Технологическая карта урока по теме: "Будить в человеке Человека" (по повести Ф. Абрамова Поездка в прошлое)
методическая разработка по литературе (10 класс)

Урок-исследование с использованием технологии развития критического мышления «Пирамида».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковальчук Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы                                                                                                         Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская средняя школа Мезенского района»  

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: «Будить в человеке Человека» (по повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое»)

Цель: Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Задачи: 1. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое».

2. Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать художественный текст, формулировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её.

3. Способствовать развитию внутреннего мира ученика, свободной и духовной личности, имеющей потребность к самоанализу и саморазвитию, содействовать воспитанию у детей ответственности, рассудительности, эмоциональной отзывчивости.

Требования к результатам:

  • личностным – развитие умения использовать для решения познавательных задач различных источников информации.
  • метапредметным – развитие умения понимать проблему, тему, идею текста, устанавливать причинно-следственные связи в процессе чтения и анализа произведений литературы Севера.
  • предметным – развитие умения понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы Севера, устанавливать связь литературного произведения с исторической эпохой, выявлять в произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.    

Тип урока: урок-исследование с использованием технологии развития критического мышления «Пирамида».

Формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая.

Методы работы с учащимися: словесные, проблемно-поисковые, методы работы в группах и самостоятельной работы.

Средства обучения: повесть Ф. Абрамова «Поездка в прошлое», мультимедиапроектор, карточки с планом построения «пирамиды», чистые листы бумаги, ручки.

Эпиграф (записан на доске):

Главная и, может быть, единственная моя цель как писателя – увеличить добро на земле.

Ф.А. Абрамов

Ход урока:    

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, садятся.

Организуют свое рабочее место.

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Мотивация

Слово учителя:

- На доске записан эпиграф к сегодняшнему уроку: «Главная и, может быть, единственная моя цель как писателя – увеличить добро на земле». Эти слова Ф. Абрамов записал в 1968 году в своём дневнике.

Скажите, что значат эти слова? Какой смысл вкладывал в них Ф. Абрамов?

- Давайте перелистаем страницы жизни и творчества Ф. Абрамова

Отвечают на вопросы учителя.

Просмотр презентации и сообщение заранее подготовленных учащихся об основных событиях биографии писателя.

Уметь правильно воспринимать эпиграф к уроку, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3. Определение цели урока

- Всё творчество писателя посвящено русской деревне и труженикам села. Он не понаслышке знал проблемы деревни и с болью писал о них. Сегодня мы будем говорить о повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку. Это небольшое по объёму произведение повествует нам о жизни простых тружеников села в далёкой от центра России северной деревне.

- Давайте сформулируем цель нашего урока.

Формулируют цели урока.

Уметь формулировать цель урока, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Выявление первичного восприятия текста

Слово учителя:

- О своей повести Ф. Абрамов сказал так: «Я мечтаю поразмышлять о судьбах страны, о сути глубинных исторических процессов, о том, откуда всё началось». Эту повесть можно отнести к «возвращённой литературе». Была написана в 1974 году. В редакциях журналов высоко отзывались о повести, но не печатали, так как  в этом произведении открывается страшная, трагическая и жестокая правда о советской эпохе.

- Интересной ли вам показалась эта повесть? О чём она?

Учащиеся высказывают свои впечатления о прочитанном.

Адекватно воспринимать информацию текста, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других.

5. Этап анализа текста (комментированное чтение фрагментов повести, аналитическая беседа по содержанию).

- Итак, я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами повести «Поездка в прошлое». Тяжёлые 30-е годы. Период коллективизации. Идёт массовое раскулачивание крестьян. Меняется представление о добре и зле, о справедливости  подлости, о благородстве и низости.

- Кто главный герой повести? Как он живёт? (Главный герой повести – Никифор Иванович Варзумов, называемый Микшей Кобылиным, конюх маленькой северной деревеньки Сосино, воспитанный своими дядьями. Мрачный, опухший, весь заросший дремучей щетиной, выпивающий, с расплющенным носом, крепколобый – вот говорящий портрет этого героя. Крепколобость ассоциируется на глухоте ко всему, что его окружает: любви к ближним, к человечности).

- Какую роль сыграли в его жизни дядья? (Дядья – «железные революционеры» и герои Гражданской войны, боролись с врагами советской власти. Микша всегда гордился ими, считал их героями и старался быть похожим на них).

