Урок литературы "Поле битвы - душа человека" ( Борьба добра и зла в сказке «Теплый хлеб" К. Паустовского)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Куничник Марина Владимировна

Урок позволяет расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского, развивать умение вдумчивого чтения и анализа художественного текста, формировать нравственные качества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.paustovskiy._teplyy_hleb.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе:

«Поле битвы – душа человека».

(«Борьба добра и зла в сказке «Теплый хлеб»»)

Цель деятельности учителя: расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского; развивать умение вдумчивого чтения и анализа художественного текста; формировать нравственные качества и ориентиры.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: владеть навыками анализа   произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: признает для себя общепринятые морально-этические нормы; смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержимое.

Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Сообщение учащегося:

Константин  Георгиевич Паустовский — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент. Константин Георгиевич родился в 1892 г. в Москве, но его семья несколько раз переезжала с места на место Паустовский учился в Киевской классической гимназии.   По окончании ее в 1912 г. он поступил в Киевский университет, затем перевелся в Московский, но  Первая мировая война заставила его прервать учёбу.   Во время гражданской войны служил в Красной Армии в караульном полку.   В 1928 вышел первый сборник рассказов "Встречные корабли". В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом.   В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Его не стало в   1968 г. в Москве.

Произведение "Теплый хлеб" написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история  очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый журнал "Мурзилка" опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки.

  1. Ребята, каков жанр произведения? Это сказка или рассказ?

Сказка, хотя   произведение во многом похоже на рассказ. Какие силы всегда борются в сказках? Добро и зло. А в нашем произведении? Тоже борются.

  1. О чем будем говорить на уроке?  - о добре и зле. Кто совершает добрые или злые поступки? – герои. Кто за них решает, добрые совершать дела или злые?

В народных сказках часто героями управляют другие силы, мы не видим, как происходит в душе героя борьба. А вот в авторских сказках? Например, у А.Погорельского в «Чернойкурице…» кто-то заставлял Алешу делать дурное? Нет, они понимал, что поступает нехорошо, страдал из-за проступков, но все равно их делал. Выходит, он боролся сам с собой? Наш урок будет о борьбе добра и зла в сказке «Теплый хлеб», но я предлагаю назвать урок так: «Поле битвы – душа человека».

  1. Какие задачи поставим перед собой на уроке?
  • Объяснить, в чем проявляется добро и зло в произведении.
  • Определить, что сказочного и не сказочного в произведении.
  • Дать характеристику герою.
  • Оценить его поступки.

  1. В сказке  всегда сталкиваются силы зла и добра. А в «Теплом хлебе»? Сталкиваются. Что или кто источник зла в произведении? Филька. Но он же и доброе сделает.   Душа Фильки – поле битвы добра и зла.

  1. Вспомним термин «композиция»  эпического произведения – что это такое, из чего она состоит?
  2. https://learningapps.org/display?v=p5c8of89523 Элементы композиции эпического произведения

  1. https://learningapps.org/create?new=72&from=p7tkp2pfc23#preview ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ В СЮЖЕТЕ СКАЗКИ

Структура рассказа традиционная — линейная:

  1. Своеобразной экспозицией сказки  «Теплый хлеб» становится история появления в деревне раненого коня и его жизнь с Панкратом, а также знакомство читателей с Филькой.
  2. Завязка начинается с встречи коня и мальчика и их конфликта. Действие развивается вместе с усиливающейся бурей. В момент встречи Фильки с Панкратом сюжет усложняется, мальчику предстоит выполнить ряд задач, которые и должны привести к кульминации и развязке.
  3. Кульминацией сказки  становится вторая встреча Фильки с конем. В тот момент, когда конь принимает от мальчика хлеб, эмоциональная напряженность рассказа достигает пика; этот же момент становится поворотным и для мальчика, душа которого, наконец, сбрасывает тяжкий груз вины и расцветает. 

Этот же момент можно считать и развязкой истории.

  1. Как появился в деревне раненый конь? Как относятся к нему в деревне?

После войны остался, Панкрат его взял себе, но в голодное время коня кормят все в деревне, он работает для всех. Вывод: все понимают, что конь пострадал за всех и пользу приносит всем, испытывают благодарность.

  1. Кто главный герой сказки? Какой он, охарактеризуйте. Филька по прозвищу   Ну тебя. Злой, неласковый, живет с бабушкой, но никогда не бывает добр к ней.

  1. Как появляются прозвища?

Их дают в обществе, сам человек не придумывает себе, оно так не приживется. А Фильку так прозвали в деревне, зная его характер и манеры. Тот всегда так отвечал.

  1.  Говорили о композиции. Эпическое произведение обязательно строится на конфликте. Как он начинается?  Какое событие можно считать завязкой?

