Методическая разработка урока истории по теме " Власть и народ в период Смутного времени" с презентацией
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Урок построен на основе использования компьютерной презентации. Данный методический прием позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, делает урок более эффективным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
для обучающихся 7 класса по разделу: «Россия на рубеже XVI – XVII в.»,
курс
История России конец XVI – XVIII в.
Тема урока: « Власть и народ в период Смутного времени»
Малкова Ольга Евгеньевна
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №29 г. Ярославля
- Введение
1. Роль и место урока в курсе
Смутное время – сложный и во многом трагичный период нашей истории, время, когда решалась судьба государства. В основу содержательной линии урока положена идея единства власти и народа в осуществлении важнейших задач государства.
Актуальность выбранной темы подтверждают слова классика: «Исторические параллели бывают необыкновенно поучительны. Вглядываясь в образы героев первой российской Смуты, мы узнаем в них героев других, гораздо более близких к нам смутных времен. И если у нас есть хоть капля здравого смысла, память о прежней Смуте всегда должна напоминать нам истинную цену мира и порядка».
Учебная деятельность, осуществляемая на уроке, предполагает развитие различных умений и навыков, предусмотренных требованиями к подготовке выпускников средней школы:
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности личности
-соотносить единичные исторические факты и общие явления
- определять характерные, существенные черты минувших событий
- объяснять смысл, значение важнейших понятий
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия
- излагать суждения о причинно – следственных связях событий
- объяснять мотивы, цели, результаты деятельности отдельных личностей в истории
- сравнивать предполагаемые исторические оценки, выявляя сходство и различия
Данный урок является заключительным уроком первой главы «Россия на рубеже XVI - XVII в.»
Урок 1. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
Урок 2. Смута
Урок 3. Окончание Смутного времени
Урок 4. Власть и народ в период Смутного времени
2. Обоснование методов, приемов, форм и средств
обучения
Урок построен на основе использования метода презентаций в программе Microsoft Power Point.
Выбор данной формы проведения урока не случаен. Во - первых, это требование сегодняшнего дня в рамках реализации национального проекта компьютерного обеспечения учебного процесса. Во- вторых, метод презентации используется с целью активизации познавательной деятельности учащихся, достижения наибольшей эффективности урока.
Презентация позволяет учителю в рамках урока использовать широкий визуальный и звуковой ряд: иллюстрации, схемы, таблицы, карты, диаграммы, анимацию, дикторский текст, музыкальное сопровождение и наконец, видеофрагменты.
Интересно сделанная презентация оказывает сильное эмоциональное воздействие на ученика. Презентация для ученика – это способ сделать свой ответ красивым и зрелищным, поднять свою самооценку, реализовать себя.
Учащимся предлагается различная форма работы: индивидуальная, творческая, исследовательская. Учителем предусмотрена возможность найти новые способы решения поставленной перед учащимися задачи, например, моделирование в знаковой системе ОСК, эссе, логическая схема, рабочие листы. В ходе подготовки к данному уроку учащиеся осуществляют деятельность общегуманитарного характера, готовят доклады, сообщения, работают со справочной литературой, пользуются ресурсами интернета.
Воспитательная задача урока очевидна и очень актуальна – это формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, понимания своей ответственности и значимости. На уроке отрабатываются такие понятия как государство, Родина, патриот, чувство патриотизма, права и обязанности представителей власти и народа.
Итак, выбор используемых учителем методов подачи материала и формы организации урока позволяют применить деятельностный и личностно – ориентированный подход к учебно – воспитательному процессу.
II. Методическая разработка урока
I. Организационный момент
Ребята, сегодня на уроке мы будем обсуждать события, происшедшие в период Смутного времени. Нам предстоит охарактеризовать исторические личности, дать оценку государству, сделать основные выводы.
Урок затрагивает важные вопросы, один из них – вопрос выбора царя в государстве. Человек, делая выбор, берет на себя ответственность за своих близких, за судьбу государства, в котором он живет. Так было во все времена, поэтому данный урок созвучен с сегодняшним временем. Вы - граждане демократической России, в будущем вам придется делать выбор. Я надеюсь, что исторические параллели, которые вы проведете помогут вам принять правильное решение.
