Технологическая карта 9 класс по литературе Грибоедов "Горе от ума"
материал по литературе (9 класс)
Технологическая карта 9 класс по литературе Грибоедов "Горе от ума"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_literature_9_klass_griboedov.docx | 86.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 14» Г.о.Подольск
Технологическая карта
урока литературы
в 9 «А» классе
на тему: «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
(С применением технологий проблемного обучения, группового обучения,
развития критического мышления)
Составила и провела : учитель русского языка и литературы
Дмитриева Наталья Евгеньевна
Технологическая карта урока
Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Класс: 9 «А»
Предмет: литература
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
образовательные: закрепить знания, полученные учениками; сформировать общее представление о комедии; продолжить формирование навыков анализа художественного произведения;
воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию толерантности; воспитывать умение слушать других;
развивающие: развивать навыки делового партнерского общения; умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог, задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения; навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи.
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Оборудование: мультимедиа (презентация), раздаточный материал, учебник, на доске образцы ученических работ – кластеры о фамусовском обществе и о Чацком.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Мотивация – 5 мин.
- Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Целеполагание.– 5 мин.
- Решение проблемного вопроса (работа в группах) – 10 мин.
- Обобщение и систематизация знаний (презентация работы группы) – 15 мин.
- Выставление самооценок и рефлексия – 5 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Деление на группы до начала урока путём жеребьёвки.
- Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Входя в класс, вы доставали из мешочка прямоугольники определенных цветов. Сядьте, пожалуйста, согласно тому цвету, который вам достался. | Учащиеся вынимают наугад жетоны разных цветов. В зависимости от цвета делятся на шесть групп. Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку. Рассаживаются по группам. (Образуется шесть групп) | Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
II. Мотивация Цель этапа: активизировать мыслительную деятельность каждого ученика, подтолкнуть к формулировке темы и проблемы урока | (Слайд 1). - На экране вы видите слова британского модельера Эндрю Маккензи: «Победитель – тот, кто встаёт на один раз больше, чем падает». - Как вы понимаете эту фразу? - Как бы вы закончили предложение «Победитель – это…»? А кого можно назвать побежденным? (На слайде появляется портрет А.С.Грибоедова) - Связаны ли эти слова с комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»? - Есть ли в комедии победители? - А Чацкого вы кем считаете? Молча по очереди подойдите к доске и поставьте свою подпись в ту графу, которая соответствует вашей позиции: «Победитель – Побеждённый» | Отвечают на вопросы учителя. Демонстрируют знание содержания комедии «Горе от ума». Подходят по очереди к доске и ставят свою подпись или в графу «Победитель» или в графу «Побежденный» | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного. |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание. | - Как вы думаете, над каким проблемным вопросом мы будем сегодня размышлять? - Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 2). - Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побежденный?» Мы попытаемся прийти найти ответ на этот вопрос. Это и будет целью нашего урока. - Вы уже догадались, что работать вы будете в группах по методу «Шести шляп». Я напоминаю специфику каждой группы: Белая шляпа отвечает за сбор беспристрастных, объективных фактов; Чёрная шляпа отвечает за критическое восприятие, поиск недостатков; Жёлтая шляпа находит только положительные факты и аргументы; Зелёная шляпа должна выйти за рамки произведения; Красная шляпа отвечает за эмоции и оценки; Синяя шляпа подводит итог работе всех групп и формулирует ответ на проблемный вопрос. Каждая группа должна выбрать руководителя и распределить задания, чтобы максимально быстро с ними справиться. Опирайтесь на текст комедии и записи в тетрадях. Обращаю также ваше внимание на то, что при ответе групп члены других групп могут дополнять ответы одноклассников или опровергать их или задавать вопросы. | Дают свои варианты ответов. Записывают тему урока в тетради. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
IV. Решение проблемного вопроса (работа в группах) | Каждая группа получает задание. Выбирает руководителя. Раздаёт задания. (Приложение 1) Белая шляпа (Учёные):
Чёрная шляпа (Критики):
Жёлтая шляпа (Оптимисты):
Зелёная шляпа (Креативщики):
Красная шляпа (Художники):
Синяя шляпа (Руководители):
(Во время работы групп звучит вальс А.С.Грибоедова) | Выбирают руководителя группы. Распределяют задания. Обсуждают ответы. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
V. Обобщение и систематизация знаний (презентация работы групп). | - Пришло время познакомить одноклассников с вашей работой. Отвечать вы будете именно в том порядке, в каком шляпы появляются на экране. - Напоминаю о том, что во время ответа одной группы члены других групп могут дополнить или опровергнуть ответ оппонентов, а также задать им свой вопрос. (Слайды 3-9). | Заканчивают обсуждение. Руководитель группы демонстрирует готовность своей группы отвечать. Слушают ответы групп, участвуют в обсуждении. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
VI. Выставление самооценок и рефлексия. | Руководители групп заполняют оценочные листы. (Приложение 2) Закончите эти фразы: - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Я понял, что… - Теперь я могу… - Я научился… - У меня получилось… - Мне понравилось… | Учащиеся анализируют своё поведение и состояние на уроке и дают себе самооценку. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание |
VII.Домашнее задание. |
| Записывают домашнее задание.
