Урок литературы "Поле битвы - душа человека" ( Борьба добра и зла в сказке «Теплый хлеб" К. Паустовского)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок позволяет расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского, развивать умение вдумчивого чтения и анализа художественного текста, формировать нравственные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.paustovskiy._teplyy_hleb.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе:
«Поле битвы – душа человека».
(«Борьба добра и зла в сказке «Теплый хлеб»»)
Цель деятельности учителя: расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского; развивать умение вдумчивого чтения и анализа художественного текста; формировать нравственные качества и ориентиры.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: признает для себя общепринятые морально-этические нормы; смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержимое.
Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Сообщение учащегося:
Константин Георгиевич Паустовский — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент. Константин Георгиевич родился в 1892 г. в Москве, но его семья несколько раз переезжала с места на место Паустовский учился в Киевской классической гимназии. По окончании ее в 1912 г. он поступил в Киевский университет, затем перевелся в Московский, но Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Во время гражданской войны служил в Красной Армии в караульном полку. В 1928 вышел первый сборник рассказов "Встречные корабли". В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом. В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Его не стало в 1968 г. в Москве.
Произведение "Теплый хлеб" написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый журнал "Мурзилка" опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки.
- Ребята, каков жанр произведения? Это сказка или рассказ?
Сказка, хотя произведение во многом похоже на рассказ. Какие силы всегда борются в сказках? Добро и зло. А в нашем произведении? Тоже борются.
- О чем будем говорить на уроке? - о добре и зле. Кто совершает добрые или злые поступки? – герои. Кто за них решает, добрые совершать дела или злые?
В народных сказках часто героями управляют другие силы, мы не видим, как происходит в душе героя борьба. А вот в авторских сказках? Например, у А.Погорельского в «Чернойкурице…» кто-то заставлял Алешу делать дурное? Нет, они понимал, что поступает нехорошо, страдал из-за проступков, но все равно их делал. Выходит, он боролся сам с собой? Наш урок будет о борьбе добра и зла в сказке «Теплый хлеб», но я предлагаю назвать урок так: «Поле битвы – душа человека».
- Какие задачи поставим перед собой на уроке?
- Объяснить, в чем проявляется добро и зло в произведении.
- Определить, что сказочного и не сказочного в произведении.
- Дать характеристику герою.
- Оценить его поступки.
- В сказке всегда сталкиваются силы зла и добра. А в «Теплом хлебе»? Сталкиваются. Что или кто источник зла в произведении? Филька. Но он же и доброе сделает. Душа Фильки – поле битвы добра и зла.
- Вспомним термин «композиция» эпического произведения – что это такое, из чего она состоит?
https://learningapps.org/display?v=p5c8of89523 Элементы композиции эпического произведения
- https://learningapps.org/create?new=72&from=p7tkp2pfc23#preview ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ В СЮЖЕТЕ СКАЗКИ
Структура рассказа традиционная — линейная:
- Своеобразной экспозицией сказки «Теплый хлеб» становится история появления в деревне раненого коня и его жизнь с Панкратом, а также знакомство читателей с Филькой.
- Завязка начинается с встречи коня и мальчика и их конфликта. Действие развивается вместе с усиливающейся бурей. В момент встречи Фильки с Панкратом сюжет усложняется, мальчику предстоит выполнить ряд задач, которые и должны привести к кульминации и развязке.
- Кульминацией сказки становится вторая встреча Фильки с конем. В тот момент, когда конь принимает от мальчика хлеб, эмоциональная напряженность рассказа достигает пика; этот же момент становится поворотным и для мальчика, душа которого, наконец, сбрасывает тяжкий груз вины и расцветает.
Этот же момент можно считать и развязкой истории.
- Как появился в деревне раненый конь? Как относятся к нему в деревне?
После войны остался, Панкрат его взял себе, но в голодное время коня кормят все в деревне, он работает для всех. Вывод: все понимают, что конь пострадал за всех и пользу приносит всем, испытывают благодарность.
- Кто главный герой сказки? Какой он, охарактеризуйте. Филька по прозвищу Ну тебя. Злой, неласковый, живет с бабушкой, но никогда не бывает добр к ней.
- Как появляются прозвища?
Их дают в обществе, сам человек не придумывает себе, оно так не приживется. А Фильку так прозвали в деревне, зная его характер и манеры. Тот всегда так отвечал.
- Говорили о композиции. Эпическое произведение обязательно строится на конфликте. Как он начинается? Какое событие можно считать завязкой?
