Открытый урок по литературе в 9 классе на тему: «Границы выразимого в слове и чувстве» (по произведению В.А.Жуковского «Невыразимое»)
методическая разработка по литературе (9 класс)

Козлова Ирина Петровна

Сценарный план урока                 

Комплексная дидактическая цель: формирование представления о роли природы в жизни человека.

Тип урока:  комбинированный

Цели по Блуму (на «языке» наблюдаемых действий):

1.Понимают, формулируют определения понятий: «жизнь», «красота», «природа», «созданье», «вдохновенье», «свобода» и др…

2. Находят в тексте ответы на поставленные вопросы.

3. Используют цитаты текста для аргументации.

4.Определяют характер «невыразимого» по описанию.

5.Дают оценку «молчанию» в произведении.

6.Управляют своей учебной деятельностью, используют мнемические приемы запоминания, логического и творческого мышления, анализируют, сравнивают и делают выводы, применяют знаково-символическую систему обработки информации.

7.Выражают свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно - речевой ситуацией, доказывают.
8.Проявляют эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им, приводят примеры, связанные с изучаемой проблемой, из личного жизненного опыта.
Методы обучения:  словесный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

- слайды; 

- дидактический материал с текстами заданий, изготовленный учителем;

- определения понятия «любовь» из разных источников (вместо энциклопедий и словарей) в целях экономии времени на уроке.

Материально-техническое оборудование: компьютер с операционной системой  Windows,  проектор, проекционный экран, акустические колонки, ЭОР.

Практическая значимость открытого урока – может служить  конспектом  для  открытого урока  в ОУ по литературе, материалом для выступления на М/О, на родительских собраниях,  на факультативных занятиях, тематических классных часах и на внеклассных мероприятиях.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dlya_attestatsii.docx414.25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 9 классе на тему:

«Границы выразимого в слове и чувстве»   (по произведению В.А.Жуковского «Невыразимое»)

                                                                                    Сценарный план урока                 

Комплексная дидактическая цель: формирование представления о роли природы в жизни человека.

Тип урока:  комбинированный

Цели по Блуму (на «языке» наблюдаемых действий):

1.Понимают, формулируют определения понятий: «жизнь», «красота», «природа», «созданье», «вдохновенье», «свобода» и др…

2. Находят в тексте ответы на поставленные вопросы.

3. Используют цитаты текста для аргументации.

4.Определяют характер «невыразимого» по описанию.

5.Дают оценку «молчанию» в произведении.

6.Управляют своей учебной деятельностью, используют мнемические приемы запоминания, логического и творческого мышления, анализируют, сравнивают и делают выводы, применяют знаково-символическую систему обработки информации.

7.Выражают свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно - речевой ситуацией, доказывают.
8.Проявляют эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им, приводят примеры, связанные с изучаемой проблемой, из личного жизненного опыта.
Методы обучения:  словесный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

- слайды;  

- дидактический материал с текстами заданий, изготовленный учителем;

- определения понятия «любовь» из разных источников (вместо энциклопедий и словарей) в целях экономии времени на уроке.

Материально-техническое оборудование: компьютер с операционной системой  Windows,  проектор, проекционный экран, акустические колонки, ЭОР.

Практическая значимость открытого урока – может служить  конспектом  для  открытого урока  в ОУ по литературе, материалом для выступления на М/О, на родительских собраниях,  на факультативных занятиях, тематических классных часах и на внеклассных мероприятиях.

Этап 1. Организационный (1мин)

Приветствует обучающихся, интересуется их самочувствием  и настроением.

Отвечают на приветствие учителя.

Позитивно настраиваются на дальнейшую работу.

Делятся на группы.

Коммуникативные-

К1.1, К1.3, К1.5.

Регулятивные – РВС.

Слайд

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (5 мин)

Демонстрирует  слайд с заданием:

«Продолжить мысль».

Я думаю, что:

1.Жизнь – это…

2.Красота – это…

3. Природа – это...

4. Молчание  – это…

5.Созданье – это…

6. Вдохновенье – это…

7. Свобода – это…

8. Святыня – это… и др.

Работают фронтально.

Предлагают свои формулировки.

Внимательно слушают ответы других,

не перебивая.

Уважают иное мнение и    аргументируют свое. В результате полилога приходят к конценсусу.

Коммуникативные –

К2.1, К2.2.

Регулятивные – РВС.

Познавательные –

ПЛ4, ПЛ8.

(общеучебные и логические).

Слайд

Этап 3. Индукция: Постановка цели и задач урока (5мин)

Демонстрирует фрагмент видео о помощи, организует беседу по вопросам:

О чем фрагмент?

Как бы вы его озаглавили?

Как думаете, о чем мы будем говорить?

Работают фронтально.

Предлагают свои темы и заголовки фрагмента. Внимательно слушают ответы других.

Уважают иное мнение.

Аргументируют свое мнение.

Приводят примеры из личного опыта.

