Разработка урока литературы в 5 классе по Пушкину
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Первый урок по творчеству Пушкина в 5м классе. Работа в творческих группах по изучению биографии поэта (детство и лицейские годы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._pushkin.docx | 374.25 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока литературы в 5а классе
Тема: А.С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».
Цель: познакомить ребят с фактами биографии А.С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века; формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с текстом и иллюстрациями; воспитывать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего урока. Сегодня на уроке мы поработаем в творческих группах. А наш урок станет коллективным делом. От каждого из вас понадобится внимательность, сосредоточенность и ответственность. У нас 4 команды. В каждой команде есть капитан, который будет следить за работой всей группы, отвечать, а также оценивать роль каждого участника в общей работе. Я хочу, чтобы вы запомнили правила (смайлы на доске):
- Не перебивая, слушаем друг друга;
- Не выкрикиваем с места;
- Уважаем мнение другого, даже если оно не совпадет с вашим.
- Определение темы урока
(работа с карточками в команде, кто быстрее справится)
Выполните задания
1.Зачеркни все буквы, которые могут обозначать звонкие согласные звуки:
Б Д З П Р
2. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных: Ё Ю У Я И
3. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Ш Ч Щ Й
4. Зачеркни согласные, которые всегда звонкие: Р, К, Л, М, Н.
5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука: Я Е Ё И Ю
6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые: Ш Н Ж Ц
-Какое слово получилось?
- Стадия вызова – актуализация знаний (вывешивается портрет поэта)
Игра в ассоциации – составить рассказ о писателе по 5и словам: няня, Москва, книги, лицеисты, прадед.
(варианты рассказов от групп)
- А узнаем, насколько вы были близки к правде в своих рассказах, после работы с текстом.
- Рассчитаться в группе на 4 (1,2,3, 4) , запомнить свой номер. Каждый из вас получает только часть текста, соответствующую вашему номеру. Ваша задача – прочитать текст, а потом суметь пересказать его своей команде. Поработайте внимательно со своим текстом, можете выделить главное, составить план или схему, или рисунок, то, что вам поможет хорошо запомнить текст и главное – потом поделиться своими знаниями с другими.
- Самостоятельная работа с текстом.
- Переход. Обсуждение одинаковых текстов за общим столом.
- Возвращение в свои группы. Рассказ по очереди.
(Работа в тетрадях, составление кластера)
- Воспроизведение всего текста (выступление групп)
- Возвращение к ключевым словам.
- Знакомство со стихотворением «Няне». Организация домашнего задания.
- О дальнейшей судьбе Пушкина, его испытаниях и трудностях в жизни мы с вами узнаем на следующих уроках, в следующих классах. А сейчас мы послушаем стихотворение «Няне», ей он посвятил не одно свое стихотворение. После прослушивания вы должны будете заполнить таблицу – анализ стихотворения, куда впишите, основную мысль, тему, настроение, образ героини… У каждого из вас своя таблица. А следующий урок мы начнем с вам с составления общего анализа стихотворения на основе ваших таблиц. На дополнительную оценку – выучить наизусть, а вернее, вспомнить, так как вы его уже учили
10. Подведение итогов – выставление оценок за урок.
ТЕКСТ
1. Жизнь Александра Сергеевича Пушкина началась в Москве – сердце России. В 1799 году 6 июня в старинной дворянской семье, у Сергея Львовича Пушкина и супруги его, Надежды Осиповны, в доме на Немецкой улице, родился сын, которому дали имя Александр. Это и был будущий великий писатель А.С. Пушкин. Род Пушкиных – древний: родословная их идёт со времён Александра Невского. Пушкины были известны и при Иване Грозном, и во времена Петра, и Екатерины Второй.
От прадеда по матери, будущий поэт унаследовал, отчасти, внешность, — смуглый цвет лица, курчавые волосы.
Ребёнком до семи, восьми лет Пушкин почти ничем не выделялся; был молчалив, не любил шумных игр; был сосредоточен и наблюдателен, любил слушать в безмолвной тиши рассказы бабушки и сказки няни, Арины Родионовны. Бабушка и няня его баловали и были по душе ближе отца и матери, так как родители не особенно ласкали его.
2. Александр – мальчик достаточно замкнутый, жил в родительском доме в стороне от всех. Он быстро научился читать и просиживал часто целыми днями, читая книги, в основном, французских писателей. Мальчик так увлёкся произведениями этих писателей, что начал писать сам довольно звучные французские стихи. У него была отличная память, и, по словам брата его Льва, на одиннадцатом году знал наизусть почти все французские книги из библиотеки отца.
