Конспект урока по литературе (6 класс) "Л.Н.Толстой "Севастополь в декабре месяце". Чувство, живущее в сердце солдата"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_salangina_o.v.zip | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце». Чувство, живущее в сердце солдата».
Ход урока
- Орг. момент. Вступительное слово учителя. Гимн Севастополя (слайд № 1)
Приветствие.
II. Актуализация знаний
1.Сопоставьте место и отрывок из произведения (слайд №2)
4-й бастион
Набережная, площадь
Госпиталь
Язоновский редут
Какое общее впечатление складывается после прочтения этих отрывков? (Ужас, противоестественность) Но люди живут, обороняют город. Какой вопрос возникает? (Что помогает им?)
Определение темы урока и его целей (слайд №3)
III. Изучение нового материала.
Работа над созданием мини-проекта «Панорама обороны Севастополя».
- В произведении, несмотря на малый размер, дано панорамное изображение событий (объяснить слово панорама в 1 значении). Но существует ещё одно значение этого слова (объяснить) – работа со словарями. Перед нами не просто рассказ, а очерк. Вспомним особенности этого жанра. Попробуем с вами на уроке создать собственную панораму. А помогут нам в этом художники, литературоведы и историки.
1) Наши художники дома изобразили места военного Севастополя, опираясь на текст рассказа. Итак, собираем наше полотно (на доске крепятся картины). Что стремились передать? Что помогло?
2) Особенностью построения рассказа является то, что повествование ведётся от 1 лица. Толстой был очевидцем происходящего и хотел это описать. Но почему же он использует местоимение «вы»? (Делает нас сопричастными к происходящему) Мастерство писателя позволяет нам очутиться на улицах осаждённого города. Давайте сделаем это. Дополним панораму. (Выступление литературоведов, таблицы: как ведут себя люди? Что чувствует рассказчик? Что чувствуете вы?) Вывод: много говорится о чувствах рассказчика.
3) Анализ текста (поисковая деятельность в группах). Какие цвета упоминаются в тексте? Отразилось ли это на ваших картинах? Пейзаж в начале, в конце. Как меняются цвета? Как меняется настроение? (В начале – чёрный – боль, ужас, страдание; в конце – белый – вера, надежда, любовь к Родине). Меняется настроение рассказчика, который верит в спасение города и гордится подвигом народа.
4) Физминутка (проходят в картинную галерею, рассматривают картины И.К.Айвазовского)
5) В центре любого исторического события – герои. Имя какого героя рассказа вы бы поместили на нашу панораму? (Ответы, затруднение: имена не названы) Почему? Это собирательные образы, таких людей было много.
6) Но всё-таки давайте поговорим и об исторических личностях, прославивших город своими подвигами. (Игра «Кто я?» - портреты вешаются на доску) Могли бы они быть героями рассказа? А автор? А каких ещё героев обороны Севастополя вы знаете? (пишут имена на «бюстах», крепят на доску)
7) Итак, защитники Севастополя проявили отвагу, героизм. Что же двигало ими? Автор в тексте отвечает на этот вопрос. Сейчас вы попробуете найти ответ, но сначала запишите свои предположения (собирают фразу как можно ближе к тексту). Ответ – крепится под портретом Л.Толстого (слайд №4)
IV.Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы узнали правду о Крымской войне благодаря таланту Л.Н.Толстого. В Севастополе есть музей «Панорама обороны Севастополя» (слайд №5).Предлагаю вам посетить его (виртуальная экскурсия с помощью интерактивной доски: слайды идут под музыку). А впечатления от урока отразите в виде награды, на которой написано слово, передающее ваше главное чувство.
V. Домашнее задание: Напишите от лица очевидца (исторической личности или простого солдата) письмо с фронта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе "Выражение нравственного идеала Н.А. Некрасова в стихотворении «Великое чувство! У каждых дверей…»"
Урок с элементами педмастерской....
Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс
Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"...
Конспект урока чтения в 6 классе ( коррекционная школа) В. Бианки " Декабрь"
Тема: В.Бианки «Декабрь»Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: создание условий для формирования у обучающихся с ОВЗ представления о зиме и её первом месяце на основе име...
Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"
Цели урока:1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; 2) способствовать развитию речи учащихс...
Конспект урока по литературе в 8 классе по теме «Чувствуя братство нашего народа» (по рассказу А. Платонова «Ветер-хлебопашец»)
Тема войны традиционна для уроков литературы. Но, к сожалению, подростки плохо читают произведения большого объёма. Поэтому рассматриваем рассказы. А. Платонов в рассказе «Ветер-хлебопашец...