Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Петрова Виктория Викторовна

Класс: 5

 

Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е  изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

 

Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова  « Как патефон петуха от смерти спас»

Цели и задачи урока: начиться находить юмористическое и лирическое в рассказе, показать отношение детской души к беззащитному животному на примере рассказа, воспитать чувства милосердия и сострадания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx22.09 КБ
Файл urok_po_nosovu.pptx1.63 МБ
Файл rabochaya_tetrad.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова  « Как патефон петуха от смерти спас»

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята!!

Ребята, как вы думаете ,о человеке какого характера  могли прозвучать эти слова: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа»
Ответы детей : о добром, чутком;  человек, любящий детей.

Учитель: 

Эти добрые слова писатель В. Катаев посвятил творчеству Е.И. Носова. ( слайд с портретом Н.)Рассказы Носова включают в себя доброе начало. Они повествуют о дружбе, честности, совести. Е. И. Носов  посвятил свое творчество родной земле, природе, хорошим людям. Рассказ, о котором мы будем сегодня говорить как раз об этом. Тема нашего урока: Мир глазами ребенка в рассказе « Как патефон петуха от смерти спас» Как  обьяснить название рассказа. Ребята, кто из вас знает, что такое патефон?

Демонстрация патефона ( слайд 2)  Что это за инструмент??

Название произошло от франц. граммофонной фирмы Пате и phone-звук. Вид граммофона в форме ящика , со скрытым рупором.

Ребята, прослушаем начало рассказа… ( начало рассказа)

Кто герои рассказа?

Какая беда случилась с петухом?

Ответы детей: заморозился, заболел.

Проблемный вопрос.

(Работа в группах.)

Что же на самом деле спасло петуха?

Ответы  детей ( патефон , доброта бабушки , мальчика?)

Что же на  самом деле спасло петуха нам поможет узнать  мир волшебства. Добрые феи   соберут  те   качества  в  волшебный ларец, которые спасли петуха от смерти.

1) Каждая группа получает словарик с определениями и ключевыми вопросами, последние до времени прячутся, отгибаются.

Что спасло петуха от смерти?

Словарь

Что способно было погубить птицу?

Целеустремленность - готовность к действию

Гордость- чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость - сострадание, соболезнование

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа - бодрость, моральная сила

Сострадание - участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность  замечать, понимать происходящее

Ребята, скажите  с чем у вас ассоциируется добрые чувства ?

Ответы детей ( солнце).Верно,  с чем-то светлым и теплом.
А  плохие качества, которые погубили бы петуха? ( с тучкой, которая закрывает это доброе солнышко)

1 группа

Как Витька отнесся к больному петуху?

Как, с помощью каких слов  автор передает чувства Витьки?

Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.

Сделайте вывод, какое чувство Витьки спасло петуха.

2 группа

Как бабушка отнеслась к петуху?

Почему она лечила птицу? Как спасала его?

Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.

Сделайте вывод, какое душевное качество бабушки спасло петуха.

3 группа

Как отнесся к петуху отец Витьки?

Кто еще так же отнесся к горю Витьки?

Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.

Сделайте вывод, все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?

4 группа

Что заставило его издать воинственный крик?

Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?

Сделайте вывод, какие качества петуха вернули его к жизни?

2) Отогните в словарике вопросы и стрелочками перенесите слова в колонки с вопросами.

Что у вас получилось?

Что спасло петуха от смерти?

Словарь

Что способно было погубить птицу?

Воинственный дух 

Жалость

Милосердие

Сила духа

Чуткость

Воинственный дух - готовность к действию

Гордость- чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость - сострадание, соболезнование

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа - бодрость, моральная сила

Сострадание - участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность  замечать, понимать происходящее

Равнодушие

гордость

Как вы теперь ответите на вопрос урока?

Доброе  сердце Витьки, сочувствие бабушки и случай голос патефона крика спасли петуха от смерти.

Вас поразила доброта Витьки? Витька оказался очень жалостливым мальчиком ,чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Ребята, давайте выразим благодарность Витьки  и напишем  ему письмо

7. Составление отзыва. «Письмо по кругу»

Каждый член группы вставляет нужное слово на месте пропуска, таким образом, каждый ученик будет задействован в написании письма.