Завязка – случай, когда пришедшего коня Филька бьет по губам, бросает хлеб в снег, обижает. На это реагирует природа: снег, метель, стужа.
- Из-за чего происходят перемены в погоде? Какую параллель можно провести?
Природа сердится на человека, у которого наступило охлаждение сердца. Холодное сердце – охлаждение в погоде, природа не принимает такого поступка.
- Осуждаете вы Фильку? А он себя?
Он напугался только, когда все замерзло и стало голодно, кончилась мука, а намолоть зерна нельзя.
- Как мог повести себя Филька?
Мог не сознаться, что это он виноват, но признается своей бабушке, которой характер нам не совсем ясен, но у нее другая задача: она давно живет, в ее памяти история про солдата, обиженного в деревне. Такое уже было. Расскажите эпизод.
Задание для группы:
1 группа: назвать, что в произведении не было сказочным, что походит на реальную жизнь.
- Война, раненый конь, раненый в русско-турецкой войне солдат
- мельница, чтобы молоть зерно в муку
- Деревенский быт в Бережках: пекут хлеб, мыши в домах
- Не сказочные герои: мельник Панкрат, бабка, Филька с ребятами, злой человек, обидевший раненого солдата
- Реальные черты характеров: злоба Фильки, мудрость Панкрата, знание жизни в деревне бабушки Фильки.
- Вывод: это сказка, но похожа на быль, так как в сказке не бывает так много деталей из настощей жизни человека, здесь вспоминаются и реальные исторические события, и быт далек от быта фольклорных героев, герои не сказочны.
2 группа: назвать, в чем в произведении сказочные элементы:
- Мороз и метель от человеческой злобы, сила их преувеличена
- сказочные животные: старая сорока, лиса, сказочный теплый ветер, за которым летала сорока
- сказочно оживает природа, согревается от того, что Филька переменился
- вывод: «Теплый хлеб» - авторская сказка, так как в произведении происходят нереальные, фантастические события, которые переплетаются с действительными
3 группа: найти описание хлеба в сказке:
- который Филька закинул в снег; («кусок хлеба, круто посыпанный солью»)
- который злой мужик дал старому солдату; («не хлеб, а одна зелёная плесень»)
- который Филька протянул коню. («буханка свежего хлеба»)
- вывод: слово «хлеб» вынесено в название сказки недаром, ведь хлеб – всему голова, это основной продукт, к которому относятся бережно, его добывают большим трудом: пашут, сеют, собирают, молотят, сушат, мелют, чтобы получить муку, а потом еще надо уметь испечь хлеб. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.
4 группа: рассказать, какой изображена природа в сказке.
- Сорока, полетевшая за теплым ветром, и вороны
- Жуткая метель, стужа, вызванные не природными причинами, а охлаждением сердца Фильки
- Лисица
- Теплый ветер, прилетевший и спасший все живое в Бережках
- Вывод: природа в сказке живая, она реагирует на поступки и мысли человека: сердится, наказывает, прощает, помогает. Животные имеют человеческие черты: сорока болтлива и суетлива, вороны скандалят с ней, лиса в лесу грустит одна, чувствуя запах теплого, свежего хлеба из деревни.
5 группа: охарактеризовать Панкрата и бабушку Фильки .
- Мельник Панкрат стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.
- Вывод: Панкрат – мудрый пожилой человек, без этого героя-помощника Филька бы не справился, но решения принимал он сам, получив советы, поговорив со старшими. Панкрат мудрый, заслуживает самой жизнью уважения к себе.
6 группа: объяснить, какая роль у бабушки Фильки в сказке.
- Именно она отправляет Фильку к Панкрату, рассказав историю с обиженным сельским мужиком раненого солдата, где вместо хорошего хлеба бойцу он дал плесневелый, не пригодный для еды. Об охлаждении сердца говорит именно бабушка.
- Бабушка старенькая, помнит историю села и страны и подсказывает, к кому идти за советом.
- Вывод: Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.
- Вернемся к Фильке. Что дурного было в Фильке? – злоба, равнодушие, неласковость. А хорошего? Как оно проснулось в герое?
- Метель – реакция природы на злобу.
- Люди и все живое страдает от стужи, мальчик знает свою вину и страдает.
- Разговор с бабкой, покаяние, ее рассказ о похожем событии, обидел мужик солдата раненого, совет идти к Панкрату за советом.
8. Дает мельник совет, что делать? Ругает Фильку?
Нет, он позволяет мальчику самому осознать свой проступок, а Филька дальше сам действует: собирает мальчишек, поминает, что они добрые, не откажут, идет долбить лед, хотя это очень сложно.
