Конспект урока. Тема урока: «А.С. Пушкин. Лирика южного периода».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Бокша Марина Вячеславовна

Конспект урока

Автор урока: Бокша Марина Вячеславовна

Тема урока: «А.С. Пушкин. Лирика южного периода».

Цель урока: Усвоение новых знаний о лирике А.С. Пушкина южного периода, её основных темах и мотивах.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными темами и мотивами лирики

А.С. Пушкина в период южной ссылки.

  1. Развивать навыки анализа поэтического текста, умение выделять основные темы и мотивы.
  2. Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина и русской литературе в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_boksha_m.v.docx19 КБ
Файл a.s._pushkin_yuzhnaya_ssylka.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Автор урока: Бокша Марина Вячеславовна

Тема урока: «А.С. Пушкин. Лирика южного периода».

Цель урока: Усвоение новых знаний о лирике А.С. Пушкина южного периода, её основных темах и мотивах.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными темами и мотивами лирики

А.С. Пушкина в период южной ссылки.

  1. Развивать навыки анализа поэтического текста, умение выделять основные темы и мотивы.
  2. Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина и русской литературе в целом.

Оборудование: компьютер, проектор, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Планируемые результаты

1. Предметные

- формировать умения определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества поэта в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений XIX века со временем написания, с современностью и традицией;

- анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность;

- овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- формировать устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур.

2. Метапредметные

- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

- использовать компьютерные технологии для решения учебных задач.

Регулятивные:

- выдвигать версии;

- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Коммуникативные:

- уметь сотрудничать в коллективе;

- формулировать собственное мнение;

- обосновывать свою точку зрения.

3. Личностные

- совершенствование языковой и читательской культуры;

- организовать деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений;

- воспитание уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Методы урока:

  • объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя, демонстрация презентации);
  • репродуктивный (задания на воспроизведение информации);
  • проблемный (проблемные вопросы и задания);
  • частично-поисковый (эвристическая беседа).

Ход занятия

I. Организационный момент (1 минута).

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний (5 минут).

Беседа с учащимися о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Вопросы для обсуждения (презентация).

  • Какие произведения А. С. Пушкина вы уже изучали?
  • Что вы знаете о жизни поэта? (Вспоминаем лицейские годы).
  • Объявление темы и цели урока вместе с обучающимися, запись темы урока в тетрадь.
  • III. Изучение нового материала (10 минут). 

Рассказ учителя о лирике А. С. Пушкина южного периода. 

Демонстрация презентации с иллюстрациями (презентация). Запись в тетрадь тезисов рассказа учителя.

  • Краткая биография А.С. Пушкина (южная ссылка).
  • Обзор основных тем и мотивов лирики Пушкина.

Чтение и анализ стихотворение «Погасло дневное светило...» (материал на столах обучающихся).

IV. Закрепление изученного материала (7 минут).

Работа с текстом стихотворения «Погасло дневное светило…»: определение основных тем и мотивов, анализ художественных средств (подготовка к ОГЭ). Работа в группах.

Выразительное чтение стихотворений учащимися.

V. Контроль знаний (3 минуты).

  • Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
  • Создание мема (материал на столах учащихся).

VI. Подведение итогов урока (3 минут).

Рефлексия: Демонстрация мема + рассказ о создании.

Оценка работы учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание (1 минута).

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений А. С. Пушкина (южного периода) и написать краткий анализ этого стихотворения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« Я — поэт, зовусь я Александр Сергеевич ». (1799-1837 гг.)

Слайд 3

Александр I «Возмутительные стихи!» П.Я. Чаадаев В.А. Жуковский Н.М. Карамзин

Слайд 4

1820-1824 гг. – первая ссылка поэта (южная ссылка). Санкт–Петербург Крым Кишинёв Одесса Михайловское А.С. Пушкин. Лирика южного периода.

Слайд 5

«Кавказский пленник» «Бахчисарайский фонтан» «Цыганы» «Погасло дневное светило…» «Узник» «Чёрная шаль»

Слайд 6

РОМАНТИЗМ = А.С. Пушкин? А я романтик…

Слайд 7

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина (южный период). ТЕМА ПРИРОДЫ ТЕМА ЛЮБВИ ТЕМА РОДИНЫ

Слайд 8

«Погасло дневное светило …» 1820 г. (Первое романтическое стихотворение А.С. Пушкина)

Слайд 9

«Погасло дневное светило…» «К морю» «Чёрная шаль»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: ПРОЦЕССОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме " ПРОЦЕССОР" с применением ЭОР...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС

Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1.      Образовательные:обеспечить усво...

План конспект урока Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» 9 класс

План- конспект урока  Физика 9 класс. Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника»  с исполь...

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...