Урок литературы в 9 классе. М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Петухова Любовь Валентиновна

Технологическая карта двух уроков, являющихся обобщением материала по роману М.Лермонтова "Герой нашего времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»

Технологическая карта 2-х уроков по литературе. 9 класс

Учитель русского языка и литературы

Петухова Любовь Валентиновна

Обобщение  по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»  рассчитан

на 2 урока по 40 минут

2018год

Технологическая карта уроков русской литературы

Тип уроков: систематизация и обобщение знаний.

Форма уроков: исследование.

Класс: 9

Тема: «Кто вы, Печорин? Человек иль демон? – Я…»

Цель деятельностная  формировать способность учащихся к новому способу действия, развивать умение проводить исследование художественного текста, вести дискуссию, доказывать свою мысль, воспитывать культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты художественного текста, прививать интерес к изучению истории и литературы родной страны.

Цель образовательная: в ходе дискуссии на основе анализа текста романа открыть для себя новые знания: отношение автора к своему герою.

Личностные результаты: способность к внимательному, вдумчивому прочтению художественного текста повышенной сложности.

Повышение духовного уровня в процессе общения с шедевром русской литературы.

Метапредметные результаты: умение думать, совершая при этом различные мыслительные операции.

Предметные результаты: получают возможность научиться быть внимательным к деталям художественного произведения, развивать в себе умение, изучая новое, сравнивать и сопоставлять с ранее изученным.

Урок рассчитан на 2 часа.

Этап урока

Деятельность

Деятельность

Универсальные учебные действия учеников

учителя

ученика

1-й урок

1. Столкновение с

Мотивировать

Предлагают

УУД личностные: определить свою внутреннюю позицию, дать нравственно -

проблемой

работу

поиски

этическую оценку происходящим в поэме общественным явлениям.

15мин.

учащихся,

решения

УУД регулятивные: определить задачи решения проблемы, спланировать свою

сформулирова

проблемы.

деятельность, прогнозировать результат своей деятельности, рецензировать ответ

ть проблему

оппонента, корректировать свой.

исследования

2. Подготовка

Проводит

Учащиеся

УУД познавательные: умение отобрать нужный материал для исследования,

исследования

необходимый

распределяютс

классифицировать его, строить логическое рассуждение, включающее установление

10мин.

инструктаж,

я на группы по

причинно-следственных связей.

проигрывает

количеству

УУД коммуникативные: умение коллективно вырабатывать общую точку зрения,

возможные

обозначенных

способность к толерантности, брать на себя ответственность за других, за

варианты

предметов

полученный результат, способность в корректной форме формулировать вопрос

хода

исследования.

исследования.

3. Исследование

Вывести

Работают над

УУД личностные: развивать творческое отношение к работе.

художественного

учащихся к

текстом,

УУД регулятивные: рецензировать ответ оппонента, корректировать свой.

текста. 15мин.

обобщениям,

руководствуясь

УУД познавательные: умение систематизировать и обобщать результаты

которые

планом данным

исследования.

впоследствии

учителем

УУД коммуникативные: умение коллективно вырабатывать общую точку зрения.

могут стать

способность к толерантности.

основой для

понимания

идейного

содержания

произведения

2-й урок

4. Выдвижение

Координирует

Исследуют

УУД личностные: развитие критического мышления, умение делать работу над

рабочей версии

работу групп.

рабочую

ошибками.

исследования.

версию.

УУД регулятивные: планируют свою дальнейшую деятельность с точки зрения

15мин.

рабочей версии.

УУД познавательные: приобретают новые знания по теме, ставят новые задачи на

перспективу.

УУД коммуникативные: способность к толерантности.

5. Выдвижение

Направляет детей к выводам по теме с помощью наводящих вопросов.

Через

УУД личностные: определить свою внутреннюю позицию, дать нравственно -

итоговой версии

рассмотренные

этическую оценку происходящим в поэме общественным явлениям.

исследования.

художественны

УУД регулятивные: рецензировать ответ оппонента, корректировать свой.

15мин.

е особенности

УУД познавательные: умение систематизировать и обобщить изученный

произведения

материал.

выйти на его

УУД коммуникативные: умение коллективно вырабатывать общую точку зрения

идейное

содержание

6. Подведение

1.Оценить

Оценивают

УУД личностные: умение объективно оценить свою работу в группе.

итогов

результаты

результаты

УУД регулятивные: развитие склонности к самоанализу.

исследования

исследования,

своей работы,

(рефлексия).

процесс их

рецензируют

10мин.

получения.

работу

2. Выявить

оппонентов,

причины

определяют

типичных и

перспективу

индивидуальн

полученных

ых

знаний

затруднений

учащихся.

3. Показать

перспективу

использовани

я полученного

знания

Формы организации деятельности учащихся:

  1. Работа в малых группах.
  2. Работа экспертной группы.
  3. Коллективная работа.
  4. Индивидуальная работа.

Основные методы работы:

  1. Проблемно – поисковый.

  1. Метод концептуального анализа.

Приемы работы:

  1. Обозначь проблему.
  2. Найди двойственность проблемы (определи оппозицию).
  3. Сформулируй тему урока.
  4. Поиск ключевых слов.

  1. Рефлексия.

Конспект урока

Ход урока.