Завязка – случай, когда пришедшего коня Филька  бьет по губам, бросает хлеб в снег, обижает. На это реагирует природа: снег, метель, стужа.

  1.  Из-за чего происходят перемены в погоде? Какую параллель можно провести?

Природа сердится на человека, у которого наступило охлаждение сердца.  Холодное сердце – охлаждение в погоде, природа не принимает такого поступка.

  1. Осуждаете вы Фильку? А он себя?

Он напугался только, когда все замерзло и стало голодно, кончилась мука, а намолоть зерна нельзя.

  1. Как мог повести себя Филька?

Мог не сознаться, что это он виноват, но признается своей бабушке, которой характер нам не совсем ясен, но у нее другая задача: она давно живет, в ее памяти история про солдата, обиженного в деревне. Такое уже было. Расскажите эпизод.  

Задание для группы:

1 группа: назвать, что в произведении не было сказочным, что походит на реальную жизнь.  

  • Война, раненый конь, раненый в русско-турецкой войне солдат
  • мельница, чтобы молоть зерно в муку
  • Деревенский быт в Бережках: пекут хлеб, мыши в домах
  • Не сказочные герои:  мельник Панкрат, бабка, Филька с ребятами, злой человек, обидевший раненого солдата
  • Реальные черты характеров: злоба Фильки, мудрость Панкрата, знание жизни в деревне   бабушки Фильки.
  • Вывод: это сказка, но похожа на быль, так как в сказке не бывает так много  деталей из настощей жизни человека, здесь вспоминаются и реальные исторические события, и быт далек от быта фольклорных героев, герои не сказочны.

2 группа: назвать, в чем в произведении сказочные элементы:  

  • Мороз и метель от человеческой злобы, сила их преувеличена
  • сказочные животные: старая сорока, лиса, сказочный теплый ветер, за которым летала сорока
  • сказочно оживает природа, согревается от того, что Филька переменился
  • вывод: «Теплый хлеб» - авторская сказка, так как в произведении происходят нереальные, фантастические события, которые переплетаются с действительными

3 группа: найти  описание хлеба в сказке:  

  1. который Филька закинул в снег;  («кусок хлеба, круто посыпанный солью»)
  2. который злой мужик дал старому солдату; («не хлеб, а одна зелёная плесень»)
  3. который Филька протянул коню.   («буханка свежего хлеба») 
  4. вывод: слово «хлеб» вынесено в название сказки недаром, ведь хлеб – всему голова, это основной продукт, к которому относятся бережно, его добывают большим трудом: пашут, сеют, собирают, молотят, сушат, мелют, чтобы получить муку, а потом еще надо уметь испечь хлеб. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.

4 группа: рассказать, какой изображена природа в сказке.  

  1. Сорока, полетевшая за теплым ветром, и вороны
  2. Жуткая метель, стужа, вызванные не природными причинами, а охлаждением сердца Фильки
  3. Лисица
  4. Теплый ветер, прилетевший и спасший все живое в Бережках
  5. Вывод: природа в сказке живая, она реагирует на поступки и мысли человека: сердится, наказывает, прощает, помогает. Животные имеют человеческие черты: сорока болтлива и суетлива, вороны скандалят с ней, лиса в лесу грустит одна, чувствуя запах теплого, свежего хлеба из деревни.

5 группа:  охарактеризовать Панкрата и бабушку Фильки .

  • Мельник   Панкрат  стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.
  • Вывод: Панкрат – мудрый пожилой человек, без этого героя-помощника Филька бы не справился, но решения принимал он сам, получив советы, поговорив со старшими. Панкрат мудрый, заслуживает самой жизнью уважения к себе.

6 группа: объяснить, какая роль у бабушки Фильки  в сказке.  

  • Именно она отправляет Фильку к Панкрату, рассказав историю с обиженным  сельским мужиком раненого солдата, где вместо хорошего хлеба бойцу он дал плесневелый, не пригодный для еды. Об охлаждении сердца говорит именно бабушка.
  •  Бабушка  старенькая, помнит историю села и страны и подсказывает, к кому идти за советом.
  • Вывод: Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.  

  1. Вернемся к Фильке. Что дурного было в  Фильке? – злоба, равнодушие, неласковость. А хорошего? Как оно проснулось в герое?
  • Метель – реакция природы на злобу.
  • Люди и все живое страдает от стужи, мальчик знает свою вину и страдает.
  • Разговор с бабкой, покаяние, ее рассказ о похожем событии, обидел мужик солдата раненого, совет идти к Панкрату за советом.

8. Дает мельник совет, что делать? Ругает Фильку?

Нет, он позволяет мальчику самому осознать свой проступок, а Филька дальше сам действует: собирает мальчишек, поминает, что они добрые, не откажут, идет долбить лед, хотя это очень сложно.