II. Первичное повторение и закрепление знаний
Учитель:
Мы рассматриваем государство в период Смуты
Дайте определение понятию «государство»
Ученик:
Государство – это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, которые проживают на общей территории, имеют законы, границы, традиции.
Учитель:
Исходя из данного определения, я создала образ государства, представила его в виде дома. Здесь все элементы очень важны, но есть два самых главных без которых государство не может существовать.
Назовите эти элементы. Слайд 1.
Ученик:
Народ и власть
Учитель:
На сегодняшнем уроке нам предстоит охарактеризовать деятельность власти и народа в период Смуты.
Попробуйте сформулировать тему урока
Ученик:
Власть и народ в период Смутного времени. Слайд 2
Учитель:
Ребята, тема определена, в соответствии с этой темой я ставлю цели и задачи урока.
Цель урока: Выяснить, почему Россия к 1612 г. оказалась на грани потери национальной независимости?
Задачи урока:
- Проанализировать итоги деятельности представителей власти и народа
- Определить их роль в событиях Смутного времени
- Сделать выводы (слайд 3)
Учитель:
Судьба России во многом зависела от тех людей, которые жили в период Смутного времени. Вспомним исторические личности, даты и события.
Вам предлагается ответить на вопросы теста, необходимо выбрать правильный вариант ответа из предложенных.
Тест: « История Смутного времени. Даты, понятия, лица » (слайд 4)
Назовите годы правления Бориса Годунова:
1606 – 1610; 1598 – 1605; 1605 – 1606 (слайд 5)
Кто изображен на рисунке?
Скопин Шуйский; Лжедмитрий II; Лжедмитрий I (слайд 9)
К. Минин и Д. Пожарский прославились как руководители:
Восстания крестьян; обороны Смоленска; второго ополчения (слайд 13)
Годы правления Василия Шуйского
1605 – 1606; 1606 – 1609; 1606 – 1610 ( слайд 17)
Интервенцию на территорию России осуществили:
Дания и Норвегия; Речь Посполитая и Швеция; Англия и Швеция (слайд 21)
Определите хронологические рамки Смутного времени (слайд 25)
Учитель:
Вы благополучно справились с тестом, точно дали хронологию Смуты, а теперь сформулируйте определение « Смута»
Ученик:
Смута – это тяжелый политический, экономический, социальный и духовный кризис общества (слайд 30)
Учитель:
Из определения видно, что кризис затронул все сферы общества.
Назовите сферы общества, к которым можно отнести деятельность власти и народа
Ученик:
Деятельность власти относится к политической сфере, деятельность народа к социальной
Учитель:
Представители власти должны выполнять определенные обязанности в государстве. Перечислите обязанности власти
Ученик:
Власть обязана обеспечить:
- Стабильность власти
- Внутренний порядок в стране
- Развитие всех сфер общества
- Защиту государства от внешних врагов
- Авторитет государства в мире ( слайд 32)
Учитель:
Перечислите представителей власти в междинастический период, ответ оформите виде схемы на рабочем листе 1
Ученик: Заполняет рабочий лист 1
Междинастическое правление
Борис Годунов (1598-1605 гг.)
Фёдор Годунов (1605 г.)
Лжедмитрий I
(Григорий Отрепьев 1605-1606 гг.)
Василий Шуйский (1606-1610 гг.)
«Семибоярщина» (1610-1613 гг.)
Учитель:
Докажите, что существовал кризис власти. Для этого проанализируйте деятельность представителей власти в междинастический период.
Анализируем итоги правления Бориса Годунова. Класс делится на три группы: сторонники, критики, аналитики.
Задание группе сторонников Бориса Годунова: доказать, что Б.Годунов талантливый политик.
Задание группе противников Бориса Годунова: доказать, что в политике было больше отрицательных итогов чем положительных
Задание группе аналитиков: обобщить факты, сделать вывод
Ученик:
Группа «сторонники»
- В 1589 г. – ввёл патриаршество, русская церковь стала независимой от Византии
- Одержал победу в войне со Швецией 1590 -1593гг. Россия возвратила южное побережье Финского залива.
- Защитил границы России, построив крепости Смоленск, Архангельск, Воронеж.
- Наладил связи с Западом по культурной линии
- Успешно воевал с сибирским ханом, присоединил территорию Западной Сибири к России
- Поддерживает население во время голода 1601 – 1603гг.
