Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне»
план-конспект занятия на тему
План-конспект открытого занятия в 3 «А», 3 «Б» классах. Февраль 2015г. (предмет-риторика)
Учителя : Масошина Л.В.,Гришина Е.А.
Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне» («Сапер», «Друг капитана Гастелло», «Часовой», «Где стояла батарея», «Девочка с Васильевского острова»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yu.yakovlev.rar | 925.07 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия в 3 «А», 3 «Б» классах. Февраль 2015г. (предмет-риторика)
Учителя : Масошина Л.В.,Гришина Е.А.
Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне» («Сапер», «Друг капитана Гастелло», «Часовой», «Где стояла батарея», «Девочка с Васильевского острова»).
Оборудование:
- Слайды с фактами биографии писателя, сведения по созданным им произведениям;
- Карточки-задания для 4 групп учащихся (исторический раунд, раунд «Лексика», литературный раунд).
Цель работы:
Осмысление, анализ содержания рассказов Ю. Яковлева о войне в рамках Года Участника войны, воспитание чувства патриотизма, гражданственности.
Задачи:
- учить детей устному высказыванию по содержанию литературного произведения;
- учить высказывать собственное мнение по проблемным вопросам;
- учить работать в группе;
- Учить проведению рефлексами.
Ход занятия:
- Тематический индуктор.
Какое важное событие мы отмечаем в мае 2015 года? Под каким знаком проедет 2015 год? Сколько лет Великой Победе мы будем отмечать?
- Вступительное слово учителя.
Вечная память о павших Героях и подвиги. Самоотверженность и патриотизм. Что заставляет человека идти на подвиг?
- Знакомство с творчеством Ю.Яковлева (слайды)
- Интеллектуальная игра. Ответы команд судит жюри (3 человека из 10 класса). В кабинете 4 команды учащихся. Во главе команды- командир. Вопросы обсуждаются в группе в течении 1 минуты и распределены они по 3 направлениям (раундам):
- Исторический раунд (вопросы, касающиеся истории России- начало и окончание войны, города-герои, герои Великой Отечественной);
- Раунд «Лексика» предусматривает определение лексического значения слов военной тематики, в том числе встречающихся в рассказах Ю. Яковлева;
- Литературный раунд, в котором для каждой команды определены по 4 вопроса, касающихся содержания, осмысления рассказов Яковлева. Причем, вопросы предусматривают не только передачу событий произведений, но и домысливание, представление, логические предположения.
Формы работы в ходе проведения занятия:
- Устное словестное рисование;
- Диспут (по вопросу №4 в литературном раунде);
- Выразительное чтение.
- Подведение итогов работы по рассказам Ю. Яковлева.
Выразительное чтение стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».
- Рассказ учителя Масошиной Л.В. об участнике войны, награжденном медалями за отвагу, за победу над Японией, - Окорокове В. И. (отце Масошиной). Представление документов и чтение письма с фронта.
- Подведение итогов игры. Определение команды-победителя.
- Награждение.
- Рефлексия.
- Что было наиболее интересным в игре?
- Понравилось ли тебе работать в группе?
- Где ты искал информацию, необходимую для ответов на вопросы?
- Как ты оцениваешь свою работу? Что помогло тебе победить?
Примеры заданий:
- Словарная работа:
Объясни лексическое значение слов патриотизм, артиллерия, самоотверженность, батарея, медсанбат, миномет, сапер, Рейхстаг, «Катюша», маршал.
- Вопросы исторического раунда:
- Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
- Почему война называется Великой, Отечественной?
- Назовите города-герои Великой Отечественной войны.(Москва, Керчь, Одесса и т.д.)
- Назовите героев-участников Великой Отечественной войны (А. Матросов, Н. Гастелло, Зоя Космодемьянская, герои-молодогвардейцы, генерал Панфилов, пионеры-герои: Марат Казей, Зина Портнева и т.д.)
- Кого из героев-участников войны, своих земляков вы знаете?
- Литературный раунд:
- «Сапер»:
- Как мальчик оказался в отделении милиции?
- Какие чувства у вас вызывает дядька в черном плаще? Почему?
- Для чего мальчик полез на чужой участок?
- Почему милиционер не стал составлять протокол и отпустил мальчика?
- «Часовой Петров»:
- Что в мирное время охраняет Петров?
- Один раз Петров заснул на посту. Как это было?
- Как умирает Петров?
- Почему в конце рассказа автор пишет, что Петров умер великой смертью солдата? Ведь он умер не в бою.
- «Друг капитана Гастелло»:
- Почему рассказ так называется?
- Назовите героев рассказа.
- Какие чувства у вас вызывает дядя Владя? Почему?
- О чем говорят грязные ботинки дяди Влади?
- Кого можно назвать друзьями капитан Гастелло? Почему?
- «Где стояла батарея»:
- Что вдруг вспомнил автор, когда оказался возле школы? (По какому признаку?)
- Что раньше было на месте школы?
- Что сделал автор, чтобы все узнали о батарее?
- Что означают слова в конце рассказа: «здесь в годы войны стояла батарея. И поэтому здесь стоит школа»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Ах, война, что ты сделала. подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "Ева Ева")
Урок обучения анализу художественного произведения....
Интеллектуальная игра по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."
Интеллектуальная игра по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."Цели и задачи:совершенствовать знания обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., защитниках Родины и их подвигах...
Интеллектуальная игра "События и люди Отечественной войны 1812 года"
Игра разработана в соавторстве с коллегой - Агапитовой Мариной Игоревной.Игра призвана активизировать интерес обучающихся к отечественной истории, совершенствовать знания, воспитать ...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....
Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»
Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"...
«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)
Урок «Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...
Сценарий читательской конференции по книге Юрия Яковлева «Страсти по четырем девочкам»
Сценарий читательской конференции....