Открытый урок по литературе в 9 классе на тему: «Границы выразимого в слове и чувстве» (по произведению В.А.Жуковского «Невыразимое»)
методическая разработка по литературе (9 класс)
Сценарный план урока
Комплексная дидактическая цель: формирование представления о роли природы в жизни человека.
Тип урока: комбинированный
Цели по Блуму (на «языке» наблюдаемых действий):
1.Понимают, формулируют определения понятий: «жизнь», «красота», «природа», «созданье», «вдохновенье», «свобода» и др…
2. Находят в тексте ответы на поставленные вопросы.
3. Используют цитаты текста для аргументации.
4.Определяют характер «невыразимого» по описанию.
5.Дают оценку «молчанию» в произведении.
6.Управляют своей учебной деятельностью, используют мнемические приемы запоминания, логического и творческого мышления, анализируют, сравнивают и делают выводы, применяют знаково-символическую систему обработки информации.
7.Выражают свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно - речевой ситуацией, доказывают.
8.Проявляют эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им, приводят примеры, связанные с изучаемой проблемой, из личного жизненного опыта.
Методы обучения: словесный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
- слайды;
- дидактический материал с текстами заданий, изготовленный учителем;
- определения понятия «любовь» из разных источников (вместо энциклопедий и словарей) в целях экономии времени на уроке.
Материально-техническое оборудование: компьютер с операционной системой Windows, проектор, проекционный экран, акустические колонки, ЭОР.
Практическая значимость открытого урока – может служить конспектом для открытого урока в ОУ по литературе, материалом для выступления на М/О, на родительских собраниях, на факультативных занятиях, тематических классных часах и на внеклассных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dlya_attestatsii.docx | 414.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 9 классе на тему:
«Границы выразимого в слове и чувстве» (по произведению В.А.Жуковского «Невыразимое»)
Сценарный план урока
Комплексная дидактическая цель: формирование представления о роли природы в жизни человека.
Тип урока: комбинированный
Цели по Блуму (на «языке» наблюдаемых действий):
1.Понимают, формулируют определения понятий: «жизнь», «красота», «природа», «созданье», «вдохновенье», «свобода» и др…
2. Находят в тексте ответы на поставленные вопросы.
3. Используют цитаты текста для аргументации.
4.Определяют характер «невыразимого» по описанию.
5.Дают оценку «молчанию» в произведении.
6.Управляют своей учебной деятельностью, используют мнемические приемы запоминания, логического и творческого мышления, анализируют, сравнивают и делают выводы, применяют знаково-символическую систему обработки информации.
7.Выражают свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно - речевой ситуацией, доказывают.
8.Проявляют эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им, приводят примеры, связанные с изучаемой проблемой, из личного жизненного опыта.
Методы обучения: словесный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
- слайды;
- дидактический материал с текстами заданий, изготовленный учителем;
- определения понятия «любовь» из разных источников (вместо энциклопедий и словарей) в целях экономии времени на уроке.
Материально-техническое оборудование: компьютер с операционной системой Windows, проектор, проекционный экран, акустические колонки, ЭОР.
Практическая значимость открытого урока – может служить конспектом для открытого урока в ОУ по литературе, материалом для выступления на М/О, на родительских собраниях, на факультативных занятиях, тематических классных часах и на внеклассных мероприятиях.
