Технологическая карта "Быть Человеком!" (По рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»). Урок внеклассного чтения.
методическая разработка по литературе (6 класс)
Знакомство с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; формирование личностного отношения к поднятой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта к уроку "Быть человеком" | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.(2014-2015 г)
Ф.И.О. педагога: Козинова Наталья Николаевна
Предмет: Литература
Класс: 6
Тип урока: урок - исследование
Тема урока: | Быть Человеком! (По рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася») Урок внеклассного чтения. | ||||||||||||||||
Цель урока: | Знакомство с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; формирование личностного отношения к поднятой проблеме. | ||||||||||||||||
Задачи урока: | Обучающая (образовательная): организовать работу с художественным текстом вслед за автором с использованием метода чтения с остановками; выявить личностное восприятие текста, помочь осознать чувство, которое возникло после прочтения; перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, героем нашего времени, и сформировать отношение обучающихся к поднимаемой проблеме. Развивающая: развивать умение извлекать информацию из текста, отбирать главное, развивать логическое мышление; правильно, красиво и логично излагать свои мысли, работать в группе. Воспитывающая (воспитательная): на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность, героя нашего времени, смелого, мужественного, доброго, благородного, бескорыстного, скромного, способного на самопожертвование ради людей и на подвиг. | ||||||||||||||||
Оборудование: | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация, выполненная в программе «Power Point», текст рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь Вася», Словарь С.И.Ожегова, Словарь синонимов, раздаточный материал. | ||||||||||||||||
Виды контроля и измерители: | Текущий. Взаимооценка. Оценка словесная. Самооценка. | ||||||||||||||||
Универсальные учебные действия: | Планируемые результаты деятельности: | ||||||||||||||||
Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия. Регулятивные: Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Познавательные: Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения. | Метапредметные: Умение ставить и формулировать учебные цели и задачи; умение понимать, оценивать, интерпретировать полученную информацию; умение сотрудничать с другими людьми (работать в группе, уважительно относиться к позиции другого, идти на взаимные уступки); высказывать свою позицию, точку зрения; осуществлять поиск необходимой информации из разных источников. Предметные: Умение анализировать художественное произведение. Личностные: Выбор ценностных ориентиров (построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненное проектирование), ориентация в нравственном смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, умение отделять оценку поступка от оценки самого человека. | ||||||||||||||||
Основное содержание темы урока: | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий; работа в парах сильный – слабый; выразительное чтение художественного произведения; самостоятельная работа в группах; индивидуальная работа; фронтальная беседа по содержанию произведения; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; экспертиза деятельности на уроке; выставление оценок; рефлексия. | ||||||||||||||||
Этапы урока. | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||
1-й этап «Организационно-мотивационный» - Вводно– подготовительная часть урока. | |||||||||||||||||
Приветствует обучающихся, настраивает на доброжелательную позитивную работу на уроке, организует работу учащихся с использованием фотоколлажа, краеведческого материала, кластера, постановки проблемного вопроса, которые помогают определить место и причины затруднения, сформулировать цели и задачи на урок. | Ученики рассматривают фотоколлаж, вспоминают имеющиеся знания по теме, отвечают на вопросы учителя, работают в парах по составлению кластера, принимают участие в беседе, пытаются найти ответ на проблемный вопрос, который выводит их на формулировку задач урока. | Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи, ориентироваться в системе имеющихся знаний. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить высказывания, участвуют в диалоге. | Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания. | |||||||||||
2-й этап «Осмысление» Основная часть урока. | |||||||||||||||||
1.Организует выразительное чтение 1 части рассказа ученицей, предлагает самостоятельную работу обучающихся с текстом в группах, определив каждой группе отдельные задания, индивидуальную работу со словарями, отчёт о проделанной самостоятельной работе и работе каждой группы, экспертизу деятельности, подводит обучающихся к выводу. 2.Учитель сохраняет интерес учеников к теме с помощью приёма – чтение текста с остановками, выразительно читает 2 часть рассказа, организует фронтальную беседу, подводит к ответу на главный вопрос урока, формулированию темы урока. 3.Предлагает самостоятельную работу в группах по составлению синквейна по теме урока, подводит к обобщению и главному выводу по уроку.
| Слушают чтение 1 части рассказа ученицей. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно работают индивидуально и в группах, выполняют задание, извлекают и перерабатывают необходимую информацию, строят речевое высказывание, отчитываются о проделанной работе, делают выводы.
Участвуют в беседе по теме урока, делают выводы, формулируют тему урока. Возвращаются к ранее составленному кластеру. Самостоятельно работают в группах по составлению синквейна, отвечают на вопросы учителя, делают обобщения и главный вывод по уроку. | Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Формирование умений мыслить и Умение осуществлять обобщение путём использования знаково-символических средств (синквейн) | Используют речевые средства для выполнения задания. Сотрудничество в осмыслении информации, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности. Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности. | Самоконтроль и взаимоконтроль, экспертиза правильности ответов на вопросы. Самоконтроль правильности выполнения упражнений. Самоконтроль правильности выполнения упражнений. | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, экспертизу деятельности, выявлять отклонения от эталона. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Осуществлять самоконтроль и самооценку. | |||||||||||
3 Этап « Подведение итогов урока» - Заключительная часть урока. | |||||||||||||||||
Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает определить уровень своих достижений на уроке. | Самостоятельно определяют уровень своих достижений. | Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. | Уметь применять основы коммуникативной рефлексии. | Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности. | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы, оценивают уровень собственного эмоционального состояния на уроке. | Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения учет сделанных ошибок. | |||||||||||
4-й этап «Рефлексия» | |||||||||||||||||
Задает вопросы: Ребята, как вы считаете, вы выполнили все поставленные задачи урока? Чему новому вы сегодня научились? Что было самым трудным? Что было не понятно? | Отвечают на поставленные вопросы, проводят оценку и самооценку своей деятельности. | Осуществление комплексного анализа своей деятельности. | Отвечают на вопросы, обсуждают предложенные вопросы. | Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности. | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. | Адекватно осуществлять самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)
Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева « Баваклава»
Друзья мои, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему,...
Тема. Добру человек у человека учится. Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести И. Евсеенко «Вторая учительница». (после изучения рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)
Разработка урока литературы в 9 классе Учитель. Давайте, ребята, подумаем, о чём эта повесть: об учителе, о школе, о религии, о человеческих отношениях? Ученик. По-моему. Эта пов...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....
Конспект урока внеклассного чтения " Рыцарь Вася " 6 класс
Урок внеклассного чтения по литературе 6 класс....
Урок внеклассного чтения в 6 классе. Ю.Я. Яковлев "Рыцарь Вася"
Открытый урок в рамках Окружного конкурса "Педагог года 2019" в Можайском ГО....
Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»
Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"...