Конспект урока внеклассного чтения " Рыцарь Вася " 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок внеклассного чтения по литературе 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rytsar_vasya_6_klass.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урок в формате РКМЧП по рассказу Ю.Яковлева
«Рыцарь Вася»
Цели урока.
Образовательные:
- ознакомление с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; овладение навыками анализа художественного текста.
Развивающие:
-Развитие критического мышления через чтение и письмо
Воспитательные:
-Воспитание взаимопонимания, доброты, благородства, любви к окружающим людям.
Опережающее домашнее задание: рисунки (обложка к рассказу), сообщения о рыцарях.
Оборудование: тексты рассказа Ю. Яковлева « Рыцарь Вася», выставка рисунков учеников; словари В.И.Даля и С.И.Ожегова; магнитофон;
аудиозапись «Колыбельная» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева).
Оформление доски.
« Все начинается с детства…»
Ход урока.
- Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Здравствуйте уважаемые гости! Очень рада вас видеть, посмотрите на наших гостей и на друг друга и поделитесь своей улыбкой.
2.Стадия вызова.
( Демонстрация аудиозаписи из мультфильма «Умка».)
Ребята, какую песню вы сейчас услышали?(ответы детей) Как вы думаете, почему я начала наш урок с этой песни? (ответы детей) (Наверно, автором является писатель Ю.Яковлев)
Молодцы, этот мультфильм вы видели много раз, но не знали, что автором сценария и автором песни является писатель Юрий Яковлев. Итак, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему нашего урока: « Все начинается с детства…»
Юрий Яковлев « Рыцарь Вася». Прочитайте, пожалуйста, эпиграф нашего урока. Подумайте, над данными словами в конце урока мы еще раз вернемся к эпиграфу.
Слайд №1
Портрет писателя Ю. Яковлева
Хочу рассказать вам о писателе. Юрий Яковлев – детский писатель, он написал много добрых книг.
Сл айд №2(книги)
Посмотрите на экран, на нем представлены книги Юрия Яковлева. Может быть, кто – нибудь из вас читал его произведения. Мое знакомство с творчеством писателя началось, когда я была такой же как и вы, школьницей, в детстве. И до сих пор они меня учат добру, справедливости.
Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.(Мы думаем, что целью нашего урока будет… закончите пре дложение :познакомиться с рассказом «Рыцарь Вася», сделать анализ произведения. Молодцы, вы определили правильно цель урока. Чтобы достичь цели урока я разделила вас на 2 группы, работайте сообща.переход
Слайд №3( тема урока)
В названии рассказа есть слово «рыцарь». Кто такой рыцарь? ( ответы готовые )
- Как выглядит рыцарь? ( железные латы, шлем с забралом, меч, копье)
Слайд № 4 (картинка рыцаря)
Каким вы его себе представляете?
- Каковы его физические данные? ( Он наверное сильный, крепкий, выносливый)
- Какими духовными качествами должен обладать рыцарь? (Он должен быть честным, храбрым, добрым, умным, отзывчивым, отважным, на стороне слабых )
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее лексическое значение слова «рыцарь» (Словарную статью читает подготовленный ученик Адыгжы )
Слайд №5(значение слова)
Мы узнали что слово «рыцарь» имеет два значения:
- В феодальной Европе: лицо, принадлежавшее к военно-феодальному сословию.
- Самоотверженный, благородный человек.
Как вы думаете, в каком значении употреблено это слово в названии рассказа? (Мы думаем, что во втором)
Как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе с таким названием? ( Каждая группа должна представить свою версию)
2. Стадия осмысления.
Давайте приступим к анализу текста. Кто главный герой? (Вася Рыбаков ) Кем считали его приятели? (тюфяк) Что такое тюфяк? переведите на тувинский язык ( сиген тырып каан шоодай). Каким видел себя Вася в мечтах? ( рыцарем) «А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»
Работа в группах. Задания для групп. Задание 1.
