Урок чтения в 5 классе на тему: Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».
план-конспект урока (5 класс) по теме
Дата проведения: 17 ноября 2016 года.
Класс: 5а
Тема:Ю.Яковлев «Рыцарь Вася».
Цель: обеспечить условия для:
1. Восприятия художественного произведения.
2. Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.
3. Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.
Задачи:Обучающие: познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;
Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к чтению, любознательность.
Коррекционные: эмоционально-волевая сфера.
Воспитательные: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;
воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: изучения нового материала
Вид урока: урок-размышление
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг Ю.Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rytsar_vasya.docx | 63.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 17 ноября 2016 года.
Класс: 5а
Тема:Ю.Яковлев «Рыцарь Вася».
Цель: обеспечить условия для:
- Восприятия художественного произведения.
- Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.
- Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.
Задачи:Обучающие: познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;
Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к чтению, любознательность.
Коррекционные: эмоционально-волевая сфера.
Воспитательные: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;
воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: изучения нового материала
Вид урока: урок-размышление
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг Ю.Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу, презентация.
УРОК ЧТЕНИЯ в 5 классе
ТЕМА: «Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».
Этапы | Средства и приёмы учителя | ||||||
Оргмомент | Речёвка. - Ребята! Поприветствуйте гостей. - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которые вместе с нами совершат путешествие в мир литературы. - Итак, мы начинаем. - Я желаю вам новых открытий. | ||||||
Эмоциональ-ная подготовка к восприятию произведе-ния. | Сегодня у нас урок - размышление. От какого слова произошло слово размышлять? А о чем мы сегодня будем размышлять, вы узнаете из стихотворения… Когда-то в средние века – С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете? – Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?». – Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? – Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.
| ||||||
Представле-ние автора. | - Сегодня мы будем работать над рассказом «Рыцарь Вася», который написал Юрий Яковлев. Юрий Яковлевич Я́ковлев (настоящая фамилия — Ховкин; 26 июня 1922, Петроград — 29 декабря 1995, Москва) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества Юрий Ховкин родился в Ленинграде; в июне 1940 года был призван на военную службу. В должности химинструктора зенитно-артиллерийского полка участвовал в обороне Москвы, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде. В 1952 году окончил Литинститут имени А. М. Горького. Занимаясь журналистикой, публиковался под псевдонимом Яковлев. Лауреат Государственной премии СССР (1985) Умер 29 декабря 1995 года. Похоронен в Москве на Даниловском кладбище. | ||||||
Выставка книг. | -Юрий Яковлев написал много книг. В основном, это книги для детей. Вы прочтёте их, если захотите: Растут сыновья. — М., 1955 Взвейтесь кострами, синие ночи! — М., 1958 О наших детях. — М., 1961 Станция «Мальчики» — М., 1961 Автобус без кондуктора. — М., 1962 Разбуженный соловьями. — М., 1963 Собирающий облака. — М., 1963 Когда уезжает друг. — М., 1964, 1968 Первая бастилия. — М., 1965 Письмо с вулканического острова. — М., 1965 Гонение на рыжих. — М., 1967 Рыцарь Вася. — М., 1967 Когда отдыхает парта. — М., 1967 Сердце земли. — М., 1967 Непослушный мальчик Икар. — М., 1968 Мой верный шмель. — М., 1969 Бабушкин зонтик. — М., 1970 Позавчера была война. — М., 1970 Мой боевой друг. — Свердловск, 1970 Где стояла батарея. — М., 1971 Лев ушел из дома. — М., 1971 Реликвия. — М., 1972 Багульник. — М., 1972, 1975 Жених и невеста. — М., 1974 Самая высокая лестница. — М., 1974 Сретенские ворота. — М., 1974 Был настоящим трубачом. — М., 1976 Колыбельная для мужчин. — М., 1976 У человека должна быть собака. — М., 1977 А Воробьёв стекло не выбивал. — М., 1979 Жить нам суждено. — М., 1979 Где начинается небо. — М., 1982 Родная страна. — М., 1982 Двенадцать историй. — М., 1983 Неприкосновенный запас. — М., 1983 Автопортрет. — М., 1984 Кепка-невидимка. — М., 1987 Мальчик с коньками. — Кишинев, 1987 Саманта. — М., 1987 Площадь Восстания. — М., 1989 Последний фейерверк. — М., 1985, 1989 Верный друг. — М., 1990 Непослушный мальчик Икар. — Минск, 1991 Избранное. — М., 1992 Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью. - Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». - Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их. - А теперь я раскрою секрет: произведение написано в 1967 году. Почти 50 лет назад. И некоторые слова покажутся вам незнакомыми. – Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря) – А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.) | ||||||
Работа с эпиграфом | Юрий Яковлев: «А в его груди билось благородное сердце рыцаря». - Как вы поняли эти слова? - Ещё лучше понять эти слова, так, чтобы они вошли в сердце каждого из вас, поможет нам произведение Юрия Яковлева, которое мы будем с вами изучать. | ||||||
Первичное восприятие 1 части текста. | Учитель читает 1 часть текста. Затем читают по абзацу ученики. | ||||||
Словарная работа | - Ребята! Вам в тексте встретились непонятные слова. - Давайте прочитаем их. Тюфяк-мешок, набитый соломой, сеном Смельчаки-смелые люди Полынья-растаявшее место на реке Озноб-дрожь, ощущение холода Паркет-пол из дощечек Зевота-желание зевать | ||||||
Разбор 1 части текста | - Почему ребята прозвали мальчика тюфяком? (за его медлительность, неповоротливость) - О чём он мечтал? (он мечтал о подвигах) - Сравните действия тюфяка и Димки Ковалёва во время спасения первоклассника.(Димка кричал, махал руками; тюфяк пошёл по льду и схватил тонущего первоклассника за руку) – Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи. «Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда».
