Технологическая карта урока
план-конспект занятия по литературе (7 класс)
Технологическая карта урока по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_po_rasskazu_a.p._chehova_hameleon.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон»
Тип урока: | Урок «открытия новых знаний» |
Цели урока: | Познакомить с текстом рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока. Показать мастерство писателя в изображении хамелеонства, а также в использовании художественных средств выразительности. Формировать навык анализа образа литературного героя. Расширять лексический запас, объясняя значение новых слов и понятий. Воспитывать интерес к решению проблемных задач при сотрудничестве со сверстниками. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Предметные УУД: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читать художественное произведение; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни. Метапредметные УУД: определять цель, проблему в деятельности; планировать деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; представлять информацию в разных формах; сравнивать; создавать устные и письменные тексты; излагать своё мнение; организовывать работу в паре. Личностные УУД: формировать целостное мировоззрение; самоопределяться; уметь самостоятельно делать свой выбор в решении учебной задачи; вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам; формировать нравственные качества ребёнка такие, как уверенность в себе, самостоятельность, самоуважение и уважение других; формировать способность к осознанному и объективному отношению к собственным поступкам; развивать творческие способности учащихся. |
Основные этапы урока | Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося | Формируемые УУД | |
Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | ||
Этап мотивации, актуализации знаний | 1.Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! А.П.Чехов шутил: «Умный любит учиться, а дурак учить!» Очень не хочется быть последним, давайте сегодня побудем учениками друг у друга, у великой русской литературы, наконец, у жизни. А.П.Чехов обладал необычным даром: любой расхожий анекдот он умел облечь в маленький шедевр – рассказ, от которого становилось не только смешно, но и грустно. 2. Вы знаете многие из этих рассказов. Назовите их, пожалуйста. | Учащиеся называют известные им рассказы Чехова. | Излагать своё мнение. |
Этап проблематизации | Сегодня я предлагаю вам поговорить о маленьком чеховском шедевре – рассказе «Хамелеон», который был опубликован в ж. «Осколки» в 1884 г. Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом Чехов снял его и оставил просто «Хамелеон». Учитель сохраняет интерес к изученному произведению и организует побуждающий диалог, подводящий учеников к проблемной ситуации: - Понятно ли вам прямое значение слова «хамелеон»? - Встретилось ли оно в тексте рассказа? Учитель заостряет внимание класса на возникшей проблемной ситуации (слова «хамелеон» в тексте нет, но оно вынесено в заглавие – смысловой стержень произведения) и предлагает её разрешить, но прежде сформулировать проблемный вопрос урока. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и выясняют, что слова «хамелеон» в тексте нет, но оно вынесено в заглавие рассказа. Учащиеся формулируют учебную проблему как вопрос «Почему рассказ назван его автором «Хамелеон»? Записывают вопрос в тетрадь. | Определять цель, проблему в деятельности. Организовывать работу в паре. Излагать своё мнение. |
Этап целеполагания и планирования | Учитель организует диалог, направленный на самостоятельное планирование деятельности: - Итак, какова цель сегодняшнего урока? - Чтобы ответить на проблемный вопрос урока, как мы должны организовать нашу работу? Что сделать? - Как вы думаете, двигаясь по намеченному плану, найдём ли мы ответ на проблемный вопрос? | Версии учащихся выслушиваются и корректируются самими учениками и учителем. | Излагать своё мнение. Планировать деятельность. |
Этап концептуализации и моделирования | Учитель организует работу, направленную на анализ художественного текста рассказа: 1.Слушание 1 пары учеников с сообщением о композиционном построении рассказа. 2. - Где разворачивается действие в рассказе? - Как бы вы охарактеризовали обстановку, царящую в провинциальном городке? В чём особенность языка автора? - Кто становится героями рассказа? В чём особенность их фамилий? 3. Слушание 2 пары учеников с сообщением о «говорящих» фамилиях как художественной детали текста. 4. - Какие ещё детали, характеризующие Очумелова и Елдырина, встречаются в самом начале рассказа? Прокомментируйте их. 5. - Какая картина предстаёт перед Очумеловым? - Кто оказался виновником скандала? - Сколько раз Очумелов меняет своё мнение о собаке? Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы (мнения), организует их проверку с помощью методического приёма "Фишбоун" в паре, а затем на доске. 6. Учитель организует итоговую беседу по вопросам: - Итак, сколько раз Очумелов меняет своё мнение о собаке? - От чего зависит это мнение? - Как при этом меняется тон его высказываний? - Что значит шинель в портрете Очумелова? Какие с ней происходят превращения? - Можете ли вы назвать её художественной деталью? Что она помогает нам понять? | 1 пара учеников знакомит класс с композиционным построением рассказа. Вводится понятие композиция. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы 2 пара учеников знакомит класс с «говорящими» фамилиями как художественной деталью текста. Вводится понятие художественная деталь. Учащиеся в паре выполняют задание, связанное с установлением причинно-следственных связей между объектом анализа (мнение Очумелова о собаке) и влияющими на него факторами (положение, чин предполагаемого хозяина), используя предложенные им художественные отрывки из рассказа в ролевом чтении группы учеников. Затем на доске создаётся в цвете схема "Фишбоун" с ответом на вопрос «Чья собака?» - «Брата генерала Жигалова». Учащиеся отвечают на поставленные вопросы: - От положения, чина предполагаемого хозяина собаки. - То начальственный, повелительный, категоричный, то рабски-трусливый, заискивающий. - Шинель(пальто) – символ быстрого, мгновенного изменения мнения Очумелова как представителя власти и его душевного состояния. Им движет чувство страха перед вышестоящим по чину генералом. Запахивая шинель, Очумелов остаётся глух к чужим проблемам, закрыт для искренних чувств. | Работать по плану, сверяясь с целью. Представлять информацию в разных формах. Сравнивать. Излагать своё мнение. Организовывать работу в паре. |
Этап конструирования | - Вспомните проблемный вопрос урока и попробуйте ответить на него, используя полученные знания. - Сформулируйте значение слова хамелеон. Оно прямое или переносное? - Только ли Очумелова можно назвать хамелеоном? Своё мнение обоснуйте. - Какой смех, на ваш взгляд, звучит в рассказе? Вывод: из весёлого, жизнерадостного Антоши Чехонте писатель превращается в мудрого А.П.Чехова, который напоминает простую истину: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой». - Есть ли в рассказе персонажи, которым стыдно перед щенком? Что он понимает в происходящем? | Вводится понятие хамелеон. Вводится понятие хамелеонство как социальное явление. Вводится понятие сатирический смех. Приём «литературного допущения»: чтение внутреннего монолога собаки, составленного одним из учащихся. | Представлять информацию в разных формах. Сравнивать. |
Этап рефлексии | - На ваш взгляд, встречается ли хамелеонство в нашей жизни? Учитель организует контрольно - оценивающую деятельность, предлагая заполнить каждому ученику лист оценивания. | Учащиеся голосуют «ДА» большим пальцем, поднятым вверх, «НЕТ» - опущенным вниз. Учащиеся выставляют отметку себе, своей паре, мини-группе или отдельному ученику. | Умение соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
Домашнее задание | Учитель предлагает три варианта итоговой письменной работы:
| Создавать устные и письменные тексты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...