Проектирование учебной ситуации на уроке английского языка
статья по английскому языку

Статья " Проектирование учебной ситуации на уроке английского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование учебной ситуации на уроке английского языка.

В данной статье рассматриваются возможности формирования учебной ситуации на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции как в родном, так и в иностранном языках.

Проектирование урока иностранного языка в условиях ФГОС, воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы.  Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке.

Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что Учебная ситуация– это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.(https://fgos.ru)

Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками. Речевая ситуация возникает, если имеется проблема, которую можно решить путём речевой коммуникации.

Организация обсуждения проблемы на уроке связана с определёнными трудностями, которые необходимо решать. Речевая ситуация должна быть предельно ясной учащимся; воспитывать у них внимательное отношение к одноклассникам, чувство коллективизма, инициативности; должна стимулировать мотивацию учения; вызывать у школьников интерес к заданию, желание хорошо его выполнить. Предлагая ситуации общения, необходимо учитывать языковую подготовку учащихся.

Каким же требованиям должна отвечать учебная ситуация, используемая в обучении иностранному языку?

  • должна быть адекватной реальной ситуации общения,
  • должна быть предельна, ясна учащимся ( знают о чём спросить, о чём рассказать, что нужно доказать, и т.д., выполняют задание в соответствии с конкретным языковым и речевым материалом, знают, что общение будет происходить в благоприятных условиях при доброжелательном отношении друг к другу, знают, чему научатся, выполнив задание).

Для создания учебных ситуаций используются:

  • реальные ситуации общения в классе;
  • различные средства наглядности, ребусы, кроссворды;
  • презентации;
  • вербальные средства;
  • ролевые игры и т. д.

Учебные ситуации создаются в ходе практической деятельности

Речевые ситуации создаются различными способами:

1. Путем ссылки на реальные жизненные факты, отношения, обстоятельства, события, например день рождения, прошедшие праздники, выходные и т.д.

2. С помощью зрительной наглядности: картины, фото, предметы, имитация действий самими участниками ситуации, рекламные издания.

3. На основе словесного описания (Представьте себе…, О чем вы думаете, когда слышите, видите…)

4. С помощью слуховой наглядности в виде звукового фона, какого-либо события (например, скрип колес или то, что вы слышите в квартире, за окном и т.д.)

5. С помощью текста, дающего представление о предмете речи.

Приемы создания учебных ситуаций

1. Урок в VII классе (по теме «Достопримечательности США»)

Прием  могзовой штурм

- Слова на слайде помогут вам догадаться, куда мы сегодня отправимся путешествовать.        

Читают: New York, Washington DC, Chicago, Las Vegas, San Francisco.

- Куда же отправимся?  (- Мы отправимся в США)

- Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи к ним.

Рассматривают и читают: Statue of Liberty, White House, Sears Tower, The strip, Twin Peaks.

- Что это? (- Достопримечательности.)

Задание на разброс мнений (работа парами).        

На листе даны названия достопримечательностей и городов. Соедините линией каждую достопримечательность с городом, где она находится.        

Побуждение к осознанию        

- Сравним, что у вас получилось. Где находится Белый дом? (- В Вашингтоне.

- А мы думаем, что в Нью-Йорке.)

Аналогично сравнивают остальное.

Создание проблемной ситуации.        

- Задание было одно? А как вы его выполнили? - Задание было одно, а выполнили по-разному!

- Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

- Так над какой темой будем работать?

Фиксирую тему на доске.        

- Не знаем достопримечательностей Америки.

Тема урока - Достопримечательности США.

         Проблемная ситуация создается фронтально или по группам одновременным предъявлением классу противоречивых положений: отдельных фактов, научных теорий, частных мнений. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется фронтально. Для учеников младших классов уместны реплики: «Что вас удивило? Что интересного вы заметили?». С учениками основной и старшей школы фразы серьезнее: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы – реплика по выбору: «Какая будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Урок в 5 классе тема «Счет»

Введение грамматического материала

Дети повторяют счет до 12. (знакомый материал)

На доске записан числовой ряд 13 — thirteen,    …  , …..., 19 – nineteen

Как восстановить счет, если на доске два числа?

Используя технологии создания учебных ситуаций обычный урок превращается в увлекательное занятие. Ситуация может занимать часть урока, а может несколько, а самая мощная ситуация та, в которую включен учитель.

Примеры учебных ситуаций:

1. Создание таблицы, графика, диаграммы, схемы по содержанию текста, алгоритма по правилу.

2. Сильный ученик объясняет слабому текст из учебника. (Дети любят быть учителями!)

3. Ситуация выбора. Найти предложения с ошибками среди правильных предложений.

4. Ситуация конфликта, спора. Рассматривание противоположных мнений.

5. Ситуация игрового сюжета. (Пресс-конференция, деловая встреча, приём у врача, заблудившийся турист и т.д)

6. Ситуации коллективного творчества.

Рассмотрим учебные ситуации на конкретных примерах:

Урок в 7 классе по теме «Bookworm»

Учитель загадывает загадку и говорит, что отгадка – это то, о чем сегодня пойдет речь на уроке; подводит к теме урока.

Ситуация коллективного творчества.

“We have friends,

They cannot play

And cannot see,

But they are good

To you and me”. What are they? (BOOKS)

-Right you are. Today we are going to talk about books, some famous writers and their characters and about the people who like to read. How do we call such people?

Учитель предлагает отгадать кроссворд и из ключевых букв построить слово, и определить тему урока. Слова взяты из предыдущего модуля. Таким образом учащиеся знакомятся с новой темой, повторяя предыдущую.Учащиеся называют тему урока и объясняют, кто такой книжный червь. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы о том, любят ли они читать, какие книги и литературные жанры им нравятся.

.-Are you fond of reading? Are you a bookworm? What kinds of books do you like to read? Т.о. продолжая развивать учебную ситуацию.

Ситуация игрового сюжета

Учитель предлагает учащимся принять участие в игре «Brain Ring”, ответить на вопросы викторины, проверяющей их кругозор в области литературных жанров. Организуется работа в группах (класс делится на две группы. Учитель объясняет условия игры.

Проблемная ситуация. Рассматривание противоположных мнений.

Учитель спрашивает мнение учащихся, можно ли обойтись без книг, зачем нужно читать.

- It’s very good that you like reading books. Can people live without books or not? Why do you think people read books?

Учитель выслушивает мнение учащихся и предлагает вариант ответа известного русского писателя Льва Толстого “A good book is as a conversation with a clever person”. Предлагает им поразмышлять, что для них чтение.Учитель спрашивает, хотят ли дети узнать больше о зарубежных авторах и их героях.

Создание таблицы, графика, диаграммы, схемы по содержанию текста, алгоритма по правилу.

В данном случае информативная таблица FACTFILE

NAME

DATE OF BIRTH

FAMILY

FAMOUSE BOOKS

FAMOUSE CHARACTERS

Вместе с учителем проверяют таблицу, составляют рассказ об одном из писателей. Таким образом, выполняя ситуативно-окрашенные речевые упражнения, ученики смогли составлять монологи относительно самостоятельно.

Речевые ситуации способствуют также закреплению лексических единиц, грамматических структур. Практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность студентов, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности преподавателя – поиск. Использование речевых ситуаций на уроках английского языка позволяют придать речи студентов характер естественной речевой коммуникации, последовательно усложнять и разнообразить учебно-речевые действия, обеспечивают повторяемость усвоенного лексико-грамматического материала, одним словом активизировать речевую деятельность студентов по всем аспектам.

Таким образом можно сказать, что: учебная ситуация способствует формированию у школьников таких качеств, как ответственность за выполнение задания, она помогает воспитывать внимательное отношение к одноклассникам, «собеседникам в общении», чувство коллективизма, инициативности, поскольку язык лучше усваивается в группе, а так же стимулирует мотивацию учения, вызывает у школьника интерес к заданию и желание успешного выполнения

Сорокина О. А.

учитель английского языка МОУ лицей

Список использованной литературы:

1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:

пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М.: АПКиПРО, 2002. - 168 с.

2. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000 3. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении. УЦ «Перспектива», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ

Эта методическая разработка показывает необходимость развития навыков говорения у школьников...

Учебная ситуация на уроках английского языка

Данный материал содержит информацию о том, что такое учебная ситуация....

Учебная ситуация на уроках английского языка по ФГОС

В данной в работе приведены  различные ситуации, которые способствуют формированию у детей коммуникативного навыка, умению использовать изученные лексические единицы в предложенных  ситуация...

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), мультимедиа - и Интернет-ресурсов для проектирования учебных ситуаций на уроках «Иностранного языка».

Данный методический материал включает анализ профессиональных интернет сайтов по изучению иностранного языка и возможностей  использования их материалов в учебной ситуации...

Проектирование учебной ситуации на уроке литературы

В статье рассматривается пример построения учебной ситуации на уроке литературы в 6 классе по теме "Железная дорога" Н.А.Некрасова....

Метод интеллект - карт как инструмент проектирования учебного процесса на уроке английского языка.

Enable GingerОдна из главных задач нового ФГОС  — реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Очень важно обеспечить учащимся общекультурное, личностное и  познавате...

Проектирование универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Проектирование универсальных учебных действий на уроках английского языка....