Разработка урока в 9 классе "Роль пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок с использованием презентации позволяет заинтересовать учащихся к более полному восприятию учебного материала,получить подробную информацию о событиях,описанных в произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh_v_romane_myulermontova_geroy_nashego_vremeni_1.docx | 239.07 КБ |
lermontov.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №420 Колпинского района города Санкт-Петербурга
Урок
по литературе
в 9 классе
Пейзаж в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Учитель
русского языка и литературы
Павлова Вера Ивановна
г. Санкт-Петербург
Тема урока: Пейзаж в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цель урока: знание творчества М.Ю.Лермонтова (кавказский период), понимание идейного смысла произведения, представление о возможностях художественных средств языка в описании природы и выражения авторской мысли.
Оборудование: выставка изданий произведений Лермонтова и о нем из фондов школьной библиотеки, компьютер.
В уроке принимают участие учащиеся (подготовленные выступления)
Структура урока:
1. Организационный этап
2. Работа в классе (объявление темы и порядка проведения урока, рассказ
учителя о создании романа, записи в тетрадях)
3. Классная работа: работа с текстом, домашнее задание
4. Подведение итогов урока
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
1. Устный и письменный
2. Индивидуальный, фронтальный, групповой
Ход урока:
1. Организационный этап:
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Взаимное приветствие учителя и учащихся.
- Визуальный контроль готовности к уроку.
- Работа с журналом.
2. Работа в классе:
- Объявление темы урока и порядка его проведения.
- Беседа учителя (дата создания и издания произведения; особенности
романа «Герой нашего времени»; связь событий с природой и историей
Кавказа; автобиографические моменты в основе сюжетной линии; языковые
средства выразительности в романе; образное описание пейзажа).
- Записи в тетрадях (даты, композиция романа – обоснование
последовательности частей).
Выступление 1-го ученика:
Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одаренным человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделен большим талантом художника. Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место в полотнах Лермонтова, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.
Как я любил, Кавказ мой величавый
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…
Свое первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передает в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах» горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук. У их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что у одной из этих гор встретит свой последний час великий поэт. Почти все самые лучшие картины, рисунки, акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Лермонтов был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привез из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова-живописца раскрылся в полной мере.
Выступление 2-го ученика:
Кавказские впечатления «жизни на водах» легли в основу повести «Княжна Мери», и тогда же им был написан прекраснейший пейзаж маслом «Вид Пятигорска». Именно в этом панорамном пейзаже с прохладными голубыми далями и аккуратными домиками в долине жили герои его литературных произведений: «…внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом»…
На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях.
Это пейзажи «Бештау около Железноводска» и «Офицер верхом и амазонка». На них изображен поселок Иноземцево, что в нескольких километрах от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка – немецкая колония Каррас, как чаще ее называли в то время. Сюда Лермонтов приезжал с веселой шумной компанией, иногда и один. Здесь хорошо думалось, здесь он писал стихи и делал пейзажные зарисовки, здесь же он провел последние часы перед дуэлью.
Выступление 3-го ученика:
На своей картине «Развалины близ селения Карагач в Кахетии» Лермонтов изобразил места, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Карагачом была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали:
Счастливый, пышный край земли! – такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он ее увидел и полюбил.
Одна из лучших живописных работ Лермонтова Крестовая гора» написана под сильным впечатлением от увиденного поэтом на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры в конце 1837 года.
Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С.Раевскому: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору ( Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь». Эту картину Лермонтов в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург, подарил своему другу, писателю В.Ф.Одоевскому. Долгие годы ее местонахождение было неизвестно, а в 1966 году она была найдена в Финляндии и теперь хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова в Пятигорске.
Выступление 4-го ученика:
В это же время, в 1837-1838 годах, Лермонтов создает свой автопортрет. Он изобразил себя в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и точных портретов поэта. Он передает глубокий, напряженный мир Лермонтова, его страдания, его состояние души. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким современники видели Лермонтова в Грузии.
Древняя столица Грузии – Мцхета – ярко отражена как в художественном, так и в поэтическом творчестве Лермонтова. Великолепие гор, величественные стены собора Свети-Цховели , развалины храма монастыря Джвари рождали в воображении поэта яркие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…» Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».
Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только волновали его, но и рождали новые поэтические образы. По существу для него это были памятные записки, ведь рисовались они раньше, чем поэт создавал свои литературные произведения, хотя многие картины и рисунки могли служить иллюстрациями к его стихам и поэмам.
На многих грузинских картинах Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он верно подметил характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такая, например, «Башня в Сиони»:
…И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы –
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
Выступление 5-го ученика:
Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе.
Так появилась еще одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Она является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи. Во вторую ссылку Лермонтов был отправлен в Тенгинский пехотный полк, в район тяжелых военных действий. Совсем иным предстал Лермонтову любимый Кавказ. В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал: «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и все время дрались штыками…вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела еще пахло кровью». Это нашло свое отражение в композиции «Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года», который был выполнен Лермонтовым вместе с князем Гагариным. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена во всем своем драматизме, без прикрас.
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана». Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с горцами.
