Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс)

Смирнова Наталья Николаевна

Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическое воспитание30.97 КБ

Предварительный просмотр:

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

        

Доклад по теме:

«Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы».

Подготовила: Смирнова Н.Н.

Преподаватель русского языка и литературы

г. Тарко-Сале, 2019 г.

Экологического воспитание на уроках русского языка и литературы

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу

 или городу – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого –

 с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране –

к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре».

Д.С. Лихачев.

Экологическая культура подрастающего поколения – это составная часть общей культуры общества. Ее формирование и воспитание протекает чаще всего незаметно, ненавязчиво, начиная с раннего детского возраста, заканчивая периодом взросления, становления личности.

Формирование  у  студентов  ответственного  отношения  к  природе  –  сложный  и длительный процесс, но он необходим, так  как будущее  планеты  зависит  от желания  трудиться  на  пользу  природы. Поэтому цель экологического воспитания, на мой взгляд, заключается в том, чтобы донести до студентов осознание того, что судьба человечества связана с окружающей средой и полностью зависит от состояния природы.

Методов и способов работы над экологическим воспитанием на уроках русского языка и литературы множество: это и диктанты, и сочинения, анализ повестей, рассказов, стихотворений экологического характера, задания на экологическую тему.

Усваивая лингвистический материал в виде языковых норм, студенты работают с предметным материалом, который представлен в виде текстов (художественных, учебных, публицистических, официально - деловых), содержащих экологическую информацию.  Это тексты о природе, с проблемными вопросами, требующие решения, обучающие умению делать собственные выводы. Например, при изучении публицистического стиля в качестве домашнего задания может послужить подбор материалов из местных газет об экологии города и района и предложение самостоятельно написать статью на экологическую тему.

Уроки русского языка и литературы играют  огромную роль в экологическом воспитании, на которых, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.

Я хотела бы познакомить вас с фрагментом  урока, и на примере показать, каким образом можно выстроить  работу по экологии на уроках литературы и русского языка. Например, при изучении  стихотворений в прозе И.С.Тургенева.

Эпиграфом к уроку, на мой взгляд, подойдут слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».

Эти строки очень эмоциональны, и помогут побудить студентов к чувственному обсуждению эпиграфа. Обучающие прекрасно понимают, наверное, к чему может привести  такая психология.  И вот к такому выводу можно прийти, обсудив слова Антуана де Сент-Экзюпери:  все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед человеком, который забыл, что сам является её скромной частицей.

В рамках этого урока может рассматриваться стихотворение И. С. Тургенева «Природа».

Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет.

По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу.

Я тотчас понял, что эта женщина – сама Природа, – и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.

Я приблизился к сидящей женщине – и, отдав почтительный поклон:

– О наша общая мать! – воскликнул я. – О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?

Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись – и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.

– Я думаю о том, как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено… Надо его восстановить.

– Как? – пролепетал я в ответ. – Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети?

Женщина чуть-чуть наморщила брови:

– Все твари мои дети, – промолвила она, – и я одинаково о них забочусь – и одинаково их истребляю.

– Но добро… разум… справедливость… – пролепетал я снова.

– Это человеческие слова, – раздался железный голос. – Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон – и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь – я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся – и не мешай мне!

Я хотел было возражать… но земля кругом глухо застонала и дрогнула – и я проснулся.

Август, 1879

Прочитав это стихотворение, можно попробовать вместе со студентами  проанализировать его. Для этого дать им следующие направляющие вопросы:

 – Как вы понимаете значение слова «храмина»?

(В словаре В.И.Даля указано: храмхрамина, стар. Хоромы– жилой дом. Храм – церковь. У Тургенева соединяются два смысла: «жилой дом» и «церковь». Храмина – это Дом Природы и в то же время святое место, церковь.)

- Какой видит лирический герой природу? ( величавая женщина, погруженная в глубокую думу, общая мать, с темными глазами и зычным голосом, т.е. герой осознает величие природы)

Как вы понимаете слово «Благоговейный? - Подберите синоним к слову «благоговейный». Что значит «благоговеть»? (Преклоняться, боготворить, поклоняться).

- Когда лирический герой понял, что перед ним Природа, почему его объял «Благоговейный страх»?

- Как  человек  сначала видел свое место в природе? (Но разве мы, люди, не любимые твои дети?)

Чем объясняется равнодушие Природы к человеку и даже её угрожающий вид по отношению к нему? 

- Какое место человеку отводит сама природа? ( Я тебе дала жизнь – я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся – и не мешай мне!)

- Чем отличаются законы человеческой жизни от природных? ( Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон – и что такое справедливость?)

В результате анализа студенты придут к выводу о том, что природа живет по своим законам, люди – по другим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Убивая природу, человек убивает себя…

В творчестве  И.С.Тургенева природа является душой России. Не только в стихотворении «Природа» прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые «Записки охотника».

        Похожий взгляд на природу есть и у  Виктора Астафьева. Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.

Произведение «Прощание с Матёрой» В.Г.Распутина может служить наглядным примером неравнодушного отношения к родной природе. Известны и другие его публикации на экологическую тему (цикл повестей о Байкале). В одном ряду с В.Распутиным можно поставить Ч.Айтматова. В произведении «Плаха» он через образ волка показывает отношение людей к природе.

Эти произведения побуждают читателей задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление.

Экологическая тема нашла отражение не только в прозе и публицистике, но и в поэзии. Такие поэты как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютсчев, А.А.Фет, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, В.Фёдоров  и другие, затрагивали в своих произведениях проблемы отношения человека и  природы. Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Читая их прекрасные творения, учишься видеть прекрасное вокруг себя, а через это и любить родную природу, родину, дом,  ценить родовые и семейные ценности.

Я считаю, что благодаря таким занятиям, урокам, мероприятиям формируется духовно богатая, высоконравственная личность, подлинный патриот и гражданин России, любящий свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, ответственный за свои поступки, владеющий лингвистическими, экологическими знаниями, осознающий красоту, выразительность и эстетические возможности родной речи, понимающий, что природа – это первооснова красоты и величия, что любить природу – значит творить добро.

И завершить наш разговор я хочу стихотворением Е.Шкловского «Ты береги нас», с которым я обязательно знакомлю студентов, когда мы поднимаем тему бережного отношения к  природе.

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу».

Список литературы:

  1. Влодавская Е.А., Куманяева А.Е. Изложения по русскому языку, М.: «Экзамен», 2015г.
  2. Дейкина А.Д. «Обучение и воспитание на уроках русского языка» Москва, «Просвещение», 2002г.
  3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. «Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе». М., «Просвещение», 1995г.
  4. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. –  15-е изд., стер. – М.: - 2017г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.

Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной  связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответст...

Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...

Выступление на педагогическом совете "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педагогическом совете  "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"...

Педагогические чтения. Доклад на тему: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Обмен опытом по заявленной теме: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»...

Педагогические чтения. Доклад на тему: "Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы"

Функциональная грамотность важна для каждого предмета и области науки....