Учитель: Ребята, вставьте подходящее по смыслу слово на месте пропуска.

Здравствуй , …………….!  Мы ученики школы…………… города ………….. Прочитали рассказ « Как…………………………………………………»  Пишем тебе …………

Нас  ребят  поразила твоя ……………. и чувство …………….. к больному петуху. Мы считаем, что….………., бабушкина ……………, человеческая……………,воинственный ……………спасли петуха от……………  Если в человеке есть чуткость, ……….., вежливость, понимание и ……………., он как человек состоялся. Мы очень рады , что ……….остался жив.

Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья!!!

 Слова : школа 5 , Как патефон петуха от смерти спас, забота, сострадание, Витька, жалость, письмо, милосердие, сила духа, доброта, чуткость, вежливость.

После написания письма, ученик зачитывает его вслух.

Учитель: Добрые феи помогли нам собрать в волшебный ларец качества человечности, которые спасли петуха от смерти. Я вам хочу подарить каждому частичку доброты и радости. ( учитель дарит мягкие сердца детям)

Читает стихотворение:

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут  хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье любого другого

Одно удовольствие,

Честное слово.

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

8 Рефлексия

  Ребята, у вас остались положительные эмоции? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? А давайте подарим друг другу немного радости и хорошего настроения. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь!!!

Спасибо, до свидания!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного , странного, милого человеческого существа»

Слайд 2

Евгений Иванович Носов

Слайд 3

« Как патефон петуха от с мерти спас »

Слайд 4

Патефон - (от греч. Phone -звук) вид граммофона в форме ящика или шкафчика с рупором.

Слайд 6

Словарь Целеустремленность - готовность к действию Гордость - чувство своего достоинства, сознание своего превосходства Жалость - сострадание, соболезнование Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему Сила духа - бодрость, моральная сила Сострадание - участие в печали, сочувствие Чуткость – способность замечать, понимать происходящее

Слайд 9

Жалость

Слайд 10

Милосердие

Слайд 11

Сила духа

Слайд 12

Сострадание

Слайд 13

Чуткость

Слайд 14

Что спасло петуха от смерти? Словарь Что способно было погубить птицу? Воинственный дух Жалость Милосердие Сила духа Чуткость Воинственный дух - готовность к действию Гордость - чувство своего достоинства, сознание своего превосходства Жалость - сострадание, соболезнование Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему Сила духа - бодрость, моральная сила Сострадание - участие в печали, сочувствие Чуткость – способность замечать, понимать происходящее Равнодушие гордость

Слайд 16

До свидания!



Предварительный просмотр:

1группа

Как Витька отнесся к больному петуху?

Как, с помощью каких слов  автор передает чувства Витьки?

Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.

Витька   просиял.   Он   подбежал   к   петуху,   который сидел      под     стулом      нахохленный,          с  полузакрытыми глазами,        и   дружески        погладил   по  сутулой  спине.

—     Больно,  а?  Я тоже раз нос поморозил.  И ниче­го.   Поболело   немножко,   а  потом   зажило.   Ты   терпи,  не   поддавайся.  А   то   башку   отрубят.

2 группа

Как бабушка отнеслась к петуху?

Почему она лечила птицу? Как спасала его?

Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.

Бабушка   смазала           петуху   уже   успевшие   посинеть

в   тепле   гребень   и   бороду   и   насыпала   на   пол   пшена.

Но     петух    даже   и     не   взглянул      на   корм.     Голова   его

с   каждой       минутой       распухала,       наливалась        какой-то

прозрачной         жижей,       петух     всё   больше      сутулился        и

гнулся.

    Бабушка         принесла       сена,     постлала       под    печкой,

поставила   туда   баночки   с   зерном   и   водой,   посадила

петуха   и   прикрыла   железной  заслонкой.   Витька   сно­

ва      забеспокоился:            «Зарубят.        Придёт        отец — и

конец!»

3 группа

Как отнесся к петуху отец Витьки?

Отец      пришёл      с  работы      поздно     и,   видно,      забыл

о   петухе.   Не   заговорил         о   нём   и  утром.

Кто еще так же отнесся к горю Витьки?

Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.