Примечание учителя:
Говоря о Лермонтове-художнике нельзя не сказать о портретных зарисовках, выполненных карандашом. Часто наброски поэта встречаются в его черновиках, альбомах знакомых женщин. Домашние альбомы были очень распространены в дворянских домах в 18-19 веках.
Герцог Лерма, рисунок М.Ю.Лермонтова.
Испанец. Портрет. Бумага, акварель 1837
Монахиня.
Наряду с реалистическими портретными зарисовками встречаются романтические портреты-композиции. Такова, например, «Испанка» или «Монахиня», в изображении которой биографы Лермонтова узнают Вареньку Лопухину, с именем которой связаны самые трагические и самые счастливые события в жизни Лермонтова. Но это уже тема для другого разговора…
Ответы на вопросы учителя:
- В чем видна связь художественного и литературного творчества поэта?
- В чем вы видите особенности картин Лермонтова?
- Выразите свое отношение к живописным пейзажам Лермонтова, обоснуйте свою точку зрения.
4. Классная работа
- Организационный момент в классе.
- Работа с текстом. Поиски описания пейзажа в части «Бэла» ( «Уж
солнце начинало прятаться…-…и сверкает, как змея своею чешуею»; «На
вершине горы… - …ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего
слуха»; «Кругом было тихо… - …побрякивание русского колокольчика»;
«Гуд-гора курилась… - и пошел мелкий дождь»; «Сакля была прилеплена
одним боком к скале…»; «…погода прояснилась… - чувство красоты и
величия природы сильнее, живее во сто крат…»; «…под нами лежала
Койшаурская долина… - была кровавая полоса»; «…мы спускались с Гуд-
горы в Чертову долину…».
- Просмотр презентации
5. Подведение итогов урока, комментарий учителя, учащихся и обоснование своей точки зрения.
Домашнее задание: мастерство Лермонтова в описании характеров героев, примеры использования художественных языковых средств.
Комментарий к уроку
Планируя урок, я учитывала особенности восприятия подростков. В усвоении материала очень важна заинтересованность учащихся в работе на уроке. Увеличить интерес к материалу урока и изучаемому произведению можно с помощью нестандартной формы занятия.
Очень важно было организовать учащихся на продуктивное использование учебного времени, Подготовке учеников мы уделили время еще до урока, чтобы разучить и отрепетировать их выступление. В подаче материала важна беглость и выразительность речи, умение рассказчика находить важные эпизоды и расставлять акценты. Необычайность подачи материала будет способствовать его более глубокому усвоению.
Продумана и фронтальная работа – ответы учащихся на вопросы около стендов в музейном зале, работа с текстом произведения – поиск описаний пейзажа.
Рассматривая литературный вариант создания пейзажа, необходимо проводить параллель с художественным творчеством Лермонтова в узком смысле слова. Ребятам я предложила найти такие эпизоды, в которых виден Лермонтов-живописец. Это цвета пейзажа, использование светотени, линейный рисунок и другие средства изобразительности. Важно подчеркнуть, как обогащает литературное творчество владение Лермонтовым кистью и красками.
Фрагменты презентации подобраны таким образом, чтобы показать пейзажи Кавказа. Следует повести разговор о творческой интерпретации художественного произведения и режиссерском прочтении литературного материала.
Обращение к истории создания романа необходимо связать с биографическими подробностями жизни поэта. Итоги урока показали, что была выбрана оптимальная форма подачи материала и организации работы учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Большую роль в романе “Герой нашего времени” играет пейзаж. В нем щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»). Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах.
Роли пейзажа в романе: описание места действия; лирическая передача той или иной оценки жизненных явлений; средство характеристики героев, их душевных настроений.
Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации».
Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань». Этот пейзаж уже подбором деталей (луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль) создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревогу.
Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.
Художественное описание природы в романе очень важно в раскрытии образа Печорина. Его мысли, чувства и настроение напрямую связаны с описанием пейзажа. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня,— пишет он,— на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели». Такой представляется природа Печорину в его тяжёлом душевном состоянии.
Стихотворение Лермонтова “Парус” перекликается с романом “Герой нашего времени”. Желанный “парус” ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: парус не появился и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Дивный образ паруса — это тоска по несостоявшейся жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему"Пейзаж настроения"
Методическая разработка урока на тему"Пейзаж настроения"...
Методическая разработка урока на тему"Пейзаж -большой мир"
Методическая разработка на тему "Пейзаж-большой мир"...
Технологическая карта к уроку на тему "Глава "Фаталист" как итог романа "Герой нашего времени"
Технологическая карта позволяет включить всех учеников в работу,оценить каждого...
Учебно-методическая разработка урока по теме: "Пейзаж родной земли".
Методическая разработка предназначена для учащихся 4 класса. Используется региональный компонент (природа северной земли - тундра). У обучающихся формируются понятия о роли природных условий...
Методическая разработка урока истории по теме " Власть и народ в период Смутного времени" с презентацией
Урок построен на основе использования компьютерной презентации. Данный методический прием позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, делает урок более эффективным...
Разработка урока музыки «Ночной пейзаж»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324436","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"329","width":"480"}}]]Создание условий для пробуждения у учащихся ...
Урок литературы в 9 классе. М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
Технологическая карта двух уроков, являющихся обобщением материала по роману М.Лермонтова "Герой нашего времени"...