Ученик:
Группа «критики »
- Продолжает политику закрепощения крестьян
- Преследует бояр Романовых, провоцирует появление Лжедмитрия I
- Cчитается организатором убийства царевича Дмитрия
- Правил опричными методами
- Не смог преодолеть кризис в стране
Ученик:
Группа «аналитики»
- Борис Годунов - яркая, противоречивая личность
- Начало правления ознаменовалось победами во внутренней и внешней политике
- В целом итоги деятельности нельзя назвать положительными, так как Б.Годунов не выполнил задач, стоящих перед политической властью, а именно:
- не обеспечил стабильность власти
- не добился порядка в стране
- не смог ликвидировать кризис
- не организовал народ на отражение интервенции
Учитель:
Мы говорим о кризисе власти в междинастический период, а это значит, что каждый представитель допустил ряд ошибок ,принял неправильное решение, которое повлияло на ход событий.
В соответствии с функциями власти определите самые значительные ошибки правителей. Например, главными просчетами Б.Годунова считаются:
- нестабильность власти
- сохранение кризиса в стране
- неспособность отразить интервенцию (слайд 35)
Заполните рабочий лист 2. Класс делится на три варианта:
1.вариант анализирует итоги деятельности Лжедмитрия I
2. В.Шуйского
3. правительства «Семибоярщины»
Рекомендация – для экономии времени учащиеся в рабочие листы вносят номер правильного ответа.
Ученик:
- Лжедмитрий I захватил власть в государстве, тем самым нарушил стабильность власти
- Способствовал вторжению поляков в страну, то есть создал угрозу независимости государства
Ответ: 1, 5
Ученик:
- В.Шуйский допустил гражданскую войну в государстве
- Спровоцировал открытую польско – шведскую интервенцию
Ответ: 2, 5
Ученик:
- Правительство Семибоярщины приглашает на русский престол королевича Владислава
- Не организует борьбу против интервентов
Ответ: 1,3 (слайд 36)
Учитель:
Демонстрирует таблицу «Междинастическое правление в период Смуты »
(слайд37)
Междинастическое правление в период Смуты | |
Представители власти | Нерешенные задачи |
(1598 – 1605 гг.) |
|
(1605 г.) |
|
(1605 – 1606 гг.) |
|
(1606 – 1610 гг.) |
|
|
|
Обобщите факты, ответьте на вопрос
Каковы последствия для страны в результате невыполненных властью задач?
Ученик:
Страна оказалась на грани национальной катастрофы.(слайд 38)
Учитель:
Докажите с помощью карты, что к 1612 г. России угрожала потеря национальной независимости (слайд39)
Ученик:
- 1611 - Смоленск взят Сигизмундом III
- 1610 – 1611 – Швеция оккупировала северо – запад страны и захватила Новгород
- В Москве горнизон Жолкевского
- На российский престол претендуют:
- шведский принц Карл Филипп
- Иван «воренок» - сын Лжедмитрия II
- польский король Сигизмунд III
Учитель:
Приведенные факты убедительно доказывают, что кризис власти поставил страну на грань национальной катастрофы
Переходим ко второму этапу наших исследований. Анализируем деятельность народа.
Какие обязанности несет народ в государстве?
Ученик:
- Осуществляет трудовую деятельность
- Сохраняет обычаи и традиции
- Исполняет законы
- Защищает государство
(слайд 41)
Учитель:
Какая главная обязанность народа в1612г.
Ученик:
Русский народ обязан подняться на борьбу с интервентами и отстоять независимость своей Родины
Учитель:
Кто является организаторами борьбы?
