Тема урока: «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Материалы к уроку по литературе 5 класс "Мир глазами ребенка в рассказе "Никита" (беда и радость; злое о доброе начало в окружающем мире).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ход урока | 27.94 КБ |
презентация | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире».
Цели:
-знакомство с некоторыми фактами биографии А.П.Платонова, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения писателя;
-воспитание интереса к жизни и творчеству А.П. Платонова;
-выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
-формирование навыка исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями учебника, умения выделять главное в прослушанном сообщении.
Ход урока
1.Приветствие.
2.Актуализации темы
Чтение высказываний, записанных на доске.
Если душу человека лишить красоты (внешней, и особенно внутренней: мыслей и мечтаний), то жизнь человека станет безрадостной и несчастной.
Умение мечтать красиво, увлеченно, ярко, всем сердцем – высокое творчество ума и сердца.
Умеющий увлеченно мечтать и воображать умеет летать душой.
Слово учителя.
Все, новое, необычное и интересное придумывают те люди, которые любят мечтать и имеют хорошее воображение. Умение мечтать и воображать помогает человеку в делах и устремляет к действиям. Умеете ли вы мечтать?
Сила мечтаний и воображения разные. Если вы полюбите мечтать, то воображение усиливается, картинки в голове становятся как настоящие, тогда в голове рисуется волшебная страна, в которой исполняется любое ваше желани
Вот и писатель Андрей Платонович Платонов тоже умел мечтать и творить. Слайд 1
Давайте познакомимся с писателем.
Инсценирование. Интервью с писателем : один учащийся играет роль
А.П.Платонова, другой выступает в роли журналиста.
Журналист:
-Андрей Платонович, скажите, пожалуйста, где вы родились?
Писатель:
- Моя настоящая фамилия – Климентов. Слайд 2. Родился в слободе Ямской при самом Воронеже., в семье железнодорожных мастерских. Уже 10 лет тому назад Ямская чуть отличалась от деревни. Деревню же я любил до слез, не видя ее до 12 лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри…. Не дома, а хаты, куры, сапожники…
Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я –старший сын-один работник, кроме отца. Отец же, слесарь,не мог кормить такую орду.
Кроме поля, матери и колокольного звона, я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий гудок. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится.
Журналист:
- Где вы учились?
Писатель:
-Учился я в церковно-приходской школе, затем в городском училище. В 15 лет начал работать, сменил несколько прфессий - был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем, мелиоратором, помощником машиниста, участвовал в злектрофикации Воронежской губернии.
Журналист:
-Андрей Платонович, когда вы стали заниматься литературным творчеством?
Писатель:
Будучи подростком я писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах.
Третья ученица поднимает руку:
- Я немного знакома с вашим творчеством. В 4 классе мы читали ваши пароизведения.Также я знаю одно ваше стихотворение. Можно я прочту стихотворение?
Писатель:
-Конечно.
Ветхая Русь
Клонится к нивам поющим
С кроткой усталостью день,
Тени по рытвинам, кручам
К травам прильнули тесней.
Там, за умолкшей опушкой,
Звонят к вечерне в селе.
Странник с иконкой и кружкой
Бродит по стихшей земле.
Добрые сонные деды
Еле плетутся на звон,
Кличут в окошко соседа –
Долго копается он.
Над облаками синеет
Птица пугливая – тьма,
Ветер на листьях немеет,
Спит пастушонок Кузьма.
Писатель:
-Как приятно, что вы знаете мое стихотворение!
Журналист:
-Вы жили в то время, когда шла Великая Отечественная война.
Писатель:
-Да. Я участвовал в Великой отечественной войне: с сентября 1942 года до конца войны в качестве корреспондента газеты «Красная звезда» находился на фронтах. Слайд3
-Огромное спасибо ,Андрей Платонович, за интервью! Сегодня на уроке мы будем вести речь о вашем рассказе «Никита».
Слово учителя
-Учитель. Из интервью вы узнали, что писатель почему-то любил слушать колокольный звон. Давайте мы тоже послушаем. И попробуйте определить, какие чувства у вас появляются после прослушивания колокольного звона. Звучит произведение С. Рахманинов «Благовест». 1мин 20 сек.
