Технологическая карта урока по обществознанию на тему "Деятельность человека"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Технологическая карта, разработанная для проведения урока по общестознанию в 6-х классах, поможет учителю провести свой урок методически правильно, а также вызвать положительные эмоции у обучающихся от урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx390.14 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки:

Учитель истории и обществознания

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №79 Калининского района Санкт-Петербурга;

Рудь Анастасия Сергеевна

Тема урока: «Деятельность человека»

Предмет: обществознание

Класс: 6.

Санкт-Петербург,

2021 г.

Оглавление

Методическая разработка урока «Деятельность человека»

  1. Цель урока                                                                                     Стр.3
  2. Планируемые образовательные результаты…………...………Стр.3
  3. УУД………………………………………………………...…...Стр.3-4
  4. Ход урока……………………………………………………...Стр.5-11
  5. Список литературы………………………………………………Стр.12

Цель урока: получить знания о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

-познакомить обучающихся с разными видами деятельности человека;

-выявить отличительные черты разных видов деятельности человека;

-развивать умение соотносить теоретический материал с его практическим применением;

-работать над формированием новых понятий и терминов;

-развивать коммуникационные навыки обучающихся;

-совершенствовать навыки внимательности и наблюдательности при решении практических задач;

-контролировать свои успехи на уроке;

-развивать самостоятельную позицию школьника по отношению к изучаемому объекту;

-формирование целостного, уважительного отношения к ответам другим обучающимся.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

-научиться отличать разные виды деятельности человека;

-уметь сравнивать, обобщать факты;

-давать определения понятиям.

-планировать и ставать цели на уроке «обществознания»;

-уметь оценивать степень достижения поставленных целей через самооценку;

-уметь признавать и исправлять свои ошибки в теории и в практике;

-понимать и принимать позицию другого;

-уметь работать в команде;

-находить способы налаживания личных контактов при работе в мини-группах;

-добиваться поставленных целей;

-аргументированно отстаивать свою позицию и уважительно относиться к ответам другим.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Основные понятия, изучаемые на уроке: деятельность, мотив, цель, объект, субъект, потребность.


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

  1. Организационное начало урока

-Добрый день, ребята!

-Садитесь на свои места, на парте должны лежат только учебник по обществознанию, рабочая тетрадь, словарик, пенал и дневник.

- Какими недельными мировыми или российскими новостями вы хотите со мной, с классом поделиться сегодня?

(Ученики по желанию от урока к уроку исследуют новостные сводки из средств массовой информации и готовят перечень новостей, касающихся темы «общества», «социальной жизни». В конце четверти самым активным выставляются дополнительные отметки) 

Обучающиеся, находясь возле рабочих мест, приветствуют учителя. Организуют рабочие пространства.

Делятся своими списками новостей, происходящими в мире. Обсуждают и высказывают свое мнение.

  1. Мотивационный этап

-Ребята, вспомните, пожалуйста, чем вы занимались вчера целый день. Составьте краткий список этих действий.

-Давайте вместе послушаем. Что у вас получилось.

(Учитель предлагаем 3-4 ученикам зачитать список своих дел).

- Предположите, каким словом можно определить все ваши дела.

- Молодцы! Вы верно подобрали слова. И сегодня на уроке мы с вами поговорим о деятельности человека. Тема урока «Деятельность человека».

- Каждый урок мы с вами работаем с тезаурусом. И основные понятия урока следующие: деятельность, потребность, мотив, цель, средства, объект, субъект, результат.

Самостоятельно решают учебную задачу.

Выборочно оглашают свои результаты.

Обучающиеся по поднятой руке определяют обобщающее понятие.

Обучающиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь. Открывают словарик по обществознанию и выписывают термины урока с доски.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии

На доске изображение первобытного человека и животного.

Вопросы: «Можете ли вы мне назвать отличительные черты человека от животного»?

«А точно ли первобытный человек – это не животное»?

Ответы учащихся с аргументаций

  1. Выявление места и причины затруднения

- Давайте откроем учебник на странице 10 и выпишем определение «деятельности» в словарик.

Деятельность – это активность человека, в ходе которой он изменяет окружающий мир и меняется сам.

(Проверяет правильность выполненного задания).

Выписывают определение.

Проверяют запись.

  1. Построение проекта выхода из затруднений

Известный французский писатель Морис Баррес писал: «Каждому человеку соответствует определённый род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье». Вы согласны с этим высказыванием? Как вы понимаете это высказывание? Что означает «полезный род деятельности»? «Что такое деятельность»?

(Соглашается с ответами или корректирует их).

Обучающиеся слушают высказывание. Предлагают  варианты ответов на вопросы, формулируют задачи урока: научиться отличать разные виды деятельности

  1. Реализация проекта

-Ребята, а как вы думаете, можно в жизни ничем не заниматься? (Учитель подводит обучающихся к тому, что человек постоянно осознанно или неосознанно занят делом).

Деятельность начинается с наших потребностей. Что такое потребность?

Потребность – это нужда человека в чем-либо.

 Какие потребности у вас есть? (Выслушивает ответы учеников)

 С помощью учебника составьте схему разновидностей потребностей.

- Давайте вместе наглядно представим деятельность в виде прямой с пятью равными частями.

- С помощью учебника на стр.11 определите название первого элемента деятельности. Выйдете к доске и подпишите отрезок.

- Мы с вами заполнили эту схему. Молодцы! А теперь давайте вернемся к нашему списку вчерашних дел. Предлагаю самостоятельно расписать любую вашу деятельность по элементам деятельности. У вас должно быть пять пунктов.

(Выслушивает выборочные ответы учащихся, соглашается или корректирует их).

Учитель делит класс на мини-группы по четыре человека и дает задание:

начертить таблицу на тему «Виды деятельности» и с помощью учебника заполнить ее.

Виды деятельности

Характеристика

Примеры

Игра

Учение

Труд

Общение

Учитель выступает в роли наставника: включенно наблюдает за работой в классе и помогает разрешить возникшие затруднения.

Далее учитель проверяет результаты учащихся.

Формулируют свои предположения.

Выборочно отвечают. Записывают определение в словарик терминов по обществознанию.

Решают учебную задачу.

Выборочно подходят и заполняют схему на доске.

Решают учебную задачу.

Получают задания и работают в своих группах.

Представляют свои работы. Дискутируют. Конструктивно критикуют полученные результаты других групп.

  1. Включение в систему знаний и повторения

Организовывает устную фронтальную работу с классом по вопросу: докажите, что человек постоянно что-либо делает. Приведите примеры героев из литературы, сказок, былин, легенд, а также примеры из  личного опыты.

Отвечают на вопрос, используя новые термины урока. Повторяют пройденный материал.

  1. Этап контроля

Учитель беседует с классом по предложенным вопросам:

1.        Что такое «деятельность»?

2.        Как вы думаете, что является условием успешной деятельности?

3.        Почему данные виды деятельности являются основными?

4.        Как бы вы усовершенствовали свою учебную деятельность?

-Заполните до конца словарик терминов. Учитель проверяет.

Дискутируют, отвечают на поставленные вопросы. Письменно формулируют недописанные определения урока. Отвечают.

  1. Этап инструктажа учащихся по выполнению домашнего задания

Откройте дневники и запишите задание на дом: параграф 2, повторить термины урока.

По желанию (на дополнительную отметку):

1. Создать красочную интеллект-карту на тему «Деятельность»;

2. Или: разработать несколько вопросов на тему «Деятельность человека», придумайте ответы. Опросите родителей и друзей, на основе полученные результатов составьте диаграмму.

Записывают домашнее задание в дневник.

  1. Рефлексия

-Мы сегодня с вами говорили о важных вещах, которые касаются нас в повседневной жизни.

-Я бы хотела, чтобы вы сегодня сами оценили свою работу. Предлагает провести самооценку на основе критериев:

Ученики выбирают эмодзи по настроению:

1.        Смайлик, который улыбается;

2.        Смайлик, который грустит;

3.        Смайлик, который недоумевает.

Каждый смайлик подразумевает под собой три кратких ответа: «я смог…», «у меня не получилось…», «я попытаюсь…»

- Спасибо за урок. До следующей недели.

Проводят устную самооценку. Делятся своими эмоциями от урока

 


Список литературы:

  1. Котова О. А. Обществознание. Методическое пособие для учителя к учебнику О. А. Котовой и др. «Обществознание. 6 класс» / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — М. : Просвещение, 2020 —68 с. — 978-5-09-076428-5.
  2. Обществознание. 6 класс: тетрадь - тренажёр. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.А. Котова Т.Е Лискова. - М.: Просвещение, 2020, - 112с.: ил.-(Сферы).
  3. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций [Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. Е. Лискова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2020 — 111 с. — ISBN 978-5-09-037954-0.
  4. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ О.А. Котова Т.Е Лискова. - М.: Просвещение, 2020 - 79 с.: ил.- (Сферы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обществознанию в 5 классе " Положение человека в обществе"

Технологическая карта "Положение человека вобществе" .5 класс ФГОС с примененим Сингапурской структуры обучеия...

Конспект урока + презентация + технологическая карта урока по обществознанию "Сфера духовной жизни"

Разработка урока обществознания к учебнику Боголюбова для 8 класса. Представлен подробный конспект, красочная презентация и весь дополнительный материал....

Технологическая карта урока по теме: "Будить в человеке Человека" (по повести Ф. Абрамова Поездка в прошлое)

Урок-исследование с использованием технологии развития критического мышления «Пирамида»....

Технологическая карта урока по обществознанию по теме "Человек славен добрыми делами".

Урок "Человек славен добрыми делами" является составной частью курса "Нравственные основы жизни"....

Технологическая карта урока по обществознанию «Апологеты экономических Систем. Кто прав?» Инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборации.

Урок-дебаты: инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборацииВ учебном  процессе школьные дебаты являются инновационной образовательной технологией...