Ученик:
Патриарх Гермоген, К.Минин, Д.Пожарский организуют русский народ на защиту своего Отечества
Учитель:
Проанализируйте деятельность данных исторических личностей и их роль в событиях Смутного времени
Заполните логическую схему на рабочем листе 3
1 вариант - характеристика личности патриарха Гермогена
2 вариант - К. Минина
3 вариант Д. Пожарский
После выполнения работы сдаются
Учитель проводит рефлексию, заслушиваются презентации учеников
Ученик:
(слайды 42 – 47)
Деятельность Гермогена:
- Рассылает грамоты, призывает бороться с интервентами
- По его призыву сфрормировано первое ополчение
- Защищает православную веру от католиков (слайд 44)
Черты патриота:
- Ответственность
- Активность
- Готовность к самопожертвованию
- Интересы России ставит выше личных (слайд 45)
Черты человека:
- Смелость
- Мужество
- Несгибаемая воля (слайд46)
Значение деятельности:
- Сплотил Россию
- Показал пример мужества (слайд47)
Учитель:
К.Минин и Д.Пожарский – выдающиеся личности периода Смутного времени. Прослушайте презентации, определите роль в истории и значение деятельности этих людей. (слайд 48)
Ученик:
- К.Минин – земский староста Нижнего Новгорода
- При В. Шуйском принимал участие в походах против интервентов, защищал Нижний Новгород от тушинцев
- Существуют легенды о том, что святой Сергий трижды являлся ему во сне, призывал выступить с обращением к народу о помощи Отечеству
- К.Минин стал призывать народ послужить Родине (слайд 50)
Факты деятельности
- К.Минин был организатором II ополчения
- Заведовал казной и хозяйственными делами
- Показал личный пример участия, первым пожаловал немалые деньги на ополчение
- Рассылал грамоты по стране, призывал к борьбе с интервентами
- Стоял во главе временного правительстве «Совета всея Земли»
- Показал военную доблесть в сражении с Ходкевичем (слайд 51)
Ученик:
- Д.Пожарский происходил из стародубских князей суздальской земли
- С 15 лет Дмитрий пошел на государственную службу
- Двадцать лет служил при Федоре Иоанновиче
- При Б.Годунове Д.Пожарскому пожаловали чин стольника и поместье в Подмосковье
- Д.Пожарский участвовал в I ополчении и был ранен
- Стоял во главе временного правительства «Совета всея Земли» (слайд52)
Факты деятельности
- Д.Пожарский был военным руководителем II ополчения
- Талантливый дипломат, устраняет союз поляков и шведов
- Избирает верный план действий против интервентов, перед походом
на Москву идет в Ярославль, накапливает силы
4. 26 октября 1612г. Успешно руководит освобождением Москвы от
поляков (слайд 54)
Учитель:
Определите роль и значение деятельности К.Минина и Д.Пожарского в истории Смутного времени
Ученик:
- В результате талантливых действий по организации и военному
руководству II ополчения, которым руководили К. Минин и
Д.Пожарский интервенты были изгнаны из Москвы, российская
государственность была спасена
- К. Минин и Д.Пожарский показали пример патриотизма и личного
мужества
(слайд 55)
Учитель:
Перед вами образы спасителей России патриарх Гермоген, К.Минин, Д.Пожарский, И.Сусанин. Подумайте, почему именно в такой последовательности выстроены образы (слайд56)
Ученик:
Логический ряд начинается с патриарха Гермогена, так как именно он сыграл роль духовного лидера, сплотил народ идеей борьбы с интервентами. К.Минин и Д.Пожарский претворили эту идею в жизнь. И.Сусанин делает последний аккорд, спасает символ государственности – царя Михаила Романова.
Учитель:
Ребята, мы проанализировали деятельность представителей народа.
Сделайте вывод, какую роль сыграл народ в событиях Смутного времени
Ученик:
Народ спасает Отечество от интервентов, то есть выполняет главную обязанность перед государством
(слайд 57)
Учитель:
Ребята, какое чувство объединило русский народ и помогло выстоять в то тяжелое время?
Ученик:
Русский народ объединяет чувство патриотизма
Учитель:
Дома вы писали творческую работу – эссе «Мое понимание патриотизма». Заслушаем одну из них.
Ученик:
Я считаю, что для государства очень важно, чтобы его народ обладал чувством патриотизма, а в особых ситуациях проявлял героические качества. Мне кажется, государство без таких людей не может существовать. Патриоты – это люди, которые желают процветания своей страны в мирное время, а в минуту опасности они не жалеют своей жизни, защищают Отечество с оружием в руках. Наша история богата примерами патриотизма. Жизнь Ю. Гагарина, А.Сахарова, М.Ростроповича можно назвать подвигом. А.Сахаров предлагал правительству М.Горбачева немедленно закончить войну в Афганистане, дать советским людям широкие права и свободы. Он открыто сопротивлялся режиму, показывал верный путь развития страны. А.Сахаров также как и герои Смутного времени защищал интересы государства и человека.