- Какое событие изменило его жизнь? (Появление в Сосино высокого человека в чёрном плаще, от которого Микша узнал горькую правду о совсем не героическом, а уголовном прошлом своих дядей. Это был Кудасов, «чёрный человек», который всколыхнул в сознании Микши события давних лет, заставил совершить поездку в прошлое, пробудил совесть).

- Как Микша относился к своему отцу? (Микша всю свою жизнь ненавидел своего отца, тихого, доброго, мягкого человека, сочувствующего переселенцам и крестьянам, помогавшего им, презирал и даже стыдился его. Когда отца Микши посадили как «пособника международной буржуазии», Микша отрёкся от своего отца как от врага народа).

- Чем заканчивается повесть? (Микша до боли в сердце поражён открывшейся ему правдой. Он ищет людей, кто мог ещё хоть что-нибудь помнить об его отце, говорит с ними и понимает всю горечь своего предательства, что всю жизнь был слеп и глух: он боготворил насильника, а своего отца ненавидел за то, что тот оказался Человеком).

- Что привело Микшу к трагедии? (Ослабление родственных связей, отчуждение самых близких людей, неумение прощать, смещение нравственных понятий  слепая ненависть, пустившая глубокие корни. Микша умирает, потому что рушатся его идеалы).

- В чём смысл названия повести? (Поездка Микши в прошлое – это прозрение главного героя, осознание ошибочности своей жизни, осознание совершённого преступления перед родным отцом, людьми, своей совестью. Это последняя поездка героя, которая привела его к смерти).

- Какие проблемы поднимает автор? (Проблему человеческой бездуховности, роли прошлого в нашей жизни, проблему отсутствия совести – высшего судьи человека перед самим собой и людьми, самого грозного и беспощадного).

- Удалось ли Ф. Абрамову «разбудить Человека» в главном герое повести «Поездка в прошлое»?

Отвечают на вопросы учителя, зачитывают эпизоды из повести, обмениваются впечатлениями.

Извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

6. Осмысление, афиширование результатов деятельности учащихся в форме выступлений.

- Давайте подведём итоги.

Учащимся предлагается построить «пирамиду» по предложенному плану, где номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «пирамиду»:

  1. Имя героя (темы)
  2. Характеристика или описание
  3. Место действия (использования)
  4. Проблема
  5. Описание развития ситуации
  6. Что предпринимается (нужно предпринять) для решения проблемы
  7. Решение проблемы или предположение того, что будет дальше

Составляют «пирамиду», отражая своё восприятие прочитанной повести, выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Поиск и выделение необходимой информации, её обработка и анализ. Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций, соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

7. Рефлексия.

Учащимся предлагается групповая форма работы с использованием «Письмо по кругу», где нужно не только выразить своё отношение к прочитанному, но и согласовать своё мнение с членами группы. У каждой группы есть чистый лист бумаги, где каждый участник записывает несколько предложений, передавая лист соседу, который должен продолжить размышления. Листок передаётся до тех пор, пока не вернётся к первому участнику группы.

Характеризуют своё эмоциональное состояние на уроке.

8. Выводы по уроку.

- Земляк, фронтовик, писатель Фёдор Абрамов. Мы с гордостью произносим его имя, так как живём на той же земле, что и он. Он сохранил в своих произведениях живую душу земляков, верность народным заветам и всегда чувствовал ответственность за то, что происходит на его Родине. Своим творчеством будил спящую человеческую душу, звал нас творить добрые дела и надеялся на наши раздумья после прочтения его произведений.

- Полезным ли был сегодняшний урок?

- Спасибо всем за участие!

Приложение 1.

План построения «пирамиды»

  1. Имя героя (темы)
  2. Характеристика или описание
  3. Место действия (использования)
  4. Проблема
  5. Описание развития ситуации
  6. Что предпринимается (нужно предпринять) для решения проблемы
  7. Решение проблемы или предположение того, что будет дальше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс

Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса  (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока английского языка по теме "Права человека" (учебник Биболетовой М.З., 9 класс)

Формирование коммуникативных умений учащихся по теме "Права человека"....

Технологическая карта урока по обществознанию на тему "Деятельность человека"

Технологическая карта, разработанная для проведения урока по общестознанию в 6-х классах, поможет учителю провести свой урок методически правильно, а также вызвать положительные эмоции у обучающихся о...