Между   тем   мороз   не  сдавался.  Он  трещал   в   ста­

рых      брёвнах       дома,     проступал        колючей       солью      на

оконных   ручках   и   шляпках   дверных   гвоздей.  Витька

давно   не   казал   нос   на   улицу   и   уже   порядком   соску­

чился      по   своим   друзьям,        как    вдруг   заявился        одно­

классник        Колька.   Повязанный   поверх   ушанки   пухо­

вой   шалью,  концы которой   крест-накрест охватывали

спину,   он   неуклюже   перевалился               через   порог.

     —     Ух     какой      морозище!           сказал     Колька.— За

нос   так     и  щиплется.   Даже   слёзы   текут.

     —   А у   нас   петух   поморозился,              поделился   ново­

стью      Витька.

     —     Петух — это   что!   Петух — птица,— серьёзным

тоном      возразил       Колька.      -У   нас   от   мороза   водопро­

водная   труба   лопнула.   Железо   и              то   не   выдержало.

А   петух — раз         плюнуть...

4 группа

Что заставило его издать воинственный крик?

Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?

Витька       накрутил      пружину,   перевернул           пластинку

и    пустил     диск.     Заиграла       музыка,      из   патефона       вы­

порхнули        слова     другой     знакомой       басни :

                    Как,   милый   Петушок,  поёшь ты

                           громко,  пажно!

                —   А ты. Кукушечка, мой свет, как тянешь

                           плавно  н   протяжно...

     Пластинку         завели   снова,   и   птицы       с  новыми     сила­

ми     принялись       состязаться       в  безудержных          похвалах .

И    вот,   когда     кукушкин   друг   собирался           охрипнуть       во

второй      раз ,   Витька     и   Колька     услыхали,   как       откуда-

Сначала        петух     подозрительно          косился      опухшим

глазом   на   вращающийся   и   поблёскивающий   никелем

диск.     Но   когда   из   глубины         патефона      раздался       пер­

вый     петушиный         выкрик,   он   вдруг       вытянул      насторо­

женно   шею  и   издал   то  самое  вопросительное  «ко-ко-

ко?»,      которое       обычно        означало:        «Что     там     ещё

такое?»

     —     Слышите?        Кокочет! — ликовал             Витька.

     Между   тем   спела   свою   партию              Кукушка   и   подо­

шла   очередь её  партнёра.   И   как только послышалось

особенно        отчаянное         «ку-ка-ре-ку»,         Витькин       петух

вдруг      выпятил       грудь     и  сделал      навстречу      патефону

свои   два      предупреждающих             шага.     Вот    ведь   воинст­

венная   птица!   Даже  с   распухшей   головой   и   заплыв­

шими   глазами   петух   не   мог   стерпеть,   чтобы               против­

ник   нагло  горланил,  спрятавшись   в   этом   ящике.

     Сделав   ещё  два   шага,   петух   пригнул   голову,   рас­

пустил      на   шее   перья   и     сердито   долбнул   в   пол   клю­

вом.

     Раздайся   в   эту минуту   из   патефона  ещё хоть один

петушиный   клич,  и   Витькин   петух, наверное,  налетел

бы   на   патефон,   ударил   бы   по   нему   крыльями   и   дёр­

 нул    шпорами.        Но   этого   не   случилось.

      Как    раз   в   это   время     Петух     из   басни   допелся   до

                                     

Витька       ликовал.       Он    с  гордостью        посмотрел       на

своего      золотопёрого         друга     и   радостно      воскликнул:

     —   Вот      чёрт!   Оттаял-таки !

     После   этого   он   уже   не   сомневался,   что   никто   не

посягнёт       на   петушиную         голову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...

План урока на тему: "Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»."

Урок литературы в 5 классе. Изучение творчества Е.И.Носова. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». ...

Мир глазами ребенка (по рассказу А. П. Платонова «Никита»)

урок литературы в 5 классе, построенный в соответствии с ФГОС ООО...

Тест по рассказу Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас» (5 кл)

Тест по рассказу Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас» состоит из 12 вопросов, может быть использован на уроке литературы в 5 классе в соответствии с изучаемой темой....

Тема урока: «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).

Материалы к уроку по литературе 5 класс "Мир глазами ребенка в рассказе "Никита" (беда и радость; злое о доброе начало в окружающем мире)....


 

Комментарии

Петрова Виктория Викторовна

урок смешанный (сочетание различных видов на одном уроке)