Проектирование учебной ситуации на уроке литературы
методическая разработка по литературе (6 класс)
В статье рассматривается пример построения учебной ситуации на уроке литературы в 6 классе по теме "Железная дорога" Н.А.Некрасова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchebnoy_situatsii_na_uroke_literatury.docx | 996.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект учебной ситуации на уроке литературы
Новые требования в образовательном процессе, связанные с реализацией ФГОС, предъявляет особые требования к учителю. Сегодня учителю нужно четко планировать свою деятельность и деятельность учащихся (тему, цель, задачи урока), продумывать виды и формы деятельности на уроке; нацеливаться на сотрудничество с учениками и уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся; подводить учащихся к самостоятельной формулировке обобщений и выводов; демонстрировать методическое искусство; планировать обратную связь.
Перед учителем стоит задача научиться создавать учебные ситуации. Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить определённый результат своего труда. Временная продолжительность учебной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Можно создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии. Рассмотрим пример построения учебной ситуации.
Учебная тема: «Кто строил железную дорогу?» (По стихотворению Н.Некрасова «Железная дорога»)
Планируемые результаты изучения учебной темы
Личностные | Развитие умения работать в коллективе, в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск, оформление и представление информации, развитие творческого воображения. |
Метапредметные | Развитие способности формулировать, анализировать, решать проблемы; формулировать и задавать вопросы по тексту; развивать умение поддерживать друг друга, сопереживать, откликаться на переживания других; умение переносить информацию из истории, области искусства на предмет разговора; развивать умение находить, анализировать, выбирать нужную информацию в интернете, интегрировать, оценивать эту информацию. |
Предметные | Развитие интереса к чтению; развитие способности к смысловому чтению; развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме; развивать умение оформлять материал кластером, таблицей, создавать ментальную карту; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию. |
Краткое описание ситуации | Коллективное решение проблемного вопроса: «Кто строил железную дорогу?» |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов. | 1.Прочитайте внимательно эпиграф к стихотворению Н.Некрасова «Железная дорога». 2.Нарисуйте главных героев, о которых говорится в эпиграфе (группе художников). 3.Найдите в строчках эпиграфа фактические несоответствия. 4.Сформулируйте эти несоответствия проблемным вопросом. 5.Сравните точки зрения других поэтов на проблемный вопрос (группа филологов). 6.Найдите в интернете историческую точку зрения по данной проблеме (группе историков). 7.Изложите свою точку зрения, рассмотрев иллюстрации к стихотворению (группе художников). 8.Остальные дети делятся на 2 группы: 1 группа – найдите в тексте точку зрения автора и свой ответ оформите в виде кластера или таблицы. 2 группа – найдите в тексте точку зрения генерала и свой ответ оформите в виде кластера или таблицы. 9. Оформление вывода в виде ментальной карты. |
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов. |
|
Описание учебной ситуации
Краткая аннотация учебной ситуации | Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации |
Ситуация 1. | |
Коллективная работа над эпиграфом стихотворения. Поиск фактических несоответствий в эпиграфе. Отображение несоответствия в рисунке. Формулирование проблемного вопроса. | Личностные: Развитие умения работать в коллективе; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск информации, развитие творческого воображения. Метапредметные: Развитие способности формулировать проблему; развивать умение поддерживать друг друга Предметные: Развитие интереса к чтению;развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме; совершенствование речемыслительной деятельности. |
Ситуация 2. | |
Групповая работа. Сравнение стихотворений разных поэтов о железной дороге. Формулирование вывода: как относятся к построенной дороге поэты. | Личностные: Развитие умения работать в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; умение сравнивать точки зрения; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности. Метапредметные: Развитие способности понимать тексты, формулировать и задавать вопросы по тексту; развивать умение поддерживать друг друга. Предметные: Развитие интереса к чтению; развитие способности к смысловому чтению; развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме; |
Ситуация 3. | |
Групповая работа на сайте История России: http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nikolaievskaia-zhielieznaia-dorogha Поиск исторического материала о Николаевской железной дороге, её строителях. Вывод о строителях железной дороги. | Личностные: Развитие умения работать в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск, оформление и представление информации, развитие творческого воображения. Метапредметные: Развитие умения работать в группе; умение переносить информацию из истории на предмет разговора; развивать умение находить, анализировать, выбирать нужную информацию в интернете, интегрировать, оценивать эту информацию. Предметные: Развитие интереса к чтению; развитие способности к смысловому чтению; развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию. |
Ситуация 4. Групповая работа. Составление текста о строителях железной дороги по представленным иллюстрациям. | Личностные: Развитие умения работать в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; развитие творческого воображения. Метапредметные: развивать умение поддерживать друг друга, умение переносить информацию из области искусства на предмет разговора; развивать умение оценивать эту информацию. Предметные: развитие умений понимать произведение живописи; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию. |
Ситуация 5. | |
Групповая работа. Исследование текста о строителях дороги: точка зрения автора и точка зрения генерала. Составление кластера или таблицы. | Личностные: Развитие умения работать в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск, оформление и представление информации, развитие творческого воображения. Метапредметные: Развитие способности анализировать, решать проблемы; формулировать и задавать вопросы по тексту; развивать умение поддерживать друг друга, сопереживать, откликаться на переживания других; развивать умение находить, анализировать, выбирать нужную информацию интегрировать, оценивать эту информацию. Предметные: Развитие интереса к чтению; развитие способности к смысловому чтению; развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме; развивать умение оформлять материал кластером, таблицей. |
Ситуация 6. | |
Коллективная работа. Вывод по проблемному вопросу. Составление ментальной карты. | Личностные: Развитие умения работать в коллективе, развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск, оформление и представление информации, развитие творческого воображения. Метапредметные: Развитие способности формулировать выводы; оформлять итоги работы в виде ментальной карты. Предметные: развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком. |
Критерии оценивания задания ситуации 5
Задание: Групповая работа. Исследовать текст о строителях дороги: выявить точку зрения автора и точку зрения генерала. Свои выводы оформить в виде кластера или таблицы.
Оценивается умение найти точку зрения автора в тексте, умение выбрать цитаты, ключевые слова; умение найти точку зрения генерала, умение выбрать нужные цитаты, ключевые слова; умение составить кластер или таблицу, используя подобранный материал. Объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися:
Критерием является правильность подобранных цитат и построения кластеров, таблиц. 1 группа. Вопросы:
2 группа. Вопросы:
Вопросы для всех:
Кластеры 1 группа 2 группа
|
Ментальная карта
Вопросы к ментальной карте
- Расскажите, почему в произведении возник вопрос, кто построил железную дорогу.
- Сформулируйте две точки зрения по данному вопросу.
- Сравните эти две точки зрения.
- Определите, на чьей стороне автор.
- Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование учебной ситуации в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Многоаспектность географического положения России"
Пример учебной ситуации по географии "Многоаспектность географического положения России", 8 класс. Рассмотрены основные этапы создания учебной ситуации. Конечно же представлены критерии оценивания зад...
МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций
Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...
Технологическая карта проектирования учебной ситуации.
Исследование и изучение учебного материала с целью получения необходимой информации по строения рельефа за 30 минут с помощью ментальной карты....
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), мультимедиа - и Интернет-ресурсов для проектирования учебных ситуаций на уроках «Иностранного языка».
Данный методический материал включает анализ профессиональных интернет сайтов по изучению иностранного языка и возможностей использования их материалов в учебной ситуации...
Технологическая карта проектирования учебной ситуации
Формирование метапредметных результатов с использованием сервисов Web 2.0 на уроках литературы (на примере темы "Контраст как основной художественный приём рассказа Л.Н. Толстого "Посл...
Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания
В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы....
Проектирование учебной ситуации на уроке английского языка
Статья " Проектирование учебной ситуации на уроке английского языка"...