|
Приложение 1
Задания для групп
Белая шляпа (Учёные)
Информация. Факты. Беспристрастная и объективная позиция
1. На какие две группы можно разделить всех персонажей? По какому принципу?
2. Назовите черты классицизма и реализма в комедии «Горе от ума».
Чёрная шляпа (Критики)
Критическое восприятие
1. В чем, на ваш взгляд, Чацкий «проигрывает» фамусовскому обществу?
2. Что дает нам право говорить, что Чацкий уходит побежденным?
Жёлтая шляпа (Оптимисты)
1. Докажите, что Чацкий в финале комедии «Горе от ума» остается победителем. Приведите как можно больше аргументов в пользу этой точки зрения.
Зелёная шляпа (Креативщики)
1.Как вы понимаете слова Герцена А.И.: «В комедии «Горе от ума» 4 действия. Пятое разыгралось на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году»?
2. Предположите, как сложилась жизнь Чацкого после отъезда из дома Фамусова. Обоснуйте свой ответ.
Красная шляпа (Художники)
1. Выберите из предложенной таблицы эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие, на ваш взгляд, основных персонажей комедии «Горе от ума».
2. Какие эпитеты наиболее полно отражают ваши эмоции по отношению к этим же персонажам?
I Поведение | II Взгляды | III Отношение к людям | IV Ум, способности | V Эмоциональные качества | VI Другие черты |
1. Самоуверенное 2. Тактичное 3. Изворотливое 4. Характер горячий 5. Скрытное 6. Самовлюбленное 7. Ханжеское 8. Естественное 9. Воспитанное | 1. Консервативные 2. Вольнолюбивые 3. Приспособленческие 4. Ограниченные 5. Свойственные среде 6. Критические 7. Циничные 8. Твердые | 1. Холопское 2. Непосредственное 3. Доверчивое 4. Равнодушное 5. Лицемерное 6. Сочувственное 7. Расчетливое 8. Гостеприимное 9. Открытое 10. Черствое 11. Опасливое | 1. Неглупый 2. Глупый 3. Умный 4. Пытливый 5. Ограниченный 6. Одаренный 7. Практичный | 1. Нравственная слепота 2. Сдержанность 3. Грубость 4. Мечтательность 5. Вздорность 6. Колкость 7. Страстность 8. Ироничность 9. Скрытность | 1. Честность 2. Неискренность 3. Бестактность 4. Подлость 5. Лень 6. Гадливость 7. Прямота 8. Собранность 9. Скрытность 10. Небрежность (в делах) |
Синяя шляпа (Руководители)
- В чём суть общественного и личного конфликтов в комедии «Горе от ума»?
- Кто же Чацкий – победитель или побежденный?
Приложение 2
Название группы |
| Оценка |
Руководитель группы | 1. | |
Члены группы | 2. | |
3. | ||
4. | ||
5. |
Название группы |
| Оценка |
Руководитель группы | 1. | |
Члены группы | 2. | |
3. | ||
4. | ||
5. |
Приложение 2
Название группы |
| Оценка |
Руководитель группы | 1. | |
Члены группы | 2. | |
3. | ||
4. | ||
5. |
Название группы |
| Оценка |
Руководитель группы | 1. | |
Члены группы | 2. | |
3. | ||
4. | ||
5. |
Название группы |
| Оценка |
Руководитель группы | 1. | |
Члены группы | 2. | |
3. | ||
4. | ||
5. |
Название группы |
| Оценка |
Руководитель группы | 1. | |
Члены группы | 2. | |
3. | ||
4. | ||
5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс
Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС
данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...
Технологическая карта урока по литературе (9 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...
Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...
Технологическая карта урока по литературе для 7 класса по теме: "Знакомство с повестью Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"
Технологическая карта урока по литературе для 7 класса...
Технологическая карта урока английской литературы. "Литература эпохи Просвещения. Жизнь и творчество Роберта Бернса"
Технологическая карта урока английской литературы...