Урок чтения в 5 классе на тему: Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».
план-конспект урока (5 класс) по теме

Телегина Светлана Алексеевна

Дата проведения: 17  ноября 2016 года.

Класс:

Тема:Ю.Яковлев «Рыцарь Вася».

Цель: обеспечить условия для:

1.     Восприятия художественного произведения.

2.     Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.

3.     Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи:Обучающие:   познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;

Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к  чтению, любознательность.

Коррекционные:  эмоционально-волевая сфера.

Воспитательные: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;

воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: изучения нового материала

Вид урока: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг Ю.Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу, презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rytsar_vasya.docx63.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 17  ноября 2016 года.

Класс: 5а

Тема:Ю.Яковлев «Рыцарь Вася».

Цель: обеспечить условия для:

  1. Восприятия художественного произведения.
  2. Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.
  3. Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи:Обучающие:   познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;

Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к  чтению, любознательность.

Коррекционные:  эмоционально-волевая сфера.

Воспитательные: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;

воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: изучения нового материала

Вид урока: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг Ю.Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу, презентация.

УРОК ЧТЕНИЯ в 5 классе

ТЕМА:  «Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».

Этапы

Средства и приёмы учителя

Оргмомент

Речёвка.

- Ребята! Поприветствуйте гостей.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которые вместе с нами совершат путешествие в мир литературы.

- Итак, мы начинаем.

- Я желаю вам новых открытий.

Эмоциональ-ная подготовка к восприятию произведе-ния.

Сегодня у нас урок -  размышление. От какого слова произошло слово размышлять? А о чем мы сегодня будем размышлять, вы узнаете из стихотворения…

Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласна с этим.

– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?

– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни.

Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?».

– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями?

– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре. 

1.смелый, отважный воин, прошедший специальную подготовку, всегда собранный и подтянутый 
2.железные доспехи, шлем, копьё, меч, щит
3.умеет скакать верхом, стрелять из лука, 4.умеет метать копьё, владеть мечом

        

5.держит данное слово

6.вежливый и воспитанный
7.готов выручить друга из беды 
8.заступиться за слабого и обиженного
9.благородно и уважительно относиться к женщине.

– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря.

Рыцарь – это слово немецкое, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)

– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого.Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце).

 

Представле-ние автора.

- Сегодня мы будем работать над рассказом «Рыцарь Вася», который написал Юрий Яковлев.

http://festival.1september.ru/articles/591377/1.jpg

Юрий Яковлевич Я́ковлев 

(настоящая фамилия — Ховкин26 июня 1922Петроград — 29 декабря 1995Москва) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества

Юрий Ховкин родился в Ленинграде; в июне 1940 года был призван на военную службу. В должности химинструктора зенитно-артиллерийского полка участвовал в обороне Москвы, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.

В 1952 году окончил Литинститут имени А. М. Горького. Занимаясь журналистикой, публиковался под псевдонимом Яковлев.

Лауреат Государственной премии СССР (1985)

Умер 29 декабря 1995 года. Похоронен в Москве на Даниловском кладбище.

Выставка книг.

-Юрий Яковлев  написал много книг.

В основном, это книги для детей. Вы прочтёте их, если захотите:

Растут сыновья. — М., 1955

Взвейтесь кострами, синие ночи! — М., 1958

О наших детях. — М., 1961

Станция «Мальчики» — М., 1961

Автобус без кондуктора. — М., 1962

Разбуженный соловьями. — М., 1963

Собирающий облака. — М., 1963

Когда уезжает друг. — М., 1964, 1968

Первая бастилия. — М., 1965

Письмо с вулканического острова. — М., 1965

Гонение на рыжих. — М., 1967

Рыцарь Вася. — М., 1967

Когда отдыхает парта. — М., 1967

Сердце земли. — М., 1967

Непослушный мальчик Икар. — М., 1968

Мой верный шмель. — М., 1969

Бабушкин зонтик. — М., 1970

Позавчера была война. — М., 1970

Мой боевой друг. — Свердловск, 1970

Где стояла батарея. — М., 1971

Лев ушел из дома. — М., 1971

Реликвия. — М., 1972

Багульник. — М., 1972, 1975

Жених и невеста. — М., 1974

Самая высокая лестница. — М., 1974

Сретенские ворота. — М., 1974

Был настоящим трубачом. — М., 1976

Колыбельная для мужчин. — М., 1976

У человека должна быть собака. — М., 1977

А Воробьёв стекло не выбивал. — М., 1979

Жить нам суждено. — М., 1979

Где начинается небо. — М., 1982

Родная страна. — М., 1982

Двенадцать историй. — М., 1983

Неприкосновенный запас. — М., 1983

Автопортрет. — М., 1984

Кепка-невидимка. — М., 1987

Мальчик с коньками. — Кишинев, 1987

Саманта. — М., 1987

Площадь Восстания. — М., 1989

Последний фейерверк. — М., 1985, 1989

Верный друг. — М., 1990

Непослушный мальчик Икар. — Минск, 1991

Избранное. — М., 1992

Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.

- Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася».

- Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.

-  А теперь я раскрою секрет: произведение написано в 1967 году. Почти 50 лет назад. И некоторые слова покажутся вам незнакомыми.

– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)

– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)

Работа с эпиграфом

Юрий Яковлев:   «А в его груди билось благородное сердце рыцаря».

- Как вы поняли эти слова?

- Ещё лучше понять эти слова, так, чтобы они вошли    в сердце каждого из вас, поможет нам произведение Юрия Яковлева, которое мы будем с вами изучать.

Первичное восприятие

1 части текста.

Учитель читает 1 часть текста. Затем читают по абзацу ученики.

Словарная работа

- Ребята! Вам в тексте встретились непонятные слова.

- Давайте прочитаем их.

 Тюфяк-мешок, набитый соломой, сеном

Смельчаки-смелые люди

Полынья-растаявшее место на реке

Озноб-дрожь, ощущение холода

Паркет-пол из дощечек

Зевота-желание зевать

Разбор 1 части текста

- Почему ребята прозвали мальчика тюфяком? (за его медлительность, неповоротливость)

- О чём он мечтал? (он мечтал о подвигах)

- Сравните действия тюфяка и Димки Ковалёва во время спасения первоклассника.(Димка кричал, махал руками; тюфяк пошёл по льду и схватил тонущего первоклассника за руку)

– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.

«Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда».


«Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче».


«А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова».


«Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошёл до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде…
Тюфяк схватил малыша за руку…наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы».

- Как вёл себя Ковалёв после спасения первоклассника? (схватил его за руку и повёл домой).

- А как вёл себя тюфяк? (посмотрел на спасённого мальчика, на свои мокрые ботинки и поплёлся домой).

- Что он сказал маме? (что промочил ноги).

- Как он себя чувствовал после того, как промочил ноги? (у него был озноб, он лёг в кровать и уснул).

Физминутка

Жил на свете добрый рыцарь,
Он любил гулять.
Повоюет - повоюет
И ложится спать.
А когда проснётся рыцарь,
Смотрит на огонь.
Рядом с ним сидит и
Смотрит его верный конь.
Конь и рыцарь очень дружат,
Кушают вдвоём.
Людям всем примером служит
Добрый рыцарь - добрый рыцарь
Со своим конём.

Чтение  2 части теста

Чтение по цепочке – по абзацам и по 1 предложению.

Словарная работа

-Давайте прочитаем незнакомые слова из этой части.

Протиснулся-протолкнулся, пробрался с усилием

Восторгается-приходить в восторг, радоваться

Спаситель-тот, кто спас от чего - то

Стиснутый-сжатый

Поплёлся-медленно пошёл

Разбор 2 части

-  Согласны ли вы с таким концом?

-  Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя.

- Как Димку назвали в письме? (спаситель).

- Что сказал директор школы про Димку Ковалёва? (что он восторгается его смелым поступком).

- Что в это время делал Вася? (стоял и слушал, как хвалят Димку).

- Хотел ли он привлечь к себе внимание? (нет).

- Прав ли Вася, что смолчал о лжи? Почему? (С одной стороны, скромность.С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок..)

- Оцените поступки Димки Ковалёва и тюфяка.

– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе.

- Внешне он был похож на рыцаря?

– Цитатами докажите, в чём заключалось его рыцарство.

