Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шульга Марина Михайловна

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._1astafev.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Тема урока: «Знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Цели:

Образовательные цели:

  1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
  2. Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
  3. Анализировать героев произведения.

Развивающие цели:

  1. Развивать навыки осмысленного чтения.
  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
  3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
  4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
  2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2014г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.

Используемая методическая литература:

1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2012

2. Литература в таблицах 5-11 класс. АСТ "Астрель" Москва

3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2013

4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2011

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать биографию В. Астафьева ,данную в учебнике .
  2. Прочитать произведение « Конь с розовой гривой»
  3. Найти в тексте диалектные слова , найти их определения в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и выписать в тетрадь .
  4. Подготовить выразительное чтение стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые».

Ход урока

Эпиграф:

 Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того

дивного коня с розовой гривой.

В.П. Астафьев.

I . Организационный момент

- Здравствуйте , ребята ! Сегодня мы приступаем к изучению творчества Астафьева В. Дома вы прочитали произведение «Конь с розовой гривой», о котором мы сегодня поговорим. Но прежде мы проверим ,  как вы подготовили ваше домашнее задание , выразительное чтение стихотворения Д. С .Самойлова «Сороковые».

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся выразительно читают стихотворение Д. С. Самойлова «Сороковые» , оценивают друг друга , делятся впечатлениями .

II. Изучение нового материала

  1. Слово учителя

Виктор Петрович Астафьев — известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны , почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

2 . Беседа

– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»? (После  смерти  бабушки  В. П. Астафьев  жил  в  детском  доме.  Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.)

- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? (Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

- Что это было за время? Как жилось людям? (Время было трудное, герой рассказа — сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

– От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора )

– Кто  из  детей  вам  больше  всего  понравился,  запомнился?  Чем именно? (Учащиеся высказывают своё мнение)

– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

– Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)

– Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

- Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (Автор использует сибирские диалектизмы)

- С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? ( Чтобы приблизить рассказ к реальности  дать представление о том , как говорят люди данной местности .)

3. Словарная работа

- Какие диалектные слова встретились вам в тексте ? Назовите их .

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Заполошная – суетливая

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага

4 . Чтение отрывка произведения по ролям

- Итак , дома вы читали рассказ , а кото – то даже готовился  к выразительному чтению одного из самых важных моментов . Сейчас мы прослушаем чтение по ролям.

Двое учащихся читают отрывок по ролям

Действующие лица : бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

5. Беседа + работа с текстом

- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

- Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. (Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Зачитайте примеры из текста . (Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» .)

6. Составление таблицы

С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?

Это семья самого Виктора  и семья дяди Левонтия, соседа.

Совершенно верно. Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?

Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его.

Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно.

Что еще можно сравнить в этих двух домах?

Семья Катерины Петровны                              

Семья Левонтия

1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме.

«Вытряхивала половики, занималась хозяйством.

 «Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

О чём нам говорит обстановка в этих домах?

  • Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.

  • В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.

2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

Обстоятельная бабушка-генерал.

Дед немногословный.

Дед аккуратно одет.

Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.

Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.

3. Отношение к деньгам.

Запас на черный день.

Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.

4. Ценности дома. Отношение к детям.

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.

Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.

Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.

Как же Виктор относится к этим двум мирам?

Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.

В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?

О том ,что герою хочется походить на левоньтьевских ребятишек, нам говорит эпизод  о походе за ягодами.

Что же там происходит?

Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды.

Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?

Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.

III. Подведение итогов урока . Рефлексия .

- Понравился ли вам сегодняшний урок ?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?

- Какие жизненные уроки получил герой?

  • ( Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
  • Признайся в содеянном
  • Раскаяние приносит облегчение
  • Спешить делать добро
  • Надо быть милосердным всегда
  • Люби ближнего своего как самого себя )

- Усвоили ли вы для себя какие – либо жизненные уроки ,прочитав данное произведение ?

- Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?

IV . Выставление оценок

V. Домашнее задание

1. Выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.

2. Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами.

3. Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема урока: «Жизненные уроки героя»               Цель: Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа выдели...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказавыделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрееразвивать творческие способности, воображение учащихсяразвивать ...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Урок литературы в 6 классе по произведению В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

План-конспект урока по теме "Жизненные уроки героя"...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»

Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...