А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Данный урок проводится в 5 классе по программе Г.С.Меркина. Ведущая идея урока: "Нужно быть добрым на весь свой долгий век. Нужно трудиться". На уроке использована основная идея технологии развития критического мышления, в ходе которой создаётся атмосфера, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают. Методические приёмы, использованные на уроке: "Побуждение", "Привлекательная цель", "Учимся сообща", "Рядом с художником" и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fomina_s.v._konspekt_uroka_po_literature_v_5_klasse.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе.
Учитель Фомина С.В.
Тема. А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
Цель:
- выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
- формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать стремление к внутренней глубине личности, трудолюбию и доброте
Оборудование: тексты рассказа, раздаточный материал, презентация по теме, интерактивная доска, учебник.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
Цель: создание доброжелательной атмосферы в классе, стремление проложить невидимую нить единой устремлённости к познанию в сотрудничестве
Приём "Побуждение" Учитель приветствует учащихся.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладошках и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».
Сформулируйте мораль данной притчи.
Вы правы. Вера в себя- это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным. Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?
Введение в тему урока ( определяем основной вопрос урока).
Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Звучит музыка Людвига Ван Бетховена « К Элизе»
III. Постановка учебной задачи
Цель: формулирование темы урока.
Приём "Привлекательная цель". Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
Одиночество… Знакомо ли вам это состояние?
Ваши ассоциации после прочтения рассказа А. П. Платонова «Никита».
Беседа по первичному восприятию рассказа.
- Каким вы представляете себе Никиту?
- Составьте устный портрет героя рассказа.
Возраст: | Возраст: 5 лет |
Место проживания: | Место проживания: деревня |
Семья: | Семья: отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером. |
Обязанности: | Обязанности: хранить дом, очаг. |
Внутренний мир героя: | Внутренний мир героя: любит фантазировать, мечтать |
Обычный ребёнок? Не совсем. Видит то, чего другие не замечают.
IV. «Открытие» учащимися новых знаний.
Цель:познакомить с содержанием рассказа.
Приём " Расшифруй". Учитель предлагает набор слов: Никита, баня, паучок, лопухи, петух, колодец, пень, бочка.
- Мир Никиты ограничен данными предметами?
- Дополните схему, опираясь на текст.
- О чём говорит такое многообразие?
V. Первичное закрепление
Цель: закрепить знания по тексту, опираясь на лексическое значение слов.
Приём "Работа над понятием ". Лексическая работа.
- Объясните значения слов и словосочетаний «трудодень», «просо», «щербатый», «ощериться», «буду век вековать» ( составление словаря для характеристики предметов и явлений)
Ощериться- осклабиться, оскалить зубы, улыбнуться, усмехнуться, ухмыльнуться, оскалиться, ощерить зубы. Словарь русских синонимов.
Про́со- (лат. Panicum) — род однолетних травянистых растений семейства злаки.
Трудодень - единицаучетатрудаколхозников, предусматривающаякакнормудневнойвыработки, такикачествоработы.
Щербатый - конопатый, рябой, щедровитый, щербатенький, выщербленный Словарь русских синонимов.щербатый см. рябой Словарь синонимов русского языка.
Горница – чистая половина крестьянской избыСени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
- Какие события происходят в рассказе?
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: проверить умения работать с текстом, давать характеристику образу-персонажу, самоконтроль усвоения знаний.
Приём "Учимся сообща" . Учитель предлагает учащимся объединиться в группы. Обеспечивает группы раздаточным материалом. Организует работу групп.
Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.
- Как воспринимает Никита окружающий мир?
Составление кластера "Обязанности Никиты"
Один хозяин Ел молоко
Не сжёг двор
Собрал яйца
Чужой петух не приходил
Исследовательская работа с текстом.
Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.
1 вариант.
Пустая бочка | В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. |
Колодец | Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
Две земляные норы | Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. |
Старый пень | У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. |
Стол | Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
Банька | Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело. |
2 вариант
Чужой петух | Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
Жёлтый цветок | Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Колья из плетня | Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
Доброе солнце | Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. |
Земля | Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. |
- Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?
- Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?
- Обращение к учебнику.
- Чтение статьи «Поразмышляем о прочитанном».
( использование приёма «Инсерт») (приложение 1)
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему изученного материала.
- Всё ли в рассказе А. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
- Вспомните определение фантастики. Как в этих эпизодах проявляется характер мальчика?
Фантастика- разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев.
Как вы думаете, есть ли сходство в способе объяснения явлений окружающей действительности героя рассказа А.П.Платонова и древнего человека, создававшего мифы?
Сообщение учащегося о Земле и Солнце в представлениях древних славян
( приложение 2 )
Вывод: Это состояние Никиты- проявление мифологического сознания, которое руководит мальчиком с богатой фантазией.
Приём "Рядом с художником". ( приложение 3)
Учащимся предлагается "озвучить" картины художников словами из рассказа А. Платонова "Никита".
Работа с текстом.
- Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?
Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.
- Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.
- «Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце».
Как вы понимаете концовку рассказа?
К нам отец пришёл. Он век с нами будет вековать.
ВЕКОВА́ТЬ, -кую, -куешь; несов.: век ~ (устар.) проводить всю жизнь каким-н. образом или где-н. (обычно однообразно, скучно). Век ~ в девках. Век ~ в глуши.
Т.е долго жить
VIII. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Приём "Синквейн". ( приложение 4)
Никита
- Ответственный любознательный
- Наблюдает общается трудится
- Доброта всех сделает живыми
- Человек
- В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказаА. Платонова?
«Давайте все трудом работать, и все живые будут».
Значение имени Никита – победитель (греч.).
- Какую победу одержал Никита в рассказе А. Платонова?
Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.
«Приобретаем опыт»
1.Нужно быть добрым на весь свой долгий век.
2.Нужно трудиться.
Никита- это мальчик, у которого богатое воображение, восприимчивый, добрый, ответственный, умеющий видеть мир вокруг живым, проявляющий заботу о близких ему людях, понимающий важность труда.
IX. Содержание домашнего задания
Дифференцированное задание.
1.Написать эссе (по методике свободного письма) «Что значит быть добрым человеком?»
2.Выполнить тест по рассказу А.П.Платонова «Никита» ( приложение 4)
Задание для всего класса:
1.Прочитать сказ П.П.Бажова «Каменный цветок», с.85-107, ч.2.
Индивидуальные задания:
1.Подготовить сообщение «Годы учения П.П.Бажова»;
2.Подготовить выразительное чтение фрагмента из очерка Е.Пермяка «Долговекий мастер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 5 классе по теме: "А.А.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты."
Конспект урока по программе Меркина Г. С....
План-конспект урока литературы по теме «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»
План-конспект урока литературы по теме «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»...
Мир глазами ребенка (по рассказу А. П. Платонова «Никита»)
урок литературы в 5 классе, построенный в соответствии с ФГОС ООО...
Тема урока: «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).
Материалы к уроку по литературе 5 класс "Мир глазами ребенка в рассказе "Никита" (беда и радость; злое о доброе начало в окружающем мире)....
Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита»
Тип урока – комбинированный.Цель: показать, как раскрывается мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита».Задачи образовательные: раскрыть особенность мира ребёнка на основе ...
Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
Конспект урока по литературе в 5 классе.Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита»....
Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"
Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...