Урок литературы в 9 классе. М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Технологическая карта двух уроков, являющихся обобщением материала по роману М.Лермонтова "Герой нашего времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9_klasse.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»
Технологическая карта 2-х уроков по литературе. 9 класс
Учитель русского языка и литературы
Петухова Любовь Валентиновна
Обобщение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» рассчитан
на 2 урока по 40 минут
2018год
Технологическая карта уроков русской литературы
Тип уроков: систематизация и обобщение знаний.
Форма уроков: исследование.
Класс: 9
Тема: «Кто вы, Печорин? Человек иль демон? – Я…»
Цель деятельностная – формировать способность учащихся к новому способу действия, развивать умение проводить исследование художественного текста, вести дискуссию, доказывать свою мысль, воспитывать культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты художественного текста, прививать интерес к изучению истории и литературы родной страны.
Цель образовательная: в ходе дискуссии на основе анализа текста романа открыть для себя новые знания: отношение автора к своему герою.
Личностные результаты: способность к внимательному, вдумчивому прочтению художественного текста повышенной сложности.
Повышение духовного уровня в процессе общения с шедевром русской литературы.
Метапредметные результаты: умение думать, совершая при этом различные мыслительные операции.
Предметные результаты: получают возможность научиться быть внимательным к деталям художественного произведения, развивать в себе умение, изучая новое, сравнивать и сопоставлять с ранее изученным.
Урок рассчитан на 2 часа.
Этап урока | Деятельность | Деятельность | Универсальные учебные действия учеников |
учителя | ученика | ||
1-й урок | |||
1. Столкновение с | Мотивировать | Предлагают | УУД личностные: определить свою внутреннюю позицию, дать нравственно - |
проблемой | работу | поиски | этическую оценку происходящим в поэме общественным явлениям. |
15мин. | учащихся, | решения | УУД регулятивные: определить задачи решения проблемы, спланировать свою |
сформулирова | проблемы. | деятельность, прогнозировать результат своей деятельности, рецензировать ответ | |
ть проблему | оппонента, корректировать свой. | ||
исследования | |||
2. Подготовка | Проводит | Учащиеся | УУД познавательные: умение отобрать нужный материал для исследования, |
исследования | необходимый | распределяютс | классифицировать его, строить логическое рассуждение, включающее установление |
10мин. | инструктаж, | я на группы по | причинно-следственных связей. |
проигрывает | количеству | УУД коммуникативные: умение коллективно вырабатывать общую точку зрения, | |
возможные | обозначенных | способность к толерантности, брать на себя ответственность за других, за | |
варианты | предметов | полученный результат, способность в корректной форме формулировать вопрос | |
хода | исследования. | ||
исследования. | |||
3. Исследование | Вывести | Работают над | УУД личностные: развивать творческое отношение к работе. |
художественного | учащихся к | текстом, | УУД регулятивные: рецензировать ответ оппонента, корректировать свой. |
текста. 15мин. | обобщениям, | руководствуясь | УУД познавательные: умение систематизировать и обобщать результаты |
которые | планом данным | исследования. | |
впоследствии | учителем | УУД коммуникативные: умение коллективно вырабатывать общую точку зрения. | |
могут стать | способность к толерантности. | ||
основой для | |||
понимания | |||
идейного | |||
содержания | |||
произведения | |||
2-й урок | |||
4. Выдвижение | Координирует | Исследуют | УУД личностные: развитие критического мышления, умение делать работу над |
рабочей версии | работу групп. | рабочую | ошибками. |
исследования. | версию. | УУД регулятивные: планируют свою дальнейшую деятельность с точки зрения | |
15мин. | рабочей версии. | ||
УУД познавательные: приобретают новые знания по теме, ставят новые задачи на | |||
перспективу. | |||
УУД коммуникативные: способность к толерантности. | |||
5. Выдвижение | Направляет детей к выводам по теме с помощью наводящих вопросов. | Через | УУД личностные: определить свою внутреннюю позицию, дать нравственно - |
итоговой версии | рассмотренные | этическую оценку происходящим в поэме общественным явлениям. | |
исследования. | художественны | УУД регулятивные: рецензировать ответ оппонента, корректировать свой. | |
15мин. | е особенности | УУД познавательные: умение систематизировать и обобщить изученный | |
произведения | материал. | ||
выйти на его | УУД коммуникативные: умение коллективно вырабатывать общую точку зрения | ||
идейное | |||
содержание | |||
6. Подведение | 1.Оценить | Оценивают | УУД личностные: умение объективно оценить свою работу в группе. |
итогов | результаты | результаты | УУД регулятивные: развитие склонности к самоанализу. |
исследования | исследования, | своей работы, | |
(рефлексия). | процесс их | рецензируют | |
10мин. | получения. | работу | |
2. Выявить | оппонентов, | ||
причины | определяют | ||
типичных и | перспективу | ||
индивидуальн | полученных | ||
ых | знаний | ||
затруднений | |||
учащихся. | |||
3. Показать | |||
перспективу | |||
использовани | |||
я полученного | |||
знания |
Формы организации деятельности учащихся:
- Работа в малых группах.
- Работа экспертной группы.
- Коллективная работа.
- Индивидуальная работа.
Основные методы работы:
- Проблемно – поисковый.
- Метод концептуального анализа.
Приемы работы:
- Обозначь проблему.
- Найди двойственность проблемы (определи оппозицию).
