Технологическая карта урока по теме: "Будить в человеке Человека" (по повести Ф. Абрамова Поездка в прошлое)
методическая разработка по литературе (10 класс)
Урок-исследование с использованием технологии развития критического мышления «Пирамида».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budit_v_cheloveke_cheloveka_po_povesti_f._abramova_poezdka_v_proshloe.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Ковальчук Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская средняя школа Мезенского района»
Урок литературы в 10 классе
Тема урока: «Будить в человеке Человека» (по повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое»)
Цель: Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Задачи: 1. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое».
2. Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать художественный текст, формулировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её.
3. Способствовать развитию внутреннего мира ученика, свободной и духовной личности, имеющей потребность к самоанализу и саморазвитию, содействовать воспитанию у детей ответственности, рассудительности, эмоциональной отзывчивости.
Требования к результатам:
- личностным – развитие умения использовать для решения познавательных задач различных источников информации.
- метапредметным – развитие умения понимать проблему, тему, идею текста, устанавливать причинно-следственные связи в процессе чтения и анализа произведений литературы Севера.
- предметным – развитие умения понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы Севера, устанавливать связь литературного произведения с исторической эпохой, выявлять в произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.
Тип урока: урок-исследование с использованием технологии развития критического мышления «Пирамида».
Формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая.
Методы работы с учащимися: словесные, проблемно-поисковые, методы работы в группах и самостоятельной работы.
Средства обучения: повесть Ф. Абрамова «Поездка в прошлое», мультимедиапроектор, карточки с планом построения «пирамиды», чистые листы бумаги, ручки.
Эпиграф (записан на доске):
Главная и, может быть, единственная моя цель как писателя – увеличить добро на земле.
Ф.А. Абрамов
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, садятся. Организуют свое рабочее место. | планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Мотивация | Слово учителя: - На доске записан эпиграф к сегодняшнему уроку: «Главная и, может быть, единственная моя цель как писателя – увеличить добро на земле». Эти слова Ф. Абрамов записал в 1968 году в своём дневнике. Скажите, что значат эти слова? Какой смысл вкладывал в них Ф. Абрамов? - Давайте перелистаем страницы жизни и творчества Ф. Абрамова | Отвечают на вопросы учителя. Просмотр презентации и сообщение заранее подготовленных учащихся об основных событиях биографии писателя. | Уметь правильно воспринимать эпиграф к уроку, уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
3. Определение цели урока | - Всё творчество писателя посвящено русской деревне и труженикам села. Он не понаслышке знал проблемы деревни и с болью писал о них. Сегодня мы будем говорить о повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку. Это небольшое по объёму произведение повествует нам о жизни простых тружеников села в далёкой от центра России северной деревне. - Давайте сформулируем цель нашего урока. | Формулируют цели урока. | Уметь формулировать цель урока, устанавливать причинно-следственные связи. |
4. Выявление первичного восприятия текста | Слово учителя: - О своей повести Ф. Абрамов сказал так: «Я мечтаю поразмышлять о судьбах страны, о сути глубинных исторических процессов, о том, откуда всё началось». Эту повесть можно отнести к «возвращённой литературе». Была написана в 1974 году. В редакциях журналов высоко отзывались о повести, но не печатали, так как в этом произведении открывается страшная, трагическая и жестокая правда о советской эпохе. - Интересной ли вам показалась эта повесть? О чём она? | Учащиеся высказывают свои впечатления о прочитанном. | Адекватно воспринимать информацию текста, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других. |
5. Этап анализа текста (комментированное чтение фрагментов повести, аналитическая беседа по содержанию). | - Итак, я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами повести «Поездка в прошлое». Тяжёлые 30-е годы. Период коллективизации. Идёт массовое раскулачивание крестьян. Меняется представление о добре и зле, о справедливости подлости, о благородстве и низости. - Кто главный герой повести? Как он живёт? (Главный герой повести – Никифор Иванович Варзумов, называемый Микшей Кобылиным, конюх маленькой северной деревеньки Сосино, воспитанный своими дядьями. Мрачный, опухший, весь заросший дремучей щетиной, выпивающий, с расплющенным носом, крепколобый – вот говорящий портрет этого героя. Крепколобость ассоциируется на глухоте ко всему, что его