Первый этап урока.  Столкновение с проблемой.

Просмотр видеоролика с положенным на музыку фрагментом из поэмы М.Лермонтова «Демон».

Деятельность учителя. Дает детям задание сформулировать проблему.

Мы начали урок  не совсем обычно. Вы увидели клип и услышали отрывок из поэмы «Демон». Очень часто Печорина сравнивают с этим героем Лермонтова. У вас не возникло ко мне вопросов?

Деятельность учащихся. Предлагают различные формулировки проблемных вопросов. Итог – тема урока.

Второй этап. Подготовка исследования.

Деятельность учителя. Координирует работу групп. Дает им задание.

Деятельность учащихся. Делятся на группы. Каждая группа получает свое задание и алгоритм его выполнения. Отбор глав, эпизодов, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы.

Третий этап. Исследование художественного текста. Выдвижение рабочих версий.

Деятельность учителя. Организует работу в группах.

Деятельность учащихся.

Первая группа получает задание

План работы

  1. Найти в Википедии определение слова «демон».

Демоны – сверхъестественные существа-полубоги, духи. Они могут творить добро и зло. В христианстве это падший ангел, который утратил милость бога. Демон в переводе с греческого – душа. Он олицетворяет собой вечную борьбу человеческого духамежду добром и злом.

  1. Определить цель М.Ю. Лермонтова в романе.

«История души человеческой…..»

  1. Найти пути достижения автором этой цели.

Отказ от хронологии, смена рассказчиков, постоянное испытание героя.

Вторая группа получает задание раскрыть проблему соотношения демонического и человеческого в личности Печорина, рассматривая испытание героя любовью.

План работы

  1. Проанализировать содержание повестей «Бэла», «Княжна Мери».
  2. Ответить на вопросы: В чем состоят странности Печорина? Почему он добивается любви Бэлы и Мери? Способен ли герой любить? Почему Печорин несчастен?
  3. Заполнить таблицу: черты демона и человека в образе Печорина.

Третья группа получает задание рассмотреть проблему соотношения человеческого и демонического с точки зрения испытания опасностью и составить литературные карты глав и эпизодов по схеме ГЕРОЙ-ЭПИЗОД-ПОВЕДЕНИЕ-ПРИЧИНЫ-ЧЕРТЫ ДЕМОНА-ЧЕРТЫ ЧЕЛОВЕКА

  1. Повесть «Тамань»

Печорин – поездка с Ундиной – безрассудный поступок – жажда приключений – бессмысленно разрушает чужую жизнь – интерес к жизни

  1. Повесть «Фаталист»

Печорин – история с пьяным казаком – бросается навстречу пуле – желание испытать судьбу – вера в бессмертие – смелость

  1. «Дуэль»

Печорин – дуэль с Грушницким – желает примирения – понимает бессмысленность убийства – расчетливость – не хочет быть убийцей

Четвертая группа. Получает задание сформулировать вопросы Печорину. Найти ответы у героя.

План работы

1.  Сформулировать вопросы.

Вы любили по-настоящему? Ваше главное удовольствие в жизни? Что для вас счастье? Цель вашей жизни?

2. Найти ответы в тексте.

3.Оценить их с точки зрения  «демон – человек»

Пятая группа. Ищет ассоциации с образом героя в лирике М.Ю. Лермонтова.

                                                    План работы

1.Проанализировать стихотворения , выбрать строки, характеризующие Печорина, подходящие к его душевному состоянию.

«И кучно, и грустно…» «Печально я гляжу на наше поколенье…» «Нет, я не Байрон…»

2. Ответить на вопрос: почему Печорин стал таким?

Прочитать исповедь Печорина.

Четвертый этап. Выдвижение рабочей версии исследования.

Деятельность учителя: координирует работу групп.

Деятельность учащихся: исследуют рабочую версию.

Пятый этап. Работа экспертов. Выдвижение итоговой гипотезы исследования.

Итогом исследования становится таблица, заполненная в результате обсуждения рабочих версий групп. Учитель подводит учащихся к логическому выводу с помощью наводящих вопросов:

Каких качеств героя – положительных или отрицательных – получилось больше?

Почему?

Как же мы ответим на вопрос темы урока?

Печорин – человек. Но какой?

Может, он вам кого-нибудь напоминает?

Как вы думаете, о ком И.Андронников сказал: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, скромного, язвительного, мечтательного…Поэта бессмертного и всегда молодого»

Шестой этап. Подведение итогов исследования (рефлексия).

Вопросы для самоанализа.

  1. Довольны ли вы результатом своей деятельности?
  2. Интересно вам было исследовать этот материал?
  1. Как вы считаете, где могут быть использованы полученные сегодня навыки исследовательской работы?

Домашнее задание. Написать сочинение –рассуждение на тему «Кто же для меня Печорин?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Тема:    «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Це...

Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"

Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...

Уроки Достоевского: пеступники и преступления прошлого и нашего времени

              Уроки Достоевского: преступники и преступления прошлого и нашего времени Работа  содержит основные результаты выполнения проекта, цель...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Итоговый урок по произведению Лермонтова М.Ю. "Герой нашего времени" - "Суд над Печориным"

Итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Цель: Обобщить знания учащихся о Печорине, герое произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Задачи: 1. Проследить развитие харак...