Часто Родину сравнивают с матерью. Это действительно так. Родина как мать одна и только искренние чувства любви, долга, ответственности, преданности связывают человека и Родину.
(слайд 58)
Учитель:
Определите главные идеи выступления
Ученик:
- Без патриотов государство не может существовать
- Быть патриотом это значит конкретными делами доказывать любовь к Родине, например, подвиг Ивана Сусанина, борьба А.Сахарова за новую, демократическую Россию
- Чувство патриотизма не только гражданское чувство, но и общечеловеческое
Учитель:
История Смутного времени убедительно доказывает нам, что чувством патриотизма должен обладать каждый человек в государстве независимо от того к какому социальному слою, он принадлежит. Каким вы видите государственного деятеля, стоящего у руля государства?
Ученик:
Политик - патриот
Черты характера | Внутренняя политика | Внешняя политика |
Это должен быть: а) умный человек; б) образованный с высоким интеллектом; в) хорошо воспитанный человек; г) владеть иностранными языками Желание стать руководителем, верить своему народу. Стремиться сделать всё для улучшения благосостояния народа. | 1. Преодолеть в стране нестабильность в экономике, укрепить правопорядок, упрочить территориальную целостность. 2.Создать сильную управленческую команду. 3 Издавать важные указы, заключать договоры. 4. Развивать просвещение и укреплять культурное достояние народа. 5. Заботиться о здоровье нации. | 1. Совершенствовать систему обороны страны. 2. Расширять экспорт и импорт. 3. Упрочить внешнеполитические связи. 4. Обмен опытом работы в области культуры, образования, медицины. 5. Помощь другим государствам |
Вывод: Ни одно государство не может успешно развиваться, если во главе его не стоит умный, опытный правитель, который хочет видеть своё государство сильным, независимым, защищенным от внешних врагов. Поэтому правитель должен быть патриотом. (слайд 59)
Учитель:
Ребята, мы подошли к заключительному этапу урока, на котором нам предстоит ответить на главный вопрос:
- почему Россия к 1612г. оказалась на грани потери национальной независимости?
Ученик:
Не было единства между властью и народом (слайд 60)
Учитель:
Исходя из данного вывода, определите основные уроки Смутного времени
Ученик:
- Сила государства в единстве власти и народа
- Мы - граждане России несем ответственность за судьбу Отечества
(слайд 61)
Учитель:
История учит нас многому, но самый главный урок, который она преподает урок нравственного выбора (слайд 62)
Приложение 1.
Фамилия .
Лжедмитрий I (1605-1606 г.)
Факты деятельности:
- Захватил власть
- Возвратил из ссылки опальных бояр
- Тайно принял католичество
- Увеличил срок сыска крестьян до 6 лет
- Способствовал вторжения поляков в страну
Задание 1 группе
- Какие задачи не удалось решить Лжедмитрию I.
2. Результат занесите в таблицу
Междинастическое правление в период Смуты. | |
Представители власти | Нерешенные задачи |
Лжедмитрий I (1605 – 1606гг) |
|
Приложение 2.
Фамилия .
Василий Шуйский (1606 – 1610гг)
Факты деятельности:
- Способствовал восхождению на престол Лжедмитрия I
- Допустил гражданскую войну в государстве
- Получил власть путём политической игры.
- Продолжал закрепощать крестьян. Указ о 15-летнем сроке сыска крестьян.
- Спровоцировал открытую польско – шведскую интервенцию на территории России.
Задание 2 группе
- Какие задачи не удалось решить В. Шуйскому
2. Результаты занесите в таблицу
Междинастическое правление в период Смуты. | |
Представители власти | Нерешенные задачи |
Василий Шуйский (1606 – 1610гг) |
|
Приложение 3.
Фамилия .
Семибоярщина (1610 – 1613гг)
Факты деятельности правительства
- Приглашает на русский престол королевича Владислава
- Пропускает гарнизон гетмана Жолкевского в Москву
- Не организует борьбу против польской и шведской интервенции.
