Урок литературы по сказке"Теплый хлеб" К.Паустовского
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_skazke_tyoplyy_hleb.docx | 26.11 КБ |
teplyy_hleb.pptx | 485.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Добро и зло в сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб»
Цели:
Метапредметные:
личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.
коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.
познавательные УУД: уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.
регулятивные УУД: уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.
Предметные цели:
-Совершенствовать навыки анализа художественного текста;
-Совершенствовать навыки выразительного чтения;
-Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы и приемы обучения: комментирование иллюстраций, задания на установление соответствия, нахождение пропущенных слов, устный опрос, рассказ учителя, работа с текстом.
Оборудование: использование ИКТ, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник Т.Ф.Курдюмова
Планируемые личностные результаты:
-Совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся (умение сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим, чуткость к миру живой природы).
-Повышение уровня ответственности за свои поступки.
-Осознание своей положительной роли в обществе.
-Готовность к сотрудничеству и умение сотрудничать со сверстниками и с учителем.
-Формирование живого интереса к творчеству К. Паустовского.
Планируемые метапредметные результаты:
-Умение анализировать поступки героев, вырабатывать собственное отношение к ним, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои поступки;
-Умение ставить цель,формулировать её, оценивать результаты своей деятельности, рефлексировать;
-Умение работать в паре, строить общение с классом,учителем, умение аргументированно высказывать свою точку зрения;
-Уметь отбирать материал и работать с ним.
Планируемые учебные результаты:
-Развитие навыков анализа художественного текста;
-Совершенствование навыков выразительного чтения;
-Расширение знаний о реальном и фантастическом.
Ход урока
Эпиграф
“Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К.Г.Паустовский
1.Орг. момент
Эмоциональный настрой: учитель просит детей взять друг друга за руки и немного подержать .
-Что вы чувствуете? (Тепло).
-Что ещё может быть тёплым? (одежда, одеяло, взгляд, слова, отношения, сердце…)
-С какими человеческими качествами, отношениями ассоциируется в вашем сознании это слово? (забота, милосердие, добро, понимание, сострадание…)
На доске выстраивается ассоциативная схема…(или слайд)
Подчеркнём ключевое слово в этих ассоциациях.(добро)
-подберите антонимы к слову тепло, включая человеческие качества (холод, зло, чёрствость, эгоизм, равнодушие…)
Ещё одна схема ассоциаций на доске.Подчеркнём ключевое слово и в этих ассоциациях(зло).
2. Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися.
-Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб?». Обратите при этом внимание на ассоциации и ключевые слова в них. (о тепле и холоде, доброте и чёрствости, о равнодушии и чуткости…)
-Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
Тема нашего урока - «Добро и зло в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб». Попробуйте определить для себя самую главную цель урока по этой теме, самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке… –
3. Работа по тексту.
-О чем эта сказка? - Как попал в Бережки конь?
– С чего же начинается зло в сказке “Тёплый хлеб”?
– Что известно о главном герое Фильке?
– Почему он живёт с бабкой?
– Почему его называют ни Филиппом, ни Филиппком, ни Филей, а Филькой?
- Когда возвращается добро? Что для этого сделал Филька?
Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте:
Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.
(Деревня, конь, ветер, мельник, мельница, хлеб, Филька, солдат, стужа, сорока.)
Вставить пропущенные слова:
«Слеза … у коня из глаз»; (скатилась)
« В … запахло весной»; (воздухе)
«Ветки их поблёскивали, как …» (стеклянные)
4.Осмысление содержания
Приём «Чтение с остановкой»
Читает учитель. Чтение с остановками
«Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу».
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Конь … до слов Иди копай»
Что будет дальше и почему?
-Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки?
( мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)
— Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?
— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?
Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?
5.ФИЗМИНУТКА (цель-смена деятельности) – разыскать спрятанные в классе иллюстрации к сказке и подобрать слова из сказки.
Иллюстрация 1 Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом
Иллюстрация 2 Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. "Да ну вас! Проклятые!" - кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.
Иллюстрация 3 «Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице»
Иллюстрация 4 «На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы.»
