Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."
методическая разработка по литературе (6 класс)
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия, дифференцированное домашнее задание, а также вариант контрольного тестирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ouno135_mihaylova_o.i._tehnologicheskaya_karta_uroka_literatura_6_klass.docx | 45.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №135 Выборгского района Санкт-Петербурга Михайловой Ольги Ивановны
Урок: литература
Тема урока: Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения.
Дата проведения урока: 15.11.2015 г.
Класс: 6 (базовый уровень)
УМК: Литература. 6 класс учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях. Часть 1. Под редакцией В.Я. Коровиной [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.. Журавлев, В.И. Коровина], 3-е издание – М.: Просвещение 2014.
Автор-разработчик: Михайлова О.И., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №135 Выборгского района Санкт-Петербурга
Цели для ученика Обучающие: иметь понятие о мотиве в лирике и понятие антитезы как основного композиционного приема, развитие исследовательских навыков работы с текстом лирических стихотворений, навыков анализа текста устного словесного рисования, сравнительного анализа. Развивающие: способствование развитию УУД (регулятивные) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке); способствование развитию УУД (познавательные) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения, сопоставления и оценки выявленных закономерностей); способствование развитию УУД (регулятивные) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения и результата с предложенным эталоном совершенствования навыков работы со статьей учебника). Воспитывающие: способствование совершенствованию навыков межличностного общения, восприятия произведений литературы, живописи, музыки и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе, сотрудничестве; осуществление контроля и самоконтроля. | Цели для учителя Образовательные: дать понятие антитезы и мотива лирического стихотворения проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа, вырабатывать навыки, необходимые для умения выразительного чтения стихотворения наизусть, распознавания и сопоставления литературных переводов. Развивающие: создать мотивационную основу для развития речи учащихся, восприятия учебного материала, умения сравнительного анализа отрабатывать навыки анализировать поэтический текст, узнавать выразительные средства языка, анализировать композицию произведения, способствовать обучению самостоятельно работать со статьей учебника (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация). Воспитательные: воспитывать умение слышать окружающих, не бояться высказывать свою точку зрения, умение общаться, взаимодействовать в парных и групповых формах работы, восприятие любви к поэтическому слову, эстетическое восприятие произведений художественной литературы, живописи, музыки. |
Тип урока Изучение нового материала | Форма урока Проблемное изучение |
Опорные понятия, термины Лирическое стихотворение Выразительные средства языка Метафора Эпитет Олицетворение Сравнение Композиция Размеры стиха: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест Лирический герой Инверсия Аллегория Тема лирического стихотворения Настроение лирического стихотворения Интонация лирического стихотворения | Новые понятия Мотив в лирике Литературный перевод Антитеза Образ-символ |
Формы контроля: Работа в парах Работа с группах Учебный диалог Самоконтроль Тестирование | Домашнее задание Дифференцированное задание:
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 2 минуты | Включение в деловой ритм. Дает задание собрать из букв слово ОДИНОЧЕСТВО, составить ассоциации, подобрать синонимы. | Подготовка к работе. Учащиеся настраиваются на работу, составляют из букв слово ОДИНОЧЕСТВО, дают ассоциации по цвету, животному, цветку, дереву, форме, звуку, подбирают синонимы. | Метод стимулирования отношения долга и ответственности. Словесная форма. Игровой приём. Фронтовой опрос. | Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; познавательные: выполняют организационные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения организационных задач операции синтеза, анализа классификаций; регулятивные: умение создать условия ; коммуникативные: оценивают ситуацию взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики, умение осуществлять речевой контроль. | Готовность к работе. Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 1 минута | Проверка и корректировка домашнего задания. | Читают наизусть стихотворение «Тучи», называют выразительные средства, особенности композиции, синтаксиса стихотворения. | Фронтальный опрос. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: целью выделения признаков; регулятивные: умение создать условия для целеполагания и планирования действий. | Отработка умений находить особенности и выразительные средства лирических стихотворений, умение выразительно читать наизусть. |
III. Изучение нового материала: а) Создание проблемной ситуации. б) Фиксация затруднений при знакомстве с новым материалом. в) Цели полагания и построение проекта выхода из затруднения. г) Объяснение нового материала. 15,5 минут | Рассказывает историю создания стихотворения «На севере диком». Дает задание сравнить подстрочник и перевод М.Ю. Лермонтова. (См. Приложение 1). Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Даёт задание: сопоставить подстрочник и переводы А.А. Фета и Ф.И. Тютчева (См. Приложение 2). Предлагает рассмотреть картину И.И. Шишкина «На севере диком…», найти изобразительные выразительные средства. | Слушают рассказ учителя. Читает текст подстрочника и литературного перевода, сравнивают: находят сходства и отличия выразительного средства. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, соотносят поставленные задачи с материалом. Работают в парах по вариантам, сопоставляя переводы, записывают вывод6 кто из авторов ближе к оригиналу и глубже раскрыл основную мысль и идею. | Индивидуальная работа. Работа в парах и группах. Практический метод. Приём познавательной активности через задание. | Личностные: умение обобщать полученный результат; познавательные: устанавливают причины следственной связи, делают выводы, выполнять учебные познавательные действия в материализированной и умственной форме для решения учебных задач ; регулятивные: целеполагание, постановка и формулирование цели, планирование действий, поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание. | Уважительное отношение друг к другу при коллективной и групповой работе. Получение установки на реализации целей урока. |
IV. Лингво-физкультминутка. 1 минута | Читает стихотворение под музыку, дает задание через движение передать настроение и сюжет стихотворения. | Выполняют физические упражнения. | Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология. | Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность при выполнении физических упражнений; познавательные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока | Сохранение здоровья учащихся и переключение на другие виды деятельности. |
V. Актуализация новых знаний. а) Первичное закрепление. 0,5 минут | Дает понятие мотива одиночества, дает задание определить мотивы в уже изученных стихотворений.
