Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс)
Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическое воспитание | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Доклад по теме:
«Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы».
Подготовила: Смирнова Н.Н.
Преподаватель русского языка и литературы
г. Тарко-Сале, 2019 г.
Экологического воспитание на уроках русского языка и литературы
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу
или городу – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого –
с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране –
к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре».
Д.С. Лихачев.
Экологическая культура подрастающего поколения – это составная часть общей культуры общества. Ее формирование и воспитание протекает чаще всего незаметно, ненавязчиво, начиная с раннего детского возраста, заканчивая периодом взросления, становления личности.
Формирование у студентов ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы. Поэтому цель экологического воспитания, на мой взгляд, заключается в том, чтобы донести до студентов осознание того, что судьба человечества связана с окружающей средой и полностью зависит от состояния природы.
Методов и способов работы над экологическим воспитанием на уроках русского языка и литературы множество: это и диктанты, и сочинения, анализ повестей, рассказов, стихотворений экологического характера, задания на экологическую тему.
Усваивая лингвистический материал в виде языковых норм, студенты работают с предметным материалом, который представлен в виде текстов (художественных, учебных, публицистических, официально - деловых), содержащих экологическую информацию. Это тексты о природе, с проблемными вопросами, требующие решения, обучающие умению делать собственные выводы. Например, при изучении публицистического стиля в качестве домашнего задания может послужить подбор материалов из местных газет об экологии города и района и предложение самостоятельно написать статью на экологическую тему.
Уроки русского языка и литературы играют огромную роль в экологическом воспитании, на которых, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.
Я хотела бы познакомить вас с фрагментом урока, и на примере показать, каким образом можно выстроить работу по экологии на уроках литературы и русского языка. Например, при изучении стихотворений в прозе И.С.Тургенева.
Эпиграфом к уроку, на мой взгляд, подойдут слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».
Эти строки очень эмоциональны, и помогут побудить студентов к чувственному обсуждению эпиграфа. Обучающие прекрасно понимают, наверное, к чему может привести такая психология. И вот к такому выводу можно прийти, обсудив слова Антуана де Сент-Экзюпери: все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед человеком, который забыл, что сам является её скромной частицей.
В рамках этого урока может рассматриваться стихотворение И. С. Тургенева «Природа».
Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет.
По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу.
Я тотчас понял, что эта женщина – сама Природа, – и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.
Я приблизился к сидящей женщине – и, отдав почтительный поклон:
– О наша общая мать! – воскликнул я. – О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?
Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись – и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.
– Я думаю о том, как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено… Надо его восстановить.
– Как? – пролепетал я в ответ. – Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети?
Женщина чуть-чуть наморщила брови:
– Все твари мои дети, – промолвила она, – и я одинаково о них забочусь – и одинаково их истребляю.
– Но добро… разум… справедливость… – пролепетал я снова.
– Это человеческие слова, – раздался железный голос. – Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон – и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь – я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся – и не мешай мне!
Я хотел было возражать… но земля кругом глухо застонала и дрогнула – и я проснулся.
Август, 1879
Прочитав это стихотворение, можно попробовать вместе со студентами проанализировать его. Для этого дать им следующие направляющие вопросы:
– Как вы понимаете значение слова «храмина»?
(В словаре В.И.Даля указано: храм, храмина, стар. Хоромы– жилой дом. Храм – церковь. У Тургенева соединяются два смысла: «жилой дом» и «церковь». Храмина – это Дом Природы и в то же время святое место, церковь.)
- Какой видит лирический герой природу? ( величавая женщина, погруженная в глубокую думу, общая мать, с темными глазами и зычным голосом, т.е. герой осознает величие природы)
- Как вы понимаете слово «Благоговейный? - Подберите синоним к слову «благоговейный». Что значит «благоговеть»? (Преклоняться, боготворить, поклоняться).
- Когда лирический герой понял, что перед ним Природа, почему его объял «Благоговейный страх»?
- Как человек сначала видел свое место в природе? (Но разве мы, люди, не любимые твои дети?)
- Чем объясняется равнодушие Природы к человеку и даже её угрожающий вид по отношению к нему?
- Какое место человеку отводит сама природа? ( Я тебе дала жизнь – я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся – и не мешай мне!)
- Чем отличаются законы человеческой жизни от природных? ( Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон – и что такое справедливость?)
В результате анализа студенты придут к выводу о том, что природа живет по своим законам, люди – по другим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Убивая природу, человек убивает себя…
В творчестве И.С.Тургенева природа является душой России. Не только в стихотворении «Природа» прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые «Записки охотника».
Похожий взгляд на природу есть и у Виктора Астафьева. Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.
Произведение «Прощание с Матёрой» В.Г.Распутина может служить наглядным примером неравнодушного отношения к родной природе. Известны и другие его публикации на экологическую тему (цикл повестей о Байкале). В одном ряду с В.Распутиным можно поставить Ч.Айтматова. В произведении «Плаха» он через образ волка показывает отношение людей к природе.
Эти произведения побуждают читателей задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление.
Экологическая тема нашла отражение не только в прозе и публицистике, но и в поэзии. Такие поэты как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютсчев, А.А.Фет, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, В.Фёдоров и другие, затрагивали в своих произведениях проблемы отношения человека и природы. Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Читая их прекрасные творения, учишься видеть прекрасное вокруг себя, а через это и любить родную природу, родину, дом, ценить родовые и семейные ценности.
Я считаю, что благодаря таким занятиям, урокам, мероприятиям формируется духовно богатая, высоконравственная личность, подлинный патриот и гражданин России, любящий свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, ответственный за свои поступки, владеющий лингвистическими, экологическими знаниями, осознающий красоту, выразительность и эстетические возможности родной речи, понимающий, что природа – это первооснова красоты и величия, что любить природу – значит творить добро.
И завершить наш разговор я хочу стихотворением Е.Шкловского «Ты береги нас», с которым я обязательно знакомлю студентов, когда мы поднимаем тему бережного отношения к природе.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу».
Список литературы:
- Влодавская Е.А., Куманяева А.Е. Изложения по русскому языку, М.: «Экзамен», 2015г.
- Дейкина А.Д. «Обучение и воспитание на уроках русского языка» Москва, «Просвещение», 2002г.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. «Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе». М., «Просвещение», 1995г.
- Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – 15-е изд., стер. – М.: - 2017г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.
Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответст...
Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...
Выступление на педагогическом совете "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педагогическом совете "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"...
Педагогические чтения. Доклад на тему: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»
Обмен опытом по заявленной теме: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»...
Педагогические чтения. Доклад на тему: "Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы"
Функциональная грамотность важна для каждого предмета и области науки....