9. Стал Филька исправляться? Начало этому – раскаяние в дурных делах и помыслах, а потом долгий и тяжелый путь исправления ошибок. Легкий ли этот путь?
- Добро не лихо — ходит тихо.
10. Что же скажем о Фильке? Победил ли он самого себя, злого, равнодушного? Победил.
11. Какова развязка истории?
Филька несет теплый хлеб и соль, идет мириться к коню, и тот прощает.
Как же понять слова: «Душа человека – поле битвы».
12. Вернемся к названию сказки. В каком смысле «Теплый хлеб»? дайте объяснение.
– Сообщение учащегося (индивидуальное исследование, данное заранее): «Слово теплый в сказке Паустовского»
«Ключевой метафорический эпитет вынесен в заглавие. Слово «тёплый» и однокоренные ему слова встречаются в небольшом по объёму тексте 9 раз. По большей части они сконцентрированы в описании работы ребят и стариков и её результатов, но при этом борьба оттепели и лютого мороза – метафорический «скелет» всей сказки.
Вначале всё хорошо: враг изгнан, зима тёплая и жить хоть и трудно, но можно. Но вот в один из таких тёплых серых дней («серая зона» хоть ещё и не зло, но добро уже под вопросом) раненый конь постучался к Фильке. Мерзкий Филькин поступок заморозил и колодцы, и реку: нет воды, нет и силы, способной перемолоть муку в хлеб. Но у людей возникает горячее желание покончить с морозом, они ради этого работали с самого рассвета, «и никто сгоряча не заметил, как после полудня небо затянулось низкими облаками и задул... тёплый ветер». И вот уже тёплая вода запустила старое мельничное колесо, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука, и в домах было вдоволь тёплого хлеба». https://goldlit.ru/paustovsky/1459-teplyi-hleb-analiz
13. Чему учит сказка? Что вы взяли для себя?
- Быть добрым, милосердным
- Не делать плохих поступков, признаваться, если что-то сделал не так..
- Если что-то совершил, можно исправиться, надо раскаяться и переделывать, исправляться.
Д.з. https://testograd.com/testy-po-literature-5-klass/
Из списка пословиц выбрать те, что могли бы быть использованы на уроке, выписать в тетрадь. Устно объяснить свой выбор
- Не хвались серебром, а добром.
- Добрые слова лучше мягкого пирога.
- Мир строит, а война разрушает.
- Никакое худо до добра не доводит.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Без худа добра не бывает.
- Добро — на худо меняют.
- Добра не смыслишь — так худа не делай.
- Доброго чти, а злого не жалей.
- Доброе дело два века живёт.
- Добру расти, худу по норам ползти.
- Добрые дела и после смерти живут.
- Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
- Не делай другим того, что себе не желаешь.
- Тёплое слово и в мороз согревает.
- Всё добро, да не всё на пользу.
- Всяк добр, да не до всякого.
- Добра желаешь — добро и делай.
- Добро поощряй, а зло порицай.
- Красота на время, доброта навеки.
- Доброе дело без награды не остаётся.
- Доброе семя — добрый и восход.
- Добрые слова дороже богатств.
- Добрым быть — добрым и слыть.
- За доброе жди добра, за худое — худа.
- И добро худом бывает.
- И собака старое добро помнит.
- Учись доброму — худое на ум не пойдёт.
- На добрый привет — добрый и ответ.
- Ласковое слово пуще дубины.
- Добрые чувства — соседи любви.
- Добродетель доброму не вредит.
- Доброта без разума пуста.
- Доброго чти, а злого не жалей.
- Добро творить — себя веселить.
- И собака помнит, кто её кормит.
- От добра добра не ищут, от овса кони не рыщут.
- Доброе дело и в воде не тонет.
- Доброе словечко — в жемчуге.
- Добрые вести прибавят чести.
- Добрые дела и по смерти живут.
- За доброе жди добра, за худо худа.
- Добра ищи, а худо само придет.
- Добро не лихо — ходит тихо.
- По добру — добро, а по худу — худо.
- И в лихом добродетель находится.
- Доброе дело без награды не останется.
- Доброму слову — добрый ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
На уроке используется презентация, тест на знание текста....
Урок литературы в 6 классе Тема «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».
урок закрепления изученного...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Урок литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...
Урок литературы "Поле битвы - душа человека" ( Борьба добра и зла в сказке «Теплый хлеб" К. Паустовского)
Урок позволяет расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского, развивать умение вдумчивого чтения и анализа художественного текста, формировать нравственные качества....