Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty._platonov._nikita.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
Цели:
- выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
- формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, воспитывать стремление к трудолюбию и доброте.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
Цель: создание доброжелательной атмосферы в классе, стремление проложить невидимую дорожку устремлённости к познанию в сотрудничестве.
Приём «Побуждение» Учитель приветствует обучающихся.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Как вы думаете, что нужно прежде всего, чтобы быть успешным? Вы правы. Вера в себя - это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.
Работа со словом «детство». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Детство»? Запишите в тетрадь слово «детство», воспользовавшись цветными карандашами. В течение минуты из букв, входящих в состав слова «детство», составьте как можно больше слов - имен существительных, запишите их на лепестки ромашки, лежащей в каждой группе. Какие слова у вас получились?: вес, тест, тесто, сев, тост, свет. А теперь посмотрите, на доске у нас только одна фраза, одно незавершенное предложение. Попробуйте вставить подходящее по смыслу определение в это предложение: «Детство - … пора». Допишите это предложение на лепестке ромашки и составьте ещё 1-2 предложения о детстве, употребив в них некоторые из придуманных вами ранее слов (время на работу 2 минуты). Прочитайте полученные предложения в группе, выберите из них наиболее интересное для прочтения в классе и прикрепите свою ромашку на доску.
II. Постановка проблемного вопроса.
Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением А.П. Платонова «Никита», я хочу спросить у вас: легко ли быть маленьким? Какие открытия можно сделать в детстве? Какие трудности или страхи испытывает маленький человек, особенно, когда остается один?) Запишите -ка этот вопрос: «Легко ли быть маленьким?» Мы сегодня постараемся найти на него ответ.
Итак, ребята, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке литературы? А как мы назовем наш урок?
III. Беседа по первичному восприятию рассказа.
Каким вы представляете себе Никиту? Составьте портрет героя рассказа
Возраст: | 5 лет |
Место проживания: | деревня |
Семья: | отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером. |
Обязанности: | хранить дом, очаг. |
Внутренний мир героя: | любит фантазировать, мечтать |
Обычный ребёнок? Не совсем. Видит то, что другие не замечают.
- Какие чувства у вас вызвал рассказ? - Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе? - Как бы вы определили основную мысль рассказа? Запишите ее в свою тетрадь. - Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? - Почему Никите кажется, что всё вокруг него живое? - С кем из “тайных жителей” Никита разговаривал? О чём?
IV. «Открытие» обучающимися новых знаний.
1. Лексическая работа.
Приём «Работа над понятием».
Объясните значения слов и словосочетаний «трудодень», «просо», «щербатый», «ощериться», «буду век вековать».
Ощериться- осклабиться, оскалить зубы, улыбнуться, усмехнуться, ухмыльнуться, оскалиться, ощерить зубы. Словарь русских синонимов.
Просо- род однолетних травянистых растений семейства злаки.
Трудодень – единица учета труда колхозников, предусматривающая как норму дневной выработки, так и качество работы.
Щербатый - конопатый, рябой, щедровитый, щербатенький, выщербленный
Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
Приём «Расшифруй». Учитель предлагает набор слов: Никита, баня, паучок, лопухи, петух, колодец, пень, бочка.
Мир Никиты ограничен данными предметами?
Дополните схему, опираясь на текст.
О чём говорит такое многообразие?
V. Исследовательская работа с текстом.
Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.
1 вариант.
Пустая бочка | В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. |
Колодец | Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
Две земляные норы | Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. |
Старый пень | У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. |
Стол | Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
Банька | Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело. |
2 вариант
Чужой петух | Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
Жёлтый цветок | Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Колья из плетня | Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
Доброе солнце | Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. |
Земля | Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. |
- Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?
- Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?
VI. Первичное закрепление.
Как вы думаете, понял ли Никита важность труда? И какова же основная мысль рассказа. Правильно ли вы определили ее в начале занятия?
- Ребята, так легко ли быть маленьким?
VII. Итог урока.
- Всё ли в рассказе А. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
- Вспомните определение фантастики. Как в этих эпизодах проявляется характер мальчика?
Фантастика- разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев.
Как вы думаете, есть ли сходство в способе объяснения явлений окружающей действительности героя рассказа А.П. Платонова и древнего человека, создававшего мифы?
Вывод: Это состояние Никиты- проявление мифологического сознания, которое руководит мальчиком с богатой фантазией.
- Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?
Выразительное чтение обучающимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.
- Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.
- «Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце».
Как вы понимаете концовку рассказа?
К нам отец пришёл. Он век с нами будет вековать.
ВЕКОВА́ТЬ, -кую, -куешь; несов.: век ~ (устар.) проводить всю жизнь каким-н. образом или где-н. (обычно однообразно, скучно). Век ~ в девках. Век ~ в глуши.
Т.е. долго жить
Значение имени Никита – победитель (греч.).
Какую победу одержал Никита в рассказе А. Платонова?
Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А. Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.
«Приобретаем опыт»
1.Нужно быть добрым на весь свой долгий век.
2.Нужно трудиться.
Никита - это мальчик, у которого богатое воображение, восприимчивый, добрый, ответственный, умеющий видеть мир вокруг живым, проявляющий заботу о близких ему людях, понимающий важность труда.
VIII. Домашнее задание. Написать текст – рассуждение «Легко ли быть маленьким».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Конспект урока по литературе 10 класс. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"
Тема: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”. (10 класс)Цель: Воспитание нравственных качеств учащихся1.Развить и углубить знания об исторической обстановке России во время обороны Севастополя.2...
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: "Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС....
А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
Данный урок проводится в 5 классе по программе Г.С.Меркина. Ведущая идея урока: "Нужно быть добрым на весь свой долгий век. Нужно трудиться". На уроке использована основная идея технологии р...
План-конспект урока по литературе (7 класс) "Нелицемерный суд над самим собой". Авторская позиция в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"
Перед каждым молодым человеком в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям, миру. Будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Что значит...