Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОКИ ЖИЗНИ
В РАССКАЗЕ ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА «РЫЦАРЬ ВАСЯ»
Для чего я пишу книги, рассказываю ребятам
интересные истории, знакомлю их с разными людьми?
Чтобы развлечь их? Нет. У моих книг другая задача –
помочь ребятам жить.
Ю.Яковлев.
Слайд№1. Портрет Ю.Я.Яковлева.
Учитель: Ну вот, опять уроки (если не скажете, то подумаете вы). Да, уроки: так уж устроен человек – учится всю жизнь. Учится улыбаться, смотреть и видеть мир, в котором живёт, учится делать первые шаги, произносить первые слова, а потом - писать, читать и считать, а потом – разным мудрым наукам… И так без конца.
Чему же мы будем учиться у Ю.Я.Яковлева? Прочитаем эпиграф к уроку.
(Дети читают вслух).
Слайд№2. Эпиграф
Учитель: «Помочь ребятам жить»… Что это значит – помочь жить? Какие уроки даст нам писатель?
На эти вопросы мы постараемся ответить с вами в конце нашего урока.
Слайд№3. Тема урока (сформулировать вместе с обучающимися)
Учитель: -А сейчас я уступаю место ученику нашего класса, который подготовил сообщение о писателе – Юрии Яковлевиче Яковлеве.
Ученик:
Юрий Яковлевич Яковлев - писатель и сценарист, автор многих детских книг. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде. Яковлев — это псевдоним писателя, взятый по его отчеству, настоящая фамилия — Ховкин.
Еще мальчиком он начал писать стихи и был членом "литературного клуба" Дворца пионеров. В 1940 году прямо со школьной скамьи он был призван в армию, а через год началась война, и он 6 лет прослужил солдатом. В годы Великой Отечественной войны воевал: был артиллеристом – наводчиком зенитной батареи, сотрудником фронтовой газеты. Был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде (она умерла от голода в 1942 году).
На войне окончательно понял, что хочет стать писателем. В годы войны Юрий Яковлев печатался в воинской газете "Тревога". После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал с 1947 года, писал стихи, рассказы, повести, киносценарии.
Учитель: Вот такая судьба… А чтобы лучше понять душу писателя – войдём в мир его книг – тем более что для хороших людей, читателей – дверь всегда открыта: «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк,- когда грустно и одиноко. Мой дом – мои книги, а мои герои – люди, ради которых читатель переступает порог моего дома. Надеюсь, они станут твоими друзьями». Ю.Яковлев.
Слайд№4. Фото обложек детских книг писателя.
Учитель:
- Вы уже знакомились с некоторыми произведениями Юрия Яковлева, а на сегодняшнем уроке нам предстоит ближе узнать героев рассказа «Рыцарь Вася».
В названии рассказа есть слово «рыцарь».
- Кто такой рыцарь?
- Как выглядит рыцарь?
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «рыцарь»?
(Ответы учеников)
Слайд№5. Рыцари.
- Давайте послушаем сообщение члена лингвистической группы, который провел своё исследование и готов поделиться информацией о рыцарях (ученик)
Слайд№6. Значение слова «рыцарь».
В «Словаре русского языка» С.И Ожегова дается следующее лексическое значение слова «рыцарь»:
- В феодальной Европе: лицо, принадлежавшее к военно-феодальному сословию.
- Самоотверженный, благородный человек.
Рыцарь – в переводе с немецкого означает - всадник, самоотверженный, благородный человек, честный, порядочный. В средние века это тяжеловооружённый конный воин, рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они получали особое рыцарское воспитание. Их обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, добрыми, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине Рыцари участвовали в турнирах. Сражались верхом на конях с притупленными копьями и мечами.
В далёкие времена существовал закон, который носил название «кодекс рыцарской чести». В этом кодексе были прописаны рыцарские обязанности и права: «Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи слабым и беззащитным, подавай милостыню».
Вот звучные имена рыцарей: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, они известны всему миру.
Слайд№7. Тема урока.
Учитель:
- Какого же человека мы сможем назвать рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового пойти на помощь другому человеку, умеющего держать данное слово, заступаться за младшего, слабого).
- В прямом или переносном смысле использует автор это слово в названии рассказа? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно проанализировать произведение, лучше узнать главного героя.
__________________________________________________________________
ПОРТРЕТ
Групповая работа над портретом Васи с последующим обсуждением
- Кто является главным героем произведения?
– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
– Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство.
- А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором).
– Как выглядел Вася?
Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя.
Слайд№8. Вася.