- Становится правительством национальной измены
Задание 3 группе
- Какие задачи не удалось решить правительству «Семибоярщины»
- Результаты занесите в таблицу
Междинастическое правление в период Смуты | |
Представители власти | Нерешенные задачи |
Правительство «Семибоярщины» (1610 – 1613 гг.) |
|
Приложение 4
Рабочий лист № 3 Фамилия .1. Задание группе 1. Заполните схему:
«Характеристика личности патриарха Гермогена»
Приложение 5
Рабочий лист № 3 Фамилия 1. Задание группе2. Заполните схему:
«Характеристика личности К. Минина»
Приложение 6
Рабочий лист № 3 Фамилия
1.Задание группе 3. Заполните схему:
«Характеристика личности Д. Пожарского»
Приложение 7
Исторические личности Смутного времени.
1. Фёдор Иоанович – сын Ивана Грозного, русский царь из династии Рюриковичей. Годы царствования 1584 – 1598 гг.
2. Дмитрий Иоанович – царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного, убитый в Угличе в 1591г.
3. Борис Годунов – первый выборный царь в истории России. Годы правления 1598 – 1605 гг.
4. Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев – самозванец.
Годы царствования – 1605 – 1606гг.
5. Марина Мнишек – дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия I и II, московская царевна.
6. Иов - первый патриарх Московский и всея Руси.
7. Фёдор Никитич Романов – патриарх Филарет – двоюродный брат царя Фёдора Иоановича, отец царя Михаила Фёдоровича.
8. Хлопко Косолап – руководитель отряда восставших крестьян.
9. Сигизмунд III – король Польши.
10. Василий Шуйский - русский царь 1606 – 1610 гг.
11. Иван Болотников – руководитель восстания крестьян против власти В. Шуйского 1606 – 1607гг.
12. Патриарх Гермоген – патриот, твёрдый духом и верой, стремился объединить народ в борьбе с интервентами.
13. Прокопий Ляпунов – руководитель первого ополчения.
14. Иван Заруцкий – казачий атаман, противник сильной центральной власти, воевал за поляков.
15. Лжедмитрий II – простой учитель из города Шклова,
самозванец.
16. Царевич Петр – самозванец, Илья Коровин – казак, в народе известен под названием Илейка Муромец, т.к. родился недалеко от города Мурома.
17. Михаил Скопин – Шуйский – талантливый полководец, племянник В. Шуйского, успешно сражался с войсками поляков и Лжедмитрия II.
18. Сидорка – самозванец Лжедмитрий.
19. Королевич Владислав – сын польского короля Сигизмунда.
20. Ф.И. Мстиславский – знатный боярин возглавлял правительство «Семибоярщины».
21. Д. Трубецкой – князь, участник борьбы с интервентами
в 1611 – 1621гг.
22. Д. Пожарский и К. Минин – руководители второго ополчения.
23. Гетман Ходкевич – руководитель польских отрядов в походе на Москву в 1612г.
24. Иван Сусанин – крестьянин из села Домнино под Костромой.
25. Михаил Фёдорович Романов – русский царь 1613 – 1645гг.
Приложение 8
Основные даты по теме: «Россия на рубеже XVI – XVII веков»
«Смутное время»
1. 1584 – 1598 гг. – правление Фёдора Иоановича. (сына Ивана Грозного)
2. 1589 г. – введение патриаршества в России, Иов – первый патриарх.
3. 1591 г. – гибель царевича Дмитрия.
4. 1590 – 1593 гг. – война со Швецией.
5. 1597 г. – указ об «урочных летах».
6. 1598 – 1605 гг. – правление Бориса Годунова.
7. 1600 г. – преследование бояр Романовых.
8. 1601 – 1603 гг. – неурожайные годы в стране, голод.
9. 1603 г. – восстание Хлопко Косолапа.
10. 1604 г. – появление Лжедмирия I.
11. 1605 г. – свержение династии Годуновых.
12. 1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I.
13. 1606 – 1610 гг. – правление Василия Шуйского.
14. 1606 – 1607 гг. – восстание Ивана Болотникова.
15. 1607 г. – указ В. Шуйского о 15 летнем сроке сыска беглых крестьян.
16. 1607 – 1610 гг. – «Тушинский вор» Лжедмитрий II.
17. 1609 г. – договор России со Швецией против «Тушинцев».
