Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе с использованием ЭОР Учебного портала.
Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
Решаемые учебные проблемы:1. Познакомиться с историей лицейской дружбы А.С.Пушкина.
2. Изучение жанра послания и его признаков.
3. Развитие умения выразительного чтения, логического мышления , устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klassefgos.docx | 249.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО)
Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №12 ст. Дербентская, Краснодарский край
Сулименко Ирина Анатольевна
Общая часть | |||||||||||||
Предмет | Литература | 6 класс | |||||||||||
Тема | А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. | ||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||
Предметные Метапредметные Личностные | |||||||||||||
Знакомство с лицейским периодом в жизни А.С.Пушкина Умение выразительно читать художественный текст. Понимать особенности жанра дружеского послания. Умение понимать тему, идею произведения. | Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Умение работать индивидуально, в группе и в паре. | Понимание образа переживания в стихотворении Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |||||||||||
Решаемые учебные проблемы |
| ||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | презентация, фонохрестоматия | ||||||||||||
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. | ||||||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | ЭОР Учебного портала | ||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Формируемые УУД | ||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию художественного произведения. Портрет А.А.Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg | ||||||||||||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образователь ного результата | Вступительное слово учителя: 1. Слово друг возникло в древности от слова другой, что означало «другое Я», «такой же, как Я» 2. Ребята, кого можно назвать другом? Предполагаемые ответы: друзьями называют людей, близких по образу мыслей, духу, нравственным установкам и симпатизирующих друг другу. Друзья сохраняют собственную индивидуальность, но при этом имеют общие ценности, принципы, интересы, их объединяет сходный образ жизни. Духовно близкими люди не рождаются, а становятся в процессе общения, и школьная пора – самое благодатное время для появления друзей на всю жизнь. | ||||||||||||
Методы обучения | Пропедевтическая беседа | ||||||||||||
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы. | ||||||||||||
Основные виды деятельности учителя | Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала. | ||||||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | |||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | 1.История лицейской дружбы А.С.Пушкина. Сообщение учащегося «Лицейское братство» (по статье учебника, школьному энциклопедическому словарю и интернет-ресурсам) или Презентация «Царскосельский лицей» 2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной во время урока. 3. Представление групповых результатов по итогам обсуждения. | КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | |||||||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
Посланием называют лирическое произведение, написанное в форме письма к какому –либо лицу или лицам. Послание возникло в античной поэзии. В России жанр послания одним из первых начал развивать А.С.Пушкин. Часто в названии произведения поэт указывал адресата. Пушкин писал послания к своим друзьям, например «К Чаадаеву», «К Жуковскому», «К Баратынскому» Эмоциональное содержание посланий А.С.Пушкина разнообразно и в то же время носит глубоко личный характер. Их можно считать страницами духовного дневника поэта. 2. Послушайте актёрское чтение стихотворения А.С.Пушкина «И.И.Пущину» (читает А.Кутепов) http://www.staroeradio.ru/audio/23095 ЗАДАНИЕ. Можно ли это стихотворение назвать посланием?
| ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Извлечение необходимой информации из прослушанного аудиотекста. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Принимать учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | |||||||||||
Предполагаемые ответы: чувство радости от неожиданной встречи. Чувство ожидания, узнавания, восторга при звуке колокольчика. Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Грустное настроение от «заточенья». Чувство спокойствия и уверенности в последних строках. Чувство переживания и сочувствия . 2 группа. Словарная работа. Пользуясь толковым словарём В.И.Даля, подберите и запишите синонимы к слову провиденье. Предполагаемый ответ: промысел Божий, предопределенье, управление миром, вселенною, людьми и всею природою; рок, судьба. 3 группа. Средства выразительности языка, выписать примеры (эпитеты, обращения и др.) Обращения: мой первый друг, мой друг бесценный! Эпитеты: «печальным снегом», «ясных дней» Инверсия: «друг бесценный» 4 группа. Подберите синонимичное выражение или слово к поэтическому образу « …озарит… лучом лицейских ясных дней». Предполагаемый ответ: осветит, внутреннее просветление. 5 группа. Вспомните пословицы о дружбе. Предполагаемый ответ: «Старый друг лучше новых двух». «Друзья познаются в беде» , «Дружба - великая сила». « Нет друга - ищи, нашёл – береги». 6 группа. Рассмотрите репродукцию картины Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском ( Пущин у Пушкина)» и устно опишите картину.http://5147690.ru/reproduktsiya-kartiny-s-pushkin-v-sele-mikhailovskom | КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Умение работать в группе, взаимоконтроль, взаимопомощь. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Поиск и выделение необходимой информации в словаре; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Поиск и сбор информации; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Развитие навыков работы с произведением живописи. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||||
Методы обучения | Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией. | ||||||||||||
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. | ||||||||||||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | ||||||||||||
Этап 3. Практикум | |||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | Анализ выразительных средств, передающих чувства лирического героя к своему адресату. | ||||||||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Рассуждение на заданную тему : «Что значит дружба в жизни лирического героя, как она помогает ему в суровых жизненных испытаниях» Предполагаемый результат: Учащиеся делают выводы о значении дружбы в жизни героя, рассуждают, анализируют выразительные средства, помогающие понять авторский замысел, настроение и идею произведения. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Построение логической цепочки рассуждений; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Выявление морального содержания действий и поступков. (Оцени поступок) | |||||||||||
Методы обучения | Выступление перед аудиторией. | ||||||||||||
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск верного решения. | ||||||||||||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. | ||||||||||||
Этап 4.Проверка полученных результатов | |||||||||||||
Длительность этапа | 5 минут | ||||||||||||
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Зачитывание своих работ учащимися 1-6 групп перед аудиторией | ||||||||||||
Методы контроля | Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам. | ||||||||||||
Способ контроля | Устный опрос учащихся по вопросам учебника (стр.53) | ||||||||||||
Способ коррекции | Коррекция во время выразительного чтения стихотворения. Работа над интонацией и эмоциональной составляющей стихотворения. | ||||||||||||
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение плюсов и недоработок в ответах | ||||||||||||
Роль учителя на данном этапе | Организующая, направляющая, корректирующая | ||||||||||||
Основные виды деятельности учителя | Устные комментарии к ответам учащихся | ||||||||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание По вариантам: выучить стихотворение наизусть (стр. 52), написать сочинение-рассуждение «Что такое дружба?» по стихотворению А.С.Пушкина «И.И.Пущину» | |||||||||||||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГРУППА №1.
ЗАДАНИЕ. Подберите и запишите слова, называющие чувства и переживания, которые рождаются в душе поэта во время работы над стихотворением «И.И.Пущину».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГРУППА №2.
ЗАДАНИЕ. Словарная работа.
Пользуясь толковым словарём В.И.Даля, подберите и запишите синонимы к слову провиденье.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГРУППА №3.
ЗАДАНИЕ. Средства выразительности языка, выписать примеры(эпитеты, обращения и др)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГРУППА №4
ЗАДАНИЕ.
Подберите синонимичное выражение или слово к поэтическому образу « …озарит… лучом лицейских ясных дней».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГРУППА №5
ЗАДАНИЕ. Вспомните пословицы о дружбе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГРУППА №6
ЗАДАНИЕ. Рассмотрите репродукцию картины Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском ( Пущин у Пушкина)» и устно опишите картину.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС по теме "Merry Christmas!"
Урок составлен по УМК "Millie" (Азарова С.И.) для 2 класса. В данной разработке представлены этапы урока с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями нового стандарта начал...
Урок английского языка 2 класс с учетом требований ФГОС
Технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова...
«Готовимся к празднику осени» .Технологическая карта урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС. УМК “Enjoy English” (Биболетова М.З. Обнинск: «Титул», 2011 год)
Урок направлен на ознакомление новой лексики по теме "Осень". Задачей урока является научить вести диалог-расспрос. Также урок направлен на развитие памяти, смысловой догадки и повышать интерес к язык...
Конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС на тему:
Конспект урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС на тему: «Односоставные предложения»...
Разработка урока истории в 5 классе с учетом требований ФГОС
Разработка урока представлена в виде технологической карты к уроку по теме "Ассирия" . Урок разработан в ТРКМ, форма урока-групповая работа....
Итоговый урок по теме "Лексика" 5 класс (с учетом требований ФГОС)
Предлагаемый урок (2 часа) выстроен как игра брейн-ринг, когда каждая команда выполняет определенный набор заданий, видит свое продвижение.Урок может быть проведен как с использованием Интернета...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...