Делают общий вывод о целеполагании

(что будут говорить о человеческих  ценностях и о роли природы в жизни человека)

Формулируют предполагаемую цель урока.

Коммуникативные – К4.3,

Регулятивные – РЦ.

Познавательн. – НЕО2.

Фрагмент видео

http://www.youtube.com/watch?v=LGgh 

Этап 4. Актуализация знаний (2 мин)

Приходилось ли Вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда невозможно выразить словами того, что чувствуешь?

Как вы это переживали?

Приводят примеры из личного опыта.

Делятся своими переживаниями.

Учатся сопереживать другим.

Внимательно слушают друг друга.

Используют различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строят  монологическое доказательное высказывание.

Личностные – СОП3.

Регулятивные – РПл.

Коммуникативные –

К2.4, К1.5.

Этап 5. Первичное усвоение новых знаний (15 мин)

Переходим к элегии В.А.Жуковского «Невыразимое» -  соприкоснемся с природой человеческой души.

Кто герой произведения?

В чем  необычность?

Какова роль природы?

Что помогает читателю  откликнуться на настоящие человеческие переживания?

-Все, что дорого человеку, все, что свято, он любит!

1.Задает вопросы:

какова тема,  

идея произведения, проблема?

2.А сейчас мы будем работать с текстом.

 Каждая команда получает свой  вариант с заданиями.

Текст получает каждый член команды.

После выполнения работы мы обсудим результаты.

3.Ребята, мы с вами понимаем, что создатель создает все по большой любви: она, «любовь», животворит и воскрешает.

Я предлагаю вам познакомиться с разными определениями термина «любовь», которые взяты из разных источников.

 Ваша задача: внимательно прочитать и найти элементы, объединяющие все определения и попробовать сконструировать свое в виде схемы, например,

4.После выполнения задания можно спросить: «Знаете ли Вы, что любовь бывает условной и безусловной?».

 Если затрудняются ответить, то наводящее предложение:

 «Я люблю тебя за то, что….»  или

«Я не смогу тебя любить, так как…»

-Ребята, а какая любовь  у создателя? (Невыразимая!)

1.Работают фронтально.

Отвечают на вопросы учителя.

 Определяют тему, главную мысль, значимость любви и добра в жизни человека.

2.Каждый работает с текстами,  задание выполняют вместе после обсуждения.

Выделяют  нужные фрагменты.

 Обсуждают тексты. Отвечают на вопросы.

 Затем представитель от каждой команды презентует результаты работы всей команды, которые обсуждаются всем классом, и все делают общий вывод (итог).

3.Работа в группе с текстом понятия «любовь».

Внимательно читают определения.

Находят самое трудное для понимания.

 Затем, наиболее приемлемое пробуют вычленить общие элементы в разных определениях, и, соответственно, результат. Конструируют свое определение.

 Представитель от команды презентует выполненное задание всему классу: рисуют свои схемы на доске (одновременно).

Обсуждают результаты.

 Делают вывод.

4. Сами делают вывод об условной  любви («люблю за то, что…»)

                               и

безусловной любви («люблю просто за то, что ты есть»).

Коммуникативные –

К1.3, К1.4, К1.5, К2.4, К3.1, К3.4.

Регулятивные – РО.

Познавательные –

ПО1, ПО2, ПО7, ПЛ1.

Личностные – Соб1.

Коммуникативные –

К2.4, К4.1.

Регулятивные – Ркон, РЦ.

Познавательные –

ПЛ4, ПО8, ПП2, ПЛ7.

Слайд

Отрывки текста произведения

Распечатка нескольких

определений термина «любовь» из разных источников.

 

Этап 6. Первичная проверка понимания (3мин)

1.Предлагает выполнить сигнальный диктант.

Если утверждение верно, то  поднимают карточку стороной красного цвета, если нет, то белой.

1. Работают индивидуально, поднимая карточки.

Обсуждают и корректируют неверные ответы.

Обсуждение ведут в корректной форме.

Самостоятельно оценивают свои ответы.

Коммуникативные

К1.5, К3.4, К4.1.

Регулятивные РВС.

Познавательные –

ПО8, ПО6, ПЛ2, ПП2.

Сигнальные карточки.

Текст сигнального  диктанта

1.Произведение «Невыразимое» можно определить как жанр элегии  (+)

2.Главный герой произведения – «дивная природа»  (+)

3.Произведение «Невыразимое» относится к литературному направлению романтизм  (+)

Этап 7. Первичное закрепление (5мин)

1.Предлагает  составить синквейн на тему «Любовь».

Если затрудняются, то можно составлять синквейн вместе.

1. Смотрят на слайд с общей технологией составления синквейна.

Работают в группе: составляют синквейн.

Презентуют результат каждой команды.

Делают выводы.

Коммуникативные -

К3.2, К3.4, К4.1.

Регулятивные – РПр.