| Записать определенные мотивы в тетрадь, определяют мотив бунтарства, скитальничества, изгнания, сна, одиночества в стихотворениях Лермонтова. | Исследовательская технология. Аналитико-синтетические методы. | Регулятивные: Применяют и сохраняют учебную задачу, самоконтроль в форме сравнения, способа действия и результата с эталоном; познавательные: построения логической цепи рассуждений, выведение следствий, умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действий; коммуникативные: формулирование и аргументирование своего мнения, осознанное построение высказываний, речевое взаимодействие со сверстниками и учителем; личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооцениванию своих действий. Познавательные: регулятивные: оценивают свою работу, самоконтроль в форме тестирования с выбором ответа; личностные: умение систематизировать полученные знания в готовых письменных ответах | Умение самостоятельно работать с учебником, формировать устную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформления, оформление письменных высказываний, отработка умений анализа лирических стихотворений. Умение систематизировать полученные знания в тестовой форме с выбором работе. |
б) Первичное обобщение. 6,5 минут в) Самостоятельная работа с самопроверкой 9,5 минут г) Получение системы знаний и повторение 7,5 минут | Чтение стихотворений «Утёс» и статьи учебника (стр. 158), дает задание для анализа стихотворных образов, и их сопоставления. Дает определение антитезы, образа-символа. (См. Приложение 3). Ставит музыкальный романс П.И. Чайковского, дает задание определения музыкальных выразительных средств. Дает задание прочитать статью учебника, определить композицию стихотворения, сопоставить образов, определения мотива стихотворения «Листы». (См. Приложение 4, стр. учебника 155-156) Дает контрольное тестирование (См. Приложение 5) | Работа со статьей учебника, чтение и анализ стихотворения «Утёс». Запись в тетрадь определения антитезы. Слушание музыки П.И. Чайковского, романс. Определение выразительных музыкальных средств. Чтение статьи учебника об истории создания стихотворения «Листок», чтение стихотворения по частям. Анализ композиции. Сопоставление образов, определение мотива. Выполняет тестовое задание | Индивидуальная работа. Технология обратной связи. | ||
VI. Рефлексивно-оценочный этап. 0,5 минуты | Организует рефлексию. Предлагает выразить впечатление от урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. | Соотносят цель и результаты. Регулируют смайлики настроения:
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Технология обратной связи. | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, Слушать и слышать окружающих; регулятивная: контролируют правильность ответов учащихся; рефлексия, оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний) ; | Умение оценивать себя. Умение оценивать результат учебной деятельности. |
VII. Домашнее задание. 1 минута | Объясняет домашнее задание (См. Приложение 6) | Слушают и записывают задание в дневник | Индивидуальная работа. | Регулятивная: саморегуляция. |
Приложение 1
Стихотворение Г. Гейне «Сосна» (подстрочник)
Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают ее лед и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.
Приложение 2
Стихотворение А.А. Фета.
На севере дуб одинокий
Стоит на пригорке крутом;
Он дремлет, сурово покрытый
И снежным и льдяным ковром.
Во сне ему видится пальма,
В далекой, восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,
Одна на горячей скале…
Стихотворение Ф.И. Тютчева.
На севере мрачном, на дикой скале,
Кедр одинокий, подъемлясь, белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его буря лелеет.
Про юную пальму снится ему,
Что в краю отдаленном востока
Под мирной лазурью, на светлом холму
Стоит и цветет одиноко.
Приложение 3
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Мотив – устойчивый значимый образ.
Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Образ-символ – предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого-либо явления.
Приложение 4
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок»
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни во славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев твоих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».
«На что мне тебя? – отвечает младая чинара, -
Ты пылен и жёлт, - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
Приложение 5
Тест
- Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утёс»?
- Гражданская тематика;
- Вольнолюбие;
- Пейзаж;
- Тема одиночества
- Каким внутренним смыслом наполнены символические образы утёса, листка, сосны?
- Одиночества, изгнанничества;
- Бунтарство, стихийного порыва;
- Непонятости, страдания, тоски;
- Избранности
- Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи»:
- Ямб;
- Хорей;
- Дактиль;
- Амфибрахий
- Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утёс»?
- Свободолюбивым порывом;
- Неразделенностью любви;
- Непрочностью человеческих отношений;
- Бунтарством, мятежным неприятием мира
- Какова основная тема стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»?
- Разлука двух влюбленных;
- Трагическая непреодолимость одиночества;
- Неразделенная любовь
- Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?
- Спокойствие, отрыв от реальной жизни, неспособность к состраданию;
- Одинокая, бесприютная, скитательская жизнь, неприкаянность;
- Жизнь и смерть
- Назовите основной композиционный приём, использованный М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Листок»
- Кольцевая композиция;
- Антитеза;
- Инверсия
- Соотнесите выразительные средства
А) Сравнение | 1. Одета, как ризой, она |
Б) Эпитет | 2. С ней шепчется ветер |
В) Олицетворение | 3. Друзей клевета ядовитая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
М.Ю. Лермонтов...
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».
Презентация "Особенности выражения темы одиночества в стихотворенияхМ. Ю. Лермонтова«Утёс», «Три пальмы»....
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
Материал предназначен для учащихся 6 классов. Цель урока: познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова....
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Методическая разработка урока с технологической картой
Методическая разработка урока с технологической картой...
Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (стихотворения «Утёс» и «Листок»)
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Утёс" и "Листок"....