Конспект урока по творчетству М. Цветаевой 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Кожина Марина Сергеевна

Конспект урока по творчетству М. Цветаевой 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый окружной литературно-художественно-музыкальный праздник-конкурс, посвящённый 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой

Конкурс конспектов

Урок-практикум  в 9 классе «Тема родины в лирике М.И. Цветаевой»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э.А. Быкова»

Кожина Марина Сергеевна

Новосибирск

2017



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Предлагаемый материал представляет собой урок-практикум из опыта работы учителя русского языка и литературы Кожиной Марины Сергеевны

Урок-исследование по лирике М.И. Цветаевой, посвященной родине в 9 классе.

        Тема урока:         Тема родины  в лирике М.И. Цветаевой. Поэт и мир.

        Форма урока: урок-исследование.

          Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка.

            Урок продолжает изучение творчества М.И. Цветаевой в 9 классе. Этот урок разносторонен и может быть проведен учителем, который работает по любой другой программе.

        Благодаря этому уроку реализуется основная функция лирических произведений: формирование гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период ее становления и развития (школьный период). Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути к добру, правде и красоте.  Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает обучающегося глубже понимать окружающий мир.

           При изучении программных произведений серебряного века девятиклассники познакомятся с основными моментами биографии поэтессы, определят жизненные обстоятельства, повлиявшие на формирование характера поэта; выделили ведущие мотивы лирики. Особое значение лирики заключается в ее способности доходить до самых глубин душевного мира ученика и оставлять в нем неизгладимый след.

        Данный урок позволит шестиклассникам расширить свои представления о возможностях жанра художественного произведения, проследить, как знакомые мотивы и образы обретают иную смысловую нагрузку.

        При подготовке к уроку были использованы  следующие  информационные ресурсы:




1
. Марина Цветаева «Избранные произведения», Москва, 2007.
2. Слепцова М.Ф. «И снова вечер, и снова вместе…». Смоленск, 1997.
3. Бродский И. «О Марине Цветаевой», Новый мир, 1991, №2.
4. Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой…», Литература в школе, 1991, №3.
5. Кисловская Е.С. «Красной кистью рябина зажглась…», Русский язык и литература. 1990, №6.
6. Интернет-ресурсы
 http:/ /ru.wikipedia.org/wiki/Цветаева,_Марина_Ивановна
http:/ /
www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva/articles.html
http:/ /tsvetayevs.org/

        



Предварительный просмотр:

Организационная структура урока

  1. Мотивация.  Постановка целей и задач урока.

 Вступительное слово учителя:

Всем! Всем! Добрый день!

 Прочь с дороги, наша лень!

 Не мешай трудиться!

 Не мешай учиться!

Здравствуйте, ребята!

  1. Слово учителя. 1917 год. Февральская, затем Октябрьская революция перекроили семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии, он уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина Цветаева с двумя детьми осталась в Москве. В сборнике “Лебединый стан” прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был ее возлюбленный. Начинаются тяжелые годы, Цветаева выживает в этом мире…

«Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста:  встаю — холод — лужи — пыль от пилы — ведра — кувшины, тряпки — везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре.

Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую(на карточку от сапожников), к бывшему Генералову — не дают ли хлеба — оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда — по черной лестнице, обвешанная кувшинами и жестянками, по черной лестнице — домой. Сразу к печку. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды — в одну кастрюльку — суп вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю. В 10 часов день окончен. В 11 или в 12 я уже в постели. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папироской, иногда — хлебом…

В феврале 1920 года умерла младшая дочь Ирина. Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь…»

  1.  Актуализация опорных знаний

        Выявление читательского восприятия: (даётся краткий односложный ответ). Стихотворение «Родина», чтение наизусть…(1-2 ученика)

        Вопросы для беседы могут быть такими:

- О чём произведение? Определим тему.

- Какое настроение оно создает?

- Какие чувства возникают после прочтения?

