Технология эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.
статья по литературе на тему
Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответственного отношения к природе.Следовательно, основная задача учителя - вводить экологический материал в разные уроки, в том числе и в уроки русского языка и литературы. Ведь на любом уроке решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому урок даёт больше возможности для формирования у школьников умения сопереживать всему живому: растениям, птицам, животным, человеку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Маликова Миляуша Маскаповна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского муниципального района РТ
Тема статьи: Технология эколого – нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.
« Через красивое – к человечному - такова
закономерность воспитания»
В.А.Сухомлинский.
В отношении между людьми всегда ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры.
Известный русский педагог И.Ф.Харламов считал, что нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде. Нравственное воспитание объединяет таким образом патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание.
Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответственного отношения к природе. Это очень сложный и длительный процесс, в то же время необходимый, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны эти качества. Следовательно, основная задача учителя - вводить экологический материал в разные уроки, в том числе и в уроки русского языка и литературы. Ведь на любом уроке решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому урок даёт больше возможности для формирования у школьников умения сопереживать всему живому: растениям, птицам, животным, человеку.
Элементы технологии экологического воспитания имеют место на любом этапе урока.
Я считаю, экологическое образование и воспитание на уроках русского языка целесообразно начинать с формирования экологической грамотности. Учитывая возрастные особенности своих учеников, на уроках применяю стихи, пословицы, поговорки, загадки, фразеологические обороты с экологической тематикой. Задания такого типа, как объяснить значение пословиц «Возле леса жить - голода не видать», «Лес - друг человека», «Птичке ветка дороже золотой клетки», заставляют детей задуматься над проблемами отношения к животному и растительному миру.
В среднем звене школьников нужно учить понимать экологические тексты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности детей, их экологической грамотности. Это диктанты, изложения, сочинения, содержащие сведения о живой природе. Такой вид работы помогает учителю не только проверить знания учащихся, но и побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Анализ программ и учебников русского языка для национальных школ под издательством «Магариф» показывает, что данный предмет обладает большим нравственно – экологическим потенциалом. Система подбора текстов, творческих заданий к ним не оставит равнодушными учащихся 5-9 классов. Высокий эмоциональный настрой, заданный авторами УМК, пробуждает у школьника желание не только знать об экологических проблемах, но и пытаться решать их в силу своего возраста. Используя упражнения на основе текстов А.И.Куприна, М.М.Пришвина, И.Соколова-Микитова, И.А.Бунина, на каждом уроке веду работу по экологическому воспитанию.
После анализа текстов ученики сами пишут заметки в школьную газету. Темы могут быть разные, например, «Берегите лес!», «Войти в лес другом», «Наши меньшие братья» и другие.
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых ученики пишут сочинения по репродукциям картин И.И.Шишкина («Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Рубка леса») И.И.Левитана («Золотая осень»), А.И.Куинджи («Берёзовая роща»).
Большими возможностями для экологического образования обладают уроки литературы, на которых особое внимание уделяется изучению произведений об отношениях человека к природе.
Хорошим материалом для уроков экологической направленности в 5-7 классах служат стихотворения Игоря Северянина «О чём шепчет парк?» и «В парке плакала девочка». Прослушав эти стихотворения, дети начинают внимательнее присматриваться ко всему, что живёт вокруг них.
Ещё в конце 19 века Достоевский, Чехов, Мамин - Сибиряк и другие стали писать о варварском отношении к природе. Многое сделали для природы К.Г.Паустовский, В.И.Белов, М.М.Пришвин.
В 50-е годы прошлого века открывает «художественную» экологию Л.Леонов своим романом «Русский лес». Он уговаривает, убеждает: «Нет, пожалуй, в русской природе поры чудесней, чем эти весенние предвечерья…, лес совсем прозрачный, без теней…»
В 11 классе, изучая произведение В.Астафьева «Царь-рыба», ученики встречаются с браконьерами, нарушающими запреты на охоту и рыбную ловлю, готовых ради плана разорить всю тайгу. Этот цикл рассказов – крик души самого автора против зла по отношению к природе. Никого из учащихся не оставят равнодушным его слова: «Земля уже нуждается в нашей помощи. Нам, людям, пора не только рубить, а и садить, нам уже не надо хвастаться тем, что мы - покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли».
В.Распутин был в числе тех, кто поднял свой голос против поворота северных рек. В повести «Прощание с Матёрой» он рисует страдания людей, вынужденных покидать свою родину, потому что кто-то решил на реке построить ГЭС. А десятки деревень обречены быть затопленными.
Бедственное положение окружающей среды - одно из актуальных тем современности. Ч.Айтматов в своём произведении «Плаха» обращается к этой проблеме. Этот роман-призыв осознать свою ответственность за всё, что беспечно разрушено человеком в природе.
В заключение хочу сказать, в данной статье я рассмотрела лишь некоторые направления своей работы. Но я уверена, что наши уроки помогут нам воспитать активного защитника природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...
Гражданско-правовое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Из опыта работы учителя. Организация работы по гражданско-правовому воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в гимназии»....
Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...
Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....
Статья. Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Воспитание нравственности всегда становилось во главу угла системы формирования подрастающего поколения. Нравственному развитию личности придается первостепенное значение. Мо...