1 группа. Найдите в тексте слова и словосочетания, которые описывают Васю как тюфяка.
2 группа. Найдите и выпишите из текста слова, где он видел себя рыцарем? ( Дается минута). Какую работу мы проделали? (работали с тексом, находили слова…)
Вася любил ходить в музей. В городе. Санкт – Петербурге есть музей Эрмитаж, там есть рыцарский зал. ( Слайд №6 Эрмитаж) демонстрация слайда ) Какой вывод можно сделать? Вася любил ходить в Эрмитаж.
Индивидуальная работа (Сережа, Начын, Дамба,Олчей) Нарисуйте Васю в классе, отвечающим у доски, на уроке физкультуры) , а ваши одноклассники должны угадать, какой это момент.
Понимали ли Васю окружающие его люди: мама, друг, одноклассники, учитель.
- А как вы к нему относитесь?
(Мы ему сочувствуем, потому что все к нему несправедливы )
Что произошло однажды? ( Однажды он увидел тонущего в реке малыша и спас его).
-Ребята, в литературе есть прием- антитеза. Все писатели пользуются им. Запишите определение антитезы.
Слайд №7(антитеза)
(Запись в тетради определения антитезы.)
Антитеза - резкое противопоставление каких-то понятий, мыслей, образов. Антитеза строится на антонимах.
С какой целью автор его использует в тексте? ( чтобы ярче читатели увидели его добрую душу, его готовность к подвигу.)
Противоположные свойства характера на примере двух героев Васи и Димы.
Задание 2.Заполнение таблицы , работа с рабочими листами. Заполните таблицу на ваших столах: 1 группа начинает, 2 заканчивает.
Дима Вася
Трусость смелость
Подлость порядочность
Лживость правдивость
Какую работу вы проделали, с какой целью? (показать характеристику героев).
Физкультминутка
Ребята, встаньте, пожалуйста, поднимите руки над головой и покажите, каким должно быть «благородное сердце рыцаря»? Садитесь!
(Дети вместе с учителем выполняют упражнение).
Размышление над концовкой рассказа. Как закончился рассказ - Согласны ли вы с таким финалом?
- Прав ли был Вася, смолчав о своём поступке?
( С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок)
Каким взрослым человеком может стать Вася?(хорошим человеком)
(Потому что Вася обладает всеми качествами настоящего рыцаря: благородный, скромный, мужественный, самоотверженный, не злой, не реагировал на обиды, готовил себя к подвигу внутренне, оказался верен своей мечте.)
-Какой главный вопрос предлагает автор для обсуждения?
(Что значит быть настоящим рыцарем.)
Задание 3.Работа по группам ( заполнить схему на доске-прием фишбоун- рыбий скелет). (Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос). На доске я записала вопрос, вы должны заполнить схемы. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Один из представителей группы должен сделать анализ .
Молодцы, ребята, вы справились очень хорошо!
Давайте еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока. Работа с эпиграфом урока. (В Васе автор разглядел взрослого)
Вывод урока.- Чему вас научил автор?
(Быть добрыми, не озлобляться, быть мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью.) Вы согласны с темой нашего урока « Все начинается с детства…» (Да, п.ч.в детстве формируются у ребенка нравственные качества, он учится различать добро и зло).
Запишите домашнее задание. ( написано на доске)
Дома к слову БЛАГОРОДСТВО подобрать синонимы и записать их в тетрадь, написать мини-сочинение: «Что значит быть рыцарем»?
На этом наш урок подходит к концу, дайте пожалуйста оценку уроку. Рефлексия Для этого заполните журнал заметок, ваши впечатления от урока. На этом уроке вы работали очень хорошо, всем выставлю пятерки.
На этом наш урок закончен, спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")
Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...
План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"
План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"...
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"...
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»
Конспект урока литературы составлен для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития. Урок ...
План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»
Данныйурок внеклассногочтения расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...
- Мне нравится (1)