Окружающие | Сам Вася | Автор |
1. «Тюфяк» (одноклассники) – Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) – Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг) | - Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. - В мечтах видел себя рыцарем. | В груди его билось благородное сердце рыцаря. - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? - О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных) |
Слайд№9. Значение слова «тюфяк».
Слайд№10-11. Суворов.
Слайд№12. Вася.
– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?
– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
– А в свой адрес слышал:
- «Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
- «Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут».
- «Ребята смеялись…»
- «… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
- «На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»
- «Зал засмеялся…»
Слайд№13. Тема урока.
_______________________________________________________________
– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)
СПАСЕНИЕ (Ученик зачитывает отрывок)
– Оцените поступок Васи.
Слайд№114-15. Таблица.
___________________________________________________________________
Лексическая работа сравнительного характера
1 группа. Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя | 2 группа. Выделить те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке | ||
Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул | Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять: поплелся | ||
3 группа. Посчитать, сколько раз в эпизоде спасения малыша встречается слово «тюфяк» | |||
8 раз |
- Что подчёркивается этими глаголами? (вялость, медлительность/ решительность)
- Как называется этот прием, и с какой целью автор его использует? (антитеза, чтобы ярче читатели увидели его добрую душу, его готовность к подвигу.)
- Какие ещё художественные приемы использует автор в произведении, чтобы раскрыть образ главного героя? (эпитет, художественное сравнение)
- По композиции эпизод спасения малыша занимает гораздо меньше места.
Однако слово «ТЮФЯК» здесь же автор употребляет 8 раз! Почему? (чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом).
Слайд№16. Эпиграф.
ПОСЛЕ СПАСЕНИЯ
Учитель:
- Что произошло на следующий день? (награждение Димы Ковалева на линейке)
- Почему же Вася промолчал на линейке?
(Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно». В конце концов, он и сам поверил, что Димка герой, и захлопал, когда все захлопали.)
- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?
(С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок).
-Можно ли назвать Диму героем?
-Как можно назвать Диму Ковалёва?
- Кто же истинный герой?
Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а ради спасения
- Нравится вам такая концовка рассказа?
(Здесь торжествует не скромность, а ложь и несправедливость).
- Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю, который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые не хотят и не могут рассмотреть в своём товарище благородного человека. И вместе с тем есть уверенность, что внутреннее рыцарство Васи когда-нибудь будет раскрыто и оценено по–заслугам.
- Всегда ли мы до конца понимаем тех, кто рядом с нами?
- А в реальной жизни могла бы произойти подобная ситуация?
Слайд№17. Видеосюжет о спасении на воде.
______________________________________________________________
Учитель: (пишет на доске цифру 1967)
- А теперь я раскрою секрет: произведение написано в 1967 году! Скоро ему исполнится 50 лет)
- Состарилось ли оно?
- Какие произведения не стареют? (Те, где автор поднимает вечные вопросы, заставляет задуматься об истинных ценностях.)
__________________________________________________________________
Слайд№18. Эпиграф.
ЭПИГРАФ
Учитель:
Давайте вернемся к эпиграфу урока.
(Дети читают вслух).
«Помочь ребятам жить»… Что это значит – помочь жить? Как вы понимаете эти слова? (Автор пытается объяснить, что главное в человеке – не внешность, а его душевные качества, что нужно уметь в человеке разглядеть самое важное. Писатель показывает на примере поведения героев, что хорошо, а что плохо)
Домашнее задание
Написать эпилог к рассказу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне»
План-конспект открытого занятия в 3 «А», 3 «Б» классах. Февраль 2015г. (предмет-риторика)Учителя : Масошина Л.В.,Гришина Е.А.Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне» («Сапер», «Друг капи...
Урок чтения в 5 классе на тему: Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».
Дата проведения: 17 ноября 2016 года.Класс: 5аТема:Ю.Яковлев «Рыцарь Вася».Цель: обеспечить условия для:1. Восприятия художественного произведения.2....
Конспект урока " Рыцарь Вася" Юрий Яковлев
Цель урока: Познакомить школьников с творчеством Ю. Яковлева, провести работу над рассказом «Рыцарь Вася», ввести понятия «герой» и «антигерой». Развивать умение оп...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....
Конспект урока внеклассного чтения " Рыцарь Вася " 6 класс
Урок внеклассного чтения по литературе 6 класс....
Урок внеклассного чтения в 6 классе. Ю.Я. Яковлев "Рыцарь Вася"
Открытый урок в рамках Окружного конкурса "Педагог года 2019" в Можайском ГО....
Технологическая карта "Быть Человеком!" (По рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»). Урок внеклассного чтения.
Знакомство с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; формирование личностного отношения к поднятой проблеме....