Этап 1. Организационный (1мин) | ||||||
Приветствует обучающихся, интересуется их самочувствием и настроением. | Отвечают на приветствие учителя. Позитивно настраиваются на дальнейшую работу. Делятся на группы. | Коммуникативные- К1.1, К1.3, К1.5. Регулятивные – РВС. | Слайд | |||
Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (5 мин) | ||||||
Демонстрирует слайд с заданием: «Продолжить мысль». Я думаю, что: 1.Жизнь – это… 2.Красота – это… 3. Природа – это... 4. Молчание – это… 5.Созданье – это… 6. Вдохновенье – это… 7. Свобода – это… 8. Святыня – это… и др. | Работают фронтально. Предлагают свои формулировки. Внимательно слушают ответы других, не перебивая. Уважают иное мнение и аргументируют свое. В результате полилога приходят к конценсусу. | Коммуникативные – К2.1, К2.2. Регулятивные – РВС. Познавательные – ПЛ4, ПЛ8. (общеучебные и логические). | Слайд | |||
Этап 3. Индукция: Постановка цели и задач урока (5мин) | ||||||
Демонстрирует фрагмент видео о помощи, организует беседу по вопросам: О чем фрагмент? Как бы вы его озаглавили? Как думаете, о чем мы будем говорить? | Работают фронтально. Предлагают свои темы и заголовки фрагмента. Внимательно слушают ответы других. Уважают иное мнение. Аргументируют свое мнение. Приводят примеры из личного опыта. Делают общий вывод о целеполагании (что будут говорить о человеческих ценностях и о роли природы в жизни человека) Формулируют предполагаемую цель урока. | Коммуникативные – К4.3, Регулятивные – РЦ. Познавательн. – НЕО2. | Фрагмент видео | |||
Этап 4. Актуализация знаний (2 мин) | ||||||
Приходилось ли Вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда невозможно выразить словами того, что чувствуешь? Как вы это переживали? | Приводят примеры из личного опыта. Делятся своими переживаниями. Учатся сопереживать другим. Внимательно слушают друг друга. Используют различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строят монологическое доказательное высказывание. | Личностные – СОП3. Регулятивные – РПл. Коммуникативные – К2.4, К1.5. | ||||
Этап 5. Первичное усвоение новых знаний (15 мин) | ||||||
Переходим к элегии В.А.Жуковского «Невыразимое» - соприкоснемся с природой человеческой души. Кто герой произведения? В чем необычность? Какова роль природы? Что помогает читателю откликнуться на настоящие человеческие переживания? -Все, что дорого человеку, все, что свято, он любит! 1.Задает вопросы: какова тема, идея произведения, проблема? 2.А сейчас мы будем работать с текстом. Каждая команда получает свой вариант с заданиями. Текст получает каждый член команды. После выполнения работы мы обсудим результаты. 3.Ребята, мы с вами понимаем, что создатель создает все по большой любви: она, «любовь», животворит и воскрешает. Я предлагаю вам познакомиться с разными определениями термина «любовь», которые взяты из разных источников. Ваша задача: внимательно прочитать и найти элементы, объединяющие все определения и попробовать сконструировать свое в виде схемы, например, 4.После выполнения задания можно спросить: «Знаете ли Вы, что любовь бывает условной и безусловной?». Если затрудняются ответить, то наводящее предложение: «Я люблю тебя за то, что….» или «Я не смогу тебя любить, так как…» -Ребята, а какая любовь у создателя? (Невыразимая!) | 1.Работают фронтально. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему, главную мысль, значимость любви и добра в жизни человека. 2.Каждый работает с текстами, задание выполняют вместе после обсуждения. Выделяют нужные фрагменты. Обсуждают тексты. Отвечают на вопросы. Затем представитель от каждой команды презентует результаты работы всей команды, которые обсуждаются всем классом, и все делают общий вывод (итог). 3.Работа в группе с текстом понятия «любовь». Внимательно читают определения. Находят самое трудное для понимания. Затем, наиболее приемлемое пробуют вычленить общие элементы в разных определениях, и, соответственно, результат. Конструируют свое определение. Представитель от команды презентует выполненное задание всему классу: рисуют свои схемы на доске (одновременно). Обсуждают результаты. Делают вывод. 4. Сами делают вывод об условной любви («люблю за то, что…») и безусловной любви («люблю просто за то, что ты есть»). | Коммуникативные – К1.3, К1.4, К1.5, К2.4, К3.1, К3.4. Регулятивные – РО. Познавательные – ПО1, ПО2, ПО7, ПЛ1. Личностные – Соб1. Коммуникативные – К2.4, К4.1. Регулятивные – Ркон, РЦ. Познавательные – ПЛ4, ПО8, ПП2, ПЛ7. | Слайд Отрывки текста произведения Распечатка нескольких определений термина «любовь» из разных источников.
| |||
Этап 6. Первичная проверка понимания (3мин) | ||||||
1.Предлагает выполнить сигнальный диктант. Если утверждение верно, то поднимают карточку стороной красного цвета, если нет, то белой. | 1. Работают индивидуально, поднимая карточки. Обсуждают и корректируют неверные ответы. Обсуждение ведут в корректной форме. Самостоятельно оценивают свои ответы. | Коммуникативные К1.5, К3.4, К4.1. Регулятивные РВС. Познавательные – ПО8, ПО6, ПЛ2, ПП2. | Сигнальные карточки.