Слово учителя
-Учитель. Почему люди любят слушать кол звон? Какие чувства у вас вызывает звон? Какие картины вы представили? Можете отвечать, используя одно, два слова. Теплые слова. (Ответы учащихся)
Слово учителя
- Вот и вы стали немного фантазировать, как А. Платонов и герой рассказа Никита.
Прослушав кол звон, мы с вами духовно очистились, звон очищает человека, его душу от плохих мыслей. Кол звон приносит радость, умиротворение. Мы настроились с вами на созидание прекрасного!!!
Дома вы прочитали рассказ «Никита». Раздумывая над следующими вопросами, мы должны определить тему урока.
-Кто главный герой рассказа?
-Сколько ему лет?
-Что вы можете сказать о герое?
- Как он представляет окружающий мир? Какие чувства он испытывает?
-Эпиграфы к уроку вам помогут ответить на вопрос.
-Попробуйте сформулировать тему урока.
(Ответы учащихся)
Тема урока: «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире». Слайд 4
Цель нашего урока:понять овновную мысль рассказа.
3.Анализ рассказа
Составление плана рассказа.
—Как вы думаете, на какие три части можно разделить рассказ?Поможем детям выделить три основные части:
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)
2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» —до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» —до конца рассказа.)
-Остановимся с вами на 2 части нашего плана.
-Что происходит в рассказе?
-Какие предметы Никита оживляет? Отгадаем кроссворд (на партах лежат распечатанные кроссворды).
1 | ||||||||||||
2 | 3 | |||||||||||
4 | ||||||||||||
1 | 5 | |||||||||||
2 | 3 | |||||||||||
По горизонтали.
В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.
…. глядело на него в ответ тёплым лицом. … похоже на умершего дедушку.
Дедушка-… показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле.
Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.
Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.
По вертикали.
Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке.
Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.
Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»
Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.
У … были глаза, нос, и … молча улыбался Никите.
Омшелая-заросшая мхом, старая, заброшенная.
Щербатое-щербина-неровность в идее мфленького углубления; маленькое углубление на коже.
-Как начинается день? Чтение 1,2 абзацев, стр 81.
- Какие глаголы автор использует? (глаголы несоверш вида, которые показывают на повторяемость действий и очерчивают своеобразный круг одиночества).
-Почему он один дома остается? (Отец на войне, на главной работе, мать трудодень зарабатывает)
Стр .86 трудодень
Чтение 3-го абзаца.
- Здесь много глаголов. Почему?
-Никита познает окружающий мир. Он не столько представляет фантастических существа, сколько придумывает про них истории.
- Расскажите о человеке, живущем в бочке; о водяных людях.
4.Рефлексия (нарисовать смайликов).Пока дети рисуют, раздаем индивидуальные индивидуальные вопросы. ( Какие предметы внушали страх?
К кому обращается Никита за помощью, когда ему было особенно страшно?
Какие эти фантастические существа в представлении Никиты? Меняются ли они?
-Еще какие предметы оживляет Никита? (Землю стр 86, избу стр85 Чтение.)
Проверка индивидуальных заданий.
5.Физкультминутка. Встаньте. Я буду называть с/с из рассказа, а вы должны будете определить, какое художественное средство использует автор?
Если олицетворение, то поворачиваетесь вправо, если эпитет, то – влево:
«черным, страшным голосом»; «изба смотрела на него»,«доброе солнце»; «лопухи покачивали своими большими головами», «теплым лицом»; «пень молча улыбался Никите»; «скучная избушка»; «морщинистая кора». «кол собирался вылезти из плетня».
Скажите, в рассказе какое художественное средство преобладает? (Олицетворение.)
-Почему? (Живое воображение одухотворяет все, что его окружает.Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику «тайными людьми». Эти «тайные люди» умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью.
Мир, созданный воображение Никиты, фантастичен.
-Как это характеризует мальчика? Смотрим на высказывания, записанные на доске.. (Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.
-Почему он боится? (Он один дома. Маленький. Не чувствует себя защищенным. Ребенок все время ищет заступничество у взрослого близкого человека ,сначала у солнца-дедушки, потом у «далекой» матери.
Мать не слышит сына. Страх и одиночество заставляют Никиту бежать от таинственного и опасного мира к матери.)
6.Промежуточный вывод.
-Какой вывод можем сделать? Почему Никита окружающий мир представлялся таким фантастичным? (Во-первых, живое воображение, во-вторых, таким образом он себя защищал от одиночества, чувства страха).