- Сформулируй тему урока.
- Поиск ключевых слов.
- Рефлексия.
Конспект урока
Ход урока.
Первый этап урока. Столкновение с проблемой.
Просмотр видеоролика с положенным на музыку фрагментом из поэмы М.Лермонтова «Демон».
Деятельность учителя. Дает детям задание сформулировать проблему.
Мы начали урок не совсем обычно. Вы увидели клип и услышали отрывок из поэмы «Демон». Очень часто Печорина сравнивают с этим героем Лермонтова. У вас не возникло ко мне вопросов?
Деятельность учащихся. Предлагают различные формулировки проблемных вопросов. Итог – тема урока.
Второй этап. Подготовка исследования.
Деятельность учителя. Координирует работу групп. Дает им задание.
Деятельность учащихся. Делятся на группы. Каждая группа получает свое задание и алгоритм его выполнения. Отбор глав, эпизодов, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы.
Третий этап. Исследование художественного текста. Выдвижение рабочих версий.
Деятельность учителя. Организует работу в группах.
Деятельность учащихся.
Первая группа получает задание
План работы
- Найти в Википедии определение слова «демон».
Демоны – сверхъестественные существа-полубоги, духи. Они могут творить добро и зло. В христианстве это падший ангел, который утратил милость бога. Демон в переводе с греческого – душа. Он олицетворяет собой вечную борьбу человеческого духамежду добром и злом.
- Определить цель М.Ю. Лермонтова в романе.
«История души человеческой…..»
- Найти пути достижения автором этой цели.
Отказ от хронологии, смена рассказчиков, постоянное испытание героя.
Вторая группа получает задание раскрыть проблему соотношения демонического и человеческого в личности Печорина, рассматривая испытание героя любовью.
План работы
- Проанализировать содержание повестей «Бэла», «Княжна Мери».
- Ответить на вопросы: В чем состоят странности Печорина? Почему он добивается любви Бэлы и Мери? Способен ли герой любить? Почему Печорин несчастен?
- Заполнить таблицу: черты демона и человека в образе Печорина.
Третья группа получает задание рассмотреть проблему соотношения человеческого и демонического с точки зрения испытания опасностью и составить литературные карты глав и эпизодов по схеме ГЕРОЙ-ЭПИЗОД-ПОВЕДЕНИЕ-ПРИЧИНЫ-ЧЕРТЫ ДЕМОНА-ЧЕРТЫ ЧЕЛОВЕКА
- Повесть «Тамань»
Печорин – поездка с Ундиной – безрассудный поступок – жажда приключений – бессмысленно разрушает чужую жизнь – интерес к жизни
- Повесть «Фаталист»
Печорин – история с пьяным казаком – бросается навстречу пуле – желание испытать судьбу – вера в бессмертие – смелость
- «Дуэль»
Печорин – дуэль с Грушницким – желает примирения – понимает бессмысленность убийства – расчетливость – не хочет быть убийцей
Четвертая группа. Получает задание сформулировать вопросы Печорину. Найти ответы у героя.
План работы
1. Сформулировать вопросы.
Вы любили по-настоящему? Ваше главное удовольствие в жизни? Что для вас счастье? Цель вашей жизни?
2. Найти ответы в тексте.
3.Оценить их с точки зрения «демон – человек»
Пятая группа. Ищет ассоциации с образом героя в лирике М.Ю. Лермонтова.
План работы
1.Проанализировать стихотворения , выбрать строки, характеризующие Печорина, подходящие к его душевному состоянию.
«И кучно, и грустно…» «Печально я гляжу на наше поколенье…» «Нет, я не Байрон…»
2. Ответить на вопрос: почему Печорин стал таким?
Прочитать исповедь Печорина.
Четвертый этап. Выдвижение рабочей версии исследования.
Деятельность учителя: координирует работу групп.
Деятельность учащихся: исследуют рабочую версию.
Пятый этап. Работа экспертов. Выдвижение итоговой гипотезы исследования.
Итогом исследования становится таблица, заполненная в результате обсуждения рабочих версий групп. Учитель подводит учащихся к логическому выводу с помощью наводящих вопросов:
Каких качеств героя – положительных или отрицательных – получилось больше?
Почему?
Как же мы ответим на вопрос темы урока?
Печорин – человек. Но какой?
Может, он вам кого-нибудь напоминает?
Как вы думаете, о ком И.Андронников сказал: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, скромного, язвительного, мечтательного…Поэта бессмертного и всегда молодого»
Шестой этап. Подведение итогов исследования (рефлексия).
Вопросы для самоанализа.
- Довольны ли вы результатом своей деятельности?
- Интересно вам было исследовать этот материал?
- Как вы считаете, где могут быть использованы полученные сегодня навыки исследовательской работы?
Домашнее задание. Написать сочинение –рассуждение на тему «Кто же для меня Печорин?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Тема: «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Це...
Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"
Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...
Уроки Достоевского: пеступники и преступления прошлого и нашего времени
Уроки Достоевского: преступники и преступления прошлого и нашего времени Работа содержит основные результаты выполнения проекта, цель...
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Материал к уроку по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс
Материал для анализа главы "Княжна Мери"...
Итоговый урок по произведению Лермонтова М.Ю. "Герой нашего времени" - "Суд над Печориным"
Итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Цель: Обобщить знания учащихся о Печорине, герое произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Задачи: 1. Проследить развитие харак...