  1. Изучение художественного произведения. (Приложение 1)

Произведения Цветаевой отмечены глубоким чувством к родины. Россия для нее - выражение духа бунтарства, непокорности. Неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная Россия - все это образы одной народной стихии: 
Непотоптанный путь,

Непутевый огонь, -

 

Ох, Родина -

 

Русь, Неподкованный конь!

 Её  стихи необычны и наполнены поражающей силой переживания. ХХ век – эпоха, в которую творила Цветаева – был связан со множеством социальных потрясений, и поэтому вовсе не удивительно, что в литературе возникали совершенно новые, трагические мотивы. Но в этом сложном переплетении чувств и эмоций хорошо виден характер поэтессы, истоки которого в любви к родине, к русскому слову, к русской истории, к русской культуре, к русской природе. Русская природа для М. Цветаевой - источник творчества. Пример:

 Русской ржи от меня поклон,

 

Ниве, где баба застится...

 

Из сырости и шпал

 

Россию восстанавливаю.

 

Из сырости - и свай,

 

Из сырости - и серости.

 

"Простите меня, мои горы!  

Простите меня, мои реки!  

Простите меня, мои нивы!  

Простите меня, мои травы!"  

  1. Практическая деятельность
  1. Рассмотрите сюжет стихотворения. Образы событий, образы чувств.
  2.  Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы (тропы, стилистические фигуры).
  3. Охарактеризуйте композицию произведения ( размер, рифм, ритм).
  4. Обратите внимание на поэтическую фонетику.

Анализ стихотворения «Родина» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Исследовательская деятельность.

Это такое произведение, в которое надо вчитаться. Особенности поэзии Цветаевой: романтизм, повышенная роль метафоры, «вздетая» к небу интонация, лирическая ассоциативность.

«О неподатливый язык!»: речь, слово не всегда может точно выразить те чувства, которые испытывает человек. Мы помним Ф. И. Тютчева: «Мысль изречённая есть ложь».

«Но и с калужского холма / Мне открывалася она…»; «калужский холм» — родная, любимая Цветаевой Таруса находится на калужской земле,  на реке Оке. Она выделено курсивом как нечто древнее, сакральное — и в то же время глубоко личное, интимное.

 «Тридевятая земля» вызывает в создании сказочное «тридевятое царство, тридесятое государство», нечто мифическое, но тем не менее все сказочные герои держат путь именно туда, там находятся все чудеса, спрятаны все тайны. Родина — земля, которая для героини реальна и далека одновременно.

«Чужбина, родина моя!»: своей страной мы привычно зовём ту страну, где живём. Если долго приходится жить на чужбине, к ней привыкаешь. И уже родина начинает казаться чужой, незнакомой, особенно если на этой родине произошли большие изменения.

  Главная мысль – связь каждой отдельной личности со своим народом, с родным краем. Уже с первых строк акцентируется внимание на том, что она такая же, как и простой русский человек (мужик). Марину Ивановну радует то, что она является частицей великого русского народа, которого, несмотря ни на что, переполняет чувство любви к своей стране.

 Она пишет о том, что рвется на Родину лишь по зову сердца. Не по воли. Лишь любовь к родной земле способна вернуть ее домой. Автор готов восхвалять свою страну до конца жизни («Губами подпишусь/на плахе).

     Стихотворение «Родина» является образцом патриотической лирики.

 Оно состоит из шести строф. Пять –четверостишия (катрены), а пятая – дистих (двухстрочная). Рифмовка стихотворения смежная, ударение на последнем слоге, это  констатирует тот факт, что рифма акцентированная мужская. Стихотворный размер –четырехстопный ямб.

     Автор использует разнообразные художественные приемы и средства. Сочетает несочетаемое! Например, оксюморон «чужбина, родина…», «даль, отдалившаяся… близь). Цветаева использует единоначало (анафору), которая ярко выражена в 4-ой строфе.

    В конце стихотворения происходит своеобразный диалог героини с родиной. Однако, обращение к России идет с помощью местоимения «ты». Благодаря этому чувствуется искренняя любовь, которую испытывает поэтесса к своей родине. Чувствуется много эмоционального напряжения, так как любовь эта была глубочайшей.