9. Стал Филька исправляться? Начало этому – раскаяние в дурных делах и помыслах, а потом долгий и тяжелый путь исправления ошибок. Легкий ли этот путь?

  • Добро не лихо — ходит тихо.

10. Что же скажем о Фильке? Победил ли он самого себя, злого, равнодушного? Победил.

11. Какова развязка истории?

Филька несет теплый хлеб и соль, идет мириться к коню, и тот прощает.

Как же понять слова: «Душа человека – поле битвы».

12. Вернемся к названию сказки. В каком смысле «Теплый хлеб»? дайте объяснение.

 – Сообщение  учащегося (индивидуальное  исследование, данное заранее): «Слово теплый в сказке Паустовского»

«Ключевой метафорический эпитет вынесен в заглавие. Слово «тёплый» и однокоренные ему слова встречаются в небольшом по объёму тексте 9 раз. По большей части они сконцентрированы в описании работы ребят и стариков и её результатов, но при этом борьба оттепели и лютого мороза – метафорический «скелет» всей сказки.

Вначале всё хорошо: враг изгнан, зима тёплая и жить хоть и трудно, но можно. Но вот в один из таких тёплых серых дней («серая зона» хоть ещё и не зло, но добро уже под вопросом) раненый конь постучался к Фильке. Мерзкий Филькин поступок заморозил и колодцы, и реку: нет воды, нет и силы, способной перемолоть муку в хлеб. Но у людей возникает горячее желание покончить с морозом, они ради этого работали с самого рассвета, «и никто сгоряча не заметил, как после полудня небо затянулось низкими облаками и задул... тёплый ветер». И вот уже тёплая вода запустила старое мельничное колесо, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука, и в домах было вдоволь тёплого хлеба».  https://goldlit.ru/paustovsky/1459-teplyi-hleb-analiz 

13. Чему учит сказка? Что вы взяли для себя?

  • Быть добрым, милосердным
  • Не делать плохих поступков, признаваться, если что-то сделал не так..
  • Если что-то совершил, можно исправиться, надо  раскаяться и переделывать, исправляться.

Д.з. https://testograd.com/testy-po-literature-5-klass/

Из списка пословиц выбрать те, что могли бы быть использованы на уроке,  выписать в тетрадь. Устно объяснить свой выбор

  1. Не хвались серебром, а добром.
  2. Добрые слова лучше мягкого пирога.
  3. Мир строит, а война разрушает.
  4. Никакое худо до добра не доводит.
  5. Жизнь дана на добрые дела.
  6. Без худа добра не бывает.
  7. Добро — на худо меняют.
  8. Добра не смыслишь — так худа не делай.
  9. Доброго чти, а злого не жалей.
  10. Доброе дело два века живёт.
  11. Добру расти, худу по норам ползти.
  12. Добрые дела и после смерти живут.
  13. Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
  14. Не делай другим того, что себе не желаешь.
  15. Тёплое слово и в мороз согревает.
  16. Всё добро, да не всё на пользу.
  17. Всяк добр, да не до всякого.
  18. Добра желаешь — добро и делай.
  19. Добро поощряй, а зло порицай.
  20. Красота на время, доброта навеки.
  21. Доброе дело без награды не остаётся.
  22. Доброе семя — добрый и восход.
  23. Добрые слова дороже богатств.
  24. Добрым быть — добрым и слыть.
  25. За доброе жди добра, за худое — худа.
  26. И добро худом бывает.
  27. И собака старое добро помнит.
  28. Учись доброму — худое на ум не пойдёт.
  29. На добрый привет — добрый и ответ.
  30. Ласковое слово пуще дубины.
  31. Добрые чувства — соседи любви.
  32. Добродетель доброму не вредит.
  33. Доброта без разума пуста.
  34. Доброго чти, а злого не жалей.
  35. Добро творить — себя веселить.
  36. И собака помнит, кто её кормит.
  37. От добра добра не ищут, от овса кони не рыщут.
  38. Доброе дело и в воде не тонет.
  39. Доброе словечко — в жемчуге.
  40. Добрые вести прибавят чести.
  41. Добрые дела и по смерти живут.
  42. За доброе жди добра, за худо худа.
  43. Добра ищи, а худо само придет.
  44. Добро не лихо — ходит тихо.
  45. По добру — добро, а по худу — худо.
  46. И в лихом добродетель находится.
  47. Доброе дело без награды не останется.
  48. Доброму слову — добрый ответ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Урок литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...

Урок литературы "Поле битвы - душа человека" ( Борьба добра и зла в сказке «Теплый хлеб" К. Паустовского)

Урок позволяет расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского, развивать умение вдумчивого чтения и анализа художественного текста, формировать нравственные качества....