| |||
Этап 7. Первичное закрепление (5мин) | ||||||
1.Предлагает составить синквейн на тему «Любовь». Если затрудняются, то можно составлять синквейн вместе. | 1. Смотрят на слайд с общей технологией составления синквейна. Работают в группе: составляют синквейн. Презентуют результат каждой команды. Делают выводы. | Коммуникативные - К3.2, К3.4, К4.1. Регулятивные – РПр. Познавательные – ПО8, ПЛ1, ПП2. | Слайд (технология синквейна). | |||
Этап 8. Творческое задание (1 мин) | ||||||
Раздает творческое задание по желанию | Обсуждают, что получилось на уроке лучше всего. Получают задание по желанию. | Коммуникативные – К1.1, К1.3, К4.1. Регулятивные – РКор, РВС | Творческое задание: Найдите слова-понятия на тему: - Чем людям надо дорожить в своей жизни? Слайд:
| |||
Этап 9. Рефлексия (3мин) | ||||||
Вопросы беседы: -Что нового вы сегодня открыли для себя? -Какое значение для вас имеет элегия «Невыразимое»? -Что особенно понравилось\запомнилось? -Что вызвало затруднение? - Ответим на главный вопрос урока «Каковы границы выразимого в слове и чувстве»? Предлагает Д\З: Выучить элегию, нарисовать «невыразимое». Выставляет оценки. | Работают фронтально. Отвечают на вопросы учителя. Внимательно слушают друг друга. Делают корректные поправки и замечания. Дают оценку в целом уроку. | Коммуникативные – К1.1, К4.3. Регулятивные – РВС. Предметные –ПЛ7, ПЛ1. Личностные –НЭО7,НЭО2 | Звучит легкая музыка, например, Govi - Sway And Play.mp3 |
Приложения
- Слайды
Текст сигнального диктанта 1.Произведение «Невыразимое» можно определить как жанр элегии (+) 2.Главный герой произведения – «дивная природа» (+) 3.Произведение «Невыразимое» относится к литературному направлению романтизм (+) |
2.Фрагмент видео http://www.youtube.com/watch?v=LGgh
3. Музыка Govi - Sway And Play.mp3
http://www.proshkolu.ru/user/chyfrin/file/4914027/
4. УУД - универсальные учебные действия — базовый элемент умения учиться
Коммуникативные УУД
К1.1. – потребность в общении со взрослыми и сверстниками
К1.3. – эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
К1.4. – ориентация на партнера по общению
К1.5. – умение слушать собеседника
К2.1. – понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос
К2.2. – ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения
К2.4. – учет разных мнений и умение обосновать собственное
К3.1. - умение договариваться, находить общее решение
К3.2. – умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать
К3.4. - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
К4.1. – рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
К4.3. – умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
Регулятивные УУД –
РВС – волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
РЦ – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, того, и что еще неизвестно
РКор. – коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
РО – оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
РПл. - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Ркон. - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
РПр. - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Познавательные УУД –
ПЛ1 - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
ПЛ2 - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
ПЛ4 – подведение под понятие, выведение следствий
ПЛ7 - доказательство
ПЛ8 – выдвижение гипотез и их обоснование
ПО1 – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
ПО6 - построение логической цепи рассуждений
ПО7 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
ПО8 – знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
ПП2 – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Личностные УУД –
НЭО2 - ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения
НЭО7 - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости
Соб1 - развития познавательных интересов, учебных мотивов
Соп3 - Развитие Я-концепции и самооценки личности:
В.А.Жуковский. Невыразимое.
Текст 1
Задание:
- отметьте слова, которыми автор изображает мимолетные неуловимые переживания и передает красоту природы;
- найдите риторические вопросы;
- определите средства художественной выразительности, используемые автором для создания образа недостижимого романтического идеала;
- найдите слова и фразы, которые вас впечатлили.
- подвластно ль выраженью невыразимое?
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусство?
….
В.А.Жуковский. Невыразимое.
Текст 2
Задание:
- найдите в тексте слова, подтверждающие идею «невыразимости» жизни человеческой души;
- определите слова и словосочетания, создающие образный (предметный) ряд стихотворения;
- найдите слова и фразы, которые вас впечатлили.
- Какие чувства вызывает у вас эта элегия?
…
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях...(ВИКИ)
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Вывод, синоним теме.
Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.
Возможны варианты использования и других частей речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Конспект открытого урока литературы в 9 классе "Границы выразимого в слове и чувстве" (по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")
Цель урока: формирование понимания роли выразимого в слове и чувстве человека....
Конспект урока по литературе (6 класс) "Л.Н.Толстой "Севастополь в декабре месяце". Чувство, живущее в сердце солдата"
Урок построен в форме мини-проекта, значительная роль отводится индивидуальным опережающим заданиям и групповой работе....
открытый урок "Границы выразимого в слове и чувстве"(по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")
Комплексная дидактическая цель : формирование представления о роли природы в жизни человека.Тип урока: практикум....