Познавательные –

ПО8, ПЛ1, ПП2.

           Слайд

(технология синквейна).

Этап 8. Творческое задание (1 мин)

Раздает творческое задание по желанию

Обсуждают, что получилось на уроке лучше всего.

Получают задание по желанию.

Коммуникативные –

К1.1, К1.3, К4.1.

Регулятивные – РКор, РВС

Творческое задание:

Найдите слова-понятия на тему:                                                                                                                                 - Чем людям надо дорожить в своей жизни?

             Слайд:

     

Этап 9. Рефлексия (3мин)

Вопросы беседы:

-Что нового вы сегодня открыли для себя?

-Какое значение для вас имеет элегия «Невыразимое»?

-Что особенно понравилось\запомнилось?

-Что вызвало затруднение?

- Ответим на главный вопрос  урока «Каковы границы выразимого в слове и чувстве»?

Предлагает Д\З:

Выучить элегию,

нарисовать «невыразимое».

Выставляет оценки.

Работают фронтально.

 Отвечают на вопросы учителя.

Внимательно слушают друг друга.

Делают корректные поправки и замечания.

Дают оценку в целом уроку.

Коммуникативные –

К1.1, К4.3.

Регулятивные – РВС.

Предметные –ПЛ7, ПЛ1.

Личностные –НЭО7,НЭО2

Звучит легкая музыка, например,

Govi - Sway And Play.mp3
http://www.proshkolu.ru/user/chyfrin/file/4914027/ 

Приложения

  1. Слайды

      

     

Текст сигнального  диктанта

1.Произведение «Невыразимое» можно определить как жанр элегии  (+)

2.Главный герой произведения – «дивная природа»  (+)

3.Произведение «Невыразимое» относится к литературному направлению романтизм  (+)

               

          

    2.Фрагмент видео  http://www.youtube.com/watch?v=LGgh 

    3. Музыка    Govi - Sway And Play.mp3
       http://www.proshkolu.ru/user/chyfrin/file/4914027/ 

           4.  УУД   - универсальные учебные действия — базовый элемент умения учиться

Коммуникативные УУД

К1.1. – потребность в общении со взрослыми и сверстниками

К1.3. – эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

К1.4. – ориентация на партнера по общению

К1.5. – умение слушать собеседника

К2.1. –  понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или  вопрос

К2.2.  – ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения

К2.4. – учет разных мнений и умение обосновать собственное

К3.1. -   умение договариваться, находить общее решение

К3.2. – умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать

К3.4.  -  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

К4.1.  – рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

К4.3. – умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

Регулятивные  УУД –

РВС – волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

РЦ – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, того,  и что еще неизвестно

РКор. – коррекция – внесение необходимых дополнений  и корректив в план и  способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

РО – оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

РПл. - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Ркон. - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

РПр. - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Познавательные  УУД –

            ПЛ1 - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

           ПЛ2 - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

ПЛ4 – подведение под понятие, выведение следствий

            ПЛ7 - доказательство

            ПЛ8 –  выдвижение гипотез и их обоснование

ПО1 – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

ПО6 - построение логической цепи рассуждений

ПО7 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

ПО8 – знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

ПП2 – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Личностные УУД  –

НЭО2  - ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения

НЭО7 - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости

Соб1  - развития познавательных интересов, учебных мотивов        

  Соп3 - Развитие Я-концепции и самооценки личности:

В.А.Жуковский.  Невыразимое.

Текст 1

Задание:  

- отметьте слова, которыми  автор изображает мимолетные неуловимые переживания и  передает красоту природы;

- найдите риторические вопросы;

- определите  средства художественной выразительности,  используемые автором для создания образа недостижимого романтического идеала;

- найдите слова и фразы, которые вас впечатлили.

- подвластно ль выраженью невыразимое?

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья,

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, —

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать —

И обессиленно безмолвствует искусство?

….

В.А.Жуковский. Невыразимое.

Текст 2

Задание:

- найдите в тексте слова, подтверждающие идею «невыразимости» жизни  человеческой души;

- определите слова и словосочетания, создающие образный (предметный) ряд стихотворения;

- найдите слова и фразы, которые вас впечатлили.

- Какие чувства вызывает у вас эта элегия?

Что видимо очам — сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою —

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Обворожающего глас,

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие создателя в созданье —

Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

      И лишь молчание понятно говорит.                

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях...(ВИКИ)

      Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Вывод, синоним теме.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

 Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.

Возможны варианты использования и других частей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Конспект урока по литературе (6 класс) "Л.Н.Толстой "Севастополь в декабре месяце". Чувство, живущее в сердце солдата"

Урок построен в форме мини-проекта, значительная роль отводится индивидуальным опережающим заданиям и групповой работе....

открытый урок "Границы выразимого в слове и чувстве"(по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")

Комплексная дидактическая цель : формирование представления о роли природы в жизни человека.Тип урока: практикум....