    Каждого, кто проникся чувствами поэтессы и вдумчиво прочитал строки этого лирического произведения, тоже переполняет чувство любви к Родине и ощущается тесная связь со своим народом.

5. Итог урока. Рефлексия деятельности

- Какое чувство испытывала Марина Цветаева к своей Родине? Какие чувства испытываете вы?

6. Домашнее задание: поразмышляйте над вопросом: поэт должен принадлежать той земле, на которой родился, или всему миру?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор: Кожина Марина Сергеевна

Предмет: литература

Класс: 9

Тема: «Тема родины  в лирике М.И. Цветаевой. Поэт и мир.»

Педагогические технологии: деятельностный подход,  исследовательские технологии (изучение и обощение, сопоставительный анализ разных информационных источников, метод ситуационного анализа).

Цель:

  1. Продолжить знакомство  учащихся с основными этапами жизни поэтессы.
  2. Показать, как раскрывается  тема  Родины в поэзии М.И. Цветаевой.  
  3. Помочь обучающимся разобраться в особенностях поэтического текста. «Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н.М. Шанский).   

   Задачи:

Образовательные:

  1. Вспомнить основные жанровые признаки лирического стихотворения;
  2. Определить роль поэзии в жизни М.И. Цветаевой, выявить высокое назначение поэта.
  3. Рассмотреть  связь жанровой специфики произведения с содержанием ведущих мотивов и образов в творчестве М.И. Цветаевой;

Развивающие: 

  1. Способствовать развитию творческого воображения;

  1. Развивать читательский опыт девятиклассников;
  2. Развивать познавательную активность, умение работать с разными информационными источниками.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к произведениям русской литературы, желание самостоятельно знакомиться с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой;
  2. Воспитывать информационную культуру обучающихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения:

Познавательная сфера:

  1. Владеть знаниями о творчестве М.И. Цветаевой как великой  русской поэтессы;
  2. Выявлять в поэтическом тексте ведущие мотивы, особенности характера лирического героя, видеть авторское отношение к герою;
  3. Уметь определять средства создания образа героя в художественном произведении через анализ его жанровой специфики;

Ценностно-ориентированная сфера:

  1. Формировать собственное отношение к творчеству М.И. Цветаевой и ее лирической героини;

Коммуникативная сфера:

  1. Строить устный ответ с использованием цитат из художественного произведения;
  2. Совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста.

Метапредметные умения:

Познавательные:

  1. Ориентироваться в тексте художественной литературы и дополнительно предложенных  источниках информации;
  2. Отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

  1. Ориентироваться в условиях учебной задачи;
  2. Сравнивать и делать выводы;
  3. Оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

  1. Владеть умениями произносить монолог, вступать диалог, работать индивидуально и в паре;
  2. Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей;
  3. Формулировать и отстаивать своё мнение;
  4. Соблюдать этические нормы в отношении высказываний одноклассников, а также при анализе образа героя произведения.

Личностные:

  1. Понимать эстетическую ценность произведений художественной литературы;
  2. Вступать в речевое общение, уметь отстаивать свою точку зрения;
  3. Осознавать необходимость в саморазвитии себя как компетентного читателя.

Методы и формы обучения: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, работа в парах (сопоставительный анализ, работа с разными источниками информации).

Оборудование:

  1. Раздаточный материал, текст стихотворения М.И. Цветаевой (приложение 1);
  2. Мультимедийный проектор с экраном, ПК;
  3. Презентация (приложение 2)



Предварительный просмотр:

«Родина» О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!

Марина Цветаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 11 класса "Два портрета. А.Ахматова и М. Цветаева"

Конспект урока расчитан для учитей, работающих в 11 классах...

КОНСПЕКТ УРОКА "ЛИРИКА М.И.ЦВЕТАЕВОЙ"

Цель: показать пафос лирики Цветаевой, органическое единство обществен­ного и личного, способствовать формированию у учащихся высоких нравственных идеалов, активной жизненной позиции, подчеркнуть ...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»

План-конспект урока по литературе в 11 классе Учитель : Абибуллаева Венера АзизовнаТема: Марина Цветаева : жизнь и творчество...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...