Иллюстрация 5 «Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали - и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.Старое колесо скрипнуло - с него посыпались сосульки - и медленно повернулось.»
Иллюстрация 6. «А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза
от сытости и удовольствия. Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито
трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.»
6.Исследование в парах
1 пара. Найдите пословицы и поговорки в произведении.
2 пара. Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли , что это произведение по жанру сказка?
3 пара. Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые? Почему у Фильки не замерзло сердце?
Тест
7.Просмотр мультфильма.
Вы просмотрели мультфильм, скажите все ли в нем изображено так как в сказке?
Можно ли чтение книг заменить просмотром фильмов?
8.Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня я познакомился (узнал)…
Самым интересным для меня..
Мне непонятно…
Я ещё хотел бы узнать…
Оцените себя и своего товарища по парте (впишите имена), получите отметки, параметры даны в таблице:
Критерии: Да – 1 балл Нет – 0 баллов | Фамилия, имя | |
Я |
| |
Внимательно слушал учителя и товарищей |
|
|
Умел вести беседу, не перебивая собеседника |
|
|
Точно отбирал слова для выражения мыслей |
|
|
Выполнил домашнее задание |
|
|
Активно работал сам и помогал другому |
|
|
Итоговая оценка. |
|
|
Тест к сказке К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»
- Жанр произведения:
а) рассказ; б) быль в) сказка.
2. Тема произведения:
а) труд и взаимная выручка; б) забота о животных; в) человек и природа.
3. Значение слова «тёплый» в названии произведения:
а) обладающий теплотой, приветливый; б) согревающий тело, сытный; в) недостаточно горячий.
4. Раненый конь остался жить у:
а) кузнеца; б) мельника; в) лесника.
5. Старая сорока считала, что помогала Фильке:
а) позвав на помощь ворон; б) разбудив летний ветер;
в) напугав своим стрекотанием лютый мороз.
6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
а) злобу людскую; б) ненависть народную; в) грубость человеческую.
7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
а) обидел коня; б) усилился мороз; в) услышал рассказ бабушки.
8. История старого солдата представляет собой:
а) быль; б) легенду; в) сказку.
9 Настоящим спасением для деревни является:
а) совместный труд её жителей; б) перемена направления ветра;
в) своевременная помощь сороки.
10. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню:
а) желание поделиться хлебом с голодным животным;
б) благодарность за труд;
в) примирение и извинение Фильки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
добро зло антоним
Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» “Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»
Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте: Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.
Вставить пропущенные слова: 1) «Слеза … у коня из глаз»; 2) « В … запахло весной»; 3) «Ветки их поблёскивали, как …»; 4) «Будешь ты … человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и …»; 5) «Филька не … человек»
Назовите в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы. « Зима в этот год стояла тёплой. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тот час таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замёрзла, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки». « А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».
Пословицы и поговорки «Сам виноват - сам лёд и скалывай» "Не только человеку извинения требуются!« "Хлеб-соль подносить". "Бери хлеб, мирись!" "Сорока трещала, как пулемёт". "За твою дурь расплачиваться своим горбом". "От теплоты лёд начал оседать".
Реальные мотивы Сказочные мотивы Война, раненый конь, голод, злоба людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.
Мужик из притчи Филька злой, заспанный, крикливый, жадный, дурной человек, обидчик, грубый, гордый помер от охлаждения сердца молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя». грубый, гордый исправился, помирился с конём
Продолжите предложения: Сегодня я познакомился (узнал)… Самым интересным для меня.. Мне непонятно… Я ещё хотел бы узнать…
Домашнее задание: в тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...
Урок литературы по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители"
Урок литературы в 5 классе по сказкеУрок литературы в 5 классе.По сказке «А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".Можно ли простить предательство?Цель деятельности учителя: формирование...
урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"
урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...
Разработка урока литературы по сказке А.Погорельского
Создание на уроке литературы мини-проекта в рамках изучения одного произведения....
Презентация к уроку литературы по сказкам Пушкина " Что за прелесть эти сказки ! "
В этой презентации дети познакомятся со сказками А.С.Пушкина....