7.Индивидуальное сообщение учащегося о Земле и Солнце в представлениях древних славян.
Чтение .стр 93, зад 12 (Страхи не случайны. Они живут в нем как тысячелетняя память. Это состояние Никиты-мифологическое сознание, которое руководит мальчиком с богатой фантазией) . Слайд 5,6,7
8.Рефлексия . Дети рисуют свое солнце.
Все ли дети понимают на уроке? Интересно ли им?
-Когда Н. начинает иначе воспринимать окруж мир? С чем это связано? Отец вернулся. Закончилась война). чтение стр 89. «Никита так же,как….»
9. Демонстрация отрывка из фильма «Никита» режиссера Марата Никитина
-Почему отец рушит старый пень?
Старый пень - образ страха) Слайд 8
-Найдём ключевые слова для 3 части нашего плана (по рядам)
Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
-Как вы понимаете век вековать? (Навсегда). Давай все трудом работать и все живы будут?
(Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век)”.
-Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром? Зачитайте. (стр.89, 90)
-Теперь Никите нечего бояться, родные рядом. Они его любят.
Просмотр отрывка из фильма Марата Никитина «Никита» с 12 минуты.
Слово учителя.
-Теперь мальчик будет находится под защитой. Ничто и никто не будет его пугать. Рядом будут близкие люди.Слайд 9
10.Итоги урока.
-Мы в начале урока поставили цель:понять основную мысль рассказа.
-Скажите , какое же идейное содержание рассказа?
(Наделенный богатым воображениеми стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа совершает великое открытие:человек только тогда будет вечно живым, когда сам себя создаст, станет причиной самого себя, все в себе рожденное заменит на трудовое, творческое. Это открытие-победа человека творческого над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.
-На листиках у вас напечатаны предложения, которые вам надо продолжить.
Продолжите предложение.
Основная мысль рассказа………
На уроке я узнал……
-Каким эпиграфом мы закончим урок? (Или можно подобрать эпиграф о нежных и теплых отношениях с родными.) Ведь, если рядом с тобой любящий и любимый человек, то все будет в жизни чудесно и прекрасно!
Афоризмы о семье. Слайд 10
11. Домашнее задание. Читать А.П. Платонов «Цветок на земле», ответить на вопросы стр. 99
Ответы к кроссворду.
Пустая бочка | В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. |
Колодец | Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
Доброе солнце | Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле. |
Две земляные норы | Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. |
Старый пень | У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. |
Стол | Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
Банька | Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело. |
Чужой петух | Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
Жёлтый цветок | Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Колья из плетня | Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
Земля | Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. |
Изба | Изба смотрела на него, как прохожая старая тетка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у, непутевые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951) Настоящая фамилия - Климентов
Платонов – фронтовой корреспондент Великая Отечественная война сделала Платонова фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда «. В это время вышли четыре его книги – «Одухотворенные люди», «Рассказы о Родине», «Броня». Цензура не пропустила его книги «О живых и мертвых», «Вся жизнь».
Мир глазами ребенка в рассказе«Никита » (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире ) .
Семья - это царство отца, мир матери и рай ребенка.
Дом задание. По рядам : выписать из рассказа слова, значения которых вы не знаете. Объяснить их. 1р- выписывает слова из первой части плана рассказа ; 2р- ……… из 2-ой части; 3р- ……… .из 3-ей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»
Класс: 5 Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», ...
Мир глазами ребенка (по рассказу А. П. Платонова «Никита»)
урок литературы в 5 классе, построенный в соответствии с ФГОС ООО...
А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
Данный урок проводится в 5 классе по программе Г.С.Меркина. Ведущая идея урока: "Нужно быть добрым на весь свой долгий век. Нужно трудиться". На уроке использована основная идея технологии р...
Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита»
Тип урока – комбинированный.Цель: показать, как раскрывается мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита».Задачи образовательные: раскрыть особенность мира ребёнка на основе ...
Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
Конспект урока по литературе в 5 классе.Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита»....
Урок литературы в 5 классе "Мир глазами ребенка" по рассказу Андрея Платонова "Никита"
Учащиеся учатся анализировать художественное произведение, выявлять тему и идею рассказа; на уроке ребята самостоятельно работают с текстом, учебником и иллюстрациями...
Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....