Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty._platonov._nikita.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

  Цели:

- выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;

- формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, воспитывать стремление к трудолюбию и доброте.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы в классе, стремление проложить невидимую дорожку устремлённости к познанию в сотрудничестве.

Приём «Побуждение» Учитель приветствует обучающихся.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Как вы думаете, что нужно прежде всего, чтобы быть успешным? Вы правы. Вера в себя - это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

Работа со словом «детство». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Детство»? Запишите в тетрадь слово «детство», воспользовавшись цветными карандашами.                                 В течение минуты из букв, входящих в состав слова «детство», составьте как можно больше слов - имен существительных, запишите их на лепестки ромашки, лежащей в каждой группе. Какие слова у вас получились?: вес, тест, тесто, сев, тост, свет.                                                                                         А теперь посмотрите, на доске у нас только одна фраза, одно незавершенное предложение. Попробуйте вставить подходящее по смыслу определение в это предложение: «Детство - … пора».    Допишите это предложение на лепестке ромашки и составьте ещё 1-2 предложения о детстве, употребив в них некоторые из придуманных вами ранее слов (время на работу 2 минуты). Прочитайте полученные предложения в группе, выберите из них наиболее интересное для прочтения в классе и прикрепите свою ромашку на доску.

II. Постановка проблемного вопроса.

Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением А.П. Платонова «Никита», я хочу спросить у вас: легко ли быть маленьким? Какие открытия можно сделать в детстве? Какие трудности или страхи испытывает маленький человек, особенно, когда остается один?)                                     Запишите -ка этот вопрос: «Легко ли быть маленьким?» Мы сегодня постараемся найти на него ответ.

 Итак, ребята, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке литературы? А как мы назовем наш урок?

III. Беседа по первичному восприятию рассказа.

Каким вы представляете себе Никиту? Составьте портрет героя рассказа

Возраст:

5 лет

Место проживания:

деревня

Семья:

отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером.

Обязанности:

хранить дом, очаг.

Внутренний мир героя:

любит фантазировать, мечтать

Обычный ребёнок? Не совсем. Видит то, что другие не замечают.

- Какие чувства у вас вызвал рассказ?                                                                                                                         - Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?                                                                       - Как бы вы определили основную мысль рассказа? Запишите ее в свою тетрадь.                                                  - Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа?                                                                 - Почему Никите кажется, что всё вокруг него живое?                                                                                 - С кем из “тайных жителей” Никита разговаривал? О чём?

IV. «Открытие» обучающимися новых знаний.

1. Лексическая работа.

Приём «Работа над понятием». 

Объясните значения слов и словосочетаний «трудодень», «просо», «щербатый», «ощериться», «буду век вековать».

Ощериться- осклабиться, оскалить зубы, улыбнуться, усмехнуться, ухмыльнуться, оскалиться, ощерить зубы. Словарь русских синонимов.

Просо- род однолетних травянистых растений семейства злаки.

Трудодень – единица учета труда колхозников, предусматривающая как норму дневной выработки, так и качество работы.

Щербатый - конопатый, рябой, щедровитый, щербатенький, выщербленный

Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

Приём «Расшифруй». Учитель предлагает набор слов: Никита, баня, паучок, лопухи, петух, колодец, пень, бочка.

Мир Никиты ограничен данными предметами?

Дополните схему, опираясь на текст.

О чём говорит такое многообразие?

V. Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.

1 вариант.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

2 вариант

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

  • Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?  
  • Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

VI. Первичное закрепление.

Как вы думаете, понял ли Никита важность труда? И какова же основная мысль рассказа. Правильно ли вы определили ее в начале занятия?

- Ребята, так легко ли быть маленьким?

VII.  Итог урока.

  • Всё ли в рассказе А. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
  • Вспомните определение фантастики. Как в этих эпизодах проявляется характер мальчика?

Фантастика- разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев.

Как вы думаете, есть ли сходство в способе объяснения явлений окружающей действительности героя рассказа А.П. Платонова и древнего человека, создававшего мифы?

 Вывод: Это состояние Никиты- проявление мифологического сознания, которое руководит мальчиком с богатой фантазией.

  • Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

Выразительное чтение обучающимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

  • Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.
  • «Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце».

Как вы понимаете концовку рассказа?

К нам отец пришёл. Он век с нами будет вековать.

ВЕКОВА́ТЬ, -кую, -куешь; несов.: век ~ (устар.) проводить всю жизнь каким-н. образом или где-н. (обычно однообразно, скучно). Век ~ в девках. Век ~ в глуши.

Т.е. долго жить

Значение имени Никита – победитель (греч.).

Какую победу одержал Никита в рассказе А. Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А. Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

«Приобретаем опыт»

1.Нужно быть добрым на весь свой долгий век.

2.Нужно трудиться.

Никита - это мальчик, у которого богатое воображение, восприимчивый, добрый, ответственный, умеющий видеть мир вокруг живым, проявляющий заботу о близких ему людях, понимающий важность труда.

VIII. Домашнее задание.                                                                                                                             Написать текст – рассуждение «Легко ли быть маленьким».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока по литературе 10 класс. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Тема: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”. (10 класс)Цель: Воспитание нравственных качеств  учащихся1.Развить и углубить знания об исторической обстановке России во время обороны Севастополя.2...

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

Данный урок проводится в 5 классе по программе Г.С.Меркина. Ведущая идея урока: "Нужно быть добрым на весь свой долгий век. Нужно трудиться". На уроке использована основная идея технологии р...

План-конспект урока по литературе (7 класс) "Нелицемерный суд над самим собой". Авторская позиция в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Перед каждым молодым человеком в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям, миру. Будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Что значит...