем варианты.

Дискутируем с родителями, сообщения записываем на диктофон, анализируем запись, редактируем, формируем собственный вывод по заданной теме. Работаю над понятием нравственность

Вспоминаю произведения К. Г. Паустовского, Короленко, В. Астафьева. Сравниваю темы, идеи изученных произведений (детство, место ребенка в мире взрослых)

Готовлю сообщение о Паустовском в рубрике «Слово о писателе» или «В мире художественного слова Паустовского».

2) этап актуализации существующего знания и пробного учебного действия

Учебные задачи (речемышление):

-прослушивание диктофонных записей (парная и фронтальная работа);

-обзор контекстной книжной полки;

Обуждение и формулирование устного ответа на вопрос «Можно ли, читая произведения прошлого века, извлечь какие-то уроки?» (работа в парах, устно);

-формулирование собственного толкования слова «Урок» (работа в парах, письменно: «Урок»-это…. (методика незаконченного предложения);

-сравнение собственного толкования слова «Урок» и словарной статьи (фронтально, устно, слайд);

-выделение главного слова в каждом словосочетании (школьные уроки, уроки жизни, нравственные уроки;

Сравнение смысла этих словосочетаний (Кто учит? Кого учит? Чему учит?);

Формулирование собственного толкования слова Нравственность.

Прослушивая запись, сравниваю с собственной точкой зрения, делаю вывод по проблемному вопросу об уроках жизни, о связи времени, об актуальности данной темы в наши дни.

Даю толкование слова «Урок»

Работа с понятийным аппаратом 9правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения)

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

3.Проблематизация нового знания

Самостоятельное чтение биографической справки, формулирование письменного ответа на вопрос «К. Г.Паустовский-  кто?..., посвятивший свое творчество…каким темам?...,написанным в жанрах (каких?).

-выбор эпиграфа к произведению «Теплый хлеб» (доска, слайд, запись в тетрадь избранного):

Русские пословицы:

Урок не пошел прок.

Ты его выручил, а он тебя выучил.

Век живи-век учись. Повторенье-мать ученья.

Самостоятельно читаю биографическую справку и формулирую письменный ответ на вопрос: (К.Г. Паустовский писал рассказы и повести о природе средней полосы России и о выдающихся людях страны в жанре очерка…

Выбираю эпиграф, записываю в тетрадь…

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Введение-освоение нового знания.

Слово Учителя:

Кто и чему учил Фильку в сказке К. Г. Паустовского (вспомнить всех героев).

Найдите в сказке и зачитай те характеристики всех героев (КОНЬ, БАБКА, ПАНКРАТ, ДРУЗЬЯ, ФИЛЬКА)

Как вы думаете, почему Конь и Филька представлены в начале сказки друг за другом?

Отметьте сюжетные линии(границы эпизодов) в начале сказки…

В конце сказки..

Опишите состояние Фильки. Когда конь не взялхлеба из рук мальчика?

Извлек ли Филька урок?

Как бы вы его охарактеризовали?

Бабка и Филька (чтение по ролям).

Как вы понимаете метафору «охлаждение сердца». Запишите свое понимание в тетрадь, приведите примеры героев с «охлажденным сердцем»

Панкрат и Филька (анализ эпизода):

-Почему Филька ночью побежал к Панкрату?

-Почему Филька плачет?

Какую подсказку дает Панрат?

-Какое решение принимает Филька?

-Какой урок дают Фильке жители деревни?

Работа с текстом произведения (разделение работы по эпизодам)

Определяю границы эпизодов: совершил проступок, обидел коня..и т. д.

Этапы нравственного урока

Погружение в текст…

Обидел-оступился-сделал подло…

Найти точки опоры для написания сочинени.

Владение диалогической формой

этап закрепления –обощения нового знания, его введение в систему  существующего

Слово учителя:

На протяжении все жизни мы учимся: ищем пути решения проблем. Порой проблемы мы создаем сами Мы извлекаем из этого уроки? Уроки жизни, нравственные уроки…А можно пройти по пути Фильки… Восствновим…

Формирую собственную точку зрения…

Рефлексия Как Филька пришел к верному решению?

Постановка домашнего задания

Напишите, подтверждая свои размышления жизненными примерами…письмо Фильке, озаглавив его одной из пословиц;

Сочинение «О чем заставила меня задуматься сказка писателя? Оцените свою работу на уроке, заполнив карту успеха.

Новое знание?

В чем главный отвеи на вопрос? Концентрация внимания слабоуспевающих

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Развитие «Я-  концепции»
Самооценка личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке "Теплый хлеб" К.Г.Паустовского

Презентация к уроку по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"...

Скрам - урок по литературе на тему "К. Г. Паустовский. Сказка "Теплый хлеб".

Описание технологии Скрам - это метод, в котором ведущая роль в образовательном процессе частично или полностью переходит от учителя к ученикам. Это новый тип образования, который поможет ученика...

Технологическая карта урока по литературе «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»

Технологическая карта урока по литературе «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»...

Урок литературы "Поле битвы - душа человека" ( Борьба добра и зла в сказке «Теплый хлеб" К. Паустовского)

Урок позволяет расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского, развивать умение вдумчивого чтения и анализа художественного текста, формировать нравственные качества....

Урок литературы "Поле битвы - душа человека" ( Борьба добра и зла в сказке «Теплый хлеб" К. Паустовского)

Урок позволяет расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского, развивать умение вдумчивого чтения и анализа художественного текста, формировать нравственные качества....