окружает: любви к ближним, к человечности). - Какую роль сыграли в его жизни дядья? (Дядья – «железные революционеры» и герои Гражданской войны, боролись с врагами советской власти. Микша всегда гордился ими, считал их героями и старался быть похожим на них). - Какое событие изменило его жизнь? (Появление в Сосино высокого человека в чёрном плаще, от которого Микша узнал горькую правду о совсем не героическом, а уголовном прошлом своих дядей. Это был Кудасов, «чёрный человек», который всколыхнул в сознании Микши события давних лет, заставил совершить поездку в прошлое, пробудил совесть). - Как Микша относился к своему отцу? (Микша всю свою жизнь ненавидел своего отца, тихого, доброго, мягкого человека, сочувствующего переселенцам и крестьянам, помогавшего им, презирал и даже стыдился его. Когда отца Микши посадили как «пособника международной буржуазии», Микша отрёкся от своего отца как от врага народа). - Чем заканчивается повесть? (Микша до боли в сердце поражён открывшейся ему правдой. Он ищет людей, кто мог ещё хоть что-нибудь помнить об его отце, говорит с ними и понимает всю горечь своего предательства, что всю жизнь был слеп и глух: он боготворил насильника, а своего отца ненавидел за то, что тот оказался Человеком). - Что привело Микшу к трагедии? (Ослабление родственных связей, отчуждение самых близких людей, неумение прощать, смещение нравственных понятий слепая ненависть, пустившая глубокие корни. Микша умирает, потому что рушатся его идеалы). - В чём смысл названия повести? (Поездка Микши в прошлое – это прозрение главного героя, осознание ошибочности своей жизни, осознание совершённого преступления перед родным отцом, людьми, своей совестью. Это последняя поездка героя, которая привела его к смерти). - Какие проблемы поднимает автор? (Проблему человеческой бездуховности, роли прошлого в нашей жизни, проблему отсутствия совести – высшего судьи человека перед самим собой и людьми, самого грозного и беспощадного). - Удалось ли Ф. Абрамову «разбудить Человека» в главном герое повести «Поездка в прошлое»? | Отвечают на вопросы учителя, зачитывают эпизоды из повести, обмениваются впечатлениями. | Извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
6. Осмысление, афиширование результатов деятельности учащихся в форме выступлений. | - Давайте подведём итоги. Учащимся предлагается построить «пирамиду» по предложенному плану, где номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «пирамиду»:
| Составляют «пирамиду», отражая своё восприятие прочитанной повести, выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Поиск и выделение необходимой информации, её обработка и анализ. Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций, соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. |
7. Рефлексия. | Учащимся предлагается групповая форма работы с использованием «Письмо по кругу», где нужно не только выразить своё отношение к прочитанному, но и согласовать своё мнение с членами группы. У каждой группы есть чистый лист бумаги, где каждый участник записывает несколько предложений, передавая лист соседу, который должен продолжить размышления. Листок передаётся до тех пор, пока не вернётся к первому участнику группы. | Характеризуют своё эмоциональное состояние на уроке. | |
8. Выводы по уроку. | - Земляк, фронтовик, писатель Фёдор Абрамов. Мы с гордостью произносим его имя, так как живём на той же земле, что и он. Он сохранил в своих произведениях живую душу земляков, верность народным заветам и всегда чувствовал ответственность за то, что происходит на его Родине. Своим творчеством будил спящую человеческую душу, звал нас творить добрые дела и надеялся на наши раздумья после прочтения его произведений. - Полезным ли был сегодняшний урок? - Спасибо всем за участие! |
Приложение 1.
План построения «пирамиды»
- Имя героя (темы)
- Характеристика или описание
- Место действия (использования)
- Проблема
- Описание развития ситуации
- Что предпринимается (нужно предпринять) для решения проблемы
- Решение проблемы или предположение того, что будет дальше
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по обществознанию в 6 классе "Человек родился"
конспект урока составлен с учетом новых ФГОС....
Технологическая карта урока "Режим дня и личная гигиена человека" 10 класс
технологическая карта урока по ОБЖ и физ-ре...
технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс
Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока английского языка по теме "Права человека" (учебник Биболетовой М.З., 9 класс)
Формирование коммуникативных умений учащихся по теме "Права человека"....
Технологическая карта урока по обществознанию " Образование в жизни человека".
Технологичская карта урока...
Технологическая карта урока по обществознанию на тему "Деятельность человека"
Технологическая карта, разработанная для проведения урока по общестознанию в 6-х классах, поможет учителю провести свой урок методически правильно, а также вызвать положительные эмоции у обучающихся о...