Технологическая карта урока по литературе «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Технологическая карта урока по литературе
«К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10tehno_karta_liter.docx | 98.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе
«К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»
Тема: К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб | Тип: «открытие» нового знания | ||
Цель: выявить особенности изображения героев в сказке Задачи:
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| |
Межпредметные связи: все предметы — умение работать с текстом, строить рассуждение, приводить аргументы | |||
Ресурсы урока: учебник, ч.2. стр. 72-82, портрет К.Г. Паустовского, издания его книг | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает посмотреть на доску и разгадать зашифрованные слова. (Теплый хлеб) (см. приложения 1 и 2 в конце Технологической карты) Спрашивает учащихся что может быть теплым, и как они понимают словосочетание «теплый хлеб» Спрашивает, знакомы ли учащиеся с творчеством Паустовского, каких героев из его произведений знают? | Приветствие учащихся, подготовка к уроку. Отгадывают зашифрованные слова, отвечают на вопросы учителя. Отвечают, что уже читали в начальной школе его рассказы «Прощание с летом», «Лисичкин хлеб», «Стальное колечко» и «Теплый хлеб», который они прочитали к сегодняшнему уроку. | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
Предлагает назвать тему урока и записать в тетради число, классную работу и тему. Записывает на доске тему урока Записывает на доске эпиграф к уроку: «Худо тому, кто добра не делает никому». Предлагает поразмышлять над данной пословицей. Помогает сформулировать цель и учебные задачи, задавая наводящие вопросы о том, кто может быть главным героев, о чем может пойти речь в данном произведении. | Называют тему урока, записывают в тетради число, классную работу и тему. Высказывают свои размышления Высказывают предположения о том, что будут изучать сегодня, формулируют цель и учебные задачи вместе с учителем. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Показывает портрет Паустовского, рассказывает немного о нем, о его творчестве. Предлагает составить кластер из запомнившихся моментов биографии писателя на доске и в тетрадях Важно сказать, что сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка», то есть прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в сказке, происходят в годы Гражданской войны, это тоже было трудное время. Предлагает вспомнить главных героев сказки: Филька, конь, мельник Панкрат. Предлагает составить синквейн о главных героях по рядам. 1 ряд о Коне, 2 ряд о Фильке, 3 ряд о мельнике Панкрате. На слайде выводит план синквейна: 1 существительное – сам герой 2 прилагательных, характеризующих героя 3 глагола - действия героя Фраза, характеризующая героя 1 существительное Чтение лучших синквейнов. | Внимательно слушают, задают вопросы, дополняют учителя своими знаниями из жизни писателя и прочитанной статьи учебника о Паустовском, заданной к сегодняшнему уроку. Составляют кластер. Называют главных героев. Составляют синквейн Конь Раненый, беззащитный Просит, обижается, прощает Несправедливо обижен дурным поступком Друг Филька Находчивый, внимательный Исправляется, помогает, мирится Поняв ошибки извиняется перед конем Мальчик. Панкрат Странный, мудрый Советует, подсказывает, помогает Считается в народе колдуном Мельник. | ||
Закрепление изученного материала | |||
Предлагает сравнить описание природы: до встречи Фильки с конем (со слов «Зима в этом году стояла теплая…), метель (со слов: «Слеза скатилась у коня из глаз…») и в конце сказки. Предлагает проанализировать поведение Фильки до встречи с конем и уже после. Спрашивает легко ли быть добрым, легок ли путь к Доброте, встал ли Филька на путь добра. | Сравнивают описания природы. Приходят к выводу, что после встречи Фильки с конем погода испортилась, началась метель. Филька обижает коня, тем самым он делает больно и природе. Погода портится, так как природа заступается за коня. После извинений Фильки природа налаживается. Природа прощает мальчика. Анализируют поведение Фильки, зачитывают отрывки из учебника. Приходят к выводу, что Филька стал меняться в лучшую сторону. Из грубого и ленивого невежи он становится деятельным и трудолюбивым. Филька осознает свой поступок и решает исправить его. Он больше не ленивый, он делает первый шаг к примирению с конем. Отвечают на вопросы. Говорят, что путь добра труден, он состоит из различных испытаний, которые нужно пройти. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им. | ||
Подведение итогов | |||
Предлагает ответить на вопрос в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? Вспоминает эпиграф к уроку. «Худо тому, кто добра не делает никому». Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке и нарисовать смайлик в тетради: ☺ - отличная работа ☹ - стоит еще немного постараться Выдает домашнее задание : найти и записать 5 пословиц о хлебе | Отвечают на вопрос, вспоминают эпиграф. Оценивают работу на уроке |
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс
Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...
План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"
План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....
К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».
Это урок-закрепление сказки «Тёплый хлеб». Пятиклассники закрепляют знание текста, учатся отвечать на проблемные вопросы, давать оценку действиям героев, определять жанр произведения, сост...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....
Конспект урока по литературе в 5 классе К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»
Конспект урока по литературе в 5 классеК.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Актуализация знаний по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"
Вашему вниманию представлена технологическая карта урока в 5 классе по новым федеральным стандартам. Присутствуют различные виды работ: парные, групповые, индивидуальные. Продумана подготовка к ОГЭ и ...
Технологическая карта урока по литературе в 6 классе на тему: «А.П. Чехов «Толстый и тонкий» на сцене. К 163-летию писателя»
Тип урока – урок-мастерская с элементами театрализации.Цели урока: проанализировать рассказ «Толстый и Тонкий» А.П. Чехова, уделить внимание развитию творческих способностей.Урок буд...