18. 1610 г.- создание нового правительства «Семибоярщины».
19. 1611 г. – первое ополчение П.Ляпунова.
20. 1612 г. – второе ополчение К. Минина и Д. Пожарского.
21. 26 октября 1612 г. – освобождение от поляков Москвы.
22. 4 ноября 2005 г. – введение нового праздника – «День единения русского народа», а также Православный праздник – день Казанской Божьей Матери. ( 4 ноября 2005 г.)
23. Этапы смутного времени:
I этап: 1598 – 1605гг. – династический
II этап: 1605 – 1610гг. – социальный
III этап: 1610 – 1613гг. – национально – освободительный
24. 1616 – 1618 гг. – преодоление Смуты, борьба с Польшей и Швецией.
25. 1613 г. – Земский собор избрал царём Михаила Федоровича Романова
26. 1617 г. – Подписан Столбовский мир со Швецией. Швеция получила побережье Финского залива
27. 1618 г. – Деулинское перемирие с Польшей. Польша получила Смоленск, Чернигов и город Карелы.
28. 1619 г. – вернулся из плена патриарх Филарет, народ связывал с его именем надежду на искоренение разбоя и Смуты.
29. Конец XVI – начало XVII в. – Смутное время в России.
30. 1606 – 1607 гг. – восстание под руководством Ивана Болотникова.
Приложение 9
Основные понятия по теме: «Смутное время»
1. Династический кризис – тяжёлое положение в стране, отсутствие претендентов на престол по прямой династической линии. Например в 1598г. – прервана династия Рюриковичей в связи со смертью бездетного Фёдора Ивановича.
2. Гражданская война - война граждан одного государства, борющихся друг против друга. Г/В – это острая форма внутренней борьбы в государстве, которая сопровождается массовым кровопролитием, существует в обществе несколько противоположных сторон; Г/В разрушает, семью, общество, государство.
3. Интервенция - от позднелатинского – вмешательство. В международном праве – это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Военное вторжение в пределы другого государства.
4. Семибоярщина – группа из семи бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским, захватившая власть в России после свержения
В. Шуйского. Правила в период с 1610 – 1613гг.
5. Ополчение – это военные формирования, которые создавались во время войны из добровольцев, невоеннообязанных в помощь правительственным войскам.
6. Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед Отечеством
7. Смута – это глубокий политический, социально – экономический и духовный кризис в стране.
8. Кризис – положение в стране, когда общество прекращает развиваться прогрессивно (вперёд).
9. Сферы общественного развития – политическая (власть, органы государственного управления), социальная( классы, нации, образование, медицина, пенсии, З/П), духовная ( культура, религия, обычаи народа).
10. Политик – человек, борющийся за власть.
11. Авантюрист – человек, занимающийся беспринципным, рискованным делом в расчете на случайный успех.
12. «Тушинский вор» - самозванец Лжедмитрий II, вор т.к. хотел незаконно занять престол, тушинский т.к. стоял лагерем в селе Тушино.
13. Гражданин - понятие, имеющее юридическое значение, т.е. человек проживающий на территории того или иного государства, имеющий права и обязанности.
14. Гражданственность – это внутреннее состояние человека, связанное с чувством долга перед Родиной, ответственности за судьбу Отечества.
15. «Совет всея земли» - правительство, по образу Земского собора в период 1611 – 1612 гг., создано руководителями I и II ополчения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории по теме "СССР в 1945 - 1953 гг. Идеология и культура".
Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация ...
Методическая разработка урока истории по теме "Николаевская Россия", 8 класс
Данная методическая разработка представляет собой документ в WORD и презентацию. Можно использовать лишь презентацию, если в данном кллассе Вы не применяете групповые способы работы...
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"
Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...
методическая разработка урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 г.г."
Тема урока: Русско – турецкая война 1877- 1878 гг....
Методическая разработка урока истории по теме: "Торговля в средние века" 6 класс
Методическая разработка урока истории по теме: "Торговля в средние века" 6 класс.Урок разрабоан в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка урока истории Приход к власти партии большевиков
Комбинированный урок с использованием технологии развивающего обучения. На уроке используется презентация. Цель урока: сформировать представление о предпосылках и обстоятельствах перехода власти к...