- Как вёл себя Ковалёв после спасения первоклассника? (схватил его за руку и повёл домой). - А как вёл себя тюфяк? (посмотрел на спасённого мальчика, на свои мокрые ботинки и поплёлся домой). - Что он сказал маме? (что промочил ноги). - Как он себя чувствовал после того, как промочил ноги? (у него был озноб, он лёг в кровать и уснул). | ||||||
Физминутка | Жил на свете добрый рыцарь, | ||||||
Чтение 2 части теста | Чтение по цепочке – по абзацам и по 1 предложению. | ||||||
Словарная работа | -Давайте прочитаем незнакомые слова из этой части. Протиснулся-протолкнулся, пробрался с усилием Восторгается-приходить в восторг, радоваться Спаситель-тот, кто спас от чего - то Стиснутый-сжатый Поплёлся-медленно пошёл | ||||||
Разбор 2 части | - Согласны ли вы с таким концом? - Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя. - Как Димку назвали в письме? (спаситель). - Что сказал директор школы про Димку Ковалёва? (что он восторгается его смелым поступком). - Что в это время делал Вася? (стоял и слушал, как хвалят Димку). - Хотел ли он привлечь к себе внимание? (нет). - Прав ли Вася, что смолчал о лжи? Почему? (С одной стороны, скромность.С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок..) - Оцените поступки Димки Ковалёва и тюфяка. – Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. - Внешне он был похож на рыцаря? – Цитатами докажите, в чём заключалось его рыцарство. - …под некрасивой толстой оболочкой билось благородное сердце рыцаря… - Почему рассказ называется «Рыцарь Вася»? К кому из действующих лиц относится заголовок? - Итак, каково настоящее имя тюфяка?(Вася). - В этом рассказе есть герой и антигерой. Кого можно назвать героем? Антигероем? Объясните свою точку зрения. – Какие нравственные уроки даёт нам писатель? – «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни». «Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись от своих недостатков, воспитывали в себе только положительные качества. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя «к звёздному мигу» человеческой жизни». - Что нужно делать, чтобы стать рыцарем? (Не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям). | ||||||
Конкурсное чтение | Выразительное чтение отрывка: - Тонет! Тонет! - Кто тонет? – не спеша спросил тюфяк. - Не видишь что ли? – огрызнулся Димка. – Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь? | ||||||
Работа по иллюстрации | Рассмотреть иллюстрацию. - Какой эпизод рассказа здесь изображён? | ||||||
Художествен-ный анализ произведения | Расскажите о Васе по данному плану:
| ||||||
Проблемные ситуации | – Сейчас я вам предлагаю пофантазировать. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.
| ||||||
Посвящение в рыцари | – Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал: - Мальчики, постройтесь! Клянёмся рыцарями быть! К посвящению в рыцари приготовьтесь! (Мальчики становятся на одно колено, склоняют голову.) С какими намерениями вступаете вы в общество рыцарей? Мальчики: Быть честным! Мы счастливы, будем и вдвойне спокойны, Рыцари в средние века перёд турнирами давали клятву. И мы не будем отступать от этой традиции. Рыцари, вы готовы? Повторяйте хором за мной: Клянемся смелыми, отважными мы быть И постараемся в турнире победить! За щитами не скрываться, Шпаги острой не бояться! Верными даме сердца быть, Славу рыцаря добыть! Клянемся рыцарями быть! Зачитывается указ: «Я, Великая и Всемогущая Королева Рыцарского ордена своей властью посвящаю тебя в Рыцарский орден Отваги, Дружбы, Чести». Рыцарь преклоняет колено, королева касается его плеча шпагой. Принцессы вручают им рыцарский орден. Учитель. Называем вас рыцарями! Будьте храбры и великодушны! Поздравляем вас! | ||||||
Чтение афоризмов | - Прочитайте афоризмы (записаны на доске или на листочках), объясните каждое из высказываний и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?
И. Гёте
| ||||||
Итог урока. Обобщение. | - Я предлагаю вернуться к теме нашего урока. - Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? - Грустно или весело было его читать? - Наш сегодняшний урок закончился, но тема не заканчивается. - Я желаю вам, чтобы вас всегда окружали добрые и надёжные люди. Спасибо! | ||||||
Оценки | - Наш урокзакончился. Я поставлю вам сегодня за урок оценки… |
Казанская школа № 142
УРОК ЧТЕНИЯ
в 5 классе
ТЕМА: «Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».
Провела:
учитель I квалификационной категории
Телегина С.А.
2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок в 9 классе на тему Планы на будущее. Урок чтения
Тема: Reading lessonЦели и задачи:· Формирование навыков просмотрового чтения· Развитие навыков диалогич...
Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Кодекс чести рыцаря"
Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Кодекс чести рыцаря"...
Урок внеклассного чтения в 6 классе. Ю.Я. Яковлев "Рыцарь Вася"
Открытый урок в рамках Окружного конкурса "Педагог года 2019" в Можайском ГО....
урок чтения 7 класс по теме "А.С.Пушкин.Зимний вечер"
Тема "Зимний вечер" А.С.Пушкин...
Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"
Конспект урока и презентация к уроку чтения 5 класс 8 вид на тему "Доброта в поступках героев рассказа Ю.Яковлева «Колючка»"...