- …под некрасивой толстой оболочкой билось благородное сердце рыцаря…

- Почему рассказ называется «Рыцарь Вася»? К кому из действующих лиц относится заголовок?

- Итак, каково настоящее имя тюфяка?(Вася).

- В этом рассказе есть герой и антигерой. Кого можно назвать героем? Антигероем? Объясните свою точку зрения.

– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?

– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни».

«Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись от своих недостатков, воспитывали в себе только положительные качества. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя «к звёздному мигу» человеческой жизни».

- Что нужно делать, чтобы стать рыцарем? (Не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям).

Конкурсное чтение

Выразительное чтение отрывка:

- Тонет! Тонет!

- Кто тонет? – не спеша спросил тюфяк.

- Не видишь что ли? – огрызнулся Димка. – Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?

Работа по иллюстрации

Рассмотреть иллюстрацию.

- Какой эпизод рассказа здесь изображён?

Художествен-ный анализ произведения

Расскажите о  Васе  по данному плану:

  1. Внешность
  2. Мужество, самообладание
  3. Чувство товарищества
  4. Скромность

Проблемные ситуации

 Сейчас я вам предлагаю пофантазировать. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.

  1. На улице незнакомая женщина оступается и падает. Ваши действия.
  2. Мама пришла с работы и легла спать, а сосед за стеной громко включил магнитофон. Ваши действия.
  3. На речке вы слышите крик: «Помогите, тону!». Ваши действия.

Посвящение в рыцари

– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал:

- Мальчики,  постройтесь!

Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить, 
Добрый день и  до свидания,
Нет в мире выше рыцарского звания!
Клянёмся рыцарями быть! 
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету – 
Науку помнить эту.
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Клянёмся рыцарями быть!

К посвящению в рыцари приготовьтесь!

(Мальчики становятся на одно колено, склоняют голову.)

С какими намерениями вступаете вы в общество рыцарей?

Мальчики:

Быть честным!
Быть сильным!
Быть щедрым!
Быть добрым!
Быть мудрым!

Мы счастливы, будем и вдвойне спокойны,
Когда рядом с нами парни такие...
Так будьте и Вы счастливы вдвое.
Наши рыцари дорогие.

Рыцари в средние века перёд турнирами давали клятву. И мы не будем отступать от этой традиции.

Рыцари, вы готовы? Повторяйте хором за мной:

Клянемся смелыми, отважными мы быть

И постараемся в турнире победить!

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться!

Верными даме сердца быть,

Славу рыцаря добыть!

Клянемся рыцарями быть!

Зачитывается указ:

«Я, Великая и Всемогущая Королева Рыцарского ордена своей властью посвящаю тебя в Рыцарский орден Отваги, Дружбы, Чести».

Рыцарь преклоняет колено, королева касается его плеча шпагой. Принцессы вручают им рыцарский орден.

Учитель. Называем вас рыцарями! Будьте храбры и великодушны!

Поздравляем вас!

Чтение афоризмов

- Прочитайте афоризмы (записаны на доске или на листочках), объясните каждое из высказываний и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?

  1. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес
  2. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв
  3. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон
  4. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.

И. Гёте

  1. Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. М. Пришвин
  2. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев

Итог урока.

Обобщение.

- Я предлагаю вернуться к теме нашего урока.

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

- Грустно или весело было его читать?

- Наш сегодняшний урок закончился, но тема не заканчивается.  

- Я желаю вам, чтобы вас всегда окружали добрые и надёжные люди. Спасибо!

Оценки

- Наш урокзакончился. Я поставлю вам сегодня   за урок оценки…

Казанская школа № 142

УРОК ЧТЕНИЯ

в 5 классе

ТЕМА:  «Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».

 Провела:

учитель I квалификационной категории

Телегина С.А.

2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок в 9 классе на тему Планы на будущее. Урок чтения

Тема: Reading lessonЦели и задачи:·         Формирование навыков просмотрового чтения·         Развитие навыков диалогич...

Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Кодекс чести рыцаря"

Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Кодекс чести рыцаря"...

Урок внеклассного чтения в 6 классе. Ю.Я. Яковлев "Рыцарь Вася"

Открытый урок в рамках Окружного конкурса "Педагог года 2019" в Можайском ГО....

Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"

Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"...