Был у Александра и особый интерес. Часто дом Пушкиных посещали известные писатели и поэты (Жуковский, Карамзин, Дмитриев, Батюшков). Их речи были интересны юному Пушкину, он, с книгой в руках, внимательно прислушивался к их неторопливым речам.
Детские годы Пушкина – это особая страничка в его жизни. Будущий великий поэт уже в детстве много читал и много знал. Великолепно владел французским языком, с гувернанткой-немкой изучал немецкий, с гувернанткой-англичанкой — английский язык. Он писал стихи, и разыгрывал перед сестрой Ольгой маленькие комедии.
3. На двенадцатом году жизни дядя поэта, Василий Львович, отвёз Александра Пушкина в Санкт-Петербург для определения его в новый, только что открывшийся, Царскосельский лицей. Закончил Лицей будущий поэт в 1817 году. Годы, проведённые Пушкиным в Лицее, были сложными (приходилось приложить немало усилий, осваивая математику), но счастливыми. Лицеисты изучали русский, латинский, немецкий и французский языки, риторику, литературу, историю, естественные науки и математику, «изящные искусства», занимались гимнастикой, танцами, фехтованием и верховой ездой. Особое внимание уделялось воспитанию нравственных качеств — благородства, чувства долга и собственного достоинства. Каждому из мальчиков полагалась отдельная комната, телесные наказания запрещались. Обучение длилось шесть лет
Лицейское образование приравнивалось к университетскому.
4. Годы, проведенные в лицее, оказали огромное влияние на Пушкина. В лицее он обрел самых близких друзей: Кюхельбекера, Дельвига, Пущина. Друзья любили Пушкина за доброту, отзывчивое сердце, легкость, остроумие. Почти все лицеисты имели прозвища, которые иногда говорили о них больше, чем самые подробные характеристики. У Пушкина их было целых три. За безупречное владение французским языком его называли Французом; за непоседливость и говорливость — Сверчком; за частые ссоры, гримасничанье и подвижность — Смесью Обезьяны с Тигром.
В лицее Пушкин опубликовал и первое стихотворение. Оно появилось в журнале «Вестник Европы» летом 1914 года и называлось « Другу-стихотворцу» Уже в лицейские года он стал признанным поэтом.
Выполните задания
1.Зачеркни все буквы, которые могут обозначать звонкие согласные звуки:
Б Д З П Р
2. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных: Ё Ю У Я И
3. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Ш Ч Щ Й
4. Зачеркни согласные, которые всегда звонкие: Р, К, Л, М, Н.
5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука: Я Е Ё И Ю
6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые: Ш Н Ж Ц
-Какое слово получилось?
Выполните задания
1.Зачеркни все буквы, которые могут обозначать звонкие согласные звуки:
Б Д З П Р
2. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных: Ё Ю У Я И
3. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Ш Ч Щ Й
4. Зачеркни согласные, которые всегда звонкие: Р, К, Л, М, Н.
5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука: Я Е Ё И Ю
6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые: Ш Н Ж Ц
-Какое слово получилось?
Выполните задания
1.Зачеркни все буквы, которые могут обозначать звонкие согласные звуки:
Б Д З П Р
2. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных: Ё Ю У Я И
3. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Ш Ч Щ Й
4. Зачеркни согласные, которые всегда звонкие: Р, К, Л, М, Н.
5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука: Я Е Ё И Ю
6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые: Ш Н Ж Ц
-Какое слово получилось?
Выполните задания
1.Зачеркни все буквы, которые могут обозначать звонкие согласные звуки:
Б Д З П Р
2. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных: Ё Ю У Я И
3. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Ш Ч Щ Й
4. Зачеркни согласные, которые всегда звонкие: Р, К, Л, М, Н.
5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука: Я Е Ё И Ю
6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые: Ш Н Ж Ц
-Какое слово получилось?
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
Тема стихотворения (о чем?) | Настроение стихотворения | Цвета, образы, картины | Лирическая героиня – няня (какая она?) | Основная мысль стихотворения |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
Тема стихотворения (о чем?) | Настроение стихотворения | Цвета, образы, картины | Лирическая героиня – няня (какая она?) | Основная мысль стихотворения |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
Тема стихотворения (о чем?) | Настроение стихотворения | Цвета, образы, картины | Лирическая героиня – няня (какая она?) | Основная мысль стихотворения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....
Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...
Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы 6 класс Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....