Тема урока: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Нравственные ценности в повести».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Малеева Ираида Викторовна

Научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выявить пушкинские приемы создания образов; проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема урока: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель».  Нравственные ценности в повести.

образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; учить анализу текста; представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выявить пушкинские приемы создания образов; проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни;

развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;

воспитательные: воспитание нравственных понятий, милосердие ,поднятие проблемы отцов и детей;воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: иллюстрации к  биографии и произведениям А.С.Пушкина:"А.С.Пушкин в Болдине" Н.В.Кузьмина, "Дуня у постели Минского", "Вырину подъезда дома Минского" М.В.Добужинского, "Дуня у могилы отца" А.Г.Венецианова, "Возвращение блудного сына" Рембрандта

Ход урока

I. Орг. Момент

II.  Целеполагание.

Учитель: Сегодня мы побеседуем о повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и рассмотрим сюжетную линию, связанную с судьбой дочери главного героя произведения, Самсона Вырина. Итак, повесть прочитана. Поделитесь своими мыслями: о чем она? 

Ответы учащихся: о совести, о памяти, о семейных отношениях, о проблемах отцов и детей, о взрослении, о чувстве вины, о долге, о том, что если проблемы материальные имеют шанс быть решенными, то проблемы и потери моральные практически невосполнимы, как бы ни повернулась человеческая судьба, об ответственности человека за свою судьбу и судьбу своих близких.

 Учитель: Какое(-ие) из этих высказываний в большей степени раскрывает(-ют) тему произведения? (Проблемы отцов и детей, взросление, ответственность человека за свою судьбу и судьбу своих близких). В таком случае, эти вопросы мы и будем затрагивать на уроке.

III. Мотивация учебной деятельности

Беседа о "Повестях Белкина"

Сегодня будем изучать ещё один шедевр пушкинской прозы - "Стационный смотритель". К уроку внеклассного чтения вы прочитаете оставшиеся "Повести Белкина"

-Когда и где они были написаны?(Рисунок Н.В.Кузьмина "А.С.Пушкин в Болдине")

-Какие произведения вошли в "Повести Белкина"? Какое место в них занимает "Станционный смотритель"?

-Почему же Пушкин объединил эти повести в одно целое и назвал "Повестями Белкина", ведь они так разнообразны по тематике?(В повестях не только описывается жизнь  провинциального дворянства, офицеров-дворян, но и выдвигается демократическая тема "маленького человека")

Прочитайте эпиграф к "Повестям Белкина" и ответьте на вопросы:

-Какова роль эпиграфа? Для чего Пушкин подобрал именно этот эпиграф?

-Почему авторство повестей приписано вымышленному лицу - Ивану Петровичу Белкину? - Зачем Пушкин применил этот приём?(Сам А,С.Пушкин говорил: "Кто бы ни был рассказчик, а писать надо этак:просто, коротко и ясно."

-Что послужило материалом для повестей?

IV.Работа с текстом  повести “Станционный смотритель”.

1. Чтение эпиграфа и комментирование его.(В 1722г. Петром I был издан "Табель о рангах", определявший порядок прохождения службы чиновниками.Свего было учтановлено 14 рангов. Самый низший - коллежский регистратор)

- Читаем в словаре и определяем значение слова "диктатор". В каком значении употреблено слово "диктатор " в повести?(Шутливый, иронический тон; читаем значения слова "ирония").

- Пушкин углубляет этот эпиграф, дополняет его, начинает повесть с вопросов.(Чтение первых трёх предложений. Как называются такие вопросы?(Риторические).

-Кто же такой станционный смотритель по Пушкину? Есть ли ирония в этих словах? Почему рассказчик хорошо знает станционных смотрителей?

Зачем дана точная дата первой встречи? Что даёт использование приёма достоверности?

Как выглядит жилище?(«Смиренная, но опрятная обитель») Как выглядит сам хозяин/ Подробно ли описывается красота Дуни?(Лаконично, но выразительно. Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища: горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской и ,конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне).

2. Знакомство с понятием притча. Запись определения в тетради.

При́тча — длинный назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне.

Выразительное чтение библейской «Притчи о блудном сыне».

Евангельская притча

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

- В чем заключается ее смысл?

Вторая встреча. Обрщаем внимание на роль детали: что прежде всего замечает рассказчик, входя в комнату? Что изменилось в доме, а что осталось прежним? (Не мог надивиться, как три-  или четыре года могли превратить  бодрого мужчину в хилого старика. Опишите Самсона Вырина. Откуда мы узнаем о его беде?

Расскажите, что случилось с Дуней? На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке. 

Рассмотрите иллюстрацию «Дуня у постели Минского» Какие детали выдают, что Минский здоров?(Лукавые глаза)

Как зовут смотрителя? Случайно ли Пушкин подобрал имя Самсон?(Самсон – библейский богатырь, который оказался побеждённым из-за того, что его предала любимая женщина).

- Как смотритель начинает бороться за свою дочь? 

«Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью». 

-Что происходит в Петербурге? 
Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. 

- В какой момент смотритель понял, что не вернуть ему дочь?

Фраза «бедный смотритель».

- Почему Дуня упала в обморок при виде отца?

Причина в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом..

- Почему Вырин, видя дочь, окружённую богатством и любовью, упорно пытается вернуть её домой?

Потому что понимает её положение в обществе.

- Каково её положение?

Содержанка у богатого барина.

Минский ездит к Дуне в гости. «нельзя, нельзя, у Авдотьи Самсоновны гости!»

Знаменательная деталь!!!

В тот момент, когда гусар вошёл в дом смотрителя, требуя лошадей, Дуня за перегородкой сама шила себе платье. Скорей всего это было скромное платье. Когда смотритель увидел Дуню у Минского, одета она была со всей роскошью моды. А что из этой роскоши принадлежит ей?

- Какой Минский?

Может накричать, оскорбить и даже избить плёткой человека, он грубо выталкивает Вырина. Дуня с криком падает на ковер, а Минский не бежит к ней справиться о её здоровье, а выталкивает Вырина..

Почему же при такой любви отец пожелал родной дочери смерти?(Самсон понимает, что Минский бросит Дуню.)

Третья встреча автора  со смотрителем оказалась пейзажем.  Что стало с Дуней? Счастлива ли она?

Анализ картины А.Г.Веницианова «Дуня у могилы отца» - Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу? 

К Дуне пришло позднее раскаяние. Но она застала только могилу отца. Да, она стала богатой, у неё трое маленьких детей, но отец потерял её любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь. 

3.Давайте сопоставим историю блудного сына и историю Дуни, опираясь на примерные вопросы, заполним таблицу.
1)Как герой (героиня) покидает родительский дом? 
2)Ищут ли его (её)? 
3)Как живет он (она) вдали от дома? 
4)Происходит ли возвращение домой? 
5)Произошло ли раскаяние? 

Притча 

История Дуни 

1.Блудный сын добровольно уходит из дома, чтобы жить самостоятельно. 

1. С разрешения отца уезжает из дома, не предполагая, что расстаётся с отцом навсегда. 

2. Никто не ищет его. 

2. Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой. Дуня не желает, чтобы её нашли. 

3. Ведёт разгульный образ жизни. 

3. Дуня живёт в Петербурге в роскоши и богатстве. 

4. Сын, голодный и нищий, возвращается домой. 

4. Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. 

5. Он осознал свой грех, раскаялся в 
содеянном 

5. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. 


-Похожи ли эти истории? 
И да, и нет! Обратите внимание, жизнь Выриных – это зеркальное, перевёрнутое изображение евангельского сюжета. Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки. 
- Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин? 
Проблему ответственности за свои поступки. 
Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться. 
Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить? 

V.Итак, какие же проблемы поднимает автор в своём произведении? 

Рефлексия. 

Продолжите предложения. 

Урок заставил меня задуматься…. 

Я понял(а), что…… 

После этого урока мне захотелось…… 

VI.Домашнее 
задание
1) Ответить письменно на вопрос «Как вы думаете, о чем плакала Дуня?»

или 

3) Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»...

Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.

Урок литературы в 6 классе с использованием  ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин  Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...

Тема урока: «А.С.Пушкин: детство и отрочество. Дружба и друзья в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» - 9 класс

Тема урока: «А.С.Пушкин: детство и отрочество. Дружба и друзья  в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» - 9 класс Цель урока: Познакомить учащихся с первыми двумя этапами...