Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._1astafev.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Тема урока: «Знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»
Тип урока : урок объяснения нового материала.
Цели:
Образовательные цели:
- Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
- Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
- Анализировать героев произведения.
Развивающие цели:
- Развивать навыки осмысленного чтения.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
- Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
- Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.
Воспитательные цели:
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
- Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.
Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2014г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.
Используемая методическая литература:
1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2012
2. Литература в таблицах 5-11 класс. АСТ "Астрель" Москва
3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2013
4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2011
Предварительное домашнее задание:
- Прочитать биографию В. Астафьева ,данную в учебнике .
- Прочитать произведение « Конь с розовой гривой»
- Найти в тексте диалектные слова , найти их определения в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и выписать в тетрадь .
- Подготовить выразительное чтение стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые».
Ход урока
Эпиграф:
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
I . Организационный момент
- Здравствуйте , ребята ! Сегодня мы приступаем к изучению творчества Астафьева В. Дома вы прочитали произведение «Конь с розовой гривой», о котором мы сегодня поговорим. Но прежде мы проверим , как вы подготовили ваше домашнее задание , выразительное чтение стихотворения Д. С .Самойлова «Сороковые».
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся выразительно читают стихотворение Д. С. Самойлова «Сороковые» , оценивают друг друга , делятся впечатлениями .
II. Изучение нового материала
- Слово учителя
Виктор Петрович Астафьев — известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны , почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
2 . Беседа
– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»? (После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.)
- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? (Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
- Что это было за время? Как жилось людям? (Время было трудное, герой рассказа — сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
– От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора )
– Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно? (Учащиеся высказывают своё мнение)
– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)
– Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)
– Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)
- Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (Автор использует сибирские диалектизмы)
- С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? ( Чтобы приблизить рассказ к реальности дать представление о том , как говорят люди данной местности .)
3. Словарная работа
- Какие диалектные слова встретились вам в тексте ? Назовите их .
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
4 . Чтение отрывка произведения по ролям
- Итак , дома вы читали рассказ , а кото – то даже готовился к выразительному чтению одного из самых важных моментов . Сейчас мы прослушаем чтение по ролям.
Двое учащихся читают отрывок по ролям
Действующие лица : бабушка и внук.
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?
Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в
город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Внук: Конём, баба?
Бабушка: Конём, конём.
Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и
слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту
сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!
5. Беседа + работа с текстом
- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
- Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. (Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)
- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Зачитайте примеры из текста . (Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» .)
6. Составление таблицы
С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?
Это семья самого Виктора и семья дяди Левонтия, соседа.
Совершенно верно. Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?
Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его.
Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно.
Что еще можно сравнить в этих двух домах?
Семья Катерины Петровны | Семья Левонтия |
1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка. | |
Было свое хозяйство. Чистота, порядок в доме. «Вытряхивала половики, занималась хозяйством. | «Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни». Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал. |
О чём нам говорит обстановка в этих домах? | |
|
|
2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты. | |
Обстоятельная бабушка-генерал. Дед немногословный. Дед аккуратно одет. | Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня. Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький. Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались. |
3. Отношение к деньгам. | |
Запас на черный день. | Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню. |
4. Ценности дома. Отношение к детям. | |
Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские. | Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни. |
Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.
Как же Виктор относится к этим двум мирам?
Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.
В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?
О том ,что герою хочется походить на левоньтьевских ребятишек, нам говорит эпизод о походе за ягодами.
Что же там происходит?
Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды.
Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?
Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.
III. Подведение итогов урока . Рефлексия .
- Понравился ли вам сегодняшний урок ?
- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?
- Какие жизненные уроки получил герой?
- ( Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
- Признайся в содеянном
- Раскаяние приносит облегчение
- Спешить делать добро
- Надо быть милосердным всегда
- Люби ближнего своего как самого себя )
- Усвоили ли вы для себя какие – либо жизненные уроки ,прочитав данное произведение ?
- Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?
IV . Выставление оценок
V. Домашнее задание
1. Выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.
2. Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами.
3. Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тема урока: «Жизненные уроки героя» Цель: Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа выдели...
Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказавыделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрееразвивать творческие способности, воображение учащихсяразвивать ...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...
Урок литературы в 6 классе по произведению В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
План-конспект урока по теме "Жизненные